ф
Эксперимент и инновации в школе № 6/2015
ФГОС в дошкольном ОБРАЗОВАНИИ
И.В. Лукашина
Внедрение новых технологий в систему физического воспитания дошкольников: оздоровительная степ-аэробика с детьми старшего дошкольного возраста
Аннотация
Целью статьи является популяризация здорового образа жизни. Внедрение новых технологий для пробуждения интереса детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой. Использование степ-аэробики в дошкольном учреждении.
Ключевые слова
физическая культура, степ-аэробика, дошкольник, развитие, обучение.
За последние годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями [1,3,10]. Это объясняется экономическими трудностями, ростом социальной напряжённости и другими факторами. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянным спутником жизни подрастающего поколения. Чем раньше мы начнём приобщать детей к физической культуре, тем большему количеству детей мы поможем укрепить и сохранить здоровье [4,5,6,6,11]. Недостаточность двигательной активности детей делает дополнительные занятия в дошкольном учреждении, просто необходимыми. У детей 6-7 лет показатели двигательной активности увеличиваются за счёт обогащения самостоятельной деятельности различными играми и физическими упражнениями [7,8]. Они овладевают сложными видами движений, совершенствуют элементы техники выполнения движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростные качества, выносливость, гибкость. В связи с этим активизируется поиск новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей дополнительными средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, эстетические и познавательные способности. Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреж-
дении являются занятия по оздоровительной степ — аэробике [2,9].
Степ-аэробика — это танцевальные занятия при помощи специальной платформы, имеющей приспособления, позволяющие устанавливать нужную высоту, на которую надо подниматься и опускаться в ритме музыки, в сочетании с обычными танцевальными движениями. Регулируемая высота подъёма позволяет варьировать нагрузку для занимающихся с различным уровнем подготовленности. Сама высота степов для детей дошкольного возраста обычно составляет 8-10 см., ширина — 25 см., длина — 70 см. Поверхность степа не должна быть скользкой. Лучше всего ее покрыть ребристой резинкой для предотвращения травм.
Степ-аэробика разработана в конце хх века американкой Джин Миллер, известным фитнес — инструктором. После травмы колена (без повреждения связок) она для укрепления мышц и ускорения выздоровления приспособила для тренировок ступеньки крыльца своего дома. Ритмичные подъемы и спуски по ступенькам дали такой замечательный результат, что Джин, выздоровев, решила создать новый вид аэробики, который получил название «степ-аэробика». Её особенности состоят в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения.
Большая популярность степ-аэробики объясняется следующими факторами:
ф
Внедрение новых технологий в систему физического воспитания дошкольников: оздоровительная степ-аэробика с детьми старшего дошкольного возраста
• основные движения просты и вполне доступны дошкольникам без специальной двигательной, в частности танцевальной, подготовки;
• занятие проводится в знакомой обстановке. Каждый ребёнок выполняет упражнения на своем постоянном месте. Воспитатель может легко осуществлять контроль и коррекцию за занимающимися;
• разновидность движений довольно высока. В степ — аэробике применяются и простейшие шаговые движения, напоминающие подъем и спуск по лестнице, и сложные хореографические элементы в игровой форме, а также танцевальные движения и комбинации различного характера.
• степ-платформы легко устанавливаются в обычном спортивном зале благодаря легкости транспортировки и не занимают много места.
Степ-аэробика помогает разрабатывать суставы и формировать свод стопы, развивает выносливость, координацию и равновесие, вестибулярный аппарат, тренирует сердце. Степ не только способствует сжиганию большого количества калорий, но и дает необходимую эмоциональную разрядку, улучшает настроение и оздоравливает организм.
Дополнительные движения руками дают возможность одновременно воспитывать и силовую выносливость мышц пояса верхних конечностей. Упражнения для рук подбираются с учетом возрастных особенностей ребёнка. Как правило они достаточно просты.
Прежде чем приступить к занятиям по степ-аэробике, обязательно проводится инструктаж по техники безопасности для детей и их родителей.
Чтобы избежать травматизма, нужно соблюдать следующие правила:
• Прежде чем начать заниматься степ аэробикой следует обязательно проконсультируйтесь с врачом.
• Перед началом занятий необходимо немного размяться без степа.
• Поднимаясь на степ, нужно стараться не попадать на край платформы, а, спускаясь, ступать на всю подошву.
• Не требовать с первого же занятия успевать за всей группой: можно выполнять движения и тренироваться в своем темпе. Кроме того, можно оступиться и упасть, если неправильно ставить ступню на платформу при выполнении сложных хореографических движений.
• В самом начале занятий детям рекомендуется первое время чаще смотреть себе под ноги на платформу.
• Желательно, чтобы на степе был цветовой рисунок, это поможет правильно сориентироваться ребёнку и не промахнуться мимо степа.
• Не допускается сходить с платформы (шагом или прыжком) спиной к ней, спрыгивать с платформы.
• Включать в работу руки следует лишь после того, как освоена техника работы ногами.
• Время выполнения повторов базовых шагов с одной ноги не должно превышать 1 мин, чтобы не вызвать перенапряжение в мышцах.
• Скачки и подскоки следует выполнять на платформу, а не на платформе.
Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Им, казалось, должно быть, особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве, но психологическая привлекательность степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через 2-3 занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И степ становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.
В процессе обучения дети должны быть пассивными объектами воздействия воспитания. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. Для этого надо стараться формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, вызвать у детей удовлетворение от этих занятий.
Если в процессе освоения комплекса, у детей возникают определённые сложности, и они теряются, то следует выключить музыку и более подробно остановится на разучиваемом упражнении.
На начальном этапе освоения комплексов дети выполняют упражнения под руководством воспитателя, но в дальнейшем, когда у ребёнка возникают определённые ассоциации на определённую музыку, они запоминают порядок выполнения упражнений, в этом случае можно переходить к самостоятельному выполнению комплекса. Можно выступить на открытых занятиях для родителей внутри дошкольного учреждения или на соревнования более высокого уровня.
Средняя продолжительность разученного комплекса степ-аэробики три месяца. Если же выполняемый комплекс детям наскучил, то его следует поменять или изменить, добавив в него более интересные упражнения.
Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
• В форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 минут. Как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут. В форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект. В показательных выступлениях детей на праздниках.
• На семейных стартах, привлекая к занятиям детей вместе с их родителями.
Известно, что игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребёнка, а также создаёт эмоциональный фон занятия и позволяет более мягко решать воспитательные и образовательные задачи.
В сочетании с аэробикой, сюжетно-ролевая игра является мощным средством воздействия, позволяющим успешно решать задачи двигательного и
психологического развития детей дошкольного возраста. Активные подражающие движения, жесты и мимика создают эмоциональный настрой. Сюжет сказок, музыка и текст песен только подкрепляет само занятие.
Занятия степ-аэробикой сюжетно-ролевого характера помогают детям глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Им легко, просто и естественно передавать с помощью выразительных движений образы и характеры героев любимых сказок.
Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Сначала все движения разучиваются и выполняются без музыкального сопровождения в медленном темпе. По мере освоения, предлагаемых элементов, добавляются новые упражнения, усложняются, повышается темп, увеличивается амплитуда движений, элементы соединяются в простейший ритмический рисунок. При подборе музыкального произведения педагогу следует руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, каждый разработанный комплекс аэробики, по возможности, должен подчиняться определённому сюжету. Подбирая музыкальное сопровождение, важно учитывать смысловое содержание песни. Желательно, чтобы каждое упражнение в комплексе имело своё название. В этом смогут помочь и сами дети, фантазия у них неограниченная. Использование приёмов имитации и подражания повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей. Важно, чтобы музыкальное сопровождение вызывало у ребёнка моторную реакцию, было удобной для двигательных упражнений, а запись фонограммы была чистой, с хорошо выраженным ритмом. Музыкальный темп определяется характером упражнений и должен меняться на протяжении занятия. Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребенку удовлетворение и радость.
После танцевальных движений необходимо провести игру с использованием степ- платформы. Это может быть вполне знакомая игра, применяемая на обычных занятиях. Упражнения на расслабление и дыхание, релаксационные упражнения позволят
ребёнку быстрее восстановиться после высокой двигательной активности.
За короткое время степ-аэробика стала одним из любимых занятий для детей дошкольного возраста. Для того что бы усовершенствовать двигательный опыт детей главное не боятся начинать чего то новое, они вам сами помогут в этом и подскажут. Во всех своих начинаниях необходимо соблюдать важное правило — не навреди!
Литература
1. Бабич Э.А., Корякова А.А. Реализация Программы «Здоровье» как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 2.С. 55-61.
2. Борисова М.М. Степ- аэробика в работе с дошкольниками. Детский сад от А до Я. 2012. № 6.
3. Валюх М.Н., Голева Л.В. Диагностика здоровьеориентиро-ванной направленности личности. // Инновационные проекты и программы в образовании 2011. № 5. С. 13-15.
4. Васильченко Л.В. Славянские практики здоровьесбереже-ния в современной педагогике. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5.С. 48-50.
5. Гурьев С.В. Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5. С.52-58.
6. Даускурдене Л.И. Реализация национально-регионального компонента на уроках физической культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1.С. 70-72.
7. Коджаспиров Ю.Г. Физическая культура: рабочая программа для 1 и 2 классов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 4. С.45-54.
8. Массанова А.А. Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 2. С. 72-74.
9. Раскатова Г.В., Белова Т.А. Использование степ — платформы в оздоровительной работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. № 7.
10. Сальников В.А., Ревенко Е.М., Бебинов С.Е. Инновационное физическое воспитание: спортивно-ориентированный подход. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С.57-52.
11. Фомина Н.А. Сюжетно ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. 2008.