Научная статья на тему 'Особенности разработки руководства по качеству для органа местного самоуправления'

Особенности разработки руководства по качеству для органа местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ / MUNICIPAL INSTITUTIONS OF LOCAL GOVERNMENT / SYSTEM OF A QUALITY MANAGEMENT / THE MANAGEMENT ON QUALITY / MUNICIPAL SERVICES / SATISFACTION OF THE CONSUMER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтулов Алексей Леонидович, Ахтулова Людмила Николаевна, Кривун Анастасия Юрьевна

В статье рассматриваются особенности разработки Руководства по качеству для органа местного самоуправления, в котором планируется внедрение системы менеджмента качества. Особое внимание уделяется документации, которую должна содержать система менеджмента качества для оказания услуг, соответствующих предъявляемыми потребителями требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахтулов Алексей Леонидович, Ахтулова Людмила Николаевна, Кривун Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of management on quality for institutions of local government

In the article features of development of the management on quality for institutions of local government in which introduction of system of quality management are considered. The special attention is given the documentation which should contain systems of a quality management for rendering the services, corresponding by shown consumers to requirements.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки руководства по качеству для органа местного самоуправления»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

УДК 658.5.011

А. Л. АХТУЛОВ Л. Н. АХТУЛОВА А. Ю. КРИВУН

Омский государственный университет путей сообщения

Тобольский индустриальный институт

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ РУКОВОДСТВА ПО КАЧЕСТВУ ДЛЯ ОРГАНА

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности разработки Руководства по качеству для органа местного самоуправления, в котором планируется внедрение системы менеджмента качества. Особое внимание уделяется документации, которую должна содержать система менеджмента качества для оказания услуг, соответствующих предъявляемыми потребителями требованиям.

Ключевые слова: муниципальный орган местного самоуправления, система менеджмента качества, руководство по качеству, муниципальные услуги, удовлетворение потребителя.

Согласно определению, приводимому в нормативном документе [1], система менеджмента качества органа местного самоуправления (СМК ОМС) является совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые позволяют ОМС определять политику и цели организации в области качества и обеспечивать достижение этих целей.

Согласно национальному стандарту [2], СМК, вне зависимости от вида деятельности и отрасли, в которую она внедряется, должна содержать следующую документацию:

1) политику и цели в области качества, оформленные документально;

2) руководство по качеству;

3) документацию, которая необходима организации для того, чтобы эффективно управлять процессами и планировать их;

4) шесть обязательных документированных процедур:

— управления документацией;

— управления записями по качеству;

— внутренних проверок качества;

— управления несоответствующей продукцией;

— корректирующих действий;

— предупреждающих действий.

5) записи, прописанные в рассматриваемом стандарте.

Главным документом для ОМС, разрабатывающих документацию СМК, является Национальный стандарт [1], содержащий руководство для применения стандартов ИСО серии 9000 в ОМС.

Основополагающим документом, определяющим СМК, является Руководство по качеству (РК). Именно этот документ дает представление о СМК в целом [3].

РК представляет собой документ, определяющий СМК организации [4].

Согласно нормативному документу [3], РК является документом высшего уровня СМК, основной функцией которого представляют интерпретацию и внедрение в каждый ОМС требований семейства стандартов ИСО серии 9000.

В РК обязательно необходимо учесть область применения СМК, процессы, которые осуществляет ОМС и взаимодействие между основными, вспомогательными и управленческими процессами. Кроме того, должны быть регламентированы обязанности, полномочия и ответственность персонала.

РК может быть разработано в виде стандарта организации (СТО).

Среди требований к содержанию РК предъявляют следующие [1]:

1) в нем должны быть описаны документированные процедуры, которые требует нормативный документ [2];

2) обязательно наличие документированных процедур, которые требуются в соответствии с нормативной документацией и обязательными требованиями к предоставлению услуг или поставке продукции;

3) должны быть предоставлены свидетельства прозрачности осуществляемых процессов в виде документированных процедур или другой документации.

РК способствует достижению следующих целей:

— формированию у потребителей уверенности в том, что предъявляемые ими требования будут выполнены;

— созданию и внедрению эффективной системы менеджмента качества;

— подтверждению соответствия стандарту [2];

— ознакомлению персонала организации с Политикой и целями в области качества, процессами и их взаимодействием, а также документацией и требованиям;

— созданию методических указаний и инструкций при проведении внутренних аудитов, корректирующих и предупреждающих действий.

В настоящее время не существует единых общепринятых требований к составлению РК. Это обусловлено многими причинами, главными из которых, на взгляд авторов, выступают относительная новизна применения стандартов семейства ИСО серии 9000 в нашей стране, а также большое разнообразие отраслей, продукции и услуг, для реализации которых разрабатывается СМК.

РК для ОМС является типичным по форме, но имеет некоторые отличия по содержанию. Разделами РК, которые в наибольшей степени отличаются, являются следующие:

— Область применения.

Этот раздел формирует основы реализации СМК. В данном разделе необходимо идентифицировать предоставляемые услуги и определить процессы, необходимые для повышения удовлетворенности потребителей и постоянного улучшения.

— Термины и определения.

В стандарте [1] приведены специальные требования и определения, которые значительно отличаются от приводимых в стандарте [4], в частности, «высшее руководство — чиновник или группа чиновников, отвечающих за исполнение функций на самом высоком уровне ОМС».

Кроме того, несколько модифицирован термин «потребитель», который заменен термином «потребитель/гражданин — организация или лицо, которые оплачивают услуги и/или которым предоставляет услуги ОМС».

— Политика в области качества.

Особенность Политики в области качества для

деятельности ОМС заключается в необходимости ее согласования с другими видами политики ОМС (борьба с коррупцией, социальная ответственность и т.д.) и политики высших уровней власти (региональной, государственной).

Согласно требованиям нормативного документа [1], Политику в области качества необходимо подвергать регулярному пересмотру.

— Управление документацией.

Является основополагающей процедурой для ОМС, т.к. именно на создании, хранении, изменении документации основывается их деятельность, а большинство выпускаемых документов — общественные.

— Управление записями.

Очень важный раздел РК, поскольку именно записи содержат информацию об осуществленной органом местного самоуправления деятельности и являются доказательствами результатов на каждой стадии функционирования процессов ОМС.

Именно на основе записей ОМС несут ответственность за свою деятельность перед потребителями, демонстрируя ее прозрачность и надежность.

В качестве примеров записей СМК ОМС можно привести следующие:

а) информация о потребностях и запросах населения;

б) заполненные контрольные листки (достигнутые результаты, отчеты по планам, программам и проектам и т.д.);

в) заявления и претензии и т.п.

— Анализ со стороны высшего руководства.

Высшему руководству необходимо проиденти-

фицировать текущие и будущие потребности и ожидания потребителей/граждан, повышать их удовлетворенность.

Кроме того, в обязанности высшего руководства входит контроль соответствия процессов и программ ОМС установленным законодательным и обязательным требованиям.

В работе [1] в качестве входящей информации можно привести следующую:

— наличие претензий и предложений потребителей/граждан и персонала ОМС;

— необходимость в сравнительном анализе создания и функционирования систем других ОМС в соответствии с моделями управления и стандартом [1].

Выходными данными анализа со стороны руководства должно быть подтверждено соответствие деятельности и процессов СМК Политике и целям в области качества. Эти данные должны, главным образом, определять необходимые корректирующие и предупреждающие действия и определять действия, необходимые для роста удовлетворенности потребителей/граждан.

— Менеджмент человеческих ресурсов.

ОМС необходимо создать систему управления персоналом, в которой требуется определение [5]:

— необходимых компетентности и опыта сотрудников (чиновников);

— специфики деятельности и профессиональных требований, включая ряд требований к профессиональной квалификации;

— процедур назначения и увольнения с должностей, в т.ч. прозрачность принятия на работу чиновников;

— необходимость ведения записей о результативности деятельности всех сотрудников.

— Процессы жизненного цикла.

Планирование данных процессов включает в

себя выявление и анализ требований потребителей/ граждан и их проектирования и разработку услуг для удовлетворения потребителей/граждан.

Таким образом, РК ОМС, как и другой организации, является основным документом СМК. Данный документ направлен на интерпретацию и добровольное внедрение требований [2] в ОМС.

При разработке РК для ОМС необходимо учесть следующие аспекты:

— нормативно-законодательную базу (применяемые законы, стандарты и др. обязательные документы);

— проводимую политику органов власти на различных уровнях (включая местный, региональный и государственный уровни);

— терминологию, используемую ОМС в соответствии с установленными требованиями;

— реестр оказываемых услуг;

— разрабатываемые проекты;

— требования к компетентности персонала.

Существенными особенностями для СМК ОМС

являются следующие [6]:

— необходимость создания всесторонней информационной системы, включающей анализ выходных данных и записи о предоставленных услугах;

— увеличение степени участия потребителей/ граждан в процессах, касающихся предоставления услуг;

— способность ОМС обеспечить уверенность в удовлетворении требований потребителей до принятия организацией обязательств оказания им услуг;

— кроме того, если потребитель не предъявляет документированных требований, ОМС должен заранее, до того как будут приняты к исполнению, согласовать их с потребителем.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

Библиографический список

1. ГОСТ Р 52614.4-2007. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления. — М. : Стандартинформ, 2008. — 57 с.

2. ГОСТ Р ИСО-9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. — М. : Стандартинформ, 2008. — 65 с.

3. Системы менеджмента качества в органах местного самоуправления: сможет ли новый стандарт ГОСТ Р 52614.42007 повысить качество работы чиновников? [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://expert.gost.ru/ME/DOC/ SMKOMC.pdf (дата обращения: 03.09.2012).

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М. : Стандартинформ, 2008. - 30 с.

5. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007. Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества. — М. : Стандартинформ, 2007. — 11 с.

6. Непейвода, С. Н. Особенности сопряжения процесса

разработки стандартов качества в рамках БОР с внедрением СМК в органах местного самоуправления / С. Н. Непейвода // Экономические науки. — 2010. — № 1. — С. 139-142. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ecsn.ru/articles/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

details/3945 (дата обращения: 03.09.2012).

АХТУЛОВ Алексей Леонидович, доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии авторов научных открытий и изобретений и Академии проблем качества, почетный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» Омского государственного университета путей сообщений.

Адрес для переписки: ahtulov-al1949@yandex.ru АХТУЛОВА Людмила Николаевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры электроэнергетики Тобольского индустриального института Тюменского государственного нефтегазового университета.

Адрес для переписки: ahtulova.ludm@yandex.ru КРИВУН Анастасия Юрьевна, студентка гр. УК-51 кафедры «Управление качеством и сертификация» факультета «Экономика и управление» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

Адрес для переписки: Nastja_7_7@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.09.2012 г.

© А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, А. Ю. Кривун

654.9(075.8)+614.84(075.8)+658.345(075.8)

А. Л. АХТУЛОВ А. Е. ЛЮБАКОВ Л. Н. АХТУЛОВА Л. А. ИВАНОВА

Омский государственный университет путей сообщения

Тобольский индустриальный институт

Омский государственный технический университет

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ НА РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ОБЪЕКТАХ_______________________

Проведен анализ состояния и развития современных систем автоматизации проектирования, на основании которого сформулированы требования, предъявляемые к системам пожаротушения крупных территориально распределенных объектов, с учетом комплексного подхода и особенностей объекта. Предлагается модель организации системы пожарной безопасности на распределенных объектах, максимальный учет всех их особенностей, позволяющих не только реализовать надежную и эффективную систему, но и существенно уменьшить материальные затраты. Ключевые слова: крупный территориально распределенный объект, система автоматизации проектирования, системы пожарной безопасности, системы пожаротушения и пожарной сигнализации.

В настоящее время системы пожаротушения и пожарной сигнализации (СППС) многих объектов (рис. 1), а особенно крупных территориально распределенных, представляют собой хаотичное сме-

шение оборудования разных марок и поставщиков, обмен информацией между отдельными участками посредством различных систем связи, включая линии телефонной проводной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.