Научная статья на тему 'Внедрение международной системы менеджмента качества в деятельности органов местного самоуправления как курс на открытость и демократизация муниципального управления'

Внедрение международной системы менеджмента качества в деятельности органов местного самоуправления как курс на открытость и демократизация муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова А. Н., Пророков А. Е., Пашина Н. Б.

В публикации представлены и проанализированы основные положения национальный стандарт ГОСТР ИСО 52614.4-2007 «Руководящие указания по применению ГОСТР ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления». Показано значение и роль системы менеджмента качества в деятельности органов местного самоуправления для достижения главного эффекта – обеспечения тесного взаимодействия с населением муниципального образования, общественными организациями, хозяйствующими субъектами и другими. Это в итоге позволяет достичь необходимого уровня открытости и демократизации в системе местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколова А. Н., Пророков А. Е., Пашина Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение международной системы менеджмента качества в деятельности органов местного самоуправления как курс на открытость и демократизация муниципального управления»

ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК КУРС НА ОТКРЫТОСТЬ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

© Соколова А.Н.*, Пророков А.Е.*, Пашина Н.Б.*

Новомосковский институт (филиал) Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева,

г. Новомосковск

В публикации представлены и проанализированы основные положения национальный стандарт ГОСТР ИСО 52614.4-2007 «Руководящие указания по применению ГОСТР ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления». Показано значение и роль системы менеджмента качества в деятельности органов местного самоуправления для достижения главного эффекта - обеспечения тесного взаимодействия с населением муниципального образования, общественными организациями, хозяйствующими субъектами и другими. Это в итоге позволяет достичь необходимого уровня открытости и демократизации в системе местного самоуправления.

Современная система государственного и муниципального управления направлена на обеспечение децентрализации и перераспределение от «центра» функций и полномочий в стороны регионов и муниципальных образования. Одновременно за передачей прав муниципальным органам власти возникает и большая ответственность за решение возложенных на них задач. Поэтому основной задачей становится построение эффективной системы местного самоуправления. В свою очередь основным критерием эффективности становиться потребность поддерживать и развивать доверие граждан к местным органам власти [1].

В настоящее время говорят о следующих приоритетных направлениях при формировании эффективной системы местного самоуправления, например, создание в соответствии с действующим законодательством децентрализованной скоординированной системы, находящейся под непосредственным контролем общества и поощряющей конкурентные механизмы внутри системы (расширение возможности участия населения в осуществлении местного самоуправления посредством проведения публичных слушаний, собраний граждан, конференций граждан, форумов по вопросам жизнедея-

* Доцент кафедры «Прикладная информатика», кандидат экономических наук.

* Заведующий кафедрой «Прикладная информатика», кандидат технических наук, доцент. " Доцент кафедры «Менеджмент», кандидат экономических наук, доцент.

тельности муниципальных образований; реализации комплекса мер по информированию населения о развитии местного самоуправления в муниципальных образованиях, правах граждан в этой области, а также по развитию системы институциональной и финансовой поддержки инициатив граждан); создание модели административно-правового регулирования, направленной на интеграцию субъектов хозяйственной деятельности с целью производства качественной и конкурентоспособной продукции; создание условий ин-ституализации гражданского общества для решения вопросов местного значения; создание модели административно-правового регулирования системы социальной отчетности субъектов экономики, действующих на территории муниципального образования и других.

Среди прочих органам местного самоуправления рекомендовано создавать и внедрять комплексную систему менеджмента качества. Основной задачей внедрения стандарта является обеспечение надежности всех процессов органов местного самоуправления, что в свою очередь приведет к открытости и демократизации муниципального управления.

Многие российские предприятия уже внедрили и сертифицировали свои СМК на основе стандарта ИСО 9001:2008 (ГОСТРИСО 9001-2008). Уже существуют немало стандартов на системы менеджмента качества в конкретных сферах применения: образование, нефтяная и газовая промышленность, авиастроение, автомобилестроение, телекоммуникации, пищевая промышленность, строительство, юриспруденция, гостиничный бизнес и т.д. Одним из наиболее интересных прикладных стандартов этого направления является международный стандарт IWA 4:2005 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в органах местного самоуправления» (IWA 4:2005 «Quality management systems - Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in local government»). На основе этого стандарта техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Перспективные производственные технологии, менеджмент и оценка риска», работающим на базе АНО «Научно-исследовательского центра контроля и диагностики технических систем» (Нижний Новгород), разработан национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 52614.4-2007 «Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления» (далее - Стандарт), который содержит руководство по добровольному применению ИСО 9001 в органах местного самоуправления. О действенности данного стандарта свидетельствует тот факт, что в его обсуждении приняли участие ЗАО «Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса», администрация г. Дзержинска Нижегородской области, Департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области и других.

Для разработки и внедрения системы менеджмента качества орган местного самоуправления должен [2]: определить процессы, необходимые для предоставления услуг, устанавливать критерии приемки (где применимо) и

оценивать полученные результаты; определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, обеспечивать их интегральное, надежное и результативное функционирование; определить последовательность и взаимодействие этих процессов (их взаимосвязь в терминах вход-выход); определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими; обеспечивать доступность ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга; проводить мониторинг, измерение и анализ этих процессов; предпринимать необходимые меры для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

При этом руководство органа местного самоуправления должно нести полную ответственность за работы, связанные с подрядчиками (аутсорсинг).

Основными направлениями, регулирующими деятельность органов местного самоуправления в рамках указанного стандарта стали организация внешнего и внутреннего документооборота органа местного самоуправления; процедуры «Управления записями»; взаимосвязь и взаимодополнение с другими видами политики органа местного самоуправления, а также политиками других уровней правительства; управление человеческими ресурсами органа местного самоуправления; раздел «Процессы жизненного цикла в органе местного самоуправления»; раздел «Закупки»; мониторинг и измерения в органе местного самоуправления. Основные задачи указанных блоков Стандарта представлены на рис. 1.

Особое внимание в Стандарте уделено документации органа местного самоуправления [3]. При планировании документации системы менеджмента качества предлагается определить документированные процедуры, требуемые ГОСТР ИСО 9001; любые документированные процедуры, требуемые в соответствии с действующим законодательством, установленными законодательными и / или обязательными требованиями к поставке продукции и предоставлению услуг; документированные процедуры и / или другую документацию, предоставляющие свидетельства прозрачности процессов органа местного самоуправления. Надежная процедура управления документацией критически необходима органам местного самоуправления, потому что большинство выпускаемых ими документов - это общественные документы. А для снижения уровня бюрократии документацию допускается вести в электронном виде.

Отдельной темой Стандарта является процедура «Управление записями». Записи обеспечивают информацию о деятельности, выполненной органом местного самоуправления, и необходимы в качестве доказательств результатов, полученных на каждой стадии функционирования процессов органа местного самоуправления. Для органа местного самоуправления это особенно важно, поскольку ему постоянно необходимо демонстрировать перед гражданами прозрачность и надежность своей деятельности и нести за нее ответственность.

Рис. 1. Основные задачи, определенные блоками Стандарта

Особенностью политики в области качества органа местного самоуправления является необходимость учитывать другие виды политики органа местного самоуправления (например, политику в области борьбы с коррупцией, экологии, социальной ответственности, безопасности и прозрачности деятельности) и политики других уровней правительства.

Особый блок требований Стандарта относится к управлению человеческими ресурсами [3]. Процесс управления персоналом должен включать в себя: программы обучения; процедуры наблюдения за ростом компетентности персонала; оценку результативности выполнения работы персоналом и другое.

Следующим большим блоком Стандарта является раздел «Процессы жизненного цикла в органе местного самоуправления». Этот раздел является основополагающим для системы менеджмента качества органа местного самоуправления. При разработке системы менеджмента качества органу местного самоуправления целесообразно использовать группу стандартов ИСО, связанных с удовлетворенностью потребителей например, ИСО 10001:2007 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указанию по разработке кодекса поведения; ИСО 10002:2004 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по работе с претензиями потребителей; ИСО 10003:2007 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по внешним решениям разногласий с потребителями; ИСО/ТУ 10004 Менеджмент качества. Руководящие указания по мониторингу и измерению удовлетворенности потребителей).

В вопросе управления качеством мониторинг, измерения, анализ и улучшения процессов системы менеджмента качества должны позволить органу местного самоуправления демонстрировать соответствие товаров и услуг требованиями учитывать пожелания граждан. Кроме того, высшее руководство органа местного самоуправления должно продвигать превентивную культуру внутреннего аудита, которая не должна быть направлена только на порицание по любым выявленным проблемам. Интересно, что в рамках мониторинга и измерения процессов в органе местного самоуправления рекомендовано использование бенчмаркинга.

На заключительном этапе учитывая, приведенные выше оценки, используя различные методики оценки может быть сформулирована комплексная оценка качества (самооценка) работы местных органов власти. В результате чего рекомендуется разрабатывать план мероприятий по устранению неудовлетворительных результатов работы органа местного самоуправления.

Список литературы:

1. Системе муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.

2. Концепция проекта постановки системы менеджмента качества в органах государственной власти и местного самоуправления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bigspb.ru.

3. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. - М.: ФОРУМ, 2009. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.