УДК 336.7
ВНЕДРЕНИЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ С БЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ (на примере Казначейства Франции)
Л. В. ШУБИНА,
кандидат экономических наук, заместитель начальника Управления финансово-бюджетных операций E-mail: lshubina@roskazna. ru Федеральное казначейство
В статье анализируется внедрение пластиковых карт при осуществлении операций с бюджетными средствами. На примере Казначейства Франции рассматривается работа по оптимизации взаимодействия с организациями и физическими лицами, получающими государственные услуги и взаимодействующими с государственными учреждениями и самими бюджетополучателями. Отмечено, что важным направлением оптимизации является переход на безналичные технологии платежей, использование при этом сети Интернет.
Ключевые слова: пластиковые карты, государственные услуги, бюджетные средства, Казначейство Франции, физические лица, безналичное денежное обращение.
В настоящее время в мировой практике среди различных видов бюджетных платежей все большее распространение получает использование электронных способов платежа. В частности, по опросу, проведенному Международным банком реконструкции и развития (Всемирным банком) в 2010 г., выплата заработной платы в государственном секторе включала электронные способы платежа более чем в 75 % стран-респондентов. Соответствующий показатель по пенсиям
и пособиям по системе социального обеспечения составил 67 и 52 % соответственно. Напротив, бюджетные платежи характеризуются наименьшим использованием электронных способов платежа. Что касается платежей из бюджета и в бюджет, то, как показал опрос, хотя денежная наличность используется редко, чеки и другие бумажные средства платежа все еще применяются примерно в половине всех стран-респондентов1.-
Во Французской Республике в рамках реализации Органического закона LOLF2 постоянно ведется работа по оптимизации (упрощению) взаимодействия с организациями и физическими лицами, получающими государственные услуги и взаимодействующими с государственными учреждениями (далее — клиенты) и самими бюджетополучателями.
Одно из таких направлений оптимизации — сокращение наличного денежного обращения и
1 Полностью результаты этого исследования см.: URL: http//www. worldbank. org/paymentsystems.
2 LOLF — Органический (конституционный) закон Французской Республики «О финансовых законах» (Бюджетный кодекс Франции) принят 01.01.2001, вступил в силу 01.01.2006.
переход на безналичные (в том числе с использованием сети Интернет) технологии платежей. Причинами перехода на безналичные технологии платежей являются следующие:
— значительные бюджетные расходы на предоставление государственных услуг путем личного приема представителей организаций и граждан (содержание соответствующего аппарата государственных служащих и т. д.);
— сокращение территориальных подразделений Центрального банка Франции (Банк Франции), что привело к сложности приема наличных денег подразделениями главного управления государственными финансами Министерства экономики и финансов Франции (далее — Казначейство Франции);
— практика оплаты физическим лицами и гражданами платежей в пользу государства платежными чеками, которая является трудоемкой и дорогостоящей, так как каждый чек обрабатывается вручную. Если раньше чеки физически представлялись в территориальные подразделения Банка Франции, то после их сокращения все чеки везут для обработки в подразделение Банка Франции в Париж. Обработка одного чека для государства обходится в 50 евроцентов. В 2012 г. всего было обработано 170 млн чеков (затраты государства составили порядка 85 млн евро).
В связи с этим Министерство экономики и финансов Франции активно занимается внедрением пластиковых банковских карт при осуществлении операций со средствами государственного бюджета. Главным организатором данного процесса выступает Казначейство Франции.
Что касается зачисления платежей на счета Казначейства Франции посредством пластиковых банковских карт, то данная операция для Казначейства Франции является затратной, так как согласно французскому законодательству каждая транзакция по переводу средств через пластиковые банковские карты на счета государства является платной и требует затрат из бюджета.
Коммерческие банки после осуществления транзакций ежемесячно выставляют счета Казначейству Франции за данные операции. Казначейство Франции эти счета оплачивает, т. е. не сам налогоплательщик платит за транзакцию дополнительные средства и не коммерческий банк
перечисляет меньше на сумму своей комиссии, а Казначейство Франции ежемесячно и централизованно оплачивает услуги коммерческих банков по осуществлению транзакций с бюджетными средствами. Например, по уплате подоходного налога первоначально законодательно было установлено, что транзакции коммерческими банками осуществляются бесплатно, однако в дальнейшем от такой практики отказались.
Что касается использования пластиковых карт в процессе расходования бюджетных средств, то в этом случае Казначейство Франции самостоятельно осуществляет выпуск пластиковых карт, привлекая Лионский банк в качестве банка-эмитента.
Как правило, банк-эмитент банковских карт для государственных нужд выбирается через конкурсные процедуры. Лионский банк — традиционный партнер Банка Франции, поэтому было принято решение, что Лионский банк будет выпускать пластиковые карты для Казначейства Франции. В свою очередь для Лионского банка пластиковые карты выпускает специализированная организация «Джамальту». Казначейство Франции прибыли от выпуска пластиковых карт не получает. Обслуживание карт Лионским банком осуществляется на платной основе, в том числе взимается плата за изготовление карты.
С помощью казначейских пластиковых карт можно как снимать наличные средства, так и оплачивать приобретение товаров, работ, услуг через банковские платежные терминалы и сеть Интернет. Ограничения по карте для бюджетополучателей (доступные функции, размер овердрафта, сумма ежедневного платежа и т. д.) устанавливаются Казначейством Франции.
В настоящее время выпускаются как кредитовые, так и дебетовые пластиковые карты. Погашение дебетовой пластиковой карты может быть осуществлено Казначейством Франции в срок до 1 мес. Кроме того, предусмотрен выпуск пластиковых карт только на получение наличных денежных средств (без возможности осуществления платежей).
Казначейство Франции самостоятельно осуществляет выдачу пластиковых карт либо непосредственно государственным бухгалтерам, либо бюджетным учреждениям — распорядите-
лям и получателям бюджетных средств. При этом выдача карт осуществляется только тем бюджетополучателям, которые выполняют бухгалтерские функции без нарушений.
Для получения пластиковой карты бюджетополучатель должен обратиться с запросом в Казначейство Франции, предварительно согласовав его с профильным (отраслевым) департаментом Министерства экономики и финансов Франции. В процессе согласования бюджетополучатель должен обосновать необходимость получения пластиковой карты. Таким образом, отраслевой департамент Министерства экономики и финансов Франции согласует условия выдачи банковской пластиковой карты.
В среднем в год Казначейство Франции выдает порядка 1 000 пластиковых карт. У «Джамальту» и Казначейства Франции есть запас пластиковых карт — при возникновении потребности у бюджетополучателей карты выдаются очень быстро.
В настоящее время во Франции проводится большая работа по установлению единых стандартов банковской системы (единых подходов в присвоении банковского идентификационного кода, проведении транзакций и т. д.), которые вступают в силу для всех участников Европейского союза с 01.01.2014. Данная работа сопряжена с большими трудностями, так как во Франции отсутствуют национальные банковские стандарты, полностью соответствующие стандартам Европейского союза. Применение единых стандартов проведения банковских операций необходимо, так как в рамках Европейского союза банковские переводы между странами еврозоны не считаются международными.
Оплата государственных услуг безналичным способом с применением пластиковых карт во Франции является приоритетной, так как основана на принципах быстроты, надежности и экономичности.
В настоящее время в России проводится новый этап реформирования бюджетного процесса, направленный на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами бюджетов бюджетной системы страны.
В текущем году принята Государственная программа управления государственными финан-
сами (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 № 293-р). В качестве ожидаемых результатов реализации данной Программы обозначены создание условий для повышения эффективности финансового управления в публично-правовых образованиях, в том числе повышения открытости и доступности операций со средствами организаций сектора государственного управления, минимизации наличного денежного обращения.
Федеральное казначейство активно внедряет технологию обеспечения наличными денежными средствами получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также неучастников бюджетного процесса с применением современного расчетного инструмента — банковской карты. Поэтому опыт Казначейства Франции по внедрению пластиковых карт для проведения операций с бюджетными средствами представляет для Казначейства России большой интерес.
В целях оптимизации порядка обеспечения органами Казначейства России наличными деньгами организаций были подготовлены изменения в приказ Минфина России от 31.12.2010 № 199н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства», направленные на сокращение объемов бумажного документооборота и совершенствование расчетов с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт.
Для стимулирования участников и неучастников бюджетного процесса к получению наличных денег с использованием банковских карт предусмотрена возможность осуществления расчетов за приобретенные товары, работы, услуги с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт. Сумма перечислений на банковскую карту не ограничена, сумма расходов по одной карте — не более 100 тыс. руб. в день.
В части распределения получателей средств федерального бюджета по доле перечисления денежных средств из федерального бюджета на банковские карты сотрудников — получателей средств федерального бюджета и их структурных (обособленных) подразделений необходимо отметить, что более 40 % получателей средств федерального бюджета активно используют банковс-
кие карты при перечислении денежных средств из федерального бюджета на банковские карты (доля перечисления на банковские карты составила более 90 %). Обращают на себя внимание высокие показатели при перечислении денежных средств из федерального бюджета на банковские карты (98,87 %). При этом доля средств, перечисленных из федерального бюджета на банковские карты сотрудников — получателей средств федерального бюджета в 2012 г., составила 85,4 %.
В перспективе в целях дальнейшей минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления Казначейство России предусматривает следующее:
1. Реализовать среди организаций сектора государственного управления так называемый зарплатный проект, предусмотрев выплату заработной платы сотрудникам только на банковские карты. Исключение на начальном этапе возможно только в отношении организаций, расположенных в территориально удаленных районах, с неразвитой сетью банков, а также организаций, деятельность которых связана с государственной тайной.
2. Совместно с Банком России рассмотреть вопрос о запрете перечисления заработной платы сотрудников организаций на корпоративные банковские карты в целях их последующей выдачи в наличной форме.
3. Развивать механизм использования корпоративных банковских карт организациями в целях возможности осуществления ими расчетов за приобретенные товары (услуги) в торговых сетях.
4. Предусмотреть ограничение суммы снятия организациями наличных денег с корпоративных банковских карт в течение 1 дня.
5. Для обеспечения возможности осуществления расчетов потребителями государственных услуг за предоставленные им товары (услуги) организациями сектора государственного управления развивать дополнительные сервисы по расчетам, например эквайринг.
Список литературы
1. Артюхин Р. Е. Новые проекты Казначейства России // Бюджет. 2012. № 11.
2. Беленчук А. А., Бусарова А. В., Лавров А. М. Переход к программному бюджету: опыт Франции и российская практика // Финансы. 2012. № 7.
3. Беленчук А. А., Ерошкина Л. А., Прокофьев С. Е., Сидоренко В. В., Силуанов А. Г., Афанасьев М. П. Программный бюджет: лучшая практика // Финансовый журнал. 2011. № 1.
4. Доклад о результатах работы Федерального казначейства в 2012 году и основных задачах на 2013 год. М.: Бюджет, 2013.
5. Общие принципы развития бюджетных платежей. Серия публикаций по финансовым инфраструктурам. Вашингтон: Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк), 2012.
6. Прокофьев С. Е., Гришин Д. С., Шубина Л. В. Система CHORUS во Франции: назначение, возможности, опыт внедрения // Финансы. 2013. № 6.
7. Шубина Л. В. Организация исполнения бюджета (новации в бюджетном процессе): учеб. пособие. М.: Бюджет, 2012.
27 ноября 2013 г. к 20-летию экономического факультета РУДН кафедра «Бухгалтерский учет, аудит и статистика» экономического факультета РУДН проводит III международную научно-практическую конференцию
«РОЛЬ УЧЕТНЫХ ПРАКТИК В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону (495) 433-94-04 либо E-mail: [email protected], [email protected]