Внедрение новых технологий в систему физического воспитания дошкольников. «Оздоровительная степ - аэробика с детьми старшего дошкольного возраста»
Лукашина И. В.,
воспитатель по физической культуре ГБОУ «Школа 1747», дошкольное отделение «Маленькая страна»,
Москва, Россия
Аннотация. Целью статьи являетсяпопуляризация здорового образа жизни. Внедрение новых технологий для пробуждения интереса детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой.
За последние годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими трудностями, ростом социальной напряжённости и другими факторами. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянным спутником жизни подрастающего поколения. Чем раньше мы начнём приобщать детей к физической культуре, тем большему количеству детей мы поможем укрепить и сохранить здоровье. Недостаточность двигательной активности детей делает дополнительные занятия в дошкольном учреждении, просто необходимыми. У детей 6-7 лет показатели двигательной активности увеличиваются за счёт обогащения самостоятельной деятельности различными играми и физическими упражнениями. Они овладевают сложными видами движений, совершенствуют элементы техники выполнения движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростные качества, выносливость, гибкость. В связи с этим активизируется поиск новых эффективных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей дополнительными средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, эстетические и познавательные способности. Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются занятия по оздоровительной степ - аэробике.
Степ - аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что это наиболее эффективная форма оздоровительной физической культуры, которая положительно влияют на организм ребенка.
Степ - аэробика разработана в конце хх века американкой Джин Миллер, известным фитнес - инструктором. После травмы колена (без повреждения связок) она для укрепления мышц и ускорения выздоровления приспособила для тренировок ступеньки крыльца своего дома. Ритмичные подъемы и спуски по ступенькам дали такой замечательный результат, что Джин, выздоровев, решила создать новый вид аэробики, который получил название "степ-аэробика". Её особенности состоят в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения.
Степ-аэробика - это танцевальные занятия при помощи специальной платформы, имеющей приспособления, позволяющие устанавливать нужную высоту, на которую надо подниматься и опускаться в ритме музыки, в сочетании с обычными танцевальными движениями. Регулируемая высота подъёма позволяет варьировать нагрузку для занимающихся с различным уровнем подготовленности. Сама высота
степов для детей дошкольного возраста обычно составляет 8-10 см., ширина - 25 см., длина - 70 см. Поверхность степа не должна быть скользкой. Лучше всего ее покрыть ребристой резинкой для предотвращения травм.
Большая популярность степ-аэробики объясняется следующими факторами:
• основные движения просты и вполне доступны дошкольникам без специальной двигательной, в частности танцевальной, подготовки;
• занятие проводится в знакомой обстановке. Каждый ребёнок выполняет упражнения на своем постоянном месте. Воспитатель может легко осуществлять контроль и коррекцию за занимающимися;
• разновидность движений довольно высока. В степ - аэробике применяются и простейшие шаговые движения, напоминающие подъем и спуск по лестнице, и сложные хореографические элементы в игровой форме, а также танцевальные движения и комбинации различного характера.
• степ - платформы легко устанавливаются в обычном спортивном зале благодаря легкости транспортировки и не занимают много места.
Степ-аэробика помогает разрабатывать суставы и формировать свод стопы, развивает выносливость, координацию и равновесие, вестибулярный аппарат, тренирует сердце. Степ не только способствует сжиганию большого количества калорий, но и дает необходимую эмоциональную разрядку, улучшает настроение и оздоравливает организм.
Дополнительные движения руками дают возможность одновременно воспитывать и силовую выносливость мышц пояса верхних конечностей. Упражнения для рук подбираются с учетом возрастных особенностей ребёнка. Как правило они достаточно просты.
Прежде чем приступить к занятиям по степ - аэробике, необходимо провести инструктаж по техники безопасности для детей и их родителей.
Чтобы избежать травматизма, нужно соблюдать следующие правила:
Прежде всего, перед началом занятий необходимо немного размяться без степа. Поднимаясь на степ, нужно стараться не попадать на край платформы, а, спускаясь, ступать на всю подошву. И не требовать с первого же занятия успевать за всей группой: можно выполнять движения и тренироваться в своем темпе. Кроме того, можно оступиться и упасть, если неправильно ставить ступню на платформу при выполнении сложных хореографических движений, в результате чего возможны ушибы. В самом начале занятий детям рекомендуется первое время чаще смотреть себе под ноги на платформу. Желательно, чтобы на степе был цветовой рисунок, это поможет правильно сориентироваться ребёнку и не промахнуться мимо степа.
Не допускается сходить с платформы (шагом или прыжком) спиной к ней, спрыгивать с платформы. Включать в работу руки следует лишь после того, как освоена техника работы ногами.
Время выполнения повторов базовых шагов с одной ноги не должно превышать 1 мин, чтобы не вызвать перенапряжение в мышцах.
Скачки и подскоки следует выполнять на платформу, а не на платформе.
Поэтому: Прежде чем начать заниматься степ аэробикой следует обязательно
проконсультируйтесь с врачом.
Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Им, казалось, должно быть, особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве, но психологическая привлекательность степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через 2-3 занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И степ становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.
В процессе обучения дети должны быть пассивными объектами воздействия воспитания. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на
овладение учебным материалом. Для этого надо стараться формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, вызвать у детей удовлетворение от этих занятий.
Иногда, в процессе освоения комплекса, у детей возникают определённые сложности,стоит остановиться и дети сразу теряются. В этом случае следует выключить музыку и более подробно остановится на разучиваемом упражнении
На начальном этапе освоения комплексов дети выполняют упражнения под руководством воспитателя, но в дальнейшем, когда у ребёнка возникают определённые ассоциации на определённую музыку, они запоминают порядок выполнения упражнений, в этом случае можно переходить к самостоятельному выполнению комплекса. Можно выступить на открытых занятиях для родителей внутри дошкольного учреждения или на соревнования более высокого уровня.
Средняя продолжительность разученного комплекса степ - аэробики три месяца. Если же выполняемый комплекс детям наскучил, то его следует поменять или изменить, добавив в него более интересные упражнения.
Базой учебных комплексов должны быть знакомые, ранее изученные движения. Успеху будет способствовать не введение большого количества новых разнообразных движений, а их разумное сочетание с недавно выученными. Движения, из которых составляется комплекс, нужно обязательно повторять, что позволит формировать более прочный двигательный навык. Не следует включать в комплекс слишком сложные упражнения.
Степ - аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 минут;
- как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут;
- в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- на семейных стартах, привлекая к занятиям детей вместе с их родителями.
Известно, что игра является основной формой познавательной деятельности детей
дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребёнка, а также создаёт эмоциональный фон занятия и позволяет более мягко решать воспитательные и образовательные задачи.
В сочетании с аэробикой, сюжетно - ролевая игра является мощным средством воздействия, позволяющим успешно решать задачи двигательного и психологического развития детей дошкольного возраста. Активные подражающие движения, жесты и мимика создают эмоциональный настрой. Сюжет сказок, музыка и текст песен только подкрепляет само занятие.
Занятия степ - аэробикой сюжетно - ролевого характера помогают детям глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Им легко, просто и естественно передавать с помощью выразительных движений образы и характеры героев любимых сказок.
Содержание занятий аэробикой сюжетно - ролевой направленности обеспечивает решение следующих задач:
- укрепление здоровья и повышение работоспособности детей дошкольного возраста;
- повышение интереса к занятиям физической культурой через игровую деятельность;
- обучение и совершенствование основных видов движения в игровой форме;
- создание разносторонней базы движений и жестов;
- раскрытие творческих способностей ребёнка;
- формирование выразительности движения;
- способность формировать правильную осанку;
- развитие музыкального слуха и чувства ритма ребёнка.
Занятия степ - аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Сначала все движения разучиваются и выполняются без музыкального сопровождения в медленном темпе. По мере освоения, предлагаемых элементов, добавляются новые упражнения, усложняются, повышается темп, увеличивается амплитуда движений, элементы соединяются в простейший ритмический рисунок. При подборе музыкального произведения педагогу следует руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, каждый разработанный комплекс аэробики, по возможности, должен подчиняться определённому сюжету. Подбирая музыкальное сопровождение, важно учитывать смысловое содержание песни. Желательно, чтобы каждое упражнение в комплексе имело своё название. В этом смогут помочь и сами дети, фантазия у них неограниченная. Использование приёмов имитации и подражания повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей. Важно, чтобы музыкальное сопровождение вызывало у ребёнка моторную реакцию, было удобной для двигательных упражнений, а запись фонограммы была чистой, с хорошо выраженным ритмом.Музыкальный темп определяется характером упражнений и должен меняться на протяжении занятия. Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребенку удовлетворение и радость.
После танцевальных движений необходимо провести игру с использованием степ-платформы. Это может быть вполне знакомая игра, применяемая на обычных занятиях.Упражнения на расслабление и дыхание, релаксационные упражнения позволят ребёнку быстрее восстановиться после высокой двигательной активности.
За короткое время степ — аэробика стала одним из любимых занятий для детей дошкольного возраста. Для того что бы усовершенствовать двигательный опыт детей главное не боятся начинать чего то новое, они вам сами помогут в этом и подскажут. Во всех своих начинаниях необходимо соблюдать важноеправило - не навреди!
Литература
- Борисова М.М. Степ- аэробика в работе с дошкольниками. Детский сад от А до Я. 2012г. №6
- Борисова М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования. Москва 2014г.
- Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. Ростов -на-Дону 2005г.
- Ковшура Е.О. Оздоровительная классическая аэробика. - Ростов -на- Дону 2013 г.
- Машукова Ю.М. Степ гимнастика в детском саду . Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения.2009 г. №4
- Раскатова Г.В., Белова Т.А. Использование степ - платформы в оздоровительной работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009г. №7
- Фомина Н.А. Сюжетно ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. 2008г.
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ» Санкт-Петербург 2000г.
Иллюстрации
Рис. 1. Сюжетно-ролевое занятие «Гномики»
Рис. 2. Дополнительное занятие по степ-аэробике
Рис. 3. Релаксационные упражнения