Научная статья на тему 'Особенности преподавания программирования в школе'

Особенности преподавания программирования в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания программирования в школе»

мы рискуем получить на выходе закоренелого правонарушителя, поэтому все больше учащихся нашей школы стали устанавливать на домашних ПК одну ОС Linux, отдавая предпочтение Runtu.

Runtu предоставляет вам огромный набор бесплатного программного обеспечения, коммерческие аналоги которых обошлись бы вам в несколько тысяч долларов. Задумайтесь над этой цифрой, мы надеемся что вы сделаете свое решение в пользу бесплатного ПО. Вы сможете выполнять на нем все те же самые задачи, что и раньше, и, возможно, даже больше - все будет зависеть от вашего опыта. Перечисленные выше программы являются открытыми, следовательно, вы можете свободно скачать их исходный код, просматривать его, изменять и даже распространять - совершенно бесплатно и легально. Runtu может быть установлена на неограниченное количество компьютеров и использоваться в любых целях.

Устанавливая ОС Runtu, вы получаете бесплатный доступ к огромным архивам свободного программного обеспечения, которое удовлетворит даже искушенного пользователя. Репозитории сообществ, множество разработчиков и огромный выбор ПО серверов, баз данных и многое другое открыто для всех желающих.

Бесплатная система с открытым исходным кодом - это минимизация расходов на компьютеризацию школ и университетов, предприятий и учреждений, это более быстрое профессиональное совершенствование программистов, это преодоление отставания в области информационных технологий, это информационная безопасность каждого из нас и всей страны в целом, это движение по пути развития современной мировой экономики.

Учтите только одно, что переход на Linux - это не простое форматирование винчестера и установка новой ОС. Это смена типа мышления. Linux хочет, чтобы пользователь думал, а не тыкал мышкой куда попало в надежде, что та или иная программа или устройство заработает. Конечно, потребуются более глубокие знания о компьютере и операционной системе, но это только на пользу. Так что переходите на Linux, но будьте готовы к трудностям. Ну а если все вышеприведенные аргументы в пользу Linux не убедили вас сменить «среду обитания», то не тратьте силы понапрасну - просто вы не созрели для того, чтобы использовать Linux.

Литература

1. Путеводитель по программному обеспечению для Linux [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus-linux.net/po.php?name= po/linapp.koi

2. Новости мира Linux [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://linux-news.ru/?m=2&n=27&o=8975

Особенности преподавания программирования в школе

Е.Ф. Родыгин (rodygin_evgeny@mail.ru)

МОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»

В государственном стандарте по информатике отмечается, что в результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик в области программирования должен:

1) знать основные свойства алгоритмов, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма;

2) уметь использовать алгоритмические конструкции, выполнять и строить простые алгоритмы, выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;

3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, в дальнейшем освоении профессий.

Данные знания, умения и навыки формируются при изучении темы «Алгоритмизация и программирование».

Тема «Алгоритмизация и программирование» является одной из самых сложных тем при изучении курса информатики. В настоящее время существует большое количество проблем в данном направлении.

При построении обучения учащихся теме «Алгоритмизация и программирование» каждый учитель информатики сталкивается с огромным количеством вопросов: как построить изложение материала, какие использовать методические разработки, в какой форме проводить занятия, какие составить практические задания, какой материал использовать учащимся при изучении и другое. Все эти вопросы возникают из-за отсутствия четко и в полном объеме изложенных учебно-методических материалов для изучения данной темы.

Перед началом обучения учителю необходимо выбрать язык программирования с учетом интересов уча -щихся, их направленности и структуры образовательного процесса в школе. Безусловно, в начале обучения

необходимо изучать алгоритмический язык, что является основой для формирования алгоритмического мышления, для понимания и правильного построения алгоритмических конструкций. Но в последнее время уже наблюдается тенденция перехода обучения от алгоритмических языков к объектно-ориентированным языкам программирования, что говорит об изменении общего подхода к преподаванию программирования в школе. Так, в учебниках Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии» (для 10-11 классов) и «Информатика и ИКТ. Базовый курс» (для 9 класса) изучается тема «Алгоритмизация и программирование» на основе объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.

На наш взгляд, самым простым в изучении алгоритмическим языком является Turbo Pascal, после которого легко перейти к изучению среды объектно-ориентированного языка программирования Delphi. Для более углубленного изучения может быть использована система PascalABC, в ней реализован диалект языка Паскаль, который позволяет решать довольно сложные задачи с использованием различных средств, таких как модули и объекты. К системе также прилагается специально разработанный электронный задачник, используемый для практического обучения решению задач.

Каждый школьный учебник по информатике включает в себя различные разделы, связанные с изучением информационно-коммуникационных технологий и основ информатики. В различных учебниках тема «Алгоритмизация и программирование» не рассмотрена достаточно полно, глубоко и доступно, и предполагается разное количество часов на изучение данной темы, а изложенный материал в научных пособиях часто не поддается изучению учащимся. Поэтому задача учителя в школе состоит в разработке такой методики, которая максимально упростит развитие способности программировать, что очень важно для большинства людей в современном техническом мире. Учителю приходится пользоваться личными разработками уроков, использовать ранее наработанный опыт и учебники, которые, прямо или косвенно, содержат материал для изучения выбранного языка программирования.

Мы предлагаем построить обучение теме «Алгоритмизация и программирование» последовательно, таким образом, чтобы учащиеся на начальной стадии обучения ознакомились с различными языками программирования, смогли понять необходимость изучения алгоритмического языка программирования. В начале изучения учащиеся должны ознакомиться с основными алгоритмическими конструкциями, командами языка, правилами описания объектов языка программирования, структурой программы и правилами написания. Учащимся необходимо сначала сформировать навыки написания простейших программ с использованием алгоритмических конструкций и основных объектов языка программирования, а затем перейти к изучению простых и, далее, более сложных методов программирования.

Еще одной проблемой сегодня в данной области является несоответствие темы «Алгоритмизация и программирование» в плане экзаменационной работы ЕГЭ по информатике федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

В план единого государственного экзамена 2009 года включаются следующие проверяемые элементы содержания обучения:

1) умение прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки ;

2) умение написать короткую (10-15 строк) простую программу обработки массива на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке;

3) умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию ;

4) умение создавать собственные программы (30-50 строк) для решения задач средней сложности.

Все эти элементы включены в блок C, который считается наиболее сложной частью контрольно-измери-ельного материала по ЕГЭ. Данные умения требуют от учащихся 11 классов, оканчивающих обучение в школе, глубокое знание темы «Алгоритмизация и программирование», хорошее владение хотя бы одним из языков программирования: Бейсик, Паскаль, Си и так далее.

На учебный предмет «Информатика и ИКТ» в федеральном базисном учебном плане в 8-х и 9-х классах отводится 105 часов (35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю в 8 классе и 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю в 9 классе). Из этого количества часов отводится 19 часов на изучение темы «Алгоритмы и исполнители», причем подразумевается изучение формальных исполнителей алгоритмов. Среднее (полное) общее образование базового уровня включает в себя 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе (из расчета 1 учебный час в неделю). В данное количество часов не входят часы на изучение темы «Алгоритмизация и программирование». Предполагается, что учитель будет использовать язык программирования во время решения задач при изучении других тем.

Таким образом, объем часов на изучение темы «Алгоритмизация и программирование» не дает возможности в полной мере изучить данную тему в школьном курсе. В этом и заключается несоответствие выделяемого количества часов на изучение данной темы с объемом рассматриваемого материала за данное количество часов, и в этом выражается несоответствие к требованиям выпускника по форме единого государственного экзамена.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на профильном уровне в области программирования направлено на:

1) освоение и систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построению и описанию объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование;

2) овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию, создавать программы на языке программирования по их описанию;

3) развитие алгоритмического мышления;

4) приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств.

Основное содержание обучения информатике на профильном уровне включает изучение следующих тем: «Алгоритмический язык», «Вычислимые функции», «Детерминированные игры с полной информацией», «Доказательства правильности», «Построение алгоритмов», «Типы данных», «Сложность описания объекта», «Сложность вычисления», «События. Параллельные процессы», «Практика программирования».

Очевидно, что примерная программа по информатики и ИКТ, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта профильного уровня среднего (полного) общего образования, предоставляет широкие возможности для реализации различных способов изучения темы «Алгоритмизация и программирование». Она включает большое количество часов для изучения данной темы, что дает возможность изучения различных языков программирования на уроках информатики на профильном уровне. Учителя информатики могут предложить собственный подход в структурировании учебного материала, им предоставляется возможность построить учебный процесс так, чтобы изучив один или два структурных алгоритмических языка, учащиеся могли перейти к изучению какого-либо объектно-ориентированного языка программирования.

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне ученик должен:

1) знать основные конструкции языка программирования, свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции, тезис о полноте формализации понятия алгоритма;

2) уметь проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера, интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией.

Изучение информатики и ИКТ на профильном уровне позволяет выпускнику знать в полной мере хотя бы один язык программирования и уметь писать программы на достаточном для вуза уровне.

Некоторые вузы в этом году требуют сдачи ЕГЭ по информатике при поступлении на технические специальности, а в следующем году, по нашему мнению, все вузы будут использовать такой способ приема на данные специальности. Для этого учащимся необходимо получить высокие баллы сдачи ЕГЭ, что требует обладания глубокими знаниями и хорошими навыками программирования, чтобы уметь решать задачи блока С.

На сегодняшний день стало актуально олимпиадное движение. Олимпиада по информатике предполагает решение учащимися олимпиадных задач по программированию. Роль олимпиад значительно увеличилась, так как после отмены льгот медалистов при поступлении в вузы победа в олимпиадах является самым главным показателем качества знаний учащихся, что дает им право на льготное поступление. Поэтому учителям информатики необходимо обучать программированию, чтобы направлять детей к участию в олимпиадах по информатике.

Таким образом, изучение учащимися темы «Алгоритмизация и программирование» дает учащимся возможность дальнейшего освоения данной профессии, а изучение языков программирования в школе можно начинать с основ любого структурного алгоритмического языка.

В результате данного исследования мы пришли к выводу, что в общеобразовательном классе необходимо вести изучение какого-нибудь одного алгоритмического языка (Basic, Pascal или C), с помощью которого учащиеся познакомятся с основами программирования, а в классах профильного уровня учащиеся должны изучать

несколько языков программирования, включая объектно-ориентированные языки (Delphi, Visual C или Visual Basic). Изучение данных языков необходимо для формирования знаний, умений и навыков программирования, а также для формирования абстрактного, логического и алгоритмического мышления у учащихся.

Литература

1. Аркадьев, А.Г. Информатика и ИКТ: сб. нормативных док. / сост.: А.Г. Аркадьев, Э.Д. Днепров. - М.: Дрофа, 2007.

2. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Сема-кин, Е.К. Хеннер - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Окулов, С.М. Задачи по программированию / С.М. Окулов, Т.В. Ашихмина, Н.А. Бушмелева и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

4. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии: учеб. для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

5. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учеб. для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики

К.М. Романов (ks2-06@yandex.ru)

МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа № 2»

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали

- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

- формирование высокого уровня правовой культуры;

- развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;

- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого предмета «Информатика и ИКТ», определяем цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставим задачи:

- помочь ученикам освоить такие приемы, которые позволят расширять полученные знания самостоятель -но, т.е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить ее структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

- создавать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

- способствовать формированию коммуникабельности, умению работать в команде.

Поставленные задачи реализуются на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности. Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для нас такими технологиями стали проектно-исследовательская технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:

- информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;

- коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

- социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

- предметную - способность применять полученные знания на практике.

В нашей деятельности ведущая роль отводится проектно-исследовательской технологии. Предполагая что, если данную технологию применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.