Набиева Асия Сабетпековна,
научный сотрудник сектора антикоррупционной экспертизы действующих НПА Центра правового мониторинга Института законодательства РК
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА
Термин «государственный социальный заказ» и механизм реализации технологии, которую он обозначает, стал складываться на постсоветском пространстве, в том числе и в Казахстане, только недавно.12 апреля 2005 года был принят Закон Республики Казахстан «О государственном социальном заказе» (далее - Закон), который регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного социального заказа государственными органами и неправительственными организациями Республики Казахстан. С момента принятия Закона прошло семь лет. В течение этого времени Закон систематически обсуждался, вводились поправки, изменения и дополнения с целью его совершенствования (последние изменения и дополнения вносились в январе 2012 года в части компетенций Правительства, уполномоченного органа и т.д.). Усовершенствованный Закон начал работать. В нем четко прописана вся процедура социального заказа - от ответственности за ее прозрачность государственных структур, до потребностей на сегодняшний день. Помимо этого, в Законе надежно защищены права неправительственных организаций (далее - НПО). так, все министерства в обязательном порядке должны будут работать с НПО. При распределении лотов государственных социальных заказов, ведомства в первую очередь должны представлять их интересы. Следует учесть, что каждый заказчик-организатор самостоятельно формирует лоты для закупа услуг посредством государственного социального заказа, где тематика определяется сферой деятельности данного органа, государственной политикой, принятой в этом направлении, стратегическими планами государственного органа.
термин «государственный социальный заказ, согласно Закону представляет собой своеобразную форму реализации социальных программ, социальных проектов, направленных на решение социальных задач республиканского, отраслевого и регионального уровней, обеспеченных
за счет бюджетных средств, посредством заключения договора на осуществление государственного социального заказа [1]. В качестве предмета заказа выступает формируемое заказчиком техническое задание на социальное обслуживание, которое включает в себя конкретные параметры, ожидаемые результаты (положительные изменения у целевой группы получателей услуг), а также рассчитанную заказчиком стоимость оказания услуг.
таким образом, основными элементами социального заказа являются:
В-первую очередь, договорные отношения между заказчиком и исполнителем заказа;
Во-вторых, вовлечение в число исполнителей юридических лиц негосударственной формы собственности и индивидуальных предпринимателей;
В-третьих, использование конкурентных методов выбора поставщиков;
И наконец, полная оплата услуг либо субсидирование поставщиков.
Исходя из этого, следует, что формирование государственного социального заказа должно строиться с учетом мнений и интересов населения, имеющихся финансовых ресурсов и наличия субъектов, способных принять на себя функции, передаваемые государством. Иными словами, перед государством стоит цель привлечения некоммерческих организаций к решению социальных задач и способствования повышению благосостояния граждан.
В настоящее время законодательство в сфере социального заказа и связанных с ним проблем использования государственных средств представлено достаточно ограниченным кругом законодательных актов и это, прежде всего, Закон Республики Казахстан от 16 мая 2002 года № 321 «О государственных закупках». Данный закон регулирует общественные отношения, возникающие между субъектами системы государственных закупок в процессе осуществления ими деятельности в сфере государственных за-
№ 3 (31) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
купок (т.е. отношения, возникающие в процессе осуществления государственными органами, государственными учреждениями, государственными предприятиями, а также акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилированными с ними юридическими лицами закупок товаров, работ и услуг у поставщиков в целях эффективного использования имеющихся в их распоряжении денег) [2].
В принципе, предложенная законом модель отношений в области государственного социального заказа совпадает с отношениями, регулируемыми Законом Республики Казахстан «О государственных закупках» и внесенные в него соответствующие поправки, в связи с принятием закона о государственном социальном заказе, вполне позволяют применять его для регулирования отношений, предусмотренных Законом о государственном социальном заказе. Единственное, следует отметить, что концептуально они разнятся, т.е. если Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» направлен на обеспечение, прежде всего, задач государственной власти, то Закон «О государственном социальном заказе» - на становление и развитие гражданского общества [3].
Анализ действующего законодательства в данной сфере приводит к пониманию значимости специального закона о государственном социальном заказе. Помимо всего, потребность в законе обуславливает еще и потому, что он обеспечивает вовлечение в решение социальных проблем наиболее активных слоев общества, а средства в рамках государственных заказов обеспечивают финансовую стабильность и выживание многочисленных общественных объединений. Как известно, финансовая стабильность общественных объединений является важным условием полноценного развития так называе-
мого «третьего сектора» экономики как неотъемлемого компонента гражданского общества.
По результатам проведенного анализа Закона были выявлены некоторые недоработки. Так, в пункте 1 статьи 2 Закона: «Законодательство Республики Казахстан о государственном социальном заказе основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан». в данном пункте, считаем необходимым слова «и иных нормативных правовых актов» заменить словами «и иных законодательных актов», так как идет ограничение только указанными двумя законами, а затем только подзаконные нормативные акты.
Также отметим статью 4-1 Закона, а именно, подпункт 4) статьи 4-1 Закона. Данный подпункт гласит, что уполномоченный орган предоставляет информацию в Правительство Республики Казахстан по итогам мониторинга реализации государственного социального заказа. Однако из содержания нормы не ясно, в какие сроки предоставляется информация в Правительство. В целях конкретизации было бы уместным указать срок предоставления информации в Правительство Республики Казахстан уполномоченным органом.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что принятие специального закона о государственном социальном заказе было вызвано потребностью в совершенствовании действующего законодательства в области социальной защиты населения и деятельности неправительственных организаций в этой сфере, и необходимостью наиболее рационального использования государственных средств, выделяемых на социальные программы.
Список литературы
1. Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года №36 «О государственном социальном заказе» // Республиканский Центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан. База данных «Закон», версия 6.
2. Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года №36 «О государственных закупках» // Республиканский Центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан. База данных «Закон», версия 6.
3. Айткулова Н.Л. Аналитическая справка по Закону Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года № 36 «О государственном социальном заказе».http://www.google.kz/url?sa=t&rct=j&q=&esrc =s&source=web&cd=1&ved=0CC0QFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.adilet.gov.kz%2Ffiles%2F11. doc&ei=Dmq1UZbDAY_a4QSl5oCwCQ&usg=AFQjCNFqvifCLUN8BhZ_cuHwGHYSSV6bqQ&bvm= bv.475346614.bGE
Автор «Мемлекетт1к злеуметтгк тапсырыс туралы» 2005 жылгы 12 сзугрдегг №36Казацстан Республикасыныц Зацын царады. МемлекеттЫ элеуметтж тапсырыс туралы зацныц талдауы кврсеткендей, осы зацнамалыц акт кейб1р взгер1стер мен толыцтырулар енг1зуд1 цажет етед1.
TYuindi свздер: мемлекеттт элеуметтж тапсырыс, мемлекеттт сатып алу.
Автором рассмотрен Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года №36 «О государственном социальном заказе». Анализ Закона о государственном социальном заказе показал, что данный законодательный акт требует внесения некоторых изменений и дополнений.
Ключевые слова:государственный социальный заказ, государственные закупки.
An author is consider Law of Republic of Kazakhstan from April, 12, 2005 №36 «About a government social order». The analysis of Law showed on a government social order, that this legislative act required some bringing of changes and additions.
Keywords: government social order, public purchasing.
Эсия Сэбетпекк;ызы Нэбиева,
КР Зац шыгару институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгы ^олданыстагы НК^А-ныц сыбайлас жем^орлывда ^арсы сараптамасы секторыныц гылыми ^ызметкерi
Мемлекеттж элеуметтж тапсырыстыц кейбiр мэселелерi
Набиева Асия Сабетпековна,
научный сотрудник сектора антикоррупционной экспертизы действующих НПА Центра правового мониторинга Института законодательства РК
Некоторые вопросы государственного социального заказа
Nabiyeva Asiya Sabetpekovna,
senior research fellou sectors of the anti-corruption expertise of existing NLA of Center of legal monitoring of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan
Some questions of government social order