м
МИРОВОИ ОПЫТ
К. Гржегоржевска, сотрудник Института раннего детского развития Астрид Линдгрен (Познань, Польша) Я. Конижна-Бличарж, сотрудник Института раннего детского развития Астрид Линдгрен (Познань, Польша)
Внедрение проектного подхода с детьми от полутора до трех лет
Группа детей в возрасте от полутора до трех лет и их родители изучили свет и предметы, его излучающие, в дошкольной программе, разработанной Институтом раннего детского развития Астрид Линдгрен в Польше. Цель этой дошкольной программы состоит в том, чтобы помочь детям получить положительный социальный опыт через безопасный и интересный контакт с новой группой детей и взрослых при поддержке и участии их собственных родителей. Статья описывает три фазы проекта и обсуждает преимущества и выгоды, которые получат участвующие в программе дети, родители и учителя.
Предпосылки
к предварительному проекту. Институт Астрид Линдгрен
Институт раннего детского развития Астрид Линдгрен (ALI), организованный в 1993 году, является неправительственной организацией, расположенной в Познани, Польша. ALI состоит из команды междисциплинарных специалистов в области психологии, социологии, образования, а также специалистов в области образования в раннем возрасте. ALI сотрудничает с другими организациями и учреждениями в Польше и на международном уровне поддерживает программы развития и образования маленьких детей. Его миссия - построение «культуры маленького ребенка» как основы демократического общества (рис. 1).
Рис. 2 показывает различные области работы ALI. Институт поддерживает развитие малышей и их семьи, предоставляя возможность получить игровой опыт детям в возрасте от рождения до пяти лет. Для достижения этой цели институт проводит семинары для родителей и воспитателей, а также включает родителей в деятельность детей. Поддержка и обеспечение образовательной среды осуществляется за счет обучения педагогов и других специалистов, работающих с маленькими детьми. Гражданская и социальная активность
* Статья Katarzyna Grzegorzewska & Jagoda Konieczna-Blicharz «The Lights Pre-project: Implementation of the Project Approach with Children under 3 Years of Age», 2011, 13, 1 публикуется с любезного разрешения журнала Early Childhood Research and Practice.
Рис. 1. Малыши, посещающие Институт раннего детского развития Астрид Линдгрен
Рис. 2. Возможные виды работ в рамках ALI
ALI связана с продвижением института, а также с созданием и распространением моделей решения различных проблем социального взаимодействия.
Философия ALI сосредоточивается на уважении потребностей ребенка и его прав во всех аспектах социального пространства - семьи, образования и общества (рис. 3).
МИРОВОМ ОПЫТ
а
Рис. 3. Дети рисуют вместе согласно программе ALI
Клуб для детей двух лет
Упражнения, описанные в этом разделе, проводились в Клубе детей двух лет (K2). Участие в K2 позволяет детям получить положительный социальный опыт через безопасный и интересный контакт с новой группой детей и взрослых при поддержке и участии их родителей. Занятия в K2 направлены на физическое развитие детей, развитие познавательного интереса и самостоятельности (независимости). На занятиях дети экспериментируют с различными материалами, вовлекая в процесс все сенсорные системы и воображение. Взрослые поддерживают детей, активно сопровождая их во время занятий; помимо этого родители обмениваются опытом. Встречи с родителями - неотъемлемая часть программы K2, которая способствует установлению контакта между сотрудниками ALI и родителями. Подобные встречи также предоставляют возможность родителям и учителям обмениваться информацией и говорить о наиболее важных и повседневных аспектах детского развития.
Проектный подход в ALI
Проектный подход - часть учебного плана в программе ALI. В период с 2005 по 2008 год профессор Лилиан Кац обучала штат сотрудников ALI и педагогов из четырех экспериментальных дошкольных учреждений методам внедрения проектного подхода (рис. 4). Доктор Кац подготовила четырех тренеров ALI, способных обучать проектному подходу и сопровождать педагогов, которые работают в его рамках.
Затем занятия, основанные на использовании проектного подхода, были организованы
для специалистов, работающих с маленькими детьми в возрасте от 1 года 5 месяцев до 5 лет (были задействованы 110 педагогов из 28 дошкольных учреждений и четыре тренера из Германии).
Оригинальная модификация проектного подхода, разработанного в ALI, рассматривается как возможный путь для разработки методов, благодаря которым маленькие дети могут исследовать и узнавать мир. В 2007-2009 годах в данном проекте приняли участие 630 семей; родители посетили вводное занятие программы, использующей проектный подход, и затем вместе с детьми посещали занятия, на которых применялся проектный подход.
Рис. 4. Доктор Кац (в центре) с группой тренеров ALI, подготавливаемых в рамках проектного подхода
Предпроекты и проекты отличаются по нескольким параметрам, например: по возрасту детей, участвующих в проекте; по роли педагога; по степени вовлеченности родителей, по последовательности реализации этапов проекта; по направлениям, в которых принимают участие дети. Также различия видны в типах исследовательской деятельности и способах, которыми представляются новые данные.
В обычных группах родители помогают детям найти нужную информацию, поддерживают детей в ходе реализации проекта, при этом они делают все это в домашних условиях. Только на заключительном этапе родители детей любой возрастной категории участвуют вместе с детьми в подведении итогов и торжестве по случаю окончания программы.
Здесь же родители активны и вовлечены в каждый этап реализации проекта. Они участвуют в выборе темы, планировании упражнений, поддержке детей, а также праздновании детских успехов и достижений. Выбор тематики предпроектов осуществляется на основе деятельности клуба К2. Родительская
МИРОВОИ ОПЫТ
включенность и кооперация важны по нескольким причинам. Активное участие детей часто зависит от участия их родителей. Родители также играют важную роль во включении знаний и опыта, полученных на занятиях, в повседневную среду.
Предпроект по изучению света
Рассматриваемый проект осуществлялся в рамках Клуба K2 в течение 4 месяцев. Дети и семьи встречались раз в неделю на сеансе продолжительностью 90 минут. Предпроект был реализован независимо в двух группах. В общей сложности в нем приняли участие 24 ребенка и 24 родителя.
Этап №1. Запуск предпроекта. Выбор темы
Первый этап начинается с выбора темы проекта. Обычно тематика выбирается на вводной встрече, посвященной проектному подходу, или же во время встреч K2. Мы рассказываем родителям о примерных образцах проектов, реализуемых в ALI, узнаем об интересах, увлечениях, любимых играх и игрушках их детей. На основе этих данных педагоги создают некоторые возможные темы для рассмотрения. Если тем слишком много, окончательный выбор основывается на учете ресурсов, доступных ALI и родителям, а также путем голосования. Рассмотрим один из примеров, на основе которого и была выбрана тема нашего проекта. Темы, затронутые в ходе встреч курса K2, включали: автомобили, хлеб, тесто, воду, инструменты, мяч и яйцо. В случае рассматриваемого в данной статье проекта по изучению света инициатива исходила от одной мамы, которая ярко запомнила игровое занятие, где дети изучали огни на новогодней елке.
Рис. 5, 6. Дети изучают фонарики
Одна из составляющих роли педагога на начальном этапе проекта состоит в выявлении актуальных знаний и уровня понимания детьми того, что такое свет. Первым шагом было выяснение заинтересованности детей в этой теме. Для этого педагоги провели ряд упражнений, включающих в себя экспериментирование со светом. (См. рис. 5 и 6, на которых дети изучают фонарики.) Следующим шагом было наблюдение и обсуждение, в ходе которых педагоги выясняли, что дети знают о свете и что они хотят о нем узнать.
Размышления относительно этапа №1
Педагоги считают, что, принимая участие в первом этапе предпроекта, дети получают важнейшие представления об их собственной компетентности и роли. Подобные представления могут быть сформулированы таким образом: «То, что я делаю, говорю и думаю - это важно»; «Ко мне относятся серьезно и с уважением»; «У меня есть влияние на то, что происходит в группе».
Этап №2. Непосредственно начало занятий. Первые исследования
«Что излучает свет в нашем классе?» - один из первых вопросов для изучения и исследования во время второго этапа (рис. 7 и 8).
Взрослые и дети вместе рассматривали различные источники света (рис. 9). Педагоги сделали вывод, что благодаря этому упражнению дети открыли для себя то, как работают различные светильники и источники света. Они узнали новые слова: «светильник», «торшер», «провода», «лампочки». Дети сами пробовали производить какие-либо действия и наблюдали за их результатами («я включил выключатель -появился свет; я выключил выключатель - свет погас»).
Дети убедились в том, что они могут оказывать влияние на окружающую среду и предметы; было заметно, что они гордятся тем, что чему-то научились. Они также имели возможность сосредоточиться на конкретной деятельности на протяжении длительного времени, если, конечно, эта проблема их заинтересует.
Другое упражнение включало исследование и экспериментирование с рождественскими гирляндами. Дети и взрослые вместе
Рис. 7,8. Дети и взрослые ищут ответ на вопрос: «Что излучает свет в нашем классе?»
Рис. 9. Малыши исследуют настенный переключатель
рассматривали различные гирлянды с рождественскими огоньками (рис. 10-12).
Педагоги отмечали, что в результате этих исследований-экспериментов дети могли продемонстрировать новые знания и новый уровень понимания. Так дети расширили свой словарный запас, узнали больше слов, связанных с рождественской елкой, а также узнали, как работают рождественские гирлянды и каких они бывают цветов. Дети заметили, что
Рис. 10-12. Исследование рождественских гирлянд
некоторые лампочки на гирляндах не работали, потому что перегорели, поняли, что взрослые могут это исправить, поставив вместо старой лампы новую. Дети также могли понаблюдать за работой и сравнить различные типы светильников. Дети стали охотнее разговаривать с посторонними взрослыми, правильно формулировать вопросы.
Продолжение предпроекта предполагало знакомство с множеством разнообразных лампочек (рис. 13-17). Малыши наблюдали за взрослыми и участвовали в эксперименте, который можно назвать «Эта лампочка подойдет сюда?».
Педагоги сделали вывод, что во время второго этапа дети получили дополнительные знания. Они узнали о существовании различных видов лампочек, проверили, на что те похожи, сравнивая цвета, размер и формы, наблюдали за процессом смены лампочки. Дети научились делать что-то совместно со взрослыми и со сверстниками, вместе устранять неисправности. Также дети продемонстрировали черты «маленьких исследователей» - любопытство, тщательное наблюдение, способность задавать вопросы и проверять собственные предположения.
МИРОВОИ ОПЫТ
Рис. 13. Дети наблюдают, как взрослый сменяет лампочку
Рис. 14, 15. Малыши исследуют различные виды лампочек
Рис. 16,17. Малыши наблюдают, как работа-
ют лампочки
Поездка в магазин «Castorama»
Поездка в магазин «Castorama» для реализации практической части занятий предоставила детям и их родителям много возможностей понаблюдать, провести исследование (рис. 18-24). Во время этой поездки у них была возможность пообщаться с экспертом-консультантом, который отвечал на их вопросы, а также сделать зарисовки (рис. 25-27).
Во время практики в магазине «Castorama» дети имели возможность узнать много нового.
Рис. 18-20. Малыши и их родители в поездке-практике в магазине «Castorama»
Рис. 21, 22. Дети рассматривают лампы в магазине «Castorama»
Рис. 23, 24. Дети рассматривают мелкие детали систем освещения
_ О I
Рис. 25-27. Детские зарисовки ламп и осветительных систем, сделанные в магазине «Castorama»
Они увидели различные виды лампочек, светильников и выключателей. Они получили опыт общения с взрослыми через вопросы, которые сами научились задавать. Они узнали, что в магазине могут найти много всего интересного (рис. 28-29). Дети поняли, что могут применить полученные знания в повседневной жизни. Они разошлись по домам, получив задание выяснить «какие лампы есть у вас дома?».
Дети убедились, что они могут делать открытия и узнавать новое в разных местах, -
Рис. 28, 29. Листы наблюдения для посетивших магазин «Castorama»
например, дома или во время прогулки с родителями. Они увидели, что другие люди интересуются их открытиями и что они могут говорить с другими взрослыми и детьми о том, что они изучают.
Продолжение практических исследований в рамках проекта
Во время второго этапа взрослые принесли в класс свечи для того, чтобы дети могли поэкспериментировать с ними (рис. 30 и 31). Новые упражнения этого этапа включали использование лазера и проектора. Дети получили возможности исследовать другие источники света (рис. 32 и 33).
Рис. 30, 31. Группа детей и взрослых исследует свечи
Рис. 32, 33. Дети исследуют свет от лазера и проектора
Во время второго этапа использовались разнообразные способы исследования. Дети делали набросок и/или копировали свет, который отбрасывает лампа или тень, появляющаяся на потолке от горящего фонарика (рис. 34, 35). Дети собирали головоломку-пазл с фотографией лампы. А еще малыши делали аппликации из кусочков цветной бумаги, имитирующие огни рождественской елки (рис. 36, 37).
МИРОВОМ ОПЫТ
С помощью взрослых дети мастерили гирлянды из алюминиевой фольги и цветной бумаги (рис. 38-40), лампы, свечи и подсвечники из соленого теста (рис. 41-43).
Рис. 34, 35. Дети делают эскизы и рисуют
Рис. 36, 37. Использование арт-материалов для воссоздания картинки рождественских огней
Рис. 38-40. Дети делают макет гирлянды
Рис. 41-43. Дети делают модели свечей и подсвечников из соленого теста
У детей была возможность играть самостоятельно с необычными материалами, для того, чтобы создать собственные представления о свете. Рисование, лепка и конструирование помогли детям лучше запомнить то, что они узнали о свете. Совместные действия с членами семьи, такие как создание моделей ламп, привели к потрясающим результатам (рис. 44-48).
Этап №3. Кульминационная часть проекта
Третий этап является заключительным в предпроекте. Кульминационная часть включает в себя Фестиваль огней и празднование. Каждый ребенок получает свидетельство участника. Все дети, их родители и педагоги собираются для проведения Фестиваля огней. В зале представлено все световое оборудование, с которым дети познакомились во время предварительного проекта (различные лампы, фонарики, свечи и т.д.) и фотографии, сделанные на практических занятиях. Дети по-прежнему могут свободно рассматривать и исследовать представленное световое оборудование и фотографии. Вместе с родителями
Рис. 44-46. Дети и взрослые сооружают модель лампы вместе
Рис. 47, 48. Дети рассматривают готовые модели ламп
они приклеивают кусочки цветной бумаги к фонарикам и танцуют с «факелами».
Участвуя в предпроекте, дети постоянно чувствовали, что их ценят за вклад и участие в общем деле. Упражнения и занятия, которые проводятся на этом этапе, дают детям возможность вспомнить и повторно пережить все то, что они узнали, увидели и изучили на прошедших занятиях.
Размышления о предварительном проекте огней. Польза для детей
Предпроект по изучению света принес определенную пользу его участникам. Педагоги отмечали, что у детей получило развитие открытое отношение к миру, основанное на любопытстве, способности к независимой деятельности и навыках взаимодействия с «реальным миром». Дети видели, что их интерес и активность были положительно оценены взрослыми, а все это может привести к пониманию собственной значимости. Участие детей в занятиях отразилось на развитии чувствительности к окружающему миру.
Педагоги подчеркивали развитие навыков в различных областях: социальной, эмоциональной и когнитивной. Было отмечено возросшее умение детей приспосабливаться к изменчивым обстоятельствам окружающей среды. У детей получило развитие чувство ответственности.
Польза для родителей
Родители, которые участвовали в проекте, узнали большое количество способов, с помощью которых можно обучать детей. Они поняли, что повседневные жизненные ситуации могут быть обучающими для детей. Они стали больше уделять внимания и оказывать поддержку самостоятельной, автономной активности ребенка, а также научились видеть в ребенке «маленького исследователя».
Польза для педагогов
Педагоги, которые участвовали в проекте, отметили, что этот опыт был весьма полезен для них.
Педагоги отмечали, что возможность вовлекать в обмен идеями родителей и внешних экспертов позволила им расширять доступное рабочее пространство и материалы. Участие в предпроекте позволило уйти от рутины и «выгорания», способствуя развитию у педагогов творческого потенциала и гибкости. Педагоги отмечали увеличение чувства профессионального успеха, ощущение, что их работа полезна, и удовлетворенность от наблюдения видимых результатов их собственной работы над проектом. ■
Перевод Екатерины Коконцевой