Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ СТАМБУЛЬСКОГО ПРОТОКОЛА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС'

ВНЕДРЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ СТАМБУЛЬСКОГО ПРОТОКОЛА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
260
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАМБУЛЬСКИЙ ПРОТОКОЛ / ПЫТКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мукашев Мукамбет Шарипович, Айтмырзаев Бекмирза Нурмирзаевич, Халитова Елена Анатольевна

В статье отражены понятия «пытки» и возможности внедрения в образовательный процесс принципов Стамбульского протокола по эффективному документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Мукашев Мукамбет Шарипович, Айтмырзаев Бекмирза Нурмирзаевич, Халитова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ СТАМБУЛЬСКОГО ПРОТОКОЛА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»

РАЗДЕЛ II - МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

II Б0ЛYК - МЕДИЦИНАЛЫК БИЛИМ БЕРYY

ВНЕДРЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ СТАМБУЛЬСКОГО ПРОТОКОЛА

В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Мукашев М. Ш., Айтмырзаев Б. Н., Халитова Е. А.

Кыргызская государственная медицинская академия им. и. К. Ахунбаева. Кафедра судебной медицины и права.

Резюме: В статье отражены понятия «пытки» и возможности внедрения в образовательный процесс принципов Стамбульского протокола по эффективному документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Ключевые слова: Стамбульский протокол, пытка, учебный процесс.

СТАМБУЛДУК ПРОТОКОЛДУН ЖОБОЛОРУН ОКУУ ПРОЦЕССИНЕ КИРГИЗУУ.

Мукашев М. Ш., Айтмырзаев Б. Н., Халитова Е. А.

И. К. Ахунбаев атындагы кыргыз мамлекеттик медициналык академия.

Соттук медицина жана укук кафедрасы.

Корутунду: Макалада Стамбулдук протоколдун кыйноо, адамкерсиздик жана мыкаачылык мамиле жeнYндe жоболорун окуу процессине киргизYY айтылат.

Негизги сездер: Стамбул протоколу, кыйноо, окуу процесси.

Implementation of the provisions of the istambul protocol in the educational process.

M. Sh. Mukhashev, B. N. Aytmyrzaev E. A. Khalitova

Summary: The article describes the concept of "torture" and the possibility of introducing in the educational process of the Istanbul Protocol on the Effective Documentation of Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment.

Keywords: Istanbul Protocol, torture, the learning process.

Стамбульский протокол был одобрен и принят ООН в 1999 году, в 2001 году Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека опубликован на шести официальных языках ООН.

Основной целью Стамбульского протокола является эффективное расследование и документирование пыток и других жестоких, бесчеловечных и/или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Стамбульский протокол служит в качестве международных руководящих принципов в отношении оценки состояния лиц, утверждающих, что они подвергались пыткам и жестокому обращению а так же краткую характеристику минимальных стандартов, которыми государства должны руководствоваться для обеспечения эффективного документирования пыток. .

Термин «пытка» по определению Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984г-означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физи-

ческое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно. (З).

В статье 305-1 УК Кыргызской Республики (2011) под «Пыткой» подразумевается «умышленное причинение какому-либо лицу физических или психических страданий, совершенное с целью получить от него или от другого лица сведения или признания, наказать его за деяние, которое совершило оно или другое лицо или в соверше-

нии которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или другое лицо к совершению определенных деяний, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такое деяние совершается должностным лицом либо по его подстрекательству, или с его ведома или молчаливого согласия» (4). Заметим, что в обоих определениях термина «пытки» главным противоправно действующим лицом является должностное лицо (представитель власти).

Пытки применяются с целью не только преднамеренно подорвать физическое и душевное здоровье отдельных людей, но в отдельных случаях и для того, что бы попрать достоинство и сломать волю целых общин. По мнению Lacopino(6), это касается всего рода человеческого, потому, что пытки лишают смысла наше существование и не оставляют надежд на лучшее будущее.

Несмотря на то, что международные нормы в области прав человека и международное гуманитарное право последовательно запрещают применение пыток при любых обстоятельствах, пытки и жестокое обращение практикуются более чем в половине стран мира (3).

В отчете Специального докладчика по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения или наказания X. Мендеса, посетившего Кыргызскую Республику с 05 по 13 декабря 2011 года, отмечается, что применение пыток и жестокого обращения для получения признательных показаний остается распространенным явлением в Кыргызстане. Существует серьезный недостаток достаточно быстрых, тщательных и беспристрастных расследований заявлений о применении пыток и жестокого обращения (1).

Трудно доказать применение пыток, если не проводится незамедлительное медицинское освидетельствование и в 51 пункте отчета X. Мендеса указывается, что врачи судебно-медицинские эксперты не проходили соответствующего обучения по документированию пыток и других форм жестокого обращения.

Существование пыток в Кыргызской Республике признано государственными органами, о чем свидетельствуют:

1. Распоряжение №40 от 12. 04. 11г. Генеральной Прокуратуры КР.

2. Указание №70-у от 06. 09. 11г. Генеральной Прокуратуры КР.

3. Указание №75 от 19. 10. 11г Генеральной Прокуратуры КР, в пункте 1. 5 которого говорится, что «при наличии у подозреваемого явных следов пыток, истязаний, а так же телесных повреждений, гособвинителям ходатайствовать перед судом о назначении медицинского освидетельствования» (6).

4. Создание Национального Центра по предупреждению пыток.

В целях исполнения рекомендаций Специаль-

ного Докладчика ООН против пыток X. Мендеса, в результате его визита в КР в 2011г, М3 КР был принят План деятельности по внедрению Стамбульского протокола в практику системы Здравоохранения. В рамках данного плана запланирован ряд мероприятий по эффективному внедрению стандартов Стамбульского протокола по медицинскому документированию пыток. Одним из основных мероприятий является разработка учебных программ по стандартам медицинского документирования на до- и последипломном и среднеспециальном уровнях образования (врачей, фельдшеров, медицинских сестер).

В Кыргызстане в течение нескольких лет уже были предприняты действия, направленные на улучшение документирования фактов пыток и жестокого обращения. Но данные изменения были внедрены только в Государственной системе исполнения наказания (далее ГСИН). Так, в 20122013 годах нами (Мукашев М. Ш., Халитова Е. А) совместно с врачами ГСИН был разработан стандартный бланк медицинского освидетельствования при водворении лица в ИВС/СИЗО/ИК, который был утвержден в 2013г. Но для успешного внедрения принципов Стамбульского протокола необходимо, что бы медицинские работники всех уровней здравоохранения, включая «параллельные системы» работали по единой методологии и стандартам. Поэтому возникла необходимость изменения программы подготовки медицинских работников на пред- и последипломном уровне.

Как один из успешных примеров, в данной статье мы приводим учебную программу по внедрению положений Стамбульского протокола на последипломном уровне образовании врачей, в частности судебно- медицинских экспертов, так как в конечном счете, именно заключение эксперта будет являться одним из юридических доказательств пыток и других бесчеловечных, жестоких видов обращений и наказаний.

Программа и учебный план рассчитаны на 156 часов (месячный цикл) последипломной подготовки судебно-медицинских экспертов и особо подчеркиваем, что программа и план утверждены М3 КР 24 марта 2014 года.

Цикл назван «Применение положений Стамбульского протокола в судебно- медицинской практике (для врачей-судмедэкспертов)». Программа содержит 9 разделов, состоящих из:

1. «Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания» и обзор универсально применимых стандартов, предусматривающих положения в отношении запрета на пытки и жестокое обращение, включающие меры профилактики и борьбы с ними. В данном разделе будут изучены юридические и этические нормы, рекомендуемые Стамбульским протоколом, включая этические стандарты в области здравоохранения и документы ООН и международных професси-

внедрение положений стамбульского протокола в учебный процесс

ональных организаций, касающиеся работников здравоохранения

2. Раздел «Судебно-медицинская экспертиза в системе службы здравоохранения»: это организационные и процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы, нормативные документы (УПК, УК, ГПК, Закон об охране здоровья граждан КР, Закон о судебно-экспертной деятельности, производство экспертизы в государственных и негосударственных экспертных учреждениях, Кодекс профессиональной этики медицинского работника КР)

3. Раздел «Судебно-медицинские доказательства и документирования пыток», в котором внимание уделяется физическим, психологическим (в меньшей степени) доказательствам пыток и принципам эффективного документирования следов пыток и жестоких, бесчеловечных обращений и наказаний (медицинский анамнез, осмотр) и оценка по критериям соответствия.

4. Расстройство здоровья от травмы, в котором идет речь о судебно- медицинской травматологии в целом и представлены виды травм, применяемых именно при пытках, например, метод «фаланги», применение электрошокеров, при воздействии на зубо-челюстную систему, опорнодвигательный аппарат, черепно-мозговая травма и т. д.

5. Расстройство здоровья от механической асфиксии. Этот раздел охватывает классификацию механической асфиксии, патогенез, общеасфик-сические и видовые признаки асфиксий, в том числе и о так называемой позиционной асфиксии, надевании пакета на голову, утоплении (сухой, мокрый субмарино).

6. Установление тяжести вреда здоровью. Этот раздел касается методики освидетельствования живых лиц в целом и, в частности, при различных поводах освидетельствования, например при половых преступлениях. Уделяется внимание интервьюированию потерпевших с учетом их информированного согласия на интервью и освидетельствование.

7. Судебно-медицинская экспертиза при пытках сексуального характера, включая изнасилование. В этом разделе дается понятие половых преступлений (ст. 129, 130, 133 УК КР, методика освидетельствования, сбор акушерского анамнеза и информированное согласие на сбор анамнеза и объективный осмотр)

8. Принципы медицинской этики в области прав человека, прежде всего этики медицинского работника при участии в пытках. Например, оценка способности человека выдержать пытку и жестокое обращение, осуществление контроля над проведением пыток; приведение человека в сознание для продолжения пыток, умышленное игнорирование данных и фальсифицирование отчетных документов, например, отчетов об аутопсии и свидетельства о смерти.

9. Судебно-медицинская экспертиза по мате-

риалам следственных и судебных дел, в котором идет речь об общих положениях производства экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел, в том числе по физическим доказательствам пыток и их последствий.

План семинарских занятий включает теоретические, процессуальные, организационные основы судебно-медицинской экспертизы. Уделяется большое внимание физическим, этическим составляющим Стамбульского протокола. При описании следов пыток в виде различных повреждений, будут представлены различные техники проведения опроса- интервьюирования с предполагаемой жертвой, изучен алгоритм описания телесных повреждений,, а так же будут даны навыки оценки исходной информации. Уделяется внимание судебно-медицинской классификации повреждений, их морфогенезу, интерпретации полученных данных, и навыкам написания выводов согласно рекомендациям Стамбульского Протокола, учитывая критерии степени соответствия.

В общей сложности предусмотрены 72 часа лекций, 82 часа семинарских занятий. Такая программа соответствует месячному циклу усовершенствования врачей и дает право на получение сертификата государственного образца.

Внедрение положений Стамбульского протокола в программу додипломного образования представляет определенные сложности в виду ограниченного лимита часов по каждым клиническим дисциплинам, в том числе и по судебной медицине. В связи с этим, решено без выделения определенного количества часов, включать основные принципы Стамбульского протокола в соответствующие темы по судебной медицине в общий медицинский образовательный курс, подчеркивая, что основной задачей медицинских работников в случаях применения представителями властных структур пыток, является выявление физических (анатомических) следов воздействия на организм и их медицинское документирование. Например, выявление признаков асфиксического состояния при применении «сухого или мокрого субмарино», следов «фаланги», подвешивания и т. д.

Составлена программа элективного курса «Предотвращение и документация пыток» для лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов (программа разработана д. м. н., профессором Кутмановой А. З. . д. м. н., профессором Мукашевым М. Ш. и к. м. н, и. о. доцента Асанба-евой Э. М. ) предусматривающей 12ч лекций, 24ч семинарских занятий и 24 часа самостоятельной работы студентов. Целью программы является предоставление студентам необходимых знаний и навыков медицинского освидетельствования и документирования с базовым пониманием взаимосвязи между здоровьем и правами человека.

По данной программе студенты должны освоить:

- Права человека и соответствующие между-

народные и национальные правовые стандарты, включая документы твердого и мягкого права запрещающие применение пыток.

- Стамбульский протокол - как международно-признанное руководство по документированию фактов пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

- Принципы биоэтики и медицинской этики

- Роль врачей в области защиты прав пациентов, включая право на здоровье.

- Ответственность врачей и медицинских работников при документировании фактов пыток и жестокого обращения.

- Виды и методы пыток, способы диагностики последствий пыток.

- Техники интервьюирования жертв пыток, предупреждение викарной травмы.

- Физические, психолого-психиатрические доказательства пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

- Составление судебно-медицинского отчета по случаям пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

- Представление экспертного заключения в суде.

Таким образом, внедрение принципов Стамбульского протокола в учебный процесс является требованием времени и соответствует политике государства, Президента страны о недопущении пыток, бесчеловечного, жестокого и унижающего

достоинство человека обращения или наказания со стороны властных структур и официальных представителей власти.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Отчет Специального Докладчика ООН по вопросам о пыт-

ках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

2. Распоряжение Генеральной Прокуратуры КР «Обусилении прокурорского надзора за обеспечением конституционной гарантии запрета на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» от 12 апреля 2011г.

3. Стамбульский протокол. Руководство по эффективному документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк. Женева (1999г.)

4. Уголовный Кодекс КР (2011г.)

5. Указание Генеральной Прокуратуры КР №70-у от 6 сентября 2011 г.

6. Указание Генеральной Прокуратуры КР №75-р от 18 октября 2011.

Сведения об авторах

Мукашев Мукамбет Шарипович - доктор мед. наук, профессор, заведующий кафедрой судебной медициной и права.

Бекмирза Нурмирзаевич Айтмырзаев - канд. мед. наук, доцент кафедрой судебной медициной и права.

Елена Анатольевна Халитова - ассистент кафедры.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Н. А. Огурцова

нгту

Organizational aspects of the teaching and research activity of students with disabilities

N. A. Ogurtsova NSTU

flaH coonyry naKTanreH cryflaHTTapflMH 6MfiMM-M3Mfiflee MWTapuHMH acnaKTunapuH yrowTypyy

H. A. OrypqoBa

Согласно государственному образовательному стандарту третьего поколения важнейшие качества современного специалиста - самостоятельность, ответственность, инициативность, творческий нестандартный подход к решению различных проблем, навыки эффективного сотрудничества и общения, готовность к непрерывному самообразованию, к анализу и решению общественной проблематики, способность к работе с различными источниками информации, способность

к критическому мышлению, к самоуправлению деятельностью. Включение студента с особыми образовательными потребностями в многостороннюю учебно-исследовательскую деятельность с разнообразной системой методов познания, организационных форм и видов обучения, с одной стороны, непростая задача, которая имеет свои характерные черты, с другой, эффективный способ формирования перечисленных компетенций. Для студентов с нарушениями здоровья учебно-иссле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.