Научная статья на тему 'Внедрение пакета прикладных программ «Техническая диагностика» в учебный процесс НГТУ'

Внедрение пакета прикладных программ «Техническая диагностика» в учебный процесс НГТУ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ломакина Л. С.

Студенты любого технического вуза должны на наш взгляд иметь представление о задачах технической диагностики и методах их решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF THE PACKAGE OF APPLIED PROGRAMS “TECHNICAL DIAGNOSTICS” IN THE TEACHING PROCESS OF NSTU

The author considers students of any technical college la have an idea of the problems of technical diagnostics and the methods of their solution.

Текст научной работы на тему «Внедрение пакета прикладных программ «Техническая диагностика» в учебный процесс НГТУ»

Вестник ВГАВТ

Межвузовская серия Моделирование и оптимизация сложных систем. Новые информационные технологии и развитие образования. 2004. Вып. 9.

Список литературы

J. Бобровский С. Программирование на языке QBasic для школьников и студентов. - М.; "ДЕСС КОМ", 2000. - 207 с.

2. Кетков Ю.Л., Кетков А.Ю., Шапошников Д.Е. Персональный компьютер: Школьная энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. - 440 с.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

603600, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: ket@.citv.ru

ABOUT ONE METHOD OF THE PROFESSIONAL PROGRAMMERS TRAINING

U. L. Ketkov, A. U. Ketkov

The method of information science teaching ofprofessional programmers in the system of high education is considered. The basis of this method is concerned to be the idea of the simultaneous studying of Basic,Pascal and Si languages.

УДК 00.5.01

ВНЕДРЕНИЕ ПАКЕТА ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ «ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НГТУ

Л. С. Ломакина

Студенты любого технического вуза должны на наш взгляд иметь представление о задачах технической диагностики и методах их решений.

Как известно, техническая диагностика создает модели и методы локализации дефекта в сложных технических системах по тем или иным экспериментальным данным, полученным в результате наблюдения за функционированием системы.

Диагностирование технической системы включает серию экспериментов с нею, в каждом из которых наблюдается её поведение в некоторых режимах, вызываемых теми или иными заранее планируемыми воздействиями на неё. В исправной системе наблюдаемое поведение соответствует ожидаемому. По отклонению поведения системы от ожидаемого судят о виде её неисправности. Для осуществления таких экспериментов необходимы технические и программные средства.

На всех этапах развития технической диагностики наиболее поздно оказывались исследованными математические модели и методы диагностирования.

Методология технической диагностики имеет много общего с методологией математического моделирования: в результате изучения объекта диагностирования создаются его математические модели, на основе которых разрабатываются методы решения диагностических задач, соответствующее алгоритмическое и программное обеспечение. Процесс диагностирования с их использованием представляется как достаточно сложный вычислительный эксперимент, по результатам которого возможно уточнение моделей и методов.

В таком аспекте разработанный пакет прикладных программ «Техническая диагностика» используется в лабораторном практикуме при изучении курсов «Математическое моделирование», «Дискретная математика», «Теория информационных систем», «Прикладная теория информации» на факультете информационных систем и технологий Нижегородского государственного технического университета.

Л. С. Ломакина

Внедрение пакета прикладных программ «техническая диагностика» ...

Использовали модели двух характерных уровней: базовые (основные) и диагностические.

Базовые модели есть результат изучения системы и отображают её поведение как в исправном, так и при всевозможных неисправностях, а диагностические модели ориентированы на те или иные методы решения задач диагностики.

Студенты исследуют методы применения теории графов, теории информации, теории булевых функций и исследования операций, теории вероятностей, статистического моделирования в процессе проектирования и эксплуатации технических систем.

На основании введенного информационного критерия, который позволяет учесть вероятности отказов блоков, вводится количественная характеристика определения состояния систем, и решаются следующие задачи:

- определение минимального множества точек контроля, необходимого для обеспечения заданной глубины диагностирования;

- определение глубины диагностирования при заданном количестве точек контроля;

- распределение элементов системы по конструктивным блокам с целью повышения контролепригодности;

- принятие решения о состоянии системы по критерию максимума апостериорной вероятности.

Студенты изучают предложенные методы и алгоритмы проектирования контролепригодных систем. В отличие от известных, предлагаемый метод позволяет локализовать дефект произвольной кратности с учетом вероятностей отказа блоков.

Нижегородский государственный технический университет.

603600, Нижний Новгород, ул. Минина 24. E-mail: vt@nntu.sci-nnov.ru

THE INTRODUCTION OF THE PACKAGE OF APPLIED PROGRAMS “TECHNICAL DIAGNOSTICS” IN THE TEACHING PROCESS OF NSTU

L. S. Lomakina

The author considers students of any technical college to have an idea of the problems of technical diagnostics and the methods of their solution.

УДК 372.862/621.37

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Т. В. Кубышкина, В. И. Плющаев

R работе рассматривается опыт использования пакета Electronics Workbench версия

5 для шучения радиотехнических дисциплин.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования устанавливают жесткие требования к подготовке специалистов. Современные технические специалисты должны обладать совокупностью знаний и навыков, обеспечивающих их успешную профессиональную деятельность как в производственной, так и в эксплуатационно-технологической, проектно-конструкторской, научно-исследовательской и организационно-управленческой сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.