Цвет задается тремя числами-компонентами: красной, зеленой и синей. Значение каждой компоненты лежит в интервале от 0 до 1, можно задавать цвет линии (color R G B) и цвет фона (bgcolor R G B). Кроме того, цвета можно смешивать (mixcolor R G B K).
Условный оператор if позволяет выполнить те или иные действия в зависимости от условий.
if COMP then STAT
if COMP then STAT1 else STAT2
Цикл repeat повторяет блок STAT до тех пор, пока выполняется условие COMP (repeat STAT until COMP). Похожим образом работает цикл while, но он сперва проверяет условие, а потом выполняет тело (while COMP STAT). Цикл iterate повторяет операцию указанное число раз (iterate N STAT).
Scato позволяет создавать именованные процедуры, а потом вызывать из по именам: procedure NAME STAT # создать процедуру call NAME # вызывать процедуру
Процедуры позволяют использовать рекурсию. Оператор nop не имеет параметров и не делает ничего. Детали можно прочитать в полном руководстве или просто попробовать, установив Scato [2].
В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы» Scato используется как язык для обучения программированию учащихся 5-8 классов. Существует множество сред для обучения основам программирования LOGO, Turtle, Робот, Чертежник и другие. Некоторые из них - коммерческие программы, часть устарела и не работает на современных ПК. Практически все современные подобные программы разработаны для ОС Windows, а в учебных классах нашей школы установлена ОС Linux (Runtu). У всех учеников нашей школы, занимающихся программированием, Scato установлен на домашних компьютерах вне зависимости от ОС.
Сама программа Scato имеет два свойства, призванных помочь начинающему пользователю. Во-первых, это богатая коллекция примеров, которые разбиты на две группы: простые - обучающие, и более сложные. Во-вторых, Scato поддерживает отладку программ. Можно выполнять программу шаг за шагом и видеть в строке состояния, что происходит на каждом шаге. Также можно в любой момент просмотреть значения всех переменных и все параметры черепашки. Можно легко находить ошибки и детально изучать работу примеров. Наглядность выполнения программы позволяет с первых занятий заинтересовать учащихся. Простота интерфейса и конструкций языка позволяет сократить время на их изучение.
Так как Scato основными командами схож с TPascal, у учащихся 9 классов легче осуществляется переход к изучению языка программирования высокого уровня. У Scato есть перспективы для дальнейшего развития: с автором языка, Мичуриным Алексеем, мы находимся в постоянном контакте и уже высказали несколько предложений, которые сразу получили поддержку и были реализованы. Он дополняет, совершенствует Scato и всегда идет навстречу нашим конструктивным дополнениям и замечаниям.
Литература
1. Персональный сайт Мичурина Алексея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.michurin.com.ru/
2. opensource-проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://code.google.com/pZscato/
Из опыта использования пспо на уроках информатики
в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы»
С.П. Пинешкин (pinsp@pochta.ru), Л.А. Чугунова (chla2003@list.ru)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы»
«Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики школы выступают информационные процессы и информационные технологии.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности,
социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов» (из Примерной программы общего образования по информатике и информационным технологиям).
Для работы на уроках информатики и ИТ требуется достаточно большой перечень программного обеспечения (ПО). Приобретение набора, достаточного для полноценной работы на уроках и для внеклассной деятельности, по окончании действия лицензии «Первой помощи» станет непосильным большинству образовательных учреждений Республики Марий Эл, и наша школа не исключение, поэтому уже сейчас мы осваиваем и внедряем в практику пакет свободного программного обеспечения (ПСПО).
Рассмотрим подробнее свободное ПО, которое мы используем в образовательном процессе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы».
Во-первых, операционная система Linux (Runtu). Несколько рабочих столов операционной системы позволяют во время лекции, не прерывая ее, демонстрировать порядок действий ученика или иные операции. Файловая система в Linux организована гораздо лучше, чем в Windows: программы хранятся в своих каталогах, библиотеки в своих, файлы настроек - в своих.
Во-вторых, файловые менеджеры. GNOME Commander, Midnight Commander - быстро работающие файловые менеджеры, выполняют типовые операции с файлами, реализуют на базовом уровне поддержку FTP. Менеджер архивов Файл-Роллер позволяет открывать, изменять и распаковывать файлы следующих форматов: tar, zip, jar, lha, rar.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, графический редактор, программу разработки презентаций и электронные таблицы OpenOffice.org. Этот пакет обладает практически всеми функциями своих конкурентов, умеет работать с абсолютным большинством офисных форматов и содержит в себе средства для выполнения различных задач. Благодаря открытым стандартам, любой документ, созданный при помощи СПО, может быть открыт и прочитан даже через несколько лет, когда программное обеспечение полностью обновится или поменяется.
Для создания и обработки комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета) потребуется текстовый процессор OpenOffice.org Writer, который с первого взгляда практически не отличается от своего коммерческого конкурента. Он поддерживает все его функции, включая проверку орфографии и тезаурус, имеется возможность работы с документами разных фо-орматов, в том числе .doc и .docx. «Вордовские вирусы» распространяются через макросы офисных документов, а в OpenOffice.org Writer они не работают. Это правило относится ко всем офисным приложениям. OpenOf-fice.org Math - полноценный редактор формул. Полученную формулу можно использовать в документах OpenOffice.org или экспортировать в отдельный файл. Для создания и обработки комплексного информационного объекта в виде презентации применяется OpenOffice.org Impress, в отдельных аспектах превосходящая свои коммерческие аналоги.
Мультимедиа - то, без чего не существует современный компьютер, операционная система Runtu может предоставить пользователю в полном объеме. Мультимедиа-проигрыватель Rhythmbox отличается приятным интерфейсом, поддерживает множество форматов, включает в себя возможности по созданию медиатеки. Audacity - свободный редактор аудиофайлов, поддерживает импорт и экспорт наиболее популярных форматов и прост в освоении.
Браузер Mozilla Firefox обеспечивает легкий, удобный и безопасный серфинг в сети Интернет. Можно просматривать содержимое нескольких сайтов одновременно с помощью механизма вкладок. Программа интерактивного общения Pidgin. ICQ, Jabber, AIM и многое другое - теперь в оболочке одной программы.
Gedit - маленький и легкий текстовый редактор с подсветкой синтаксиса скриптов и языков программирования. Калькулятор Gcalctool - мощный графический калькулятор с финансовым, логическим и научным режимами.
Комплексный редактор Geany - интегрированная среда разработки программного обеспечения. Поддерживает текстовую разметку, автодополнение, в том числе и автодополнение XML и HTML тегов.
В Runtu встроен эмулятор Windows-Wine, позволяющий запускать некоторые приложения Windows двойным кликом, устанавливать и использовать программные средства, необходимые для уроков, которыми мы пользовались прежде. Кроме того, для организации практикумов по ИТ мы используем комплекс программных средств, которые рассмотрим в контексте заданий.
Для создания графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде, создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного) мы используем:
1. Программа для просмотра изображений Image Viewer, F-Spot, gThumb.
2. Программа для сканирования изображений xsane.
3. Растровые графические редакторы KolourPaint, Gimp.
4. Векторные графические редакторы OpenOffice.org Draw, Inkscape Vector Illustrator, Xara Xtreme.
5. Totem - проигрыватель мультимедиа. Поддерживает более пятидесяти форматов мультимедиа, включая DVD и VCD. Позволяет полностью управлять воспроизведением с клавиатуры и поддерживает смену форматов изображения.
6. Редактор нелинейного видеомонтажа Kino.
В базовом курсе информатики, а также в учебных программах разных профилей создание программ осуществляется с использованием сред программирования Scato (графический исполнитель), TurboPascal (язык программирования высокого уровня), OpenOffice.org Basic (макросы), JavaScript (Web-программирование). Возможность работы в привычной среде TurboPascal обеспечил пакет dosemu. Эта программа известна как эмулятор DOS, она в действительности является виртуальной машиной для DOS, позволяющей оперировать DOS и программами, написанными для DOS. Это неполный перечень всего ПО, которое требуется для организации и проведения уроков информатики и ИТ.
Говорят, во всем мире операционной системой Linux пользуются до 10 млн человек [2]. В 2007 году на всех компьютерах учебных классов нашей школы была установлена ОС Linux в комплекте с OpenOffice. Вначале были установлены и опробованы около 20 различных ОС Linux. В результате проб и ошибок мы остановили свой выбор на ОС Linux (Runtu).
Runtu - операционная система на базе ядра Linux, которая идеально подходит как для персональных компьютеров, так и для серверов. Программы, предлагаемые вместе с операционной системой, готовы к работе сразу после ее установки: офисный пакет, Интернет-обозреватель, клиент обмена мгновенными сообщениями, программы для работы с мультимедиа (изображения, видео, музыка), а также программа управления пакетами Syn-aptic и многое другое.
Эту ОС выгодно отличает от других: простая установка, быстрая настройка сети, возможность частого обновления самой ОС, офисных приложений и наличие репозитория с русификацией (http://www.runtu.org/). Производители предоставляют пользователям поддержку по e-mail. Причем ответ на запрос приходит, как правило, в течение одних или двух суток.
Runtu включает в себя не только современную операционную систему, но и пакет программного обеспечения, которое устанавливается автоматически и позволяет получить полностью рабочую систему сразу после ус -тановки. Не надо больше возиться с установочными дисками и копаться в архивах инсталляторов - все есть в комплекте. Любое дополнительное ПО можно выбрать из огромных репозиториев, в которых найдутся самые разнообразные программы. В свою очередь, обилие скриптов, на которых держатся Unix-системы, придает им гибкость; другими словами, отконфигурировать их можно так, как удобно для работы в ОУ.
Напрасно многие считают командную строку пережитком прошлого. Возможно, таковым она является в Windows, но не в Linux. В отличие от сеанса MS-DOS, командный интерпретатор в Linux поддерживает автодополнение, историю команд, сокращения (aliases). Это намного упрощает и ускоряет работу в командной строке. Более того, - командный интерпретатор в Linux можно назвать вторым языком программирования после C. Во многих случаях языка командного интерпретатора хватает, чтобы автоматизировать даже достаточно сложные действия по администрированию системы.
К серьезным недостаткам Linux следует отнести слабую поддержку нового «железа». Зачастую производители аппаратного обеспечения не пишут драйверы под Linux, потому что не желают раскрывать алгоритмы работы устройства, если в нем спрятано какое-то ноу-хау, которое дает им преимущество над конкурентами. Тем не менее для всего оборудования нашей школы были подобраны нужные драйверы.
Операционная система Runtu выдерживает высокие требования к безопасности. Главным ее достоинством мы считаем устойчивость и невосприимчивость к вирусным атакам, потому что вирусы не работают в среде Linux. Учащиеся и сотрудники школы теперь с легкостью самостоятельно удаляют файлы вирусов со своих носителей. За два года работы систему ни разу не переустанавливали, эта система стабильна, и разрушить ее очень трудно.
Linux начинает входить в дома, занимать достойное место на наших жестких дисках, и неудивительно, что порой у нас что-то не получается в Linux, то же самое было в 90-е годы с Windows. Пока у большинства учащихся школы на домашних компьютерах установлена ОС Windows, однако, ученики класса информационно-технологического профиля используют две операционных системы. В основной школе ученик должен понимать, лицензионное ПО он использует или нет. Не прививая культуру к использованию легального софта,
мы рискуем получить на выходе закоренелого правонарушителя, поэтому все больше учащихся нашей школы стали устанавливать на домашних ПК одну ОС Linux, отдавая предпочтение Runtu.
Runtu предоставляет вам огромный набор бесплатного программного обеспечения, коммерческие аналоги которых обошлись бы вам в несколько тысяч долларов. Задумайтесь над этой цифрой, мы надеемся что вы сделаете свое решение в пользу бесплатного ПО. Вы сможете выполнять на нем все те же самые задачи, что и раньше, и, возможно, даже больше - все будет зависеть от вашего опыта. Перечисленные выше программы являются открытыми, следовательно, вы можете свободно скачать их исходный код, просматривать его, изменять и даже распространять - совершенно бесплатно и легально. Runtu может быть установлена на неограниченное количество компьютеров и использоваться в любых целях.
Устанавливая ОС Runtu, вы получаете бесплатный доступ к огромным архивам свободного программного обеспечения, которое удовлетворит даже искушенного пользователя. Репозитории сообществ, множество разработчиков и огромный выбор ПО серверов, баз данных и многое другое открыто для всех желающих.
Бесплатная система с открытым исходным кодом - это минимизация расходов на компьютеризацию школ и университетов, предприятий и учреждений, это более быстрое профессиональное совершенствование программистов, это преодоление отставания в области информационных технологий, это информационная безопасность каждого из нас и всей страны в целом, это движение по пути развития современной мировой экономики.
Учтите только одно, что переход на Linux - это не простое форматирование винчестера и установка новой ОС. Это смена типа мышления. Linux хочет, чтобы пользователь думал, а не тыкал мышкой куда попало в надежде, что та или иная программа или устройство заработает. Конечно, потребуются более глубокие знания о компьютере и операционной системе, но это только на пользу. Так что переходите на Linux, но будьте готовы к трудностям. Ну а если все вышеприведенные аргументы в пользу Linux не убедили вас сменить «среду обитания», то не тратьте силы понапрасну - просто вы не созрели для того, чтобы использовать Linux.
Литература
1. Путеводитель по программному обеспечению для Linux [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus-linux.net/po.php?name= po/linapp.koi
2. Новости мира Linux [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://linux-news.ru/?m=2&n=27&o=8975
Особенности преподавания программирования в школе
Е.Ф. Родыгин (rodygin_evgeny@mail.ru)
МОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»
В государственном стандарте по информатике отмечается, что в результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик в области программирования должен:
1) знать основные свойства алгоритмов, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма;
2) уметь использовать алгоритмические конструкции, выполнять и строить простые алгоритмы, выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, в дальнейшем освоении профессий.
Данные знания, умения и навыки формируются при изучении темы «Алгоритмизация и программирование».
Тема «Алгоритмизация и программирование» является одной из самых сложных тем при изучении курса информатики. В настоящее время существует большое количество проблем в данном направлении.
При построении обучения учащихся теме «Алгоритмизация и программирование» каждый учитель информатики сталкивается с огромным количеством вопросов: как построить изложение материала, какие использовать методические разработки, в какой форме проводить занятия, какие составить практические задания, какой материал использовать учащимся при изучении и другое. Все эти вопросы возникают из-за отсутствия четко и в полном объеме изложенных учебно-методических материалов для изучения данной темы.
Перед началом обучения учителю необходимо выбрать язык программирования с учетом интересов уча -щихся, их направленности и структуры образовательного процесса в школе. Безусловно, в начале обучения