А. Юнусова,
востоковед
ВНЕДРЕНИЕ РАДИКАЛЬНЫХ ИДЕОЛОГИЙ В МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН
В последнее время в различных регионах России правоохранительными органами были задержаны члены экстремистской религиозной организации «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» (Партия освобождения ислама). «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» была внесена в список 15 организаций экстремистского толка, чья деятельность запрещена на территории Российской Федерации. Членами организации были в основном молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, многие из которых обратились в ислам год-два назад под влиянием энергичных партийных наставников. Интересно, что среди задержанных членов партии далеко не всех можно отнести к «этническим мусульманам», многие имеют славянские имена и фамилии и весьма поверхностные представления об исламе. Что привело их в ряды борцов за идеи всемирного халифата? Нужен ли им халифат? И нужна ли российским мусульманам партия возрождения ислама?
Не вдаваясь в исторические подробности, хотелось бы напомнить, что ислам никогда не господствовал в России политически (с XVI в. мусульмане проживают в составе православно ориентированного общества), не был состоятелен в экономическом плане (причем настолько, что собственно мусульманские экономические принципы - вакуф, закят и др. - не смогли получить здесь должного развития), не был доминантой массового сознания мусульман, продолжающих параллельно придерживаться и доисламских традиционных родоплеменных культов.
Нет необходимости в очередной раз доказывать, что российские мусульмане с самого момента вхождения в Российское государство и по сей день являются носителями открытого, спокойного, неагрессивного и терпимого вероучения. Ислам Урало-Поволжья, исповедуемый татарами и башкирами, никогда не был лозунгом сепаратизма или экстремизма. Он прошел испытание временем, остался самим собой и продолжает оставаться основой каждодневного бытия и образа жизни, вероучением, проповедующим милосердие, любовь к ближнему, терпимость ко всем иным убеждениям, почтение к старшим, любовь к России и каждому ее
гражданину. Патриотизм мусульманина - долг мусульманина. Так учат Коран, Сунна, хадисы. Сохранению морально-нравственных ценностей мусульманского общества эпохи Пророка Мухаммеда способствует и устойчиво развивающаяся система передачи знаний в исламе, опирающаяся на осознанное восприятие Корана.
Российские мусульмане, проживающие на протяжении десяти веков в поликонфессиональном обществе, всегда придерживались правила: «Чти свою веру, но и уважай чужую». Сегодня, например, на карге Башкортостана мы видим смешение сел и деревень с башкирским, русским, татарским, удмуртским, белорусским населением, жители которых исповедуют и православие, и ислам, возрождают древние культы, принимают новые вероучения. В крупных населенных пунктах строятся и стоят рядом мечети и христианские храмы, служители которых проповедуют одни и те же ценности, призывают к одним благим целям. И все же...
У современных религиозных обществ России, в том числе Урало-Поволжского региона, очень много проблем. Это безверие и цинизм, опустошенность многих наших сограждан, это слабо развитая система религиозного образования и отсутствие грамотных кадров священнослужителей, это неумение противостоять натиску идеологии «рынка» и криминала на жизнь общины. Одна из бед российского ислама - внутреннее противоборство мусульманского духовенства и разобщенность мусульманского общества.
Достаточно слабый экономически и организационно российский мусульманский социум стал объектом интервенции радикальных идеологий, международных террористических организаций, мобилизующих социально незрелую молодежь. Именно молодежь пытаются сегодня сделать опорой для реализации великодержавных планов строителей всемирного халифата. Самое слабое звено в сегодняшнем российском исламе - система передачи знаний, просвещения. Мощный импульс в строительстве системы мусульманского образования, печати, культуры в целом, полученный в начале XX в., так и не получил дальнейшего развития, а в 20-30-е годы был и вовсе пресечен политикой воинствующего атеизма.
К началу 90-х годов знания об исламе сохранились у российских «этнических» мусульман в виде фрагментарных представлений и бытующих на семейно-бытовом уровне традиций. Полное отсутствие религиозной литературы, знаний Корана и навыков его чтения, условность при соблюдении тех или иных обрядов - таким был ислам в России к началу эпохи религиозной свободы и кон-
фессионального плюрализма, провозглашенного Законом РФ «О свободе совести» 1991 г. 90-е годы прошли в России под знаком «возрождения» ислама. В стране, мусульмане которой десятилетиями испытывали острый недостаток в книгах религиозного содержания, появилась масса религиозной литературы, изданной как в России, так и за рубежом, которую можно подразделить на три группы:
1. Научная, научно-популярная и просветительская литература по истории ислама, шариата, коранистике, хадисоведению, научные и популярные издания текстовых источников по истории мусульманской религии, опубликованные первоисточники, прежде всего - Коран, а также хадисы (Сахих аль-Бухари, 40 хадисов имама ан-Навави), канонические тексты выдающихся богословов Средневековья, тафсиры. Эти издания предназначены как для изучающих основы ислама, так и для специалистов историков, религиоведов, востоковедов, а также для всех интересующихся исламом как частью мировой культуры.
2. Религиозная дидактическая литература, призванная научить верующих азам религиозной культовой практики, дать основы исламского вероучения.
3. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. появились и печатные издания, имеющие прямое указание на принадлежность к экстремистским организациям, в том числе - к партии «Хизб ут-Тахрир аль Исла-ми», в виде авторства - Такиуддина ан-Набахони, основателя и лидера партии, либо в виде указания «издание Хизб ут-Тахрир», либо в виде конкретных указаний на «Хизб ут-Тахрир» в самом тексте книг, журналов, брошюр, листовок. Массовыми тиражами стал распространяться журнал «Аль Вай».
В 2002-2005 гг. партия «Хизб ут-Тахрир», укрепив свои позиции в странах Центральной Азии, особенно в Узбекистане, активизировалась в регионах России. Современный этап ее деятельности можно назвать «русским». Его особенностью является массовое тиражирование пропагандистской литературы на русском языке, распространение русскоязычной версии журнала «Аль-Вай» в регионах страны, создание русскоязычного сайта партии, который свободен для доступа желающих. Особое место в пропаганде идей Хизб ут-Тахрир занимают листовки, издаваемые на русском языке и распространяемые в мечетях России: «Прокламация относительно хода действия», «Правоохранительные органы РФ фальсифицируют факты и лживо обвиняют Хизб-ут-Тахрир», «Сближе-
ние с уммой», «Как вести себя в случае контакта со спецслужбами», «Подготовка преподавателей». Распространяемая на русском языке идеологическая и пропагандистская литература «Хизб ут-Тахрир» обильно приправлена выдержками из Корана, которые также приведены на русском языке.
Ислам, исламская риторика, цитирование Корана - все это используется лишь кик идеологический антураж. Примечательно, что члены ячеек «Хизб ут-Тахрир» уделяют очень мало времени изучению религии, вовсе не изучают арабский язык, а умение читать Коран не является задачей обучения. Известно, что на первом этапе вовлечения в партию (при обучении) в перечень изучаемых предметов входят политика, экономика, социология, география, религия. Последней отводится не более 15% от времени всего учебного процесса.
В результате столь массированной идеологической интервенции в среде российского ислама резко увеличилось число мусульман из числа русской молодежи. По словам имамов мечетей Свердловской, Нижегородской областей, Чувашии, Мордовии, по пятницам и праздничным дням среди посетителей мечети молодежь русской национальности составляет от 15 до 40%. Согласно материалам прессы, членами «Хизб ут-Тахрир» в Башкирии были в основном молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, далеко не всех из них можно отнести к «этническим мусульманам», многие имеют русские, белорусские, украинские имена и фамилии и весьма поверхностные представления об исламе. В среде русскоязычной мусульманской молодежи популярен «исламский рэп», песни «Хизб ут-Тахрир», Тимура Кодзоева. В декабре 2004 г. активисты «Хизб ут-Тахрир» были задержаны в городах Башкортостана, Татарстана, Удмуртии и других регионов Урало-Поволжья. Как сообщает пресса, члены группировки занимались деятельностью, направленной на возбуждение среди населения сепаратистских настроений по отделению от России некоторых мусульманских регионов и объединению в рамках Всемирного халифата. Члены организации вели активную работу по пополнению своих рядов, вербуя жителей республики, в том числе бывших заключенных, проводили агитационно-пропагандистские акции.
Распространение радикальных идеологий, пополнение новоявленными мусульманами рядов экстремистских движений, востребованность подобных идей молодежью свидетельствуют о глубоком социальном неблагополучии, религиозном и правовом
невежестве. Психологически незащищенная личность, испытывая жизненные неурядицы, не получая ответа на извечные российские вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?», не находя справедливости, легко подвергается соблазну получить все и сразу. И здесь вопрос лишь в том, кто предложит, приманит, приголубит.
Вот и оказалось, что приманили молодых людей идеей некоего справедливого царства-государства - халифата, о котором они помнят что-то из школьной программы, и то весьма смутно. Реальная история арабского халифата, омейядского и аббасидско-го, им неизвестна, как неизвестна и история Османской империи, султан которой был носителем титула халифа. Не знают они и то, какими были эти халифы династии Османов, воплощали ли они в себе добродетели Пророка Мухаммеда. Знают молодые люди лишь то, что халифат должен объединить всех мусульман мира, и тогда для мусульман наступит рай на земле, и за этот рай они готовы и хату покинуть, и уйти воевать, как некогда герои светловской «Гренады».
Судя по многочисленным материалам прессы и интернет-сайтов, задержанные члены «Хизб ут-Тахрир» наряду с поверхностными знаниями об исламе и халифатском его будущем проявляли «зомбированность», они явно подвергались психологическому воздействию. Несмотря на демонстративную преданность идеям партии, арестованные молодые люди чувствуют себя явно растерянными. Только после задержания правоохранительными органами многие из них стали осознавать необходимость чтить Уголовный кодекс. Ради какого благополучия в неведомом халифате оставили они свой, пусть и сложный, но привычный и понятный мир?
Состоявшиеся в регионах страны судебные процессы по делу членов «Хизб ут-Тахрир» в большинстве завершились условными наказаниями, лишь в Башкирии дело было доведено до логического завершения. В августе 2005 г. Верховный суд Республики Башкортостан приговорил членов ячеек к 4-9 годам лишения свободы. В ноябре того же года Верховный суд РФ подтвердил приговор. Башкирия в целом продемонстрировала довольно устойчивый иммунитет к распространению радикальных течений и идеологий. Идеи всемирного халифата не получили здесь поддержки, а большинству верующих остались просто непонятными. Проведенные исследования показывают, что вполне адекватно понимается верующими джихад. 41% из опрошенных нами верующих мусульман рассматривают джихад как борьбу со своими недостатками, еще 25%
склонны рассматривать джихад как борьбу со своими недостатками и недостатками в обществе, и только 9% понимают джихад как борьбу за веру, при этом ни один из опрошенных не рассматривает джихад как борьбу с оружием в руках.
Реальность такова, что идеи халифата в России вряд ли найдут последователей среди по-настоящему правоверных мусульман. Да и мусульмане всего мира тоже вряд ли стремятся к всемирному халифату. Каждому из них Аллахом уготованы свое место в мире, своя судьба в своей стране.
«Восточный социум и религия», М., 2009, с. 304-311.
Павел Святенков, политический обозреватель ЧЕЧНЯ: ТОЧКА УЯЗВИМОСТИ ДЛЯ РОССИИ
Какова роль Чечни в современной политической системе России? На этот вопрос ответить легко и сложно одновременно. Архимеду приписывают знаменитые слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Подобная логика, логика точки опоры, действительна и в политике. Но если в науке точка нужна, чтобы на нее опираться, то в политике - чтобы оказывать влияние на противника через брешь в его обороне. Назовем эту брешь точкой уязвимости. О ней и поговорим. Точка уязвимости совершенно не обязательно должна быть реальной. Главное, чтобы существовала внешняя сила, заинтересованная сделать ее таковой. Например, расстрел польских офицеров в Катыни - событие, превращенное в камень преткновения российско-польских отношений. Почему? Да потому, что оно объявлено таковым. Запад был заинтересован в разрушении хороших отношений между СССР и Польшей, возникших в результате общего сопротивления Гитлеру в ходе Второй мировой войны. И потому возникла тема Катыни и как следствие -мести русским за Катынь. При этом игнорируется тот факт, что СССР извинялся. Ибо любое покаяние в межгосударственных делах обладает одним странным свойством - оно может быть признано недостаточным. И сколько бы вы ни каялись, ни бились лбом о стену, вам будут кричать: «Мало! Мало! Еще!». Свойства точки уязвимости таковы, что она объявляется сверхценной, а все прочее - неважным.