Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ НОРМ О ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

ВНЕДРЕНИЕ НОРМ О ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
544
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ АКТИВ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амангельды Айжан Амангельдыкызы

В статье проанализированы изменения в гражданском, гражданском процессуальном и трудовом законодательстве Республики Казахстан, регулирующего оборот и использование цифровых технологий, а именно: Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронного документа, электронной цифровой подписи и информатизации» от 7 января 2003 года № 372-II ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации» от 24 ноября 2015 года № 419-V ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» от 21 января 2019 года № 217-VI ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» от 2 апреля 2019 года № 241-VI ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда» от 4 мая 2020 года № 321-VI ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек» от 10 июня 2020 года № 342-VI ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» от 25 июня 2020 года № 347-VI ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата» от 29 июня 2020 года № 352-VI ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования, предпринимательства, совершенствования системы государственного управления и платежей» от 30 декабря 2020 года № 397-VI ЗРК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Амангельды Айжан Амангельдыкызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF NORMS ON DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article analyzes the changes in the civil, civil procedural and labor legislation of the Republic of Kazakhstan, regulating the circulation and use of digital technologies, namely: The Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on the Issues of Electronic Document, Electronic Digital Signature and Informatization" dated January 7, 2003 No. 372-II ZRK; Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Informatization Issues" dated November 24, 2015 No. 419-V ZRK; The Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Strengthening the Protection of Property Rights, Arbitration, Optimization of the Court Load and Further Humanization of Criminal Legislation" dated January 21, 2019 No. 217-VI ZRK; The Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on the Development of the Business Environment and Regulation of Trade Activities" dated April 2, 2019 No. 241-VI ZRK; The Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Labor Issues" dated May 4, 2020 No. 321-VI ZRK; Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to the Civil Procedure Code of the Republic of Kazakhstan on the Implementation of Modern Forms of Courts' Operation, Reduction of Excessive Court Procedures and Costs" dated June 10, 2020 No. 342-VI ZRK; The Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on the Regulation of Digital Technologies" dated June 25, 2020 No. 347-VI ZRK; Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Improving the Business Climate" dated June 29, 2020 No. 352-VI ZRK; The Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Technical Regulation, Entrepreneurship, Improvement of the System of Public Administration and Payments" dated December 30, 2020 No. 397-VI ZRK.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ НОРМ О ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

УДК 347.1/9/34.08

ВНЕДРЕНИЕ НОРМ О ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Амангельды Айжан Амангельдыкызы

Профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева, доктор юридических наук, г. Алматы, Республика Казахстан, e-mail: aizhan_amangeldy@mail.ru

Аннотация. В статье проанализированы изменения в гражданском, гражданском процессуальном и трудовом законодательстве Республики Казахстан, регулирующего оборот и использование цифровых технологий, а именно: Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронного документа, электронной цифровой подписи и информатизации» от 7января 2003 года № 372-11ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации» от 24 ноября 2015 года № 419-V ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» от 21 января 2019 года № 217-У1 ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» от 2 апреля 2019 года № 241-У1 ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда» от 4 мая 2020 года № 321-У1 ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный § кодекс Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы су-£ дов, сокращения излишних судебных процедур и издержек» от 10 июня 2020 года № 342-У1 ^ ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» от 25 июня 2020 ££ года № 347^1 ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законо-1 дательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата» от 29 < июня 2020 года № 352-У1 ЗРК; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые £ законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования, I предпринимательства, совершенствования системы государственного управления и платежей» от 30 декабря 2020 года № 397-У1 ЗРК.

Ключевые слова: цифровой актив, цифровые технологии, электронный документообо-< рот, электронная цифровая подпись, электронное судопроизводство, электронные дока-

< сп

Ь

с;

РЛ

зательства.

ЦИФРЛЫЩ ТЕХНОЛОГИЯЛАР БОИЫНША НОРМАЛАРДЫ

g КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ЗАЦНАМАСЫНА ЕНГ1ЗУ

I

о

< Айжан Амангелдщызы Амангелд1

Д.А. Конаев атындагы Еуразиялъщ зац академиясынъщ азаматтыщ-щущыщтыщ пэндер кафедрасыныц профессоры, зац гылымдарыныц докторы, Казащстан Республикасы, Алматы щ., e-mail: aizhan_amangeldy@mail.ru

Аннотация. Мащалада цифрлыщ технологиялардыц айналымы мен пайдаланылуын реттейтт Казащстан Республикасыныц азаматтыщ, азаматтыщ iс жург1зу жэне ец-бек зацнамаларындагы езгер^тер, атап айтщанда: «Казащстан Республикасыныц кей-бiр зацнамалыщ актiлерiне электрондыщ щужат, электрондыщ цифрлыщ щолтацба жэне

ацпараттандыру мэселелер1 бойынша взгер1стер мен толыцтырулар енг1зу туралы» 2003 жылгы 7 цацтардагы№ 372-IIКР Зацы; «Казацстан Республикасыныц кейб1р зацнамалыц актшерте ацпараттандыру мэселелер1 бойынша взгер1стер мен толыцтырулар енг1зу туралы» 2015 жылгы 24 царашадагы № 419-V КРЗ; «Казацстан Республикасыныц кей-бгр зацнамалыц актшергне меншгк цщыгын цоргауды кушейту,, тврелж, сот ЖYктемесiн оцтайландыру жэне цылмыстыц зацнаманы одан эрi iзгiлендiру мэселелерi бойынша вз-гер^тер мен толыцтырулар енгiзу туралы» 2019 жылгы 21 цацтардагы № 217-VI КРЗ Зацы; «Казацстан Республикасыныц кейбiр зацнамалыц актiлерiне бизнес-ортаны дамы-ту жэне сауда цызметтреттеу мэселелерi бойынша взгер^тер мен толыцтырулар енгiзу туралы» 2019 жылгы 2 сэуiрдегi № 241-VIКРЗ Зацы; «Казацстан Республикасыныц кейбiр зацнамалыц актiлерiне Ецбек мэселелерi бойынша взгер^тер мен толыцтырулар енгiзу туралы» 2020 жылгы 4мамырдагы № 321-VIКР Зацы; «Казацстан Республикасыныц Аза-маттыц процестж кодекЫне соттар жумысыныц заманауи форматтарын енгiзу, артыц сот рэсiмдерi мен шыгындарын цысцарту мэселелерi бойынша взгерштер мен толыцтырулар енгiзу туралы» 2020 жылгы 10 маусымдагы № 342-VIКРЗ Зацы; «Казацстан Республикасыныц кейбiр зацнамалыц актiлерiне цифрлыц технологияларды реттеу мэселелерi бойынша взгер^тер мен толыцтырулар енгiзу туралы» 2020 жылгы 25 маусымдагы № 347-VI КРЗ; «Казацстан Республикасыныц кейбiр зацнамалыц актiлерiне бизнес-ахуалды жацсарту мэселелерi бойынша взгерктер мен толыцтырулар енгiзу туралы» 2020 жылгы

29 маусымдагы № 352-VI КР Зацы; «Казацстан Республикасыныц кейбiр зацнамалыц ак-тiлерiне техникалыц реттеу, кэсткерлщ мемлекеттт басцару жэне твлемдер ЖYйесiн жетiлдiру мэселелерi бойынша взгер^тер мен толыцтырулар енгiзу туралы» 2020 жылгы

30 желтоцсандагы № 397-VI КРЗ Зацы.

Ty^h свздер: цифрлыц актив, цифрлыц технологиялар, электрондыц цужат айналымы, электрондыц цифрлыц цолтацба, электрондыц сот шн ЖYргiзу, электрондыц дэлелдеме-лер.

IMPLEMENTATION OF NORMS ON DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

X

Amangeldy Aizhan Amngeldykyzy C

Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Eurasian Law Academy named after D.A. Kunaeva, Doctor of Law, Almaty,

Republic of Kazakhstan, e-mail: aizhan_amangeldy@mail.ru 3

>

Abstract. The article analyzes the changes in the civil, civil procedural and labor legislation a of the Republic of Kazakhstan, regulating the circulation and use of digital technologies, namely: m The Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative T Acts of the Republic of Kazakhstan on the Issues of Electronic Document, Electronic Digital a Signature and Informatization" dated January 7, 2003 No. 372-II ZRK; Law of the Republic s of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of 5 Kazakhstan on Informatization Issues" dated November 24, 2015 No. 419-V ZRK; The Law o of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of §( the Republic of Kazakhstan on Strengthening the Protection of Property Rights, Arbitration, Optimization of the Court Load and Further Humanization of Criminal Legislation" dated p January 21, 2019 No. 217-VI ZRK; The Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on the Development of the Business Environment and Regulation of Trade Activities" dated April 2, 2019 No. 241-VI ZRK; The Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Labor Issues" dated May 4, 2020 No. 321-VI ZRK; Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to the Civil Procedure Code of the Republic of Kazakhstan on the Implementation of Modern Forms of Courts' Operation, Reduction of Excessive Court Procedures and Costs" dated June 10, 2020 No. 342-VI ZRK;

The Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on the Regulation of Digital Technologies" dated June 25, 2020 No. 347-VI ZRK; Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Improving the Business Climate" dated June 29, 2020 No. 352-VI ZRK; The Law of the Republic of Kazakhstan "On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Technical Regulation, Entrepreneurship, Improvement of the System of Public Administration and Payments" dated December 30, 2020 No. 397-VIZRK.

Keywords: digital asset, digital technologies, electronic document management, electronic digital signature, electronic court proceedings, electronic evidence.

DOI: 10.52026/2788-5291 2021 66 3 34

IN О IN

CL

< z

CL

О

e

X

о

m О

in <

< m

ь

-Q Ш tí

О X

0 <

РЛ

1

Введение

Внедрение цифровых технологий началось с появлением Интернета и бурным развитием информационных технологий, широким применением программ ЭВМ. В Казахстан переход на цифровые технологии на законодательном уровне происходил постепенно с 2003 года.

Материалы и методы

Автор при написании статьи использовал следующие общенаучные и специальные методы исследования: анализ, синтез, формально-юридический и сравнительно-правовой.

Результаты

Результаты настоящего исследования автора указаны в выводах данной статьи.

Обсуждение

Впервые внедрение цифрового формата на уровне законодательства РК связано с принятием закона РК_от 7 января 2003 года № 370-11 «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», в котором были предусмотрены термины «электронный документооборот», «электронный архив», «электронная цифровая подпись» (далее - ЭЦП), «электронный документ»1. Нельзя сказать, что электронно-цифровая подпись после этого получила широкое применение, лишь в определенных отраслях, например, в системе межбанковских расчетов, на портале электронного Правительства E-gov2. К самому использования ЭЦП возникало много вопросов. В связи с принятием Закона РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» был при-

нят закон Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 372-П «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронного документа, электронной цифровой подписи и информатизации» (далее - закон РК от 7 января 2003 года), который внес дополнения в ГК РК, касающиеся использования электронной цифровой подписи при заключении сделки согласно пункту 2 статьи 152 ГК РК3. Закон РК от 7 января 2003 года расширил перечень оснований, в соответствии с которыми, к совершению сделки приравнивается в письменной форме, а именно согласно пункту 3 статьи 152 ГК РК обмен электронными документами, определяющими субъектов и содержание их волеизъявления 4.

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации» от 24 ноября 2015 года № 419-У ЗРК (далее - Закон РК от 24 ноября 2015 года) дополнил статью 152 ГК РК пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. Письменная форма сделки совершается на бумажном носителе или в электронной фор-ме»5. Таким образом, в оборот вошли сделки в электронной форме, которые законодателем отнесены к письменной форме сделки. Такие сделки получили довольно серьезное распространение в практике государственных закупок, договоры о закупках товаров, работ и услуг заключались посредством электронных договоров, подписанных ЭЦП.

Закон РК от 24 ноября 2015 года расширил

1 Закон РКот 7января 2003 года № 370-11 «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» // ИС «Параграф».

2 https://egov.kz

3 Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года//https://online.zakon.kz/Document/?docid=1006061

4 Закон Республики Казахстан от 7 января 2003 года № 372-11 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронного документа, электронной цифровой подписи и информатизации» //ИС «Параграф.

5 Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации» от 24 ноября 2015 года № 419-У ЗРК //ИС «Параграф.

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» от 25 июня 2020 года № 347-У! ЗРК дополнил в пункт 2 статьи 115 ГК состав имущества термином цифровые активы, а статью 116 дополнил пунктом 3-1 следующего содержания: «3-1. Понятие и виды цифровых активов, а также особенности оборота цифровых активов определяются законодательством Республики Казахстан, актами Международного финансового центра «Астана»6. Таким образом, цифровой актив является частью имущества и тем самым стал оборотоспособным. Хотя Закон РК «Об информатизации» понятие цифровой актив регламентирует не как часть имущества, а как форму имущества, а именно электронно-цифровую форму имущества, что конечно больше похоже на истину. Поскольку цифровой является лишь форма имущества.

В Закон РК «Об информатизации» от 24 ноября 2015 года № 418-У ЗРК7 внесены положения, которыми предусмотрены такие понятия как:

- блокчейн - информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая неизменность информации в распределенной платформе данных на базе цепочки взаимосвязанных блоков данных, заданных алгоритмов подтверждения целостности и средств шифрования;

- цифровой актив - имущество, созданное в электронно-цифровой форме с применением средств криптографии и компьютерных вычислений, не являющееся финансовым инструментом, а также электронно-цифровая форма удостоверения имущественных прав;

- цифровой майнинг - процесс проведения вычислительных операций с использованием компьютерных, энергетических мощностей согласно заданным алгоритмам шифрования и обработки данных, обеспечивающий подтверждение целостности блоков данных в объектах информатизации посредством блокчейна;

- цифровой токен - вид цифрового актива, являющийся цифровым средством учета, обмена и удостоверения имущественных прав;

- «электронный акимат» - система информационного взаимодействия местных

6 Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» от 25 июня 2020 года № 347-У1 ЗРК//ИС «Параграф.

7 Закон РК «Об информатизации» от 24 ноября 2015 года № 418-У ЗРК//ИС «Параграф.

перечень оснований в соответствии с которыми приравнивается к совершению сделки в письменной форме, а именно согласно пункту 3 статьи 152 ГК РК обмен не только электронными документами, но и электронными сообщениями, определяющими субъектов и содержание их волеизъявления.

Законом РК от 24 ноября 2015 года был введен термин электронная оферта, а именно в пункт 2 статьи 397 ГК РК, согласно которому, когда письменная либо электронная оферта не содержит срока для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законодательством, а если такой срок не установлен - в течение необходимого для этого времени.

Однако в настоящее время изменения, определяемые внедрением цифровых технологий во многие общественные и государственные процессы внесены в главный законодательный акт, регулирующий гражданский оборот - Гражданский кодекс РК. И следует отметить, что нормы, внесенные в ГК РК не приветствуются цивилистически-ми научными кругами.

По мнению М.К. Сулейменова, попытки внесения изменений в Гражданский кодекс оказались не очень удачными. Прежде всего, это касается понятия цифровых прав. Но внесение этого понятия в ГК РФ пока не причинит большого вреда, так как внедрение его в реальную жизнь отнесено к будущему законодательному регулированию. Хотя остается теоретическая проблема соотношения цифровых прав и имущественных прав, которая, на взгляд М.К. Сулейменова, решена в ГК РФ не совсем корректно. Что же касается попытки решения этого вопроса в проекте РК о цифровых технологиях, то внедрение понятия «цифровые активы», тем более в такой форме, представляется совершенно неприемлемым. Лучше всего пока не трогать ГК РК, пока мы не разберемся с теоретическими позициями. Цифровое право - это не самостоятельное имущественное право наряду с обязательственными и иными правами, а способ закрепления имущественных прав. Если уж закреплять в ГК это понятие, то, на мой взгляд, именно в таком качестве [1]. И с этой точкой зрения трудно не согласиться. Тем более, что определённая путаница присутствует и в нормах законодательства РК.

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

е о

2 А

С

исполнительных органов с государственными органами, физическими и юридическими лицами, основанная на автоматизации и оптимизации государственных функций, а также предназначенная для оказания услуг в электронной форме, являющаяся частью «электронного правительства»;

- «электронное правительство» - система информационного взаимодействия государственных органов между собой и с физическими и юридическими лицами, основанная на автоматизации и оптимизации государственных функций, а также предназначенная для оказания услуг в электронной форме;

- электронная промышленность - отрасль промышленности, включающая в себя разработку, сборку, испытание и производство устройств, таких как компьютеры, компьютерное периферийное оборудование, коммуникационное оборудование, электронные приборы для потребителей, измерительные, тестирующие и авиационные, и радиацион-но-стойкие компоненты для космоса, электромедицинское и электротерапевтическое оборудование, оптические приборы и оборудование, оборудование для исследования магнитной и оптической среды, а также производство узлов, составляющих (интеграль-

^ ных микросхем, электронных компонентов ¡3 «активных» и «пассивных») и запасных ча-íg стей для продукции электронной промыш-m ленности;

- интеллектуальный робот - автоматизированное устройство, совершающее опреде-

s ленное действие или бездействующее с уче-^ том воспринятой и распознанной внешней

0 среды8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Из этого следует, что основные понятия, >s имеющие отношение к основам примене-g ния цифровых технологий, получили свое

< законодательное оформление, что является ся вполне логичным, поскольку цифровые

< процессы уже настолько глубоко вошли в (З общественную жизнь, что регламентация ^ этих понятий была объективной необходи-tj мостью.

Конобеевская И.М. считает, что и крипто-о валюты, и токены выступают по своей сути m способами фиксации прав либо даже притя-í заний на некие блага в конкретном децен-У трализованном реестре. К примеру, токен Ь может давать право на получение некоего ^ товара, производимого в рамках реализации ^ проекта ICO, либо на получение прибыли

Ь _

ш

m 8 Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года Document/?doc_id=33885902#pos=1;

от этого проекта. С этой точки зрения он не сильно отличается от бездокументарной ценной бумаги. Собственно, само по себе появление и бурное развитие ICO является в определенной степени следствием довольно усложненного порядка проведения IPO [2].

При этом Закон РК «Об информатизации» предусмотрел режим оборота цифровых активов, в частности в статье 33-1:

«1. Цифровой актив не является средством платежа.

2. Цифровые активы являются обеспеченными или необеспеченными.

К обеспеченным цифровым активам относятся цифровой токен и иные цифровые активы, являющиеся цифровым средством удостоверения имущественных прав на товары и (или) услуги, выпускаемые (предоставляемые) лицом, выпустившим обеспеченный цифровой актив. Виды обеспеченных цифровых активов, а также перечень прав, удостоверяемых цифровым токеном, устанавливаются лицом, выпускающим цифровой токен, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

К необеспеченным цифровым активам относятся цифровые токены, полученные как вознаграждение за участие в поддержании консенсуса в блокчейне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов на территории Республики Казахстан запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

4. Цифровой актив не обеспечивает права на финансовые инструменты и не предоставляет его собственнику или владельцу соответствующих прав в отношении юридического лица.

5. Право на цифровой актив удостоверяется посредством записи в блокчейне лицом, выпускающим цифровой актив на распределенной платформе данных, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

6. Внесение в информационную систему сведений о передаче цифрового актива или прав на него допускается при выполнении следующих условий:

1) лицо, осуществившее внесение сведений, обладает доступом в информационную систему лица, выпускающего цифровой актив на распределенной платформе данных,

№ 418-V «Об информатизации» // https://online.zakon.kz/

в порядке, определенном уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности;

2) информационная система лица, выпускающего цифровой актив на распределенной платформе данных, отвечает требованиям, установленным настоящим Законом.

7. Собственник, владелец и пользователь, обладающие доступом в информационную систему лица, выпускающего цифровой актив, владеют равными правами на внесение изменений в соответствии с заданным алгоритмом валидации.

При этом изменения синхронизируются у всех пользователей информационной системы.

8. Лицо, осуществляющее цифровой май-нинг, становится собственником цифровых активов, возникших в результате цифрового майнинга.

9. Лица, осуществляющие цифровой май-нинг, информируют уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности о деятельности по осуществлению цифрового майнинга в порядке, определяемом уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности»9.

Согласно Приказу Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 29 октября 2020 года № 407/Щ «Об утверждении Правил выпуска и оборота обеспеченных цифровых активов» оборот обеспеченного цифрового актива осуществляется путем удостоверения и перехода прав на обеспеченные цифровые активы, а также их обременение правами третьих лиц, включая отчуждение, приобретение, обмен цифровых активов на электронные деньги, ценности и иное имущество, посредством внесения в информационную систему сведений, в соответствии с соглашением между пользователями информационной системы10.

Согласно Закону РК «Об информатизации» цифровой актив удостоверяет имущественные права в электронно-цифровой форме, но остается нерешенным вопрос, все ли имущественные права удостоверяет цифровой актив. Ведь в теории гражданского права под имущественными правами

понимаются вещные права, обязательственные права, исключительные права, наследственные права. Может ли цифровой актив удостоверять, например, вещные права, т.е. права на вещи, облеченные в материальной оболочке?

В связи с принятием Закона РК «О платежах и платежных системах» от 26 июля 2016 года № 11-У1 ЗРК11 были введены в законодательство РК такие понятия как:

- электронные деньги - безусловные и безотзывные денежные обязательства эмитента электронных денег, хранящиеся в электронной форме и принимаемые в качестве средства платежа в системе электронных денег другими участниками системы;

- электронный кошелек электронных денег - способ учета и хранения электронных денег, обеспечивающий распоряжение

ими12.

Следует отметить, что отход от материальной формы некоторых видов имущества к бестелесным произошёл довольно давно, подтверждение этому безналичные деньги, бездокументарные ценные бумаги.

Вопрос о правовой природе электронных денег тоже в юридической науке не имеет однозначного мнения. Вопрос возникает: кто является эмитентом электронных денег? Ведь само право вводить деньги в гражданский оборот имеет публичный характер и принадлежит исключительно государству. Вполне логичным считаем признать электронные деньги безналичными, то есть правом требования владельца к обслуживающему банку.

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования, предпринимательства, совершенствования системы государственного управления и платежей» от 30 декабря 2020 года № 397-У1 ЗРК предусмотрел в статьях 740, 741 ГК РК13, что не допускается наложение ареста, обращения взыскания на электронные деньги, находящиеся на электронных кошельках электронных денег, предназначенных для зачисления пособий и социальных выплат, выплачиваемых

https://online.zakon.kz/

9 Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-У «Об информатизации» Document/?docid=33885902#pos=1

10 Приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 29 октября 2020 года № 407/НЦ «Обутверждении Правил выпуска и оборота обеспеченных цифровых активов» //ИС «Параграф.

11 Закон РК «О платежах и платежных системах» от 26 июля 2016 года № 11-У1 ЗРК//ИС «Параграф.

12 Закон РК «О платежах и платежных системах» от 26 июля 2016 года № 11-У1 ЗРК //ИС «Параграф.

13 Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-1 // https://online.zakon.kz/ Document/?docid=1013880#pos=5665;-57

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

е о

2 А

П.

IN О IN

CL

< z

CL

О в X

о

СП

О

CD <

< CD

ь

с;

ш £

Ч О X

о <

РЛ

из государственного бюджета и (или) Государственного фонда социального страхова-ния14.

В российской юридической литературе много трудов посвящено выяснению природы цифровых прав. В частности, Василевская Л.Ю. пишет, что возможность субстанционального существования новых прав только на цифровом, дигитальном уровне свидетельствует о появлении разнопорядковых понятий в гражданском законодательстве применительно к категории объекта гражданских прав. Цифровизация прав приводит не к возникновению нового вида имущественных прав, существующему наряду с обязательственными, корпоративными, исключительными правами, а к их цифровому способу фиксации [3].

Тем не менее, Сулейменов М.К. в своем мнении не одинок. Российские исследователи также придерживаются позиции о том, что введение в законодательство понятия «цифровые права» является в принципе терминологически не вполне точным, а их отнесение к объектам гражданских прав и вовсе ошибочным. Конечно, цифровые права можно рассматривать как юридическую фикцию. Однако использование в законодательстве юридической фикции должно преследовать какую-то цель, способствовать достижению определенного результата. В рассматриваемом случае таким результатом, по-видимому, выступает распространение на криптовалюты и токены режима имущественных прав. Однако, как представляется, в создании такой сложной конструкции объективной необходимости нет - для целей регулирования хозяйственного оборота достаточно было бы признания того факта, что имущественные права могут быть зафиксированы в цифровой форме, в том числе посредством внесения записей в децентрализованные реестры [2].

Следует согласиться с Б.М. Гонгало и Л.А. Новоселовой, по мнению которых создание цифрового образа того или иного объекта оборота, как правило, не меняет его природы. Например, учет акций на блокчейне не делает их особым цифровым активом. Для легализации такого учета достаточно внести дополнения в закон об акционерных обще-

ствах и закон о рынке ценных бумаг в части допустимых технологий учета бумаг [4].

Таким образом, исследования ученых-цивилистов приводят к одному однозначному выводу: цифровые активы, цифровые права представляют собой способ фиксации имущества.

Изменения и дополнения касательно внедрения цифровых технологий коснулись и форм защиты и вошли в Гражданский процессуальный кодекс РК. Ведь с момента введения чрезвычайного положения в Казахста-не15 рассмотрение судебных дел перевели в режим видеоконференцсвязи (далее - ВКС) посредством различных программ Zoom, Whatsapp и прочие.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» от 21 января 2019 года № 217-VI ЗРК в статью 252 Гражданского процессуального кодекса РК была регламентирована норма о даче санкции на постановления судебного исполнителя путем удостоверения электронной цифровой подписью судьи или прокурора16.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» от 2 апреля 2019 года № 241-VI ЗРК (далее - Закон РК от 2 апреля 2019 года) Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее - ГПК РК) был дополнен главой 11-1 следующего содержания:

«Глава 11-1. Особенности электронного судопроизводства

Статья 133-1. Формат гражданского судопроизводства

1. Гражданское судопроизводство ведется в бумажном или электронном формате в зависимости от избранного истцом способа обращения в суд.

2. Суд с учетом мнения сторон и технических возможностей ведения процесса может изменить формат судопроизводства, о чем выносит мотивированное определение.

14 Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования, предпринимательства, совершенствования системы государственного управления и платежей» от 30 декабря 2020 года № 397-У1 ЗРК//ИС «Параграф.

15 Указ Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 года № 285 «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан»// https://online.zakon.kz/Document/?docid=32648341#pos=8

16 Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» от 21 января 2019 года № 217-У1 ЗРК //ИС «Параграф.

3. При ведении судопроизводства в электронном формате формируется электронное гражданское дело.

При этом подлинником судебного акта является электронный судебный акт, размещенный в автоматизированной информационной системе суда.

4. При изменении формата судопроизводства материалы дела преобразуются в соответствующий формат и заверяются судьей.

Статья 133-2 ГПК РК закрепила понятие и режим электронных документов: «1. Процессуальные акты и действия суда, лиц, участвующих в деле, могут быть оформлены в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью. Указанные документы равнозначны документам в письменной форме, за исключением случаев, когда законодательством Республики Казахстан не допускается использование электронного документа.

2. Технические требования к электронному документу и порядок его обращения в автоматизированной информационной системе суда определяются органом, осуществляющим организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, с учетом требований законодательства Республики Казахстан»17.

Статьей 133-3 ГПК предусмотрены положения об участии в судебном заседании путем использования технических средств связи.

Доступ к правосудию тесно связан с возможностью получить квалифицированную юридическую помощь лицом, обращающимся в суд. Подача в суд документов в электронном виде, получение судебных актов и информации о движении дела через сайт суда в сети Интернет делают коммуникацию суда для сторон оперативной, эффективной и не требующей больших затрат [5].

Следует отметить, что Законом РК от 2 апреля 2019 года в статью 416 ГПК РК было внесено дополнение частями третьей и четвертой следующего содержания:

«3. Суд апелляционной инстанции ведет производство по делу в электронном формате, если такой формат применялся в суде первой инстанции.

4. В случае невозможности использова-

ния электронного формата суд апелляционной инстанции переходит на бумажный формат, о чем выносится мотивированное определение.»18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек» от 10 июня 2020 года № 342-У1 ЗРК (далее - Закон РК от 10 июня 2020 года) ГПК РК был дополнен статьей 133-4 следующего содержания:

«Статья 133-4. Электронный протокол

1. Электронным протоколом признается аудио-, видеозапись судебного разбирательства.

2. Технические требования к электронному протоколу, обеспечивающие полноту, структурирование и качественное воспроизведение, определяются органом, осуществляющим организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, с учетом требований настоящего Ко-декса»19.

Закон РК от 10 июня 2020 года предусмотрел вынесение судебного приказа в электронной форме в приказном производстве согласно статье 134 ГПК РК, а также в пункте 5 статьи 146 ГПК РК было регламентировано, что суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства в электронном формате без вызова сторон.

Закон РК от 10 июня 2020 года в статье 100 ГПК закрепил статус электронного документа в качестве самостоятельного доказательства и четко разделил использование письменных доказательств и доказательств в форме электронных документов20.

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата» от 29 июня 2020 года № 352-У1 ЗРК (далее - Закон РК от 29 июня 2020 года) закрепил в ГПК РК приоритет извещения в электронной форме, а именно в пункте 2 статьи 127 ГПК РК предусмотрено, что в случае отсутствия сведений об адресе электронной почты или абонентском номере сотовой связи, или иных электронных средствах связи, обеспечивающих фиксирование

17 Кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-У «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» //https://online.zakon.kz/Document/?docid=34329053#pos=1;

18 Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» от 2 апреля 2019 года № 241-У1 ЗРК//ИС «Параграф.

19 Кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-У «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» //https://online.zakon.kz/Document/?docid=34329053#pos=1;

20 Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек» от 10 июня 2020 года № 342-У1 ЗРК//ИС «Параграф.

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

X

е о

2 А

П.

гм о гм

IX

< IX

О в х

о

со О

со <

< со

ь .0

ш £

ч О X

о <

РЛ

извещения или вызова, направляется судебная повестка или иное извещение на бумажном носителе по последнему известному месту жительства или месту нахождения.

Закон РК от 29 июня 2020 года также разделил использование повесток извещений в электронной форме и на бумажном носителе в частности в статьях 127, 130, 131 ГПК РК21.

Представляется важным, обратить внимание, что цифровизация является современной составляющей процесса осуществления правосудия, равно как и любой другой сферы государственных и иных услуг. Внедрение современных технологий позволит существенно сократить, а также упростить путь к судебной защите. Иными словами, речь идет об оптимизации судебного контроля для защиты конституционных прав граждан, в т.ч. на доступ к правосудию. Создание и развитие единого информационного пространства судебной системы обеспечивает открытость, доступность информации о деятельности судов, представленной в электронно-цифровой форме; оперативность и качество информационно-аналитической поддержки судопроизводства, качество сбора и оформления судебных документов, сбора и логической обработки судебной статистики, качество ресурсного и организационно-правового обеспечения деятельности судов и др. [5].

То, что в РК массово внедрено лишь в 2020 году, далеко не самый передовой опыт.

Интересен опыт Сингапура, где цифровое правосудие было внедрено уже в 1995 году [6].

Введение режима чрезвычайного положения в Казахстане в марте 2020 года22 привело к массовому переходу на дистанционную работу, в связи с чем потребовалась адаптация норм Трудового кодекса РК к сложившимся обстоятельствам.

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда» от 4 мая 2020 года № 321-У1 ЗРК (далее -Закон РК от 4 мая 2020 года) в подпункт 27) пункта 2 статьи 23 Трудового кодекса РК23

ввел обязанность для работодателя, а именно внесение информации о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях и (или) дополнениях в единую систему учета трудовых договоров. Закон РК от 4 мая 2020 года ввел в статью 1 Трудового кодекса РК такое понятие как единая система учета трудовых договоров - информационная система, предназначенная для автоматизации учета трудовых договоров, трудовой деятельности и численности работников. Таким образом, 4 мая 2020 года была введена на территории Казахстана была введена единая электронная база данных трудовых договоров в соответствии с Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 3 сентября 2020 года № 353 «Об утверждении Правил представления и получения сведений о трудовом договоре в единой системе учета трудовых догово-

ров»24.

Закон РК от 4 мая 2020 года статью 11 Трудового кодекса РК дополнил частью второй следующего содержания: «Акты работодателя оформляются в письменной форме или форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи.»25. Таким образом, был введен электронный документооборот актов работодателя.

Заключение

Конечно, необходимость обеспечения правового регулирования в новых условиях продиктована глобальными вызовами, но и ведет к прозрачности и реальной гласности информации, остается только надеяться на то, что в указанных условиях обеспеченными останутся право человека и гражданина на информацию, на обеспечение ее конфиденциальности и неразглашение.

На данном этапе развития гражданского права мнение большинства цивилистов сводится к тому, что цифровые активы, цифровые права не являются по своей природе новым видом имущества, имущественным правом, и пока, кроме того, что в цифровой форме заключается только лишь способ фиксации имущества, иной природы в этих

21 Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата» от 29 июня 2020 года № 352-У1 ЗРК//ИС «Параграф.

22 Указ Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 года № 285 «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан» // https://online.zakon.kz/Document/?docid=32648341#pos=8;

23 Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-У ЗРК // https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=38910832#pos=549;8

24 Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 3 сентября 2020 года № 353 «Об утверждении Правил представления и получения сведений о трудовом договоре в единой системе учета трудовых договоров» // ИС «Параграф.

25 Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда» от 4 мая 2020 года № 321-У1 ЗРК //ИС «Параграф.

институтах не усматривается. судебных дел, оповещение сторон с помо-

Что же касается правосудия, то цифро- щью различных способов связи, что позво-

визация системы обеспечения защиты прав ляет ускорить процесс связи в отличие от

человека и гражданина привела к тому, что поставщиков почтовых услуг. доступ к правосудию получил еще более Такие качественные изменения касаются

качественный шаг вперед к развитию, это не только правосудия, но и сделок в элек-

вполне соответствует общепризнанным тронной форме, например, введение элек-

принципам гласности, прозрачности и от- тронных баз по обязательному страхованию

крытости судопроизводства. То есть поло- привело к правовому эффекту, который за-

жительных сторон в этом процессе гораздо ключается в недопущении подделок и фаль-

больше: отход от бумажного документообо- сификаций документов ввиду замены бу-

рота, экономия времени, облегченный поиск мажных носителей на электронные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сулейменов М.К. Цифровизация и совершенствование гражданского законодательства (статья вторая, исправленная и откорректированная) // https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=39845707#pos=5;-106.

2. Конобеевская И.М. Цифровые права как новый объект гражданских прав // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 3 // i._m._ konobeevskaya_330-334.pdf.

3. Василевская Л.Ю. Токен как новый объект гражданских прав: проблемы юридической квалификации цифрового права //https://urfac.ru/?p=2398.

4. Гонгало Б.М., Новоселова Л.А. Есть ли место цифровым правам в системе объектов гражданского права // Пермский юридический альманах. - № 2. - 2019. - С. 184 // https:// cyberleninka.ru/article/n/est-li-mesto-tsifrovym-pravam-v-sisteme-obektov-grazhdanskogo-prava/viewer

5. Приженникова А.Н., Коляда Г.Ю. Цифровизация правосудия: теоретические и практические аспекты // Образование и право. - № 2 - 2020. - С. 241 // tsifrovizatsiya-pravosudiya- го teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty.pdf. Т

6. Купчина Е.В. Цифровое правосудие в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: Н опыт Сингапура // Сб. материалов международной научно-практической конференции «Инновационные аспекты развития науки и техники». - С. 95 // tsifrovoe-pravosudie-v-stranah-aziatsko-tihookeanskogo-regiona-opyt-singapura.pdf.

REFERENCES

X

Т

1. Suleymenov M.K. Tsifrovizatsiya i sovershenstvovaniye grazhdanskogo zakonodatel 'stva (stat'ya vtoraya, ispravlennaya i otkorrektirovannaya)//https://online.zakon.kz/Document/7doc_ C id=39845707#pos=5;-106. B

2. Konobeyevskaya I.M. Tsifrovyye prava kak novyy ob»yekt grazhdanskikh prav //Izv. Sarat. ^ un-ta. Nov. ser. Ser. Ekonomika. Upravleniye. Pravo. 2019. T. 19, vyp. 3 // i.m.konobeevska- o ya_330-334.pdf. §

3. Vasilevskaya L.YU. Token kak novyy ob"yekt grazhdanskikh prav: problemy yuridicheskoy § kvalifikatsii tsifrovogoprava //https://urfac.ru/7p=2398. s<

4. Gongalo B.M., Novoselova L.A. Yest' li mesto tsifrovym pravam v sisteme ob"yektov grazh- x danskogo prava //Permskiy yuridicheskiy al'manakh . - №2. - 2019. - S. 184 // https://cyberlen- o inka.ru/article/n/est-li-mesto-tsifrovym-pravam-v-sisteme-obektov-grazhdanskogo-prava/viewer

5. Prizhennikova A.N., Kolyada G.YU. Tsifrovizatsiya pravosudiya: teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty //Obrazovaniye ipravo. - № 2 - 2020. - S. 241// tsifrovizatsiya-pravosudiya-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty.pdf.

6. Kupchina Ye.V. Tsifrovoye pravosudiye v stranakh Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona: opyt Singapura // Sb. materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovatsionnyye aspekty razvitiya nauki i tekhniki». - S. 95 // tsifrovoe-pravosudie-v-stranah-aziatsko-tihookeanskogo-regiona-opyt-singapura.pdf.

> JZ

"O

NJ

o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.