Научная статья на тему 'Методические основы процесса казначейского исполнения бюджетов'

Методические основы процесса казначейского исполнения бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы процесса казначейского исполнения бюджетов»

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

М.В. Кириллова9

начальник Волоколамского финансового управления Министерства финансов Московской области

Т.Ю. Власова,

консультант отдела казначейского исполнения областного и местного бюджетов Волоколамского финансового управления Министерства финансов

Московской области

Функционирование российской бюджетной системы на современном этапе предполагает казначейское исполнение бюджетов. Этот процесс имеет большое значение как для экономики, так и для финансового здоровья Российской Федерации. В силу исключительной важности процесса исполнения бюджетов через казначейство особое внимание должно уделяться его основам.

Казначейское исполнение бюджетов в РФ осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Он является правовой базой, так как содержит основные понятия: участники бюджетного процесса, казначейское исполнение бюджетов, бюджетное обязательство - а также закрепляет сам принцип казначейского исполнения бюджетов в РФ, возлагая на органы исполнительной власти организацию исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами (ст. 215 Бюджетного кодекса РФ).

Однако для эффективного исполнения бюджетов через казначейство недостаточно правовой основы; необходима методическая основа, которая определяла бы последовательность действий, а также условия их выполнения.

Волоколамское финансовое управление Министерства финансов Московской области осуществляет исполнение бюджетов Московской области и Волоколамского района. Методической ос-

новой исполнения областного бюджета является Порядок представления в Министерство финансов Московской области и его территориальные органы документов для подтверждения денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета, утвержденный распоряжением Министерства финансов Московской области от 12.09.2002 № 287, а также изменения и дополнения, вносимые в указанный Порядок, которые утверждены распоряжением Министерства финансов Московской области от 04.02.2003 № 49.

Между Министерством финансов Московской области и администрацией Волоколамского района заключено соглашение о взаимодействии, по которому Министерство финансов Московской области осуществляет методическое руководство формированием бюджета Волоколамского района и его казначейским исполнением. Поэтому основой казначейского исполнения бюджета Волоколамского района является Порядок представления в Волоколамское финансовое управление Министерства финансов Московской области документов для подтверждения денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета, утвержденный решением Совета депутатов Волоколамского района Московской области от 18.12.2002 № 343-37 (далее - Порядок), отличающийся лишь незначительными изменени-

ями от Порядка, утвержденного Министерством финансов Московской области, а также Инструкция о порядке открытия и ведения Волоколамским финансовым управлением Министерства финансов Московской области лицевых счетов по учету операций по исполнению местного бюджета распорядителями бюджетных средств, подведомственными им бюджетными учреждениями и прямыми получателями, разработанная Министерством финансов Московской области для территориальных органов.

Данная Инструкция определяет:

1) порядок открытия лицевых счетов, перечень документов, представляемых бюджетополучателями для их открытия;

2) перечень документов, необходимых для получения наличных денежных средств по чеку;

3) порядок получения наличных денежных средств со счетов, открытых в кредитных учреждениях;

4) порядок учета операций на лицевых счетах;

5) порядок ведения и закрытия лицевых счетов;

6) порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Порядок определяет перечень и формы документов, представляемых в Волоколамское финансовое управление Министерства финансов Московской области для подтверждения денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств и подлежащих исполнению за счет средств районного бюджета.

Одним из принципов казначейского исполнения бюджетов является осуществление расходов организаций-бюджетополучателей в пределах имеющихся у них лимитов. Поэтому бюджетные учреждения не имеют права принимать денежные обязательства в сумме, превышающей объем имеющихся у них лимитов в разрезе статей экономической классификации расходов. В случае принятия денежных обязательств в сумме, превышающей лимиты, у бюджетного учреждения возникает необоснованная кредиторская задолженность. По погашению такой задолженности Волоколамское финансовое управление Министерства финансов Московской области ответственности не несет. Чтобы не допускать возникновения необоснованной кредиторской задолженности, органы, осуществляющие казначейское исполнение бюджетов, должны вести реестры договоров бюджетополучателей. Каждый договор должен быть проверен не только с точки зрения его юридической силы, но и на предмет соответствия суммы договора имеющимся у бюджетного учреждения лимитам.

Согласно Порядку и во исполнение ст. 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключи-

тельно на основе государственных или муниципальных контрактов, размещаемых на конкурсной основе. Эта мера позволяет экономить бюджетные средства, так как цены на контракты по конкурсам будут всегда ниже цен, предлагаемых отдельными поставщиками.

Это основные моменты, содержащиеся в общих положениях Порядка. Далее устанавливается порядок представления получателем бюджетных средств документов для подтверждения денежных обязательств.

Согласно Порядку и ст. 226 Бюджетного кодекса РФ органам, осуществляющим казначейское исполнение бюджетов, предоставляется право на рассмотрение и подтверждение денежных обязательств бюджетных учреждений в течение трех дней в случае безналичной оплаты и в течение одного дня - при оплате наличными деньгами. Данная мера позволяет более детально проверять представленные бюджетополучателями документы, а значит, повышает эффективность процесса казначейского исполнения бюджета.

Согласно порядку в начале финансового года бюджетное учреждение должно представить в органы казначейского исполнения бюджета документы, необходимые для проверки правильности начисления заработной платы и выплат стимулирующего характера: штатное расписание, положение о премировании, расчет среднемесячного фонда оплаты труда, утвержденный руководителем учреждения, который должен соответствовать бюджетным ассигнованиям на соответствующий период. При этом сумма годового фонда оплаты труда и начислений во внебюджетные фонды и налога на доходы должна соответствовать годовым бюджетным ассигнованиям получателя бюджетных средств.

Для получения заработной платы бюджетное учреждение должно представить следующий пакет документов:

1) справку о начисленной заработной плате. Так как все бюджетные учреждения, финансирование которых осуществляется из бюджета Волоколамского района, являются получателями бюджетных средств, они заполняют столько справок, сколько видов расходов у них имеется, например, Управление системой образования Администрации Волоколамского района заполняет шесть справок:

• 1401-400-259 - детские дошкольные учреждения;

• 1402-401-260 - школы;

• 1402-401-262 - вечерние и заочные средние образовательные школы;

• 1402-401-264 - учреждения по внешкольной работе с детьми;

• 1402-401-265 - детские дома;

• 1407-407-272 - централизованная бухгалтерия.

Если работники бюджетных учреждений получают заработную плату через банкомат по пластиковым карточкам, то в справке о начисленной заработной плате в строке «К выдаче наличными» ставится прочерк, и отдельно указывается сумма, перечисляемая на пластиковые карточки работников. Все больше бюджетных учреждений переходит на такую систему выплаты заработной платы, так как получать кассиру наличные деньги на заработную плату в банке и доставлять их в организацию небезопасно, а услуги инкассации стоят дорого.

Если у бюджетного учреждения имеется дебиторская задолженность по платежам во внебюджетные фонды (например, по фонду социального страхования за счет оплаты больничных листов), то в справке о начисленной заработной плате показывается дебетовое сальдо на начало и конец месяца, а платежи в этот фонд не перечисляются;

2) платежные поручения на уплату единого социального налога, налога на доходы физических лиц, взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При отсутствии указанных платежных поручений выплата заработной платы не разрешается. Органы казначейского исполнения бюджетов должны также проверить правильность оформления платежных поручений (в том числе кодировку налогов), правильность отнесения расходов на статьи экономической классификации расходов;

3) чек на выплату наличных денежных средств, если бюджетное учреждение получает заработную плату наличными деньгами, а не через банкомат либо доверенность на получение чека для выдачи наличных денег;

4) заявку на получение наличных денежных средств с указанием видов расходов.

В случае премирования работников бюджетное учреждение должно представить приказ о премировании. Если премия выплачивается за счет экономии средств фонда оплаты труда, бюджетополучателю необходимо сделать расчет экономии.

Для выплаты сумм по договорам гражданско-правового характера Порядок предусматривает составление реестра договоров. Одновременно специалисты отдела казначейского исполнения бюджетов проверяют правильность оформления самих договоров. Необходимо отметить, что в соответствии с действующей бюджетной классификацией оплата сумм по договорам осуществляется не по статье 110140 «Оплата труда внештатных сотрудников» (она сейчас отсутствует), а по статье 111040 «Прочие текущие расходы».

Особого внимания требует подтверждение выплат по статье 110400 «Командировки и служебные разъезды». Следует отметить, что во Вре-

менном порядке представления документов в Управление областного казначейства и его территориальные отделения для подтверждения принятых денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета, утвержденном министром финансов Правительства Московской области A.B. Кузнецовым 11.07.2001, действовавшем до утверждения настоящего Порядка, командировочные расходы подтверждались приказами о командировании, договорами или иными документами, подтверждающими факт командировки, если единовременная сумма расходов на получение авансов под отчет превышала 30 000 руб. Расходы на текущие разъезды подтверждения не требовали.

Согласно настоящему Порядку, для подтверждения денежных обязательств при оплате командировочных расходов бюджетное учреждение представляет:

1) приказ о командировании сотрудников;

2) расчет сумм командировочных расходов к приказу, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью;

3) чек либо доверенность на получение чека для выдачи наличных денег;

4) заявку на получение наличных денежных средств.

Для оплаты расходов по служебным разъездам необходимо представить:

1) заявку на получение наличных денежных средств;

2) чек либо доверенность на получение чека для выдачи наличных денег;

3) расчет сумм расходов по служебным разъездам, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью организации.

Отдел казначейского исполнения областного и местного бюджетов Волоколамского финансового управления Министерства финансов Московской области применяет такую форму расчета:

Расчет расходов по служебным разъездам

ФИО Количество поездок Стоимость одной поездки Сумма

Усиление контроля за расходованием средств по статье 110400 вызвано, на наш взгляд, наиболее часто встречающимися нарушениями порядка оформления командировочных расходов и случаями нецелевого использования бюджетных средств.

При приобретении товаров, оплате работ и услуг бюджетополучателям не всегда удобно осуществлять расчеты в безналичной форме. В случае покупки товаров, материалов у разных поставщиков на мелкие суммы оплата наличными деньгами является более удобной. Согласно Порядку, в случае получения наличных денежных средств в подотчет на указанные нужды организация-бюд-

жетополучатель должна представить заявку на получение наличных денежных средств и чек. Подтверждающие документы в органы казначейского исполнения бюджетов не представляются, так как согласно Порядку и Бюджетному кодексу РФ ответственность за целевое расходование средств при совершении расчетов наличными деньгами несет Получатель.

В случае безналичных расчетов за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги бюджетополучатели представляют следующий пакет документов:

1) договор поставки (купли-продажи) в случае, если товары приобретаются на сумму свыше 60 ООО руб.;

2) счет-фактуру;

3) справку-счет (при приобретении автотранспортных средств);

4) платежное поручение.

Отдел казначейского исполнения областного и местного бюджетов Волоколамского финансового управления Министерства финансов Московской области гасит представленные бюджетными учреждениями счета-фактуры путем проставления штампа «Оплачено» с указанием даты и суммы платежа (при частичной оплате) и подписи специалиста отдела казначейства. Ксерокопии счетов специалисты отдела казначейства прикладывают к платежным документам, а ксерокопии договоров подшивают в папку договоров.

Согласно Порядку, при приобретении товаров (включая приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оборудования и предметов длительного пользования) возможны три варианта расчетов:

1) авансовый платеж (до 30% стоимости, если авансирование предусмотрено договором);

2) единовременная и окончательная оплата;

3) расчеты в порядке плановых платежей.

Следует отметить, что в Проекте Порядка

представления в Министерство финансов Московской области и его территориальные органы документов для подтверждения денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета, предусматривалось авансирование до 50% стоимости договора. Снижение суммы авансового платежа, на наш взгляд, положительно влияет на процесс казначейского исполнения бюджета, так как между авансовым платежом и поставкой предмета договора может пройти значительное время и контрагенты по договору будут необоснованно использовать бюджетные средства. В случае 30%-го авансового платежа 20% (50% - 30%) могут быть направлены на исполнение других бюджетных обязательств.

Как правило, многие бюджетные учреждения имеют задолженность по коммунальным платежам. В случае если кредиторская задолженность состав-

ляет более двух месяцев, бюджетное учреждение должно представить справку о состоянии расчетов с организацией, оказавшей коммунальные услуги. Данная справка составляется на первое число текущего месяца. Специалисты отдела казначейского исполнения областного и местного бюджетов Волоколамского финансового управления Министерства финансов Московской области предлагают такую форму справки:

Справка о состоянии расчетов с

(наименование учреждения)

Сальдо (дебет, кредит) Начислено Перечислено Сальдо (дебет, кредит)

Дата | Сумма Дата | Сумма Дата Сумма Дата Сумма

Справка подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью организации-бюджетополучателя. Подписей и печати организации, предоставившей услугу, не требуется, так как ответственность за достоверность представленных сведений о состоянии расчетов, согласно Порядку, несет бюджетное учреждение.

Такая же справка о состоянии расчетов представляется бюджетным учреждениям в случае наличия у него кредиторской задолженности за приобретенные товары, выполненные работы, если срок задолженности превышает два месяца.

Погашение кредиторской задолженности прошлых лет, согласно Порядку, производится в счет плановых назначений соответствующих расходов, предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня на текущий год, и при представлении получателем бюджетных средств договора и справки о состоянии расчетов.

За счет бюджетных средств оплачиваются льготы по коммунальным услугам работникам организаций-бюджетополучателей. В соответствии с Порядком бюджетное учреждение в этом случае должно представить:

1) реестр работников, имеющих право на льготы, с указанием суммы льгот по каждому работнику и периода, за который выплачиваются льготы, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации и заверенный печатью;

2) платежное поручение.

Отдел казначейского исполнения областного и местного бюджетов Волоколамского финансового управления Министерства финансов Московской области требует представления счетов-фактур на каждого работника, имеющего право на льготу, при безналичном перечислении сумм льгот жилищно-эксплуатационной организации, а при получении льгот наличными деньгами дополнительно представляются справки организаций, оказавших коммунальные услуги, о том, что у лиц, которым возмещаются льготы, нет задолженности по данным коммунальным услугам. При этом

ИВЕ

27

указанные расходы относятся на статью 110760 «Оплата льгот по коммунальным услугам».

Не менее важным вопросом является проведение расчетов по оплате договоров на текущий и капитальный ремонт, так как здесь возрастает риск нецелевого использования бюджетных средств. При оплате договоров на текущий ремонт оборудования и инвентаря, договоров на текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений Порядком устанавливаются два варианта оплаты:

1) авансовый платеж (до 30% стоимости работ, но не более 30% годовых бюджетных ассигнований, если авансирование предусмотрено договором);

2) единовременная и окончательная оплата.

При авансировании во всех указанных случаях бюджетополучатели должны представить:

1) договор на оказание услуг (подряда);

2) смету на проведение работ;

3) платежное поручение.

Следует учитывать, что даже если в договоре, заключенном бюджетным учреждением с подрядчиком, предусмотрено авансирование работ в сумме, превышающей 30% стоимости договора, органы казначейского исполнения бюджета вправе осуществлять авансовый платеж в размере, установленном Порядком (30%).

При единовременной и окончательной оплате Получатель представляет следующий пакет документов:

1) договор на оказание услуг (подряда);

2) счет-фактуру;

3) смету на проведение работ;

4) акт приемки выполненных работ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) платежное поручение.

Очень часто бюджетные учреждения осуществляют текущий ремонт хозяйственным способом (своими силами). В этом случае для оплаты расходов по текущему ремонту бюджетные учреждения представляет:

1) смету на проведение работ;

2) счет-фактуру на оплату приобретенных материалов;

3) платежное поручение.

В этом случае расходы по оплате материалов необходимо относить не на статью 110350 «Прочие расходные материалы и предметы снабжения», а на статью 111030 «Оплата текущего ремонта зданий и сооружений».

Таким образом, рассмотрены наиболее важные методические аспекты Порядка.

Другим документом, составляющим методическую основу процесса казначейского исполнения бюджетов, является приложение 13 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации «Порядок распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов РФ». Согласно ст. 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Благодаря использованию бюджетной классификации достигается прозрачность, подконтрольность процесса казначейского исполнения бюджетов. При этом участники бюджетного процесса не вправе упрощать структуру бюджетной классификации, но могут производить дальнейшую детализацию ее объектов в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов ее построения и единства (ст. 27 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, очевидна важность методической основы процесса казначейского исполнения бюджетов. Его совершенствование должно осуществляться и в направлении дальнейшей разработки и углубления методической базы, оказания методической помощи территориальным отделам казначейского исполнения бюджетов их вышестоящими организациями (министерствами финансов). Эти мероприятия будут способствовать усилению контроля за направлениями расходования бюджетных средств, а значит, повышению эффективности процесса казначейского исполнения бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.