Научная статья на тему 'Об одном подходе к подготовке профессиональных программистов'

Об одном подходе к подготовке профессиональных программистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кетков Ю. Л., Кетков А. Ю.

Обсуждается подход к технологии обучения информатике в вузовской системе подготовки профессиональных программистов. Фундамент предлагаемого подхода образует, по мнению авторов, идея параллельного изучения языков Бейсик, Паскаль и Си.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ONE METHOD OF THE PROFESSIONAL PROGRAMMERS TRAINING

The method of information science teaching of professional programmers in the system of high education is considered. The basis of this method is concerned to be the idea of the simultaneous studying of Basic, Pascal and Si languages.

Текст научной работы на тему «Об одном подходе к подготовке профессиональных программистов»

Д. И. Батищев, П.Д. Басапин, М.Х. Прилуцкий, В.М. Сандалов Прикладная информатика - важнейший компонент системы ...

9. Интернет - образование - не миф, а реальность XXI века. Под общей ред. В.П. Тихомирова. М.: 2000.

10. Усков В.Л., Ускова М.Ф. Информационные технологии в образовании. «Информационные технологии», № 2, 1999.

11. Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. М.: МЭСИ. 1998.

12. Батищев Д.И., Прилуцкий М.Х. Особенности базовой и специальной подготовки по специальности 07.19 «ИЕ!формационные системы» (межотраслевые). Межвузовский сборник «Информационные технологии в образовании», Н. Новгород, ВГАВТ, 1999, С.24—28.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

603600, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: pril@iani.unn.ru

APPLIED INFORMATION SCIENCE - THE ESSENTIAL COMPONENT OF THE INTERNET-EDUCATIONAL SYSTEM

D. I Batishev, P. D Basalin, M. H. Prilutzky, V. M Sandalov

On the example of the subject “applied information science " peculiarities of the curriculum in the open university system are considered.

УДК 37.01.687.3

ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММИСТОВ

Ю. Л. Кетков, А. Ю. Кетков

Обсуждается подход к технологии обучения информатике в вузовской системе подготовки профессиональных программистов. Фундамент предлагаемого подхода образует, по мнению авторов, идея параллельного изучения языков Бейсик, Паскаль и Си.

Статья носит дискуссионный характер и предлагает обсудить вопрос о технологии преподавания информатики в высших учебных заведениях.

Заранее оговоримся, что мы не имеем в виду сиюминутные курсы уровня пользователя ПК, имеющие целью привить ограниченные навыки работы с компьютером и дать минимальный набор рекомендаций по применению того или иного популярного программного продукта. Речь идет о подготовке специалистов, способных создавать собственные прикладные и системные программы. Ибо ориентация только на использование кем-то разработанных программных и аппаратных средств вычислительной техники обрекает нас на отставание в области новых информационных технологий.

Основная идея заключается в четком выделении в учебных курсах типа "Методы программирования" или "Алгоритмические языки" двух уровней. Первый из них, -базовый, - строится на параллельном изложении основ трех алгоритмических языков

- Бейсика, Паскаля и Си. Второй уровень предполагает достаточно глубокое изучение возможностей Ассемблера IBM-совместимых ПК и одной из современных сред визуального программирования - Visual Basic, Visual C++ (альтернатива — Borland C++ Builder) или Delphi.

Ни для кого не является секретом, что выпускники средних школ в той или иной мере обладают практическими навыками работы с достаточно примитивными подмножествами алгоритмических языков Бейсик или Паскаль. В силу технической оснащенности наших школ большинство учащихся (порядка 60 %) знакомятся с весьма ограниченной версией языка Бейсик для морально и физически устаревших ПК типа

Вестник ВГАВТ

Межвузовская серия Моделирование и оптимизация сложных систем. Новые информационные технологии и развитие образования. 2004. Вып. 9.

Корвет или КУВТ. Гораздо меньший контингент (порядка 15-20 %), к которому относятся преимущественно выпускники городских и специализированных школ, владеют навыками работы в среде Turbo Pascal. Однако в любом случае такие разделы как работа с файлами, машинная графика, использование отладочных средств и обработка прерываний, как правило, остаются вне досягаемости школьных курсов.

Совершенно очевидно, что школа может познакомить учащихся лишь с ограниченным инструментарием того или иного алгоритмического языка. Но она не в состоянии научить своих выпускников умению использовать этот инструмент для решения широкого класса практических задач. Слишком мал у школьников запас знаний по методам вычислительной математики. Невелик у них и опыт практической работы с компьютером. Ощущается явный недостаток знаний возможностей библиотечных функций и операционных систем, умения применять их на практике. В силу ограниченности времени и средств, вряд ли стоит относить эти претензии к средней школе. Да и не должна школа готовить всех своих выпускников к карьере профессионального программиста.

Министерские программы курсов, связанных с преподаванием информатики, к счастью, не ограничивают вузы в выборе алгоритмических языков. По сложившейся в нашей стране традиции естественные факультеты государственных университетов тяготеют к Паскалю, в технических вузах предпочитают изучение Си, а на факультетах экономического и социально-политического профиля преобладают курсы, ориентированные на Бейсик и его дальнейшее развитие в лице VBA (Visual Basic for Applications).

Сложившееся у нас распределение не очень отвечает запросам современного рынка труда. Так, например, в США основная масса прикладных программистов работает в среде Visual Basic. По свидетельству [1] из примерно 5 млн. программистов в мире около 2 млн. создают программные продукты на базе VB или VBA. Однако наиболее квалифицированную работу и, соответственно, существенно более высокую зарплату могут найти специалисты, владеющие техникой программирования в средах типа Visual C++. Не следует сбрасывать со счетов и язык Паскаль, появление которого было обусловлено, в первую очередь, проблемой обучения качественному программированию. На этом языке в свое время была написана основная часть операционной системы Windows. Средствами языка Object Pascal были реализованы такие профессиональные среды визуального программирования как Delphi и Borland C++ Builder.

Многие вузы, обеспокоенные судьбой своих выпускников, пытаются отслеживать тенденции современного спроса. Так, например, успехи Интернет побудили высшие учебные заведения Великобритании перестроить программы обучения информатики, ориентируя их на язык межплагформенного общения Java.

На наш взгляд, тенденция к моноязыковому подходу в подготовке профессиональных программистов в принципе неверна. Во-первых, естественный консерватизм в разработке и реализации новых учебных программ не в состоянии своевременно отслеживать быстро прогрессирующую сферу разработки программных продуктов. Во-вторых, совершенствование алгоритмических языков и современных систем программирования сопровождается четко выраженной унификацией семантических форм и синтаксических конструкций. Достаточно развитые алгоритмические языки универсального назначения обладают сегодня очень сходным набором функциональных возможностей. Их параллельное изучение с использованием явных или близких аналогий позволит готовить системных и прикладных программистов с более широким кругозором, способных легко ориентироваться в огромном разнообразии программных средств, написанных на разных алгоритмических языках. Наконец, нам представляется достаточно важным воспитать умение творчески адаптировать программы, написанные на другом языке. Несмотря на то, что такой перевод может быть выполнен автоматически, его качество в большинстве случаев оставляет желать лучшего.

ЮЛ Кетков, А. 10. Кетков Об одном подходе к подготовке профессиональных программистов

Компьютерный полиглот, на наш взгляд, сродни высоко образованному человеку, свободно владеющему двумя или более иностранными языками. Известны факты, когда знатоки десятка языков затрачивают на освоение нового языка всего 2-3 месяца.

Фундамент многоязыкового образования профессиональных программистов может быть построен на параллельном изучении грех достаточно разных по своему синтаксису языков - Бейсика, Паскаля и Си. В пользу такого выбора имеются следующие основания. Во-первых, основы Бейсика или Паскаля закладываются программами школьного образования. Во-вторых, большинство наиболее серьезных приложений за последние 30 лет написаны на той или иной версии Си. Кстати, язык Java, царящий ныне в Интернет, фактически, является подмножеством языка C++. Наконец, для каждого ИЗ ЭТИХ ЯЗЫКОВ существуют достаточно близкие ПО своей форме среды программирования, не предъявляющие сколь-нибудь серьезных требований к конфигурации ПК. Мы имеем в виду интерпретатор QBasic, входящий в состав MS-DOS, и практически идентичные по форме интегрированные среды Borland C++ (версия 3.1) и Turbo Pascal (версии 6.0 или 7.0).

В качестве практического пособия, ориентированного на формирование предложенного фундамента, мы подготовили сборник задач, включающий более 130 готовых к исполнению программ различной сложности. Сборник развивает идеи параллельного знакомства с разными алгоритмическими языками, заложенными нами в [2]. Более 100 задач в сборнике представлено тремя или более версиями программ, демонстрирующих специфику того или иного языка.

Сборник состоит из 11 глав, охватывающих следующие разделы:

- Работа с числовыми данными (внешнее и внутреннее представление числовых данных, ввод и вывод числовой информации);

- Обработка текстовой информации (символьные данные и их внутреннее представление, ввод и вывод текстовой информации, обработка фрагментов строк, сравнение и сортировка текстовых данных, управление цветом в текстовом режиме)

-г Работа с массивами (объявление и инициализация массивов, статические и динамические массивы, массивы в качестве параметров процедур и функций, сортировка больших массивов, поиск);

- Рекурсивные функции и процедуры;

- Подпрограммы и функции (оформление и вызов программных единиц, параметры подпрограмм, локальные и глобальные данные);

- Работа с дисковыми файлами (строковые, записеориентированные и двоичные файлы);

- Машинная графика (графические возможности систем программирования, инициализация графического режима, определение области графического вывода и выбор системы координат, управление цветом, работа с отдельными точками и растровыми изображениями, отрезки прямых и прямоугольники, окружности, эллипсы и дуги, закрашивание и заполнение замкнутых областей, заливка площадных фигур "прозрачными" шаблонами, текстовые сообщения в графическом режиме);

- Работа с календарными датами (вычисление юлианских дат);

- Использование системных функций (управление мышью, красивые окна в текстовом режиме).

Каждому разделу предшествует краткий, но достаточно полный обзОр соответствующих программных средств, присущих избранным алгоритмическим языкам. Большинство задач сопровождается практическими советами по построению тех или иных компонентов программы с учетом специфики каждого языка. При формировании даже простейших программ особое внимание уделяется их структуре, постоянно подчеркивается возможность выделения и использования процедур (подпрограмм) и функций. Общий объем пособия порядка 15 печатных листов.

Вестник ВГАВТ

Межвузовская серия Моделирование и оптимизация сложных систем. Новые информационные технологии и развитие образования. 2004. Вып. 9.

Список литературы

J. Бобровский С. Программирование на языке QBasic для школьников и студентов. - М.; "ДЕСС КОМ", 2000. - 207 с.

2. Кетков Ю.Л., Кетков А.Ю., Шапошников Д. Е. Персональный компьютер: Школьная энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. - 440 с.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

603600, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: ket@.citv.ru

ABOUT ONE METHOD OF THE PROFESSIONAL PROGRAMMERS TRAINING

U. L. Ketkov, A. U. Ketkov

The method of information science teaching ofprofessional programmers in the system of high education is considered. The basis of this method is concerned to be the idea of the simultaneous studying of Basic,Pascal and Si languages.

УДК 00.5.01

ВНЕДРЕНИЕ ПАКЕТА ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ «ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НГТУ

Л. С. Ломакина

Студенты любого технического вуза должны на наш взгляд иметь представление о задачах технической диагностики и методах их решений.

Как известно, техническая диагностика создает модели и методы локализации дефекта в сложных технических системах по тем или иным экспериментальным данным, полученным в результате наблюдения за функционированием системы.

Диагностирование технической системы включает серию экспериментов с нею, в каждом из которых наблюдается её поведение в некоторых режимах, вызываемых теми или иными заранее планируемыми воздействиями на неё. В исправной системе наблюдаемое поведение соответствует ожидаемому. По отклонению поведения системы от ожидаемого судят о виде её неисправности. Для осуществления таких экспериментов необходимы технические и программные средства.

На всех этапах развития технической диагностики наиболее поздно оказывались исследованными математические модели и методы диагностирования.

Методология технической диагностики имеет много общего с методологией математического моделирования: в результате изучения объекта диагностирования создаются его математические модели, на основе которых разрабатываются методы решения диагностических задач, соответствующее алгоритмическое и программное обеспечение. Процесс диагностирования с их использованием представляется как достаточно сложный вычислительный эксперимент, по результатам которого возможно уточнение моделей и методов.

В таком аспекте разработанный пакет прикладных программ «Техническая диагностика» используется в лабораторном практикуме при изучении курсов «Математическое моделирование», «Дискретная математика», «Теория информационных систем», «Прикладная теория информации» на факультете информационных систем и технологий Нижегородского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.