Так, же стоит сказать, что рынок программных продуктов предлагает следующие программы: Eng-Lang-Trainer 2.0; Teacher; Неправильные глаголы 2.0; FVords 1.12.17; Singlish English 1.1; Тренажер перевода слов WTT 1.15; RSTrainer 2.0; Meanings and Origins of Phrases; Language Flipper 2.1; IT -незаметный преподаватель 1.3; LearNeWords 3.0; Non-stop English 3.0; LearnWords Windows 5.0; WordsTeacher 1.0 и др. [2].
Все эти и выше представленные программы представляют собой разработки, основывающиеся на различных методах.
В ходе изучения английского языка, кроме традиционных методов преподавания, использование современных программных продуктов, может стать элементом дополнительного освоения языка, а так же методом закрепления получаемых знаний.
Список литературы:
1. Kesha. Официальный сайт MyDiv Portal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soit.mydiv.net/win/download-Kesha.html (дата обращения: 20.10.2014).
2. Официальный сайт MyDiv Portal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soft.mydiv.net/ (дата обращения: 20.10.2014).
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
© Семенова О.В.*
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Абакан
В работе представлен опыт по применению информационных технологий в преподавании курса информатики, способствующий формированию и совершенствованию навыков информационно-коммуникационной компетентности выпускников средней школы.
Педагогический опыт по применению информационно-коммуникационных технологий в преподавании информатики возник в результате существенных изменений современного школьного курса информатики. Наиболее яркими характеристиками таких изменений являются вымывание теоретических основ информатики и программирования из школьного курса, фак-
* Учитель информатики.
тически замена обучения программированию освоением современных информационных технологий на уроках информатики [1].
Таким образом, возникают противоречия между требованиями высокотехнологического общества и представлениями об информатике как прикладной науке изучения программ и технологий работы с программным обеспечением. Требования современного общества к уровню изучения информатики отражены в государственных стандартах, а также в материалах итоговой аттестации знаний учащихся 11-х классов. Государственные стандарты по информатике требуют от выпускников достаточно высокого уровня владения теоретическими основами информатики, основами алгебры логики, развития алгоритмического мышления и навыков программирования, а также владения технологиями работы с программным обеспечением.
Исходя из вышесказанного, были выделены следующие цели обучения информатике в профильной школе:
- Расширение возможностей для формирования алгоритмического мышления, изучения теоретических основ информатики и основ программирования;
- Овладение технологиями работы с программным обеспечением.
В соответствии с целями были определены задачи:
- развивать алгоритмическое (логическое) мышление;
- формировать навыки программирования на достаточно высоком уровне;
- продолжить изучать теоретические основы информатики через практическое решение задач;
- формировать технологические (пользовательские) навыки высокого уровня, используя общие принципы использования информационно-коммуникационных технологий.
Алгоритмическое мышление более всего формируется при обучении программированию. Обучение программированию должно включать в себя не только изучение языков программирования, но и быть направлено на формирование у учеников алгоритмического стиля мышления, без чего занятия не будут являться эффективными. Это требует пересмотра и поиска новых методов, форм, средств и приемов обучения программированию. Выделен комплекс методических приемов, применение которых способствует развитию такого стиля мышления [1]. Навыки программирования на высоком уровне формируются при большом количестве разнообразных задач, решаемых учащимися. Практически это исполнение, исправление, оптимизация, создание алгоритмов (линейных, разветвляющихся, циклических) в различных формах; усвоение алгоритмов решения основных типовых задач и умение находить применение этим алгоритмам при решении нестандартных задач. На первом этапе (диагностическом) изучения основ программирования используются приемы «сделай по образцу», «от простого к слож-
ному». При дальнейшем изучении программирования ставятся другие задачи: «примени известный алгоритм в нестандартной ситуации», «измени условия так, чтобы получить результат», «реши задачу нестандартно», «предложи другой способ решения».
Целесообразно построить обучение на сравнении различных информационных технологий решения задач. Учащимся предлагается решить одну и ту же задачу средствами одного из языков программирования и средствами электронных таблиц, самостоятельно сравнить эффективность каждого из подходов; выбрать наиболее оптимальное инструментальное средство решения данной задачи.
Для повышения интереса к изучению программирования используются внеурочные формы работы: подготовка (обсуждение и разбор олимпиадных задач) к конкурсам и олимпиадам по программированию, например: Всероссийским конкурсам «Компьютеры. Информатика. Технологии»; «Инфознай-ка»; школьным и муниципальным этапам Всероссийской предметной олимпиады школьников, индивидуальные консультации при подготовке к экзаменам.
Важно при организации учебного процесса в профильной школе понимать, что программирование возможно не только на компьютере. Часть задач по программированию учащиеся могут выполнять, используя опорные конспекты и тетради.
Применение разных форм работы на уроке, выполнение индивидуальных самостоятельных работ позволяет формировать навыки программирования, алгоритмический стиль мышления.
В условиях ограниченности учебного времени оправданно использование информационных облачных технологий, т.к. они создают активное пространство для инициативы, побуждают учащихся к самостоятельному решению задач.
Требование обучать учащихся в быстром темпе и на высоком уровне представляется нереальным, поскольку в действительности некоторые дети не могут работать в высоком темпе. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.
Возможности интернет-технологий позволяют при классно-урочной системе и групповом обучении применять индивидуальный подход к ученикам, отслеживая эффективность усвоения учебного материала и обмена информацией.
Например, созданный список электронных адресов учащихся 10 и 11 классов используется для рассылки домашних заданий, дополнительных материалов по теории и практике, не входящих в учебники. Возможности Диска Google используются для хранения, доступа к обсуждению некоторых задач, или в работе над совместным проектом, программой. Облачные технологии позволяют оптимизировать труд учителя, дают возможность упорядоченно
хранить огромное количество материала, создавать таблицы, презентации, другие учебные продукты к уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. На сегодняшний день существует достаточно материалов для создания тренингов и тестов, например, приложения Web 2.0 для поддержки обучения и процесса обучения с помощью интерактивных модулей [3].
Облачные технологии позволяют использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, тренажеры для подготовки к ЕГЭ [2, 4]. Перспективы применения тестов и тренингов на уроках информатики заключаются в создании собственного банка заданий и задач, который легко использовать для создания тестов, тренингов для усвоения, закрепления, контроля умений и навыков по той или иной теме в зависимости от индивидуальных особенностей класса и каждого ученика.
Облачные технологии позволяют вести электронный журнал в режиме он-лайн. Электронный журнал ведется с использованием ресурса «Web-образование. Электронная школа». Электронный журнал - это ретроспективный анализ знаний и умений учеников, открытость диагностики, количественные критерии знаний, рейтинг учащихся.
Условием успешности обучения информатике является создание оптимальных условий для самоутверждения, самоуважения учащихся, повышения внутренней мотивации к изучению программирования. Для реализации используются внутренние и внешние ресурсы. К внутренним ресурсам можно отнести класс информатики с выходом в Интернет, ресурсы Интернета, учебники, пособия, рабочие программы, элективные курсы. Внешние ресурсы: сотрудничество с высшими учебными заведениями региона, участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников, конкурсах и дистанционных олимпиадах, организация встреч со студентами и успешными IT-специалистами, программистами.
Список литературы:
1. Андреева Е.В. Методика обучения основам программирования на уроках информатики. - М.: «Первое сентября», 2006.
2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inf.reshuege.ru/.
3. Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://learningapps.oig/ (дата обращения: 19.10.2014).
4. Поляков К.Ю. Методические материалы для школьников и учителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kpolyakov.spb.ru/ (дата обращения: 21.10.2014).
5. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opengia.ru/subjects/informatics-11/topics/1 (дата обращения: 20.10.2014).