Научная статья на тему 'Исследование технологий обучения программированию в школе'

Исследование технологий обучения программированию в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сармантаева Л. С.

Стремительное вхождение в нашу повседневную жизнь информационных и коммуникационных технологий стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Интернет. В связи с этим вопрос совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается очень актуальным. Как известно, применение информационных и коммуникационных технологии в сфере образования традиционно сводится к двум основным направлениям: ‒ использование возможностей информационных и коммуникационных технологии для увеличения доступности образования (т.е. реализация новой формы обучения, так называемого дистанционного обучения); ‒ использование возможностей информационных и коммуникационных технологий как средства обучения (т.е. для изменения того, чему учить и как учить, или для совершенствования традиционных методов обучения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование технологий обучения программированию в школе»

6. SharePoint Learning Kit [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании Microsoft. - Режим доступа: www.microsoft.com/rus/education/slk/ default.aspx (дата обращения: 25.05.12).

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ШКОЛЕ

© Сармантаева Л.С.*

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана

Стремительное вхождение в нашу повседневную жизнь информационных и коммуникационных технологий стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Интернет. В связи с этим вопрос совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается очень актуальным.

Как известно, применение информационных и коммуникационных технологии в сфере образования традиционно сводится к двум основным направлениям:

- использование возможностей информационных и коммуникационных технологии для увеличения доступности образования (т.е. реализация новой формы обучения, так называемого дистанционного обучения);

- использование возможностей информационных и коммуникационных технологий как средства обучения (т.е. для изменения того, чему учить и как учить, или для совершенствования традиционных методов обучения).

Исследования по использованию информационных и коммуникационных технологии в обучении в последние годы более или менее начали систематизироваться и, можно сказать, дали следующие результаты: в теории и в практике обучения появились понятия информационная технология обучения, классификация информационной технологии обучение и многое другое.

Одним из наиболее интересных вопросов, требующих особого внимания в обучении информатике, является вопрос системе обучения программирования. Это связано с тем, что профессия специалистов в области информатики и информационных технологий в какой-то мере начинается со школы.

В средней общеобразовательной школе перешли к непрерывному изучению информатики, который предусматривает два этапа: базовый (7-9 класс), обеспечивающий изучение информатики на минимальном, обязательном

* Старший преподаватель кафедры Информатики.

уровне, заданном стандартом, и дифференцированный - в виде одного из обязательных для всех школ профильного курса информатики. Профильный курс предусматривает два направления: естественно-математическое и общественно-гуманитарное.

Содержание образования по информатике для естественно-математического направления включает следующие разделы информатики: средства информатизации, информационные технологии, с целью более детального изучения, для представления возможностей их применения в технических и естественно-научных сферах деятельности. Она направлена на предпрофес-сиональную подготовку учащихся в области информатики, на приобретение навыков, необходимых в профессиональной дальнейшей деятельности или обучении в естественно-математических и технических специальностях.

В задачу курса входит дальнейшее формирование учащихся понятия информации и способов ее обработки и побуждение интереса к использованию компьютера в повседневной жизни, обучение профессиональному владению компьютером как инструментом.

Уровень предъявления материала обеспечивает учащимся возможность решать задачи в системе визуального программирования.

На наш взгляд процесс обучения программированию в школе состоит из нескольких этапов.

Первое, это - выбор начального языка программирования, который будет доступным школьнику для восприятия, изучения и овладения. Выбор начального языка программирования имеет принципиальное значение, так как от этого во многом зависит методика изучения курса, содержание и последовательность предъявления учебного материала, система учебно-познавательных заданий и, главное, вся дальнейшая работа по овладению программированием для решения реальных практических задач на компьютере. В казахстанских школах в качестве языка программирования использовались Бейсик в разных вариантах (QBasic, Visual Basic и др.) и Паскаль (Turbo Pascal, Borland Pascal и др.), следовательно и в школьных учебниках рассматривались эти языки.

Опыт последних лет показывает, что в изучении принципов программирования в школе с методической точки зрения более подходящим является Паскаль. Язык Паскаль является структурированным языком, который позволяет на ряду с учебными программами решать сложные производственные задачи. Программа, записанная на языке Паскаль, на компьютере проверяется легко, а также удобно исправлять ошибки. Программа, записанная на этом языке, в процессе выполнения на компьютере сначала транслируется (переводиться на машинный язык), преобразуется в объектный модуль и только затем происходит ее выполнение. В это время имеються два вида программ: первая-оригинал, записанная на алгоритмическом языке, а вторая-программа, записанная в машинных кодах. Результат задачи получаем через

программу, записанную в машинных кодах, а редактирование (исправление ошибок в тексте программы) осуществляем в программе оригинале, записанный на алгоритмическом языке.

Последовательность разработки программ соответствуют алгоритму, воспитывает у учащихся аккуратность, формирует правильный стиль составления программ.

Следующий важный этап - это учебно-методическое и программное обеспечение обучения программированию.

Далее, язык программирования был выбран, но соответствующие учебно-методическое и программное обеспечение почти не имеются.

Следующим шагом будет организация обучения программированию. Основными видами организации обучения программированию на старших классах может быть лекционные, практические и лабораторные занятий.

Основным этапом является сама технология обучения программированию, при этом учитель должен ставить своей целью не изучение языка программирования, а изучение самого программирования, т.е. приемов и методов решения задач с помощью какой-либо инструментальной среды.

В настоящее время с точки зрения обучения программированию можно выделить несколько категорий учащихся. Во-первых, это ученики основной школы, курс информатики в которой преподается за счет часов вариативной части Базового учебного плана. Министерством образования рекомендован «Обязательный минимум содержания образования», который имеет два уровня.

Уровень «А» определяет содержание образования по информатике, обязательное для всех учащихся общеобразовательных школ. Согласно ему учащиеся должны освоить реализацию основных алгоритмических конструкций в одном из языков программирования, познакомиться с простыми типами данных и массивами (таблицами) как способом представления информации. То есть при подборе задач для основной школы внимание должно уделяться преимущественно задачам, способствующим отработке применения основных алгоритмических конструкций с использованием простых типов данных и массивов.

Уровень «Б» соответствует углубленному курсу информатики, который преподается в основном в физико-математических классах. Помимо перечисленных выше знаний в области программирования, учащиеся таких школ должны уметь оперировать всеми основными типами данных одного из современных алгоритмических языков, включая объекты и т.д. При обучении программированию в школе существует ряд методических проблем:

- Выбор определенного подхода обучения (алгоритмический или программный подход).

- Определения объема и глубины изучения материала по программированию.

- Создания учебно-методической базы преподавания программирования в школе (учебники, задачники, ЭУИ, практикум).

- Совершенствование организации обучения программированию т.е. разработка новых способов обучения программированию.

- Формирование интереса у учеников к профессии программиста.

Одним из путей разрешения проблем является обобщение существующего опыта преподавания программированию и создание адаптивной методической системы, ориентированной на изучение программирования в общеобразовательной школе. В связи с этим кафедра Информатики ЕНУ им. Л.Н. Гумилева тесно связана со школой и готова содействовать в решение проблем.

Список литературы:

1. Основы информатики и вычислительной техники. 9 класс / Б. Бури-баев, Б. Накысбеков, Г. Мадьярова. - Алматы, 2005.

2. Информатика. Базовый курс. 10-11 класс / Н. Ермеков, Н. Стифутина, В. Криворучко, Л. Кафтункина. - Алматы, 2003.

3. Информатика. 9 класс / Н. Ермеков, Ж. Караев, В. Криворучко, В. Кафтункина. - Алматы, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.