Научная статья на тему 'Сокращение операций с наличными денежными средствами'

Сокращение операций с наличными денежными средствами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1035
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куриленко М. В.

Стратегической целью работы Федерального казначейства на ближайшие годы является «Совершенствование системы бюджетных платежей». Достижение данной цели осуществляется путем реализации нескольких мероприятий, одним из которых является минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления, сокращение операций на счетах по учету средств для выплаты наличных денег. На сегодняшний момент для получения наличных денег получатель средств бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на получение наличных денег с одновременным представлением денежного чека. Автор рассматривает возможности изменения данного действующего порядка осуществления операций по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сокращение операций с наличными денежными средствами»

Казначейское исполнение бюджета

СОКРАЩЕНИЕ ОПЕРАЦИИ С НАЛИЧНЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

М. В. КУРИЛЕНКО, главный казначей отделарасходов Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю

25 февраля 2009 г. на заседании Коллегии Федерального казначейства выступил руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин с докладом «Об итогах работы Федерального казначейства в 2008 году и основных задачах на 2009 год». 16 апреля 2009 г. письмом Федерального казначейства № 42-7.1-08/62 были утверждены цели и задачи Федерального казначейства на 2009 — 2011 гг.

Первой стратегической целью работы Федерального казначейства в эти годы является «Совершенствование системы бюджетных платежей». Достижение данной цели осуществляется путем реализации нескольких мероприятий, одним из которых является минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления, сокращение операций на счетах по учету средств для выплаты наличных денег.

Сегодня для получения наличных денег получатель средств бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на получение наличных денег с одновременным представлением денежного чека.

Как можно изменить данный действующий порядок осуществления операций по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств федерального бюджета?

В целях совершенствования обеспечения Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами приказом Федерального казначейства от 17.12.2008 № 142н был утвержден «Порядок проведения Федеральным казначейством экс-

перимента по обеспечению получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием банковских карт» (далее — Порядок).

Настоящий Порядок разработан в целях проведения эксперимента по обеспечению Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю и отделениями Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю получателей средств федерального бюджета (далее — клиент), наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт (далее — карта).

Согласно Порядку, операции по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств федерального бюджета, а также по внесению ими наличных денежных средств с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт, должны учитываться на счетах органов Федерального казначейства, открытых в установленном Центральным банком РФ порядке на балансовом счете № 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» (далее — счет № 40116) в кредитных организациях (филиалах кредитных организаций) (далее — банки). Выбор банка определяется Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю с учетом следующих особенностей:

а) отбор банков осуществляется Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю путем проведения открытого аукциона в соответствии с законодательством Российской

Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

б) проведение и учет операций с наличными денежными средствами на счетах № 40116 органов Федерального казначейства. Проведение операций получателей средств федерального бюджета с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт осуществляется без оплаты услуг банков по их выполнению;

в) предоставление расчетных (дебетовых) банковских карт органам Федерального казначейства осуществляется банками без взимания платы в необходимом количестве (на каждого получателя средств федерального бюджета, персонифицировано на каждого уполномоченного работника получателя средств федерального бюджета);

г) учет операций на счете № 40116 осуществляется органом Федерального казначейства по каждой расчетной (дебетовой) банковской карте на основании документов о проведенных операциях на счете № 40116 с приложением к ним выписки банка, содержащей информацию об операциях.

Клиенты осуществляют с использованием карт следующие операции:

• оплата расходов в валюте Российской Федерации, связанных с хозяйственной деятельностью, с оплатой командировочных и представительских расходов на территории Российской Федерации;

• получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для осуществления на территории Российской Федерации расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, с оплатой командировочных и представительских расходов на территории Российской Федерации;

• иные операции в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, не установлен запрет (ограничение) на их совершение;

• оплата в установленном порядке командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации;

• получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации для оплаты командировочных и представительских расходов;

• иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

Для получения карт клиент предоставляет в орган Федерального казначейства Заявление на получение карт (на сегодняшний момент от клиентов органы Федерального казначейство получают Заявление на получение денежных чековых книжек). На представленном клиентом Заявлении органом Федерального казначейства делается отметка о согласии на получение карт, после чего оно направляется в банк, в котором органу Федерального казначейства открыт счет № 40116 для обеспечения клиентов наличными денежными средствами с использованием карт.

На основании Заявления банк обеспечивает изготовление карт. В день доставки в соответствующее подразделение банка изготовленных карт и конвертов, содержащих пин-коды к ним, банк уведомляет орган Федерального казначейства о готовности выдать карты. Уполномоченные работники органа Федерального казначейства получают в банке изготовленные карты.

Все полученные карты подлежат учету и регистрации органом Федерального казначейства в Журнале регистрации карт. Орган Федерального казначейства выдает уполномоченному работнику клиента карту и конверт с пин-кодом под расписку в Журнале регистрации карт. Ответственность за сохранность полученных карт и пин-кодов несут уполномоченные работники клиента (сегодня органы Федерального казначейства обеспечивают участников бюджетного процесса денежными чековыми книжками, учет которых ведется в Журнале регистрации бланков денежных чековых книжек).

Для получения наличных денежных средств органы Федерального казначейства принимают от клиентов Заявку на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту. Заявка должна содержать серию и номер карты, номер лицевого счета получателя средств федерального бюджета, коды бюджетной классификации Российской Федерации, соответствующие целям получения наличных денежных средств, и суммы наличных денежных средств.

Орган Федерального казначейства обобщает представленные клиентами Заявки и на их основании оформляет в необходимом количестве экземпляров платежные поручения на перечисление денежных средств со счетов, открытых Управлению Федерального казначейства в учреждении Центрального банка РФ с балансовых счетов № 40105, № 40503, № 40302 на счет № 40116 и передает платежные поручения в банк.

Одновременно с платежными поручениями орган Федерального казначейства формирует и направляет в электронном виде в банк Расшифров-

ку суммы средств, перечисленных на счет органа Федерального казначейства № 40116 по картам. В Расшифровке указывается серия, номер и общая сумма в разрезе каждой карты.

После подтверждения банком проведения операции по списанию средств соответственно со счетов № 40105, № 40302, № 40503 на счет № 40116 на основании представленных Заявок кассовые выплаты отражаются на лицевых счетах клиента. Экземпляр исполненной Заявки, оформленной подписями клиента, прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета клиента и подшивается в документах операционного дня органа Федерального казначейства по счету № 40105, № 40302, № 40503 соответственно.

В случае полного или частичного неиспользования клиентом перечисленных на карты средств в течение 20 календарных дней со дня перечисления, не считая дня перечисления, клиент представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение (с указанием кодов бюджетной классификации) на возврат невостребованной суммы со счета № 40116 на счет № 40105, № 40302 или на счет № 40503 (в зависимости от ранее представленной клиентом Заявки).

Платежное поручение, оформленное органом Федерального казначейства на основании платежного поручения клиента, является основанием для отражения списания средств со счета № 40116, а также операции по восстановлению кассовой выплаты на счете № 40105, № 40302 и на счете № 40503, с последующим отражением операции на соответствующем лицевом счете клиента.

Если клиентом в течение 20 календарных дней не представлено платежного поручения на возврат невостребованной суммы, то указанные средства отражаются на счете № 40116 до конца финансового года. По состоянию на 1 января очередного финансового года наличие неиспользованных остатков средств на счете органа Федерального казначейства №40116не допускается.

Получение наличных денежных средств осуществляется уполномоченными работниками клиента с использованием карты через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств без взимания комиссии за снятие наличных денежных средств, что является важным аспектом, так как в настоящее время многие банки взимают процент за снятие наличных денежных средств в банкоматах.

Изменится и порядок внесения клиентом неиспользованных наличных денежных средств.

Внесение наличных денежных средств осуществляется уполномоченными работниками

клиента с использованием карты через банк (филиал), банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств, в размере неиспользованных наличных денежных средств, ранее полученных с использованием этой же карты. Клиент вправе без взимания комиссии за внесение наличных денежных средств осуществлять внесение наличных денежных средств с использованием карты через банк (филиал), банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств банка, выдавшего карты.

При внесении денежных средств через банк (филиал), банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств клиент не позднее следующего рабочего дня после внесения средств представляет в орган Федерального казначейства Расшифровку суммы внесенных средств, в которой в обязательном порядке указываются серия и номер карты, номер лицевого счета получателя средств и коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым вносимые средства подлежат отражению на соответствующем лицевом счете получателя средств.

Объявление на взнос наличными (код формы по ОКУД 0402001) для внесения наличных денежных средств клиентом не оформляется.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод. Становление двухуровневой банковской системы в России, начавшаяся конкурентная борьба за привлечение частного вкладчика к обслуживанию стали причиной поиска и внедрения в банковскую практику новых расчетно-пла-тежных инструментов, среди которых достойное место занимают банковские пластиковые карты.

Традиционные инструменты осуществления платежей занимают значимое место в обществе, поскольку расчетно-платежный механизм — это не только технический способ передачи информации об акте купли-продажи, но и элемент общей хозяйственной структуры, который закреплен социально-экономическим и историческим развитием общества и складывался долгие годы. Вместе с тем развитие экономики любого государства на современном этапе невозможно без высокоэффективной системы денежного обращения и использования современных платежных инструментов. Технические инновации определили возможность функционирования электронных систем платежей, в том числе на основе пластиковых карт, рассмотрение которых необходимо начинать с изучения их роли и места в системе платежного инструментария.

Термину «платежные инструменты» в настоящее время еще не придано сколько-нибудь устойчивого значения. Он не встречается в каких-либо нормативных документах, однако в последнее вре-

мя он все чаще стал использоваться в ведомственных нормативных правовых актах Банка России, а также в научных статьях.

В данных источниках дефиниция «платежные инструменты» стоит рядом с понятиями «пластиковые карты» «денежные чеки» — то есть с формами правового опосредования безналичныхрасчетов.

В условиях возникших качественно новых рисков необходимо укреплять банковскую систему. Свою роль в решении этой глобальной задачи Казначейство видит в том, чтобы минимизировать объемы обращения наличной денежной массы в секторе государственного управления.

В отдельных регионах не в достаточной степени применяются современные технологии выплаты заработной платы с использованием банковских карт. Лишь в 12 субъектах доля применения банковских карт составляет свыше 60 %. Хабаровский край в данном направлении находится в числе лидеров. На территории нашего края степень

применения банковских карт превышает 70 %. Но на достигнутых результатах останавливаться не стоит. Будем ожидать дальнейшего развития рынка пластиковых карт, продвижения «Зарплатных проектов» у получателей бюджетных средств, так как одной из тенденций на рынке является усиление работы банков по продвижению такого рода проекта как банковского продукта, стараясь охватить как можно более широкий круг предприятий с предоставлением полного спектра услуг обслуживания и дополнительного сервиса. Кроме того, рост финансовой культуры населения способствует повышению спроса на пластиковые карты как на более технологичный и удобный в использовании кредитный продукт.

Совершенствование системы бюджетных платежей позволит ускорить оборачиваемость средств в экономике, повысить уровень ликвидности в банковском секторе, сократить теневой оборот наличных денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.