Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ОТНОШЕНИИ АКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА «АСТАНА», ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ОТНОШЕНИИ АКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА «АСТАНА», ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР «АСТАНА» / ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / АКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА «АСТАНА» / ПРОКУРАТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батырбекова Диана Сериковна

В статье анализируются некоторые особенности функционирования Международного финансового центра «Астана» в рамках «особого правового режима» на территории Республики Казахстан. Отмечается, что на территории нашей страны уже создавался финансовый центр с «особым правовым режимом» - Региональный финансовый центр города Алматы, который, однако, не предусматривал действия права Англии и Уэльса на своей территории. Особенность действия особого правового режима также рассматривается через вопросы прокурорского надзора в отношении актов Международного финансового центра «Астана». Освещаются вопросы юрисдикции суда Международного финансового центра «Астана», а также поднимается вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан в части порядка исполнения решений и приказов суда Международного финансового центра «Астана». Кроме того, автор рассматривает дискуссионный вопрос о возможности прокурора приносить ходатайства о пересмотре не вступивших в законную силу решений суда Международного финансового центра «Астана». Автор приходит к выводу, что необходимо внести некоторые изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан и прописать полномочия о том, что вправе ли прокуроры приносить ходатайства о пересмотре решений суда Международного финансового центра «Астана». Так как, в случае если прокурор в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан не может приносить ходатайства о пересмотре не вступивших в законную силу решений суда Международного финансового центра «Астана», то это может означать, что решения суда Международного финансового центра «Астана» и иные акты органов Международного финансового центра «Астана» будут обладать приоритетом перед актами судов судебной системы Республики Казахстан, что может затронуть вопросы обеспечения суверенитета и национальной безопасности Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN PROBLEMATIC ISSUES OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN RELATION TO THE ACTS OF THE INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER “ASTANA”, VALID THROUGHOUT THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article analyzes some features of the functioning of the International Financial Center «Astana» within the framework of the «special legal regime» on the territory of the Republic of Kazakhstan. It is noted that on the territory of our country a financial center with «a special legal regime» - the Regional Financial Center of the city of Almaty, was already created, which, however, did not provide for the operation of the law of England and Wales on its territory. The peculiarity of the special legal regime is also considered through the issues of prosecutorial supervision in relation to the acts of the Astana International Financial Center. The issues of the jurisdiction of the court of the Astana International Financial Center are highlighted, as well as the issue of the need to make appropriate changes and additions to the Civil Procedure Code of the Republic of Kazakhstan in terms of the procedure for executing decisions and orders of the Astana International Financial Center. In addition, the author examines the controversial issue of the possibility of the prosecutor to bring petitions for revision of the decisions of the court of the Astana International Financial Center that have not entered into legal force. The author comes to the conclusion that it is necessary to make some changes and additions to the Civil Procedure Code of the Republic of Kazakhstan and to prescribe the powers on whether the prosecutors have the right to bring petitions for revision of the decisions of the court of the Astana International Financial Center. Since, if the prosecutor, in accordance with the legislative acts of the Republic of Kazakhstan, cannot bring petitions for revision of the decisions of the court of the Astana International Financial Center that have not entered into legal force, this may mean that the decisions of the court of the Astana International Financial Center and other the acts of the bodies of the International Financial Center «Astana» will have priority over the acts of the courts of the judicial system of the Republic of Kazakhstan, which may affect the issues of ensuring the sovereignty and national security of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ОТНОШЕНИИ АКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА «АСТАНА», ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

УДК 34.038.1

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ОТНОШЕНИИ АКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА «АСТАНА», ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Батырбекова Диана Сериковна

Магистр юридических наук, докторант, старший преподаватель кафедры теории государства и права Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова;

г. Костанай, Республика Казахстан, е-mail: diana. batyrbekova.92@mail. ru

Аннотация. В статье анализируются некоторые особенности функционирования Международного финансового центра «Астана» в рамках «особого правового режима» на территории Республики Казахстан. Отмечается, что на территории нашей страны уже создавался финансовый центр с «особым правовым режимом» - Региональный финансовый центр города Алматы, который, однако, не предусматривал действия права Англии и Уэльса на своей территории. Особенность действия особого правового режима также рассматривается через вопросы прокурорского надзора в отношении актов Международного финансового центра «Астана».

Освещаются вопросы юрисдикции суда Международного финансового центра «Астана», а также поднимается вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан в части порядка исполнения решений и приказов суда Международного финансового центра «Астана».

Кроме того, автор рассматривает дискуссионный вопрос о возможности прокурора ™ приносить ходатайства о пересмотре не вступивших в законную силу решений суда Меж™ дународного финансового центра «Астана». Автор приходит к выводу, что необходимо а внести некоторые изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Респу-" блики Казахстан и прописать полномочия о том, что вправе ли прокуроры приносить хо-^ датайства о пересмотре решений суда Международного финансового центра «Астана». ^ Так как, в случае если прокурор в соответствии с законодательными актами Республики 5 Казахстан не может приносить ходатайства о пересмотре не вступивших в законную Е силу решений суда Международного финансового центра «Астана», то это может оз-£ начать, что решения суда Международного финансового центра «Астана» и иные акты ^ органов Международного финансового центра «Астана» будут обладать приоритетом 2 перед актами судов судебной системы Республики Казахстан, что может затронуть во-§ просы обеспечения суверенитета и национальной безопасности Республики Казахстан. с Ключевые слова: Международный финансовый центр «Астана», особый правовой ре-^ жим, прокурорский надзор, акты Международного финансового центра «Астана», прокуратура.

ш £

Ч О X

о <

т

ь

х

X

ь

ш СО

«АСТАНА» ХАЛЬЩАРАЛЬЩ КАРЖЫ ОРТАЛЫГЫНЫЦ КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ БУК1Л АУМАГЫНДА КОЛДАНЫЛАТЫН АКТ1ЛЕР1НЕ КАТЫСТЫ ПРОКУРОРЛЫК КАДАГАЛАУДЫЦ КЕЙБ1Р ПРОБЛЕМАЛЫК МЭСЕЛЕЛЕР1

Диана Сержкызы Батырбекова

А. Байтурсынов атындагы Костанай втрлЫ университеттщ Мемлекет жэне цуцыц теориясы кафедрасыныц ага оцытушысы, зац гылымдарыныц магистрi, докторанты;

Костанай, Цазацстан Республикасы, e-mail: diana.batyrbekova.92@mail.ru

Аннотация. Мацалада Казацстан Республикасыныц аумагында «ерекше цуцыцтыцрежим.» шецбертде «Астана» халыцаралыц царжы орталыгыныц жумыс ттеутщ кeйбiр eрeкшeлiктeрi талданады. Ыздщ eлiмiздiц аумагында цазiрдiц взтде «ерекше цуцыцтыц режиммен» царжы орталыгы - Алматы цаласыныц вщрлт царжы орталыгы цурылды, алайда ол вз аумагында Англия мен Уэльстщ цуцыгыныц цолданылуын квздeмeдi. Ерекше цуцыцтыц режимнщ цолданылу eрeкшeлiгi «Астана» халыцаралыц царжы орталыгыныц актшерте цатысты прокурорлыц цадагалау мэсeлeлeрi арцылы да царалады.

«Астана» халыцаралыц царжы орталыгы сотыныц юрисдикциясы мэсeлeлeрi жари-яланады, сондай-ац «Астана» халыцаралыц царжы орталыгы сотыныц шeшiмдeрi мен буйрыцтарын орындау тэртiбi бвлтнде Казацстан Республикасыныц Азаматтыц про-цестт кодекане тиiстi взгер^тер мен толыцтырулар eнгiзу цажеттшт туралы мэселе квтершеди

Будан басца, автор прокурордыц «Астана» халыцаралыц царжы орталыгы сотыныц зацды кYшiнe енбеген шeшiмдeрiн цайта царау туралы втшш беру мYмкiндiгi туралы птрталас мэселест царайды. Автор Казацстан Республикасыныц Азаматтыц процестт кодекане кeйбiр взгер^тер мен толыцтырулар eнгiзу жэне прокурорлардыц «Астана» халыцаралыц царжы орталыгы сотыныц шeшiмдeрiн цайта царау туралы втШшхаттар экелуге цуцыгы бар-жогы туралы вкiлeттiктeрдi жазу цажет деген цорытындыга ке- е лeдi. Егер прокурор Казацстан Республикасыныц зацнамалыц актiлeрiнe сэйкес «Астана» Н халыцаралыц царжы орталыгы сотыныц зацды кYшiнe енбеген шeшiмдeрiн цайта царау ^ туралы втшш бере алмаса, онда бул «Астана» халыцаралыц царжы орталыгы соты- Н ныц шeшiмдeрi мен «Астана» халыцаралыц царжы орталыгы органдарыныц взге де ак- И тiлeрi Казацстан Республикасы сот ЖYйeсi соттарыныц актiлeрi алдында басымдыцца ^ ие болатынын бiлдiруi мYмкiн, бул Казацстан Республикасыныц егемендт мен улттыц цаутЫздтн цамтамасыз ету мэселелерт цозгауы мYмкiн.

Ty^h свздер: «Астана» халыцаралыц царжы орталыгы, ерекше цуцыцтыц режим, прокурорлыц цадагалау, «Астана» халыцаралыц царжы орталыгыныц актiлeрi, прокуратура.

CERTAIN PROBLEMATIC ISSUES OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN RELATION TO THE ACTS OF THE INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER "ASTANA", g

VALID THROUGHOUT THE TERRITORY §

OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN !

0

Batyrbekova Diana Serikovna p

Master of Laws, Doctoral Student, Senior Lecturer of the Department >

of Theory of State and Law, Kostanay Regional University named after A. Baitursynov; s

Kostanay, Republic of Kazakhstan, e-mail: diana.batyrbekova.92@mail.ru

~u

?s

Abstract. The article analyzes some features of the functioning of the International Financial 6 Center «Astana» within the framework of the «special legal regime» on the territory of the 00 Republic of Kazakhstan. It is noted that on the territory of our country a financial center with

«a special legal regime» - the Regional Financial Center of the city of Almaty, was already created, which, however, did not provide for the operation of the law of England and Wales on its territory. The peculiarity of the special legal regime is also considered through the issues of prosecutorial supervision in relation to the acts of the Astana International Financial Center.

The issues of the jurisdiction of the court of the Astana International Financial Center are highlighted, as well as the issue of the need to make appropriate changes and additions to the Civil Procedure Code of the Republic of Kazakhstan in terms of the procedure for executing decisions and orders of the Astana International Financial Center.

In addition, the author examines the controversial issue of the possibility of the prosecutor to bringpetitionsfor revision of the decisions ofthe court of the Astana International Financial Center that have not entered into legal force. The author comes to the conclusion that it is necessary to make some changes and additions to the Civil Procedure Code of the Republic of Kazakhstan and to prescribe the powers on whether the prosecutors have the right to bring petitions for revision of the decisions of the court of the Astana International Financial Center. Since, if the prosecutor, in accordance with the legislative acts of the Republic of Kazakhstan, cannot bring petitions for revision of the decisions of the court of the Astana International Financial Center that have not entered into legal force, this may mean that the decisions of the court of the Astana International Financial Center and other the acts of the bodies of the International Financial Center «Astana» will have priority over the acts of the courts of the judicial system of the Republic of Kazakhstan, which may affect the issues of ensuring the sovereignty and national security of the Republic of Kazakhstan.

Keywords: Astana International Financial Center, special legal regime, prosecutor's supervision, acts of Astana International Financial Center, prosecutor's office.

DOI: 10.52026/2788-5291 2021 66 3 120

IN О IN

CL

< z

CL

О

e

X

о

m О

in <

< m

ь

-Q

Ш £

О X

0 <

СП

1

X

ь

Введение

16 декабря 2021 года Казахстан будет праздновать 30-летие независимости. Это значимая дата в истории нашего государственного развития. И за этот период руководством страны была проделана гигантская по масштабам работа. Осуществлено реформирование государственной системы управления, реализованы масштабные экономические, культурные преобразования, в том числе реформирование системы права и даже в некоторой степени правовой системы Республики Казахстан. Вместе с этим автор настоящей статьи не имеет своей целью описывать все достижения Казахстана. Мы бы хотели обратить внимание на один из самых ярких проектов, на наш взгляд, реализованных в Республике Казахстан за последнее 10-летие - Международный финансовый центр «Астана».

История современного Казахстана уже имеет опыт создания финансового центра на

территории нашей страны. В 1995 году на встрече членов Ассоциации банков Казахстана с Первым Президентом страны - Н.А. Назарбаевым, главой государства была озвучена идея создания первого регионального финансового центра в городе Алматы. Однако в тот момент она не получила поддержки по ряду причин, основной из которых было то, что Казахстан только начал реформирование банковской системы (и даже еще не приступил к реформам в других секторах финансового рынка) и стремление Казахстана к региональному лидерству в этой сфере выглядело преждевременным1.

Все же спустя время Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 июля 2001 года №1014 была одобрена Концепция развития города Алматы как регионального финансового центра2, которое утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2003 г. №3563.

1 Постановление Правительства Республики Казахстан «О Концепции создания в городе Алматы международного (регионального) финансового центра» от 24 декабря 2004 года № 1364. // Электронный ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/ docs/P040001364_.

2 Постановление Правительства Республики Казахстан «О развитии города Алматы как регионального финансового центра» от 27 июня 2001 года №1014 // Электронный ресурс: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P010001014_ (дата обращения 24.06.2021 года).

3 Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Плана мероприятий на 2003-2005 годы по реализации Государственной программы развития города Алматы на 2003-2010 годы» от 14 апреля 2003 года № 356 // Электронный ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P030000356_ (дата обращения 24.06.2021 год).

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года №1364 утверждена Концепция создания в городе Алматы международного (регионального) финансового центра4. В Концепции отражены перспективы развития города Алматы как международного (регионального) финансового центра, преимущества и недостатки, особенности правового статуса, организационно-правовая форма, субъекты центра, виды деятельности и т.д. Данная Концепция утратила силу Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 ноября 2010 №11895.

В отличие от создания Международного финансового центра «Астана» создание Регионального финансового центра города Алматы не потребовало внесения изменений и дополнений в Основной Закон страны - Конституцию Республики Казахстан 1995 года6. При этом Региональный финансовый центр города Алматы также функционировал в рамках «особого правового режима». Данный правовой режим был закреплен Законом Республики Казахстан от 5 июня 2006 года №145-Ш «О региональном финансовом центре города Алматы»7, который утратил свою силу с принятием Конституционного закона Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года «О международном финансовом центре «Астана»8.

Хотя Закон «О региональном финансовом центре города Алматы» утратил силу, на наш взгляд необходимо подчеркнуть, что данный Закон закрепил право регионального финансового центра города Алматы в следующей формулировке: «Законодательство Республики Казахстан о финансовом центре основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан». Таким образом, Региональный финансовый центр города Алматы не предусматривал действия права Англии и Уэльса на своей территории. Что в свою очередь является отличительной особенно-

стью функционирования Международного финансового центра «Астана».

Материалы и методы исследования

Прежде всего материалами исследования являлась нормативно-правовая база, были использованы такие основные источники, как Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана»», Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О прокуратуре», Закон Республики Казахстан «О региональном финансовом центре города Алматы» и другие. Кроме того, при анализе вопросов функционирования Международного финансового центра «Астана» в рамках «особого правового режима» были проанализированы и использованы труды отечественных ученых, исследователей (С.Ф. Ударцева, Ж.О. Кулжабаевой, В.Т. Конусовой, и зарубежных ученых (А.А. Мишина, В.Е. Чиркина).

Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания, включающие принцип объективности, системности, индукции, дедукции, анализ теоретических источников и нормативно-правовых источников; обобщение; анализ документов. Кроме того, были использованы частно-научные методы, такие, как описательный, сравнительно-правовой.

Обсуждение

Вопрос объема распространения юрисдикции Республики Казахстан на всей своей территории Республики, в том числе и на территории Международного финансового центра «Астана» с учетом положений пункта 3-1 статьи 2 Конституции Республики Казахстан обусловил необходимость юридического анализа и исследования вопроса распространения в том числе объема и предела осуществления прокуратурой Республики высшего надзора за соблюдени-

4 Постановление Правительства Республики Казахстан «О Концепции создания в городе Алматы международного (регионального) финансового центра» от 11 ноября 2010 года № 1189 // Электронный ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Р040001364_ (дата обращения 20.06.2021 год).

5 Постановление Правительства Республики Казахстан «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» от 11 ноября 2010 года № 1189 // Электронный ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Р1000001189 (дата обращения 20.06.2021 год).

6 Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23 марта 2019 года) // Электронный ресурс: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (дата обращения 24.06.2021 год).

7 Закон Республики Казахстан. О региональном финансовом центре города Алматы принят: 5 июня 2006 года, №145-Ш // Электронный ресурс: https://online.zakon.kz /Document/?docid=30058246. (дата обращения 12.05.2021 год).

8 Конституционный закон Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года № 438-У «О Международном финансовом центре «Астана» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2019 г.) // Электронный ресурса: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=39635390 (дата обращения 24.06.2021 год).

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

е о

2 А

П.

К>

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ем законности на территории Международного финансового центра «Астана» как части территории Казахстана.

Пункт 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что «Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование».

Означает ли данное конституционное положение, что прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за соблюдением законности на всей территории Республики Казахстан, включая территорию Международного финансового центра «Астана» в пределах города Нур-Султан?

Как известно, пункт 3-1 статьи 2 Конституции в пределах города Нур-Султан допустил установление особого правового режима в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом, где с 5 июля 2018 года функционирует Международный финансовый центр «Астана» (далее - МФЦА) с собственным правом, а также собственным судом, который не входит в судебную систему Республики Казахстан, но решения £ которого, как нами было уже проанализиро-¡3 вано, распространяются на всю территорию ^ Республики Казахстан и носят обязательный ™ характер [1].

Мы полагаем, что если на территории Международного финансового центра ^ «Астана» в соответствии с Конституцией ^ Республики Казахстан и Конституционным о законом Республики Казахстан «О Меж-| дународном финансовом центре «Астана» действует особый правовой режим, где при-§ меняются принципы, нормы и прецеденты < права Англии и Уэльса, то прокуратура на с территории МФЦА от имени государства не <1 может осуществлять высший надзор за со-(З блюдением законности по следующему основанию.

ш

^ Пункт 1 статьи 83 Конституции форму-о лировкой «в установленных законом преде-о лах» устанавливает, что полномочия проку-^ ратуры по осуществлению высшего надзора ^ за соблюдением законности ограничены ука-5 занной конституционной формулировкой, Ь поскольку под термином «закон» в данной ^ норме Конституции можно понимать Кон-^ ституцию, конституционные законы, кодек-£ сы, консолидированные законы и законы. А т в Конституции в пункте 3-1 статьи 2 закре-

пляется, что в пределах города Нур-Султан может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом, который предполагает действие иностранного права, в нормах которого может и не предусматриваться полномочия казахстанской прокуратуры.

Соответственно, раз на территории МФЦА, где установлен особый правовой режим, применяются принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса, то прокуратура от имени государства не может осуществлять высший надзор за соблюдением законности, основываясь при этом на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса, поскольку право Англии и Уэльса не предусматривает каких-либо полномочий прокуратуры Казахстана, в том числе на территории МФЦА.

При этом возникает вопрос о возможности осуществления прокуратурой надзора в отношении актов МФЦА, в том числе решений суда МФЦА на предмет соответствия их Конституции и законам Республики Казахстан, исполнение которых предполагается также за пределами территории МФЦА в том же порядке и на тех же условиях, что и исполнение судебных актов судов Республики Казахстан.

Если говорить о таком органе МФЦА, как суд, то как правило, суд МФЦА не осуществляет уголовное и административное судопроизводство. Поэтому в вопросах осуществления прокурорского надзора в отношении решений суда МФЦА речь может идти только о тех решениях суда МФЦА, которые охватываются вопросами, указанные в подпунктах 1) - 3) пункта 4 статьи 13 Конституционного закона Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана». Эти вопросы касаются в том числе и тех вопросов, которые подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

При этом следует отметить, что сама по себе правовая природа гражданского судопроизводства как одного из видов публично-правовой деятельности такова, что его осуществление наряду с иными формами судопроизводства в соответствии со статьей 75 Конституции Республики Казахстан отнесено к полномочии только судебной власти как одного из ветвей государственной власти, которая осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Иначе говоря, только суды судебной системы Респу-

блики Казахстан обладают правом на осуществление правосудия и судопроизводства в таких формах, как гражданское, уголовное и иные установленные законом формы судопроизводства.

Тем не менее, в действующем Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан от 31 октября 2015 года 9 (далее - ГПК РК) предусмотрены положения о том, что «Подведомственный суду спор (конфликт), возникший из гражданско-правовых отношений, по письменному соглашению сторон может быть разрешен в порядке медиации, партисипативной процедуры или передан на рассмотрение арбитража, суда Международного финансового центра «Астана» в случаях, когда это не запрещено законом» (ст.24).

При этом следует отметить, что в соответствии со вторым абзацем статьи 194 ГПК РК «Председательствующий разъясняет сторонам право разрешить спор мировым соглашением, соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, соглашением об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры или урегулировать спор другим установленным законом способом либо обратиться за разрешением спора в арбитраж, суд Международного финансового центра «Астана» и их правовые последствия». А часть 1 статьи 201 ГПК РК устанавливает, что «Рассмотрение дела по существу начинается с выяснения председательствующим вопросов о том, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением или передать дело на рассмотрение в арбитраж, суд Международного финансового центра «Астана» либо разрешить спор (конфликт) в порядке медиации или партисипативной процедуры или другим установленным законом способом».

Тем самым, можно сказать, что ГПК РК предусматривает отнесение тех или иных гражданских дел, разрешение которых подведомственны (подсудны) судам судебной системы Республики Казахстан, и тем самым к юрисдикции Республики Казахстан, к компетенции суда МФЦА. При этом, как было отмечено выше, исполнение решений

суда Центра в Республике Казахстан осуществляется в том же порядке и на тех же условиях, что и исполнение судебных актов судов Республики Казахстан (п.8 ст.13 Конституционного закона «О Международном финансовом центре «Астана»).

Однако в самом ГПК РК, например, хотя и отрегулирован вопрос исполнения арбитражного решения (Глава 20), но не отрегулированы вопросы исполнения решений и приказов суда МФЦА, несмотря на то, что Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»10 предусматривает исполнительное производство на основании решений и приказов суда МФЦА. В связи с чем полагаем, что если решения суда МФЦА должны исполняться на всей территории Республики Казахстан, то в ГПК РК также необходимо отдельной главой прописать нормы, регулирующие вопросы порядка исполнения решений и приказов суда МФЦА на всей территории Республики Казахстан.

В то же время в юридической литературе поднимался вопрос о том, что «... решение -это судебный акт по существу спора, исполнению в Казахстане подлежат только судебные решения Суда МФЦА. Следовательно, изменения в Закон об исполнительном производстве выходят за рамки положений Конституционного закона об МФЦА, что потенциально может создать в будущем полемику касательно исполнения актов Суда МФЦА, не являющихся решениями по существу»11.

Вместе с этим суд МФЦА за время своего функционирования рассмотрел 15 дел и вынес по ним решения, которые исполняются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Сторонами в судебных делах выступали юридические лица - участники МФЦА, АО Администрация МФЦА, а также физическое лицо - гражданин Республики Казахстан. Так, 3 августа 2020 года Судом мелких тяжб МФЦА было вынесено решение по рассмотрению трудового спора между истцом - гражданином Республики Казахстан Н. Алиевым (далее - истец) и ответчиком - резидентом Республики Казахстан ТОО «Proportunity Management Company» (далее - Ответчик).

9 Гpaждaнcкuй npaцeccyaльный кaдeкc Pecnyблuкu Кaзaxcmaн am 31 aкmябpя 2015 гaдa (c uзмeнeнuямu u дanaлнeнuямu na cacmaянuю нa 02.01.2021 г.) //[Элeкmpaнныйpecypc]. -Peжuм дacmyna: URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000377 (дama aбpaщeнuя 05.04.2021 г.)

10 Зaкaн Pecnyблuкu Кaзaxcmaн am 2 anpeля 2010 гaдa «Об ucnaлнumeльном npauзвaдcmвe u cmamyce cyдeбныx ucnrnm-meneü» (c uзмeнeнuямu u дanaлнeнuямu na cacmaянuю ни 02.01.2021 г.) //[Элeкmpaнный pecypc]. - Peжuм дacmyna: URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z100000261_ ßama aбpaщeнuя 05.04.2021 г.)

11 См. https://www.dentons.com/ru/insights/alerts/2020/july/27/procedure-for-enforcement-of-aifc-court-acts-in-kazakhstan-has-been-clarified

Н

X

ы >

о

X

о

Д А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

NJ О NJ

Истец испрашивает возмещение ущерба в размере 199,089,50 тенге и иные средства правовой защиты в отношении ответчика, на основании того, что, по его словам, трудовой договор между ним и ответчиком был расторгнут без предусмотренного законом срока уведомления и без выплаты части начисленной заработной платы. Судом мелких тяжб МФЦА иск был отклонен. Однако если смоделировать ситуацию, когда права гражданина Республики Казахстан были все же нарушены и вынесено решение суда МФЦА не в его пользу, какой государственный орган сможет обеспечить законность его прав? Если предположить, что в трудовых договорах между работниками МФЦА - гражданами Республики Казахстан и юридическими лицами, органами МФЦА определена подсудность суда МФЦА, могут ли граждане Республики Казахстан рассчитывать на защиту своих прав со стороны органов прокуратуры Республики Казахстан?

Кроме того, если суд МФЦА будет рассматривать дела, где стороной в процессе выступает государство или организации квазигосударственного сектора, и где участие прокурора обязательно, то какова будет роль прокуратуры в таком процессе? Как отмечает В.Т. Конусова, основной задачей де-^ ятельности прокуратуры (Великобритании) ¡3 признается защита публичного интереса [2].

Будет ли участвовать в процессе прокурор ^ Республики Казахстан, где одной из сторон 1 выступает государство, и сможет ли он обжаловать решения суда МФЦА? ^ Так, прокурор в соответствии с положе-^ ниями ГПК РК обладает, например, правом

0 на принесение ходатайства о пересмотре не

1 вступивших в законную силу решений судов Республики Казахстан, но открытым остается ся вопрос о том, вправе ли прокурор прино-< сить ходатайства о пересмотре не вступив-с ших в законную силу решений суда МФЦА. <1 Сможет ли прокурор выступать в качестве (З стороны в суде МФЦА и может ли обжалось вать в целом акты МФЦА?

£

о Результаты

Мы полагаем, что в данном случае вне т пределов территории МФЦА сталкиваются ^ две правовые системы - правовая система ЁЕ Республики Казахстан как составная часть Ь романо-германской правовой семьи и прин-^ ципы, нормы и прецеденты права Англии ^ и Уэльса. При этом отметим, что по одно-

12 Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года «О пр т 07.07.2020 г.) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ния 05.04.2021 г.)

му и тому же гражданскому делу по действующему праву Республики Казахстан суд Республики Казахстан может вынести одно решение, а суд МФЦА, основываясь на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса - другое.

Кроме того, в действующем Законе Республики Казахстан от 30 июня 2017 года «О прокуратуре»12 не предусмотрены полномочия прокуратуры по осуществлению надзора в отношении решений суда МФЦА как на территории МФЦА, так и за его пределами на всей остальной территории Республики Казахстан. На наш взгляд, данный вопрос также требует своего законодательного решения для реализации положений пункта

1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан с учетом положений пункта 3-1 статьи

2 Конституции Республики.

В то же время Закон Республики Казахстан «О прокуратуре», также, как и Конституция и иные законодательные акты Республики Казахстан, определяет рамки и пределы полномочий прокуратуры Республики. В частности, пункт 2 статьи 24 Закона «О прокуратуре» закрепляет, что «Опротестованию прокурорами не подлежат законодательные акты, акты Президента Республики Казахстан, Администрации Президента Республики Казахстан, Конституционного Совета, нормативные постановления Верховного Суда, акты Высшего Судебного Совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (по итогам проведенных проверок), нормативные акты технического характера».

Полагаем, что в отношении актов Международного финансового центра «Астана», в том числе и в отношении решений суда Международного финансового центра «Астана» в Законе «О прокуратуре», в частности в пункте 2 статьи 24 данного Закона должны быть прописаны полномочия прокуратуры в вопросах о том, подлежат или не подлежат опротестованию прокурорами акты Международного финансового центра «Астана», а в ГПК РК прописать нормы о том, вправе или не вправе прокуроры приносить ходатайства о пересмотре решений суда Международного финансового центра «Астана».

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 26 раздела 5 Регламента Суда МФЦА от 05 декабря 2017 года суд первой инстанции рассматривает апелляции на ре-

суратуре» (с изменениями и дополнениями по состоянию на ^: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1700000081 (дата обраще-

шения органов МФЦА, организаций, или участников МФЦА касательно: а) вопросов права; Ь) утверждения об ошибке в судебном разбирательстве; о) вопросов о процедурной справедливости или d) вопросов, предусмотренных правом МФЦА или в соответствии с ним. Решения Суда первой инстанции по данным вопросам являются окончательными и обжалованию не подлежат13. Исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что вопрос о рассмотрение законности актов МФЦА находится за пределами компетенции прокурора Республики Казахстан.

Более того, если допустить, что прокурор в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан может приносить ходатайства о пересмотре не вступивших в законную силу решений суда судебной системы Республики Казахстан, но не будет обладать правом приносить ходатайства о пересмотре решений суда Международного финансового центра «Астана», то это, на наш взгляд, будет означать, что решения суда МФЦА и иные акты органов МФЦА будут обладать приоритетом перед актами судов судебной системы Республики Казахстан, что может затронуть вопросы обеспечения суверенитета и национальной безопасности Республики Казахстан.

Кроме того, на всей территории Республики Казахстан может сложиться различная судебная практика по одним и тем же вопросам и категориям дел как у судов судебной системы Республики Казахстан, так и суда МФЦА, которая приведет к возникновению двойной юрисдикции.

Поэтому мы полагаем, что для исключения возникновения двойной юрисдикции на всей территории Казахстана должно быть обращение в Конституционный Совет Республики Казахстан в порядке подпункта 10-1) статьи 44 и статьи 78 Конституции Республики Казахстан по вопросу о том, соответствует ли Конституции Республики Казахстан положения тех законодательных

актов, вступивших в силу и введенных в действие, которые предусматривают расширение юрисдикции МФЦА на всю территорию Республики Казахстан в части распространения решений суда МФЦА и иных актов МФЦА и обязательности их исполнения на всей территории Казахстана, поскольку в соответствии с пунктом 3-1 статьи 2 Конституции особый правовой режим в финансовой сфере может быть установлен не на всей территории Казахстана, а в пределах города Нур-Султан.

На наш взгляд, законодательные акты Республики Казахстан, которые предусматривают действие актов МФЦА, в том числе обязательность исполнения решений суда МФЦА и иных актов МФЦА на всей территории Республики Казахстан, выходят за рамки норм пункта 3-1 статьи 2 Конституции Республики Казахстан.

Выводы

Предложенная инициатива Первого Президента Республики Казахстан-Елбасы Н.А. Назарбаева успешно воплотилась в жизнь и с 2018 года функционирует грандиозный проект под названием Международный финансовый центр «Астана». Его запуск является важным шагом, последовательным и устойчивым развитием нашей экономики [3]. Особый правовой режим, в рамках которого функционирует МФЦА, стал предметом многих исследований, в том числе и наших. Вопросы прокурорского надзора в отношении актов Международного финансового центра «Астана», в том числе и в отношении решений суда Международного финансового центра «Астана» требуют законодательного разрешения и отражения в нормативных правовых актах, в том числе в Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан, Законе Республики Казахстан «О прокуратуре» и в иных законодательных актах с учетом положений пункта 3-1 статьи 2 Конституции Республики Казахстан.

13 Регламент Суда МФЦА утвержденный Постановлением совета по управлению МФЦА от 05 декабря 2017 год // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://online.zakon.kz/DOCUMENT/?doc_id=37139387 (дата обращения 18.07.2021).

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

NJ

о

CL

<

СП

Ê S

ь

X

X

ь

ЛИТЕРАТУРА

1. Укин С.К., Батырбекова Д.С. Действие актов Центра Международного финансового центра «Астана» и особенности их исполнения во времени, пространстве и по кругу лиц // Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан», M 4 (53), 2018. С. 41-49.

2. Конусова В.Т. Организация и деятельность органов прокуратуры в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии //Право и государство, M 2 (71), 2016. С. 65-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Речь Первого Президента Республики Казахстана - Елбасы Н.А. Назарбаева на церемонии открытия МФЦА // Электронный ресурс: https://informburo.kz/novosti /nursultan-nazarbaev-oficialno-otkryl-mfca-v-astane.html (дата обращения 18.03.2021 год).

REFERENCES

1. UkinS.K., BatyrbekovaD.S. Deystviye aktaMezhdunarodnogofinansovogo tsentra «Astana» i osobennosti ikh ispolneniya vo vremeni, prostranstvo i po krugu lits // Nauchno-pravovoy zhurnal«Vestnikzakonodatel'stva ipravovoy informatsiiRespublikiKazakhstan», M 4 (53), 2018. S. 41-49.

2. Konusova V.T. Organizatsiya i deyatel'nost' organov prokuratury v Soyedinonnom Korolevstve Velikobritanii i Severnoy Irlandii //Pravo i gosudarstvo, M 2 (71), 2016. S. 65-70.

3. Rech 'Pervogo PrezidentaRespublikiKazakhstana - Yelbasy N.A. Nazarbayeva na tseremonii otkrytiya MFTSA // Elektronnyy resurs: https://informburo.kz/novosti /nursultan-nazarbaev-ofi-cialno-otkryl-mfca-v-astane.html (data obrashcheniya 18.03.2021 god).

ZQAI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.