Научная статья на тему 'Система менеджмента качества в деятельности органов местного самоуправления'

Система менеджмента качества в деятельности органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жданова Н.С.

Статья посвящена необходимости внедрения в деятельность органов местного самоуправления системы менеджмента качества, повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества в деятельности органов местного самоуправления»

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Жданова Н.С.*

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

г. Новосибирск

Статья посвящена необходимости внедрения в деятельность органов местного самоуправления системы менеджмента качества, повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Ключевые слова местное самоуправление, система менеджмента качества, эффективность деятельности органов местного самоуправления.

В создании устойчиво развивающегося гражданского общества важную роль призвано играть местное самоуправление. В Российской Федерации осознана важность и значимость местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

По мнению автора, местное самоуправление представляет собой форму публичной власти, осуществляемой жителями на определенной территории как непосредственно, так и через создаваемые ими органы местного самоуправления в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и имеющимися в распоряжении и привлекаемыми органами местного самоуправления ресурсами, с целью предоставления заинтересованным лицам качественных услуг.

Основная задача органов местного самоуправления - предоставлять населению качественные, экономически обоснованные услуги с неукоснительным соблюдением законодательства, что требует от органов власти местного самоуправления умелого управления ресурсами и процессами, относящихся к их компетенции.

В настоящее время вопросам совершенствования местного самоуправления уделяется особое внимание на всех уровнях власти. Приоритетным направлением модернизации местного самоуправления должен стать комплекс мер по усилению инвестиционной привлекательности муниципальной экономики через создание общедоступной динамичной информационной среды, формирование модернизированного механизма, обеспечивающего высокую эффективность деятельности органов местного самоуправления, повышение уровня квалификации административных сотрудников и внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность муниципалитетов [6].

* Аспирант кафедры Менеджмента.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, при этом перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» был утвержден дополнительный перечень для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. С 01.01.2013 вступило в законную силу постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», утвердившее перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [1, 2, 3].

На основании изложенного следует, что действующая система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления недостаточно ориентирована на мнение потребителей муниципальных услуг о качестве оказываемых им услуг, а закрепленные в нормативных правовых документах показатели, направленные, в том числе и на повышения уровня удовлетворенности населением деятельностью органов местного самоуправления не могут в полном мере являться показателями, свидетельствующими о качестве деятельности органов местного самоуправления.

Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления связано с применением современных управленческих технологий. Признанным во всем мире методом повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления является стандартизация систем управления на основе норм международных стандартов ISO. В настоящее время во всем мире происходит активное внедрение норм международного стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества - Требования» как в деятельность коммерческих организаций, так и в деятельность органов власти.

Особенностью указанного стандарта ISO в том, что он предъявляет требования к качеству управления, т.е. применим как для деятельности коммерческих организаций, так и для органов власти.

В силу определенной схожести бизнес-процессов коммерческих организаций с деятельностью органов власти, в том числе и органов местного самоуправления, внедрение в деятельность органов местного самоуправления международных стандартов ISO является способом, позволяющим повысить эффективности деятельности органов местного самоуправления, эффективно удовлетворять текущие и предвидеть потенциальные запросы, потребности и ожидания потребителей муниципальных услуг, наиболее эффективно использовать все имеющиеся у местных органов власти ресурсы, что в целом позволить существенно повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления.

С помощью системы менеджмента качества органы местного самоуправления смогут направлять свою деятельность и управлять ею с целью удовлетворения потребностей и ожиданий местного населения и бизнеса.

Мировая наука и практика подтвердила, что требования международного стандарта ISO 9001 полностью применимы к функционированию государственных и муниципальных служб. Во Франции на соответствие требованиям ISO 9001 сертифицировано около 85 % государственных органов власти. Внедрение систем управления на принципах всеобщего менеджмента в государственные аппараты позволило: в США сократить порядка 250 тыс. госслужащих, в Великобритании - сэкономить 2 млрд. фунтов стерлингов [5].

В результате анализа научной литературы по исследуемой проблеме, а также с учетом трактовок термина «система менеджмента качества», закрепленных в международных и национальных стандартах, автор предлагает использовать в работе следующую трактовку термина «система менеджмента качества» - «совокупность элементов, направленных на улучшение качества», а применительно к деятельности органов местного самоуправления, определение, закрепленное в пункте 3.7 ГОСТ Р 52614.4-2007 Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления, система менеджмента качества органа местного самоуправления (quality management system of the local government) - «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, позволяющих органу местного самоуправления устанавливать политику и цели в области качества и обеспечивающих достижение этих целей» [4].

Сейчас в России система управления качеством на муниципальном уровне внедряется в соответствии со стандартом ISO 9001:2000. Первые успешные шаги в данном направлении уже сделали органы местного самоуправления таких муниципальных образований, как Ростов-на-Дону, Новый Уренгой, Дзержинский, Батайск, Шахты, Тюмень, Ярославль, Гусев, Рязань и другие. Однако полноценными рабочими механизмами внедряемые систе-

мы управления качеством пока не стали, поскольку затрагивают лишь отдельные элементы управления, а не систему в целом.

На сегодняшний день сложились объективные предпосылки для внедрения международных стандартов управления качеством на уровне местного самоуправления, а именно:

- необходимость инноваций;

- необходимость повышение результативность и эффективности деятельности органов местного самоуправления;

- необходимость повышения уровня инвестиционной привлекательности территории с целью привлечения инвестиций для развития территории;

- необходимость повышения качества жизни населения на территории муниципального образования.

Основной целью внедрения и сертификации системы менеджмента качества в органах местного самоуправления является - повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления.

Суть внедрения стандарта ISO 9001:2000 для муниципального уровня управления состоит в обеспечении бесперебойного функционирования административной системы в соответствии с жестко регламентированными управленческими процессами. При этом стандарты ISO просты в применении, доступны в изложении, переводе и понимании, тесно связаны с административными процессами и направлены на улучшение этих процессов, а также нацелены на постоянное улучшение и повышение удовлетворенности потребителя [7].

На основании имеющегося опыта внедрения систем менеджмента качества в деятельность органов местного самоуправления можно выделить следующие преимущества для органов местного самоуправления [5]:

- сформулирована стратегия деятельности органов местного самоуправления, утверждены политика и цели в области качества;

- оптимизирована организационная структура, улучшено взаимодействие между структурными подразделениями;

- разработана документация системы менеджмента качества, задокументированы процессы основной деятельности, которые унифицируют порядок оказания услуг, позволяют проанализировать каждый процесс и найти пути улучшения;

- механизмы предоставления услуг стали более открытыми, услуги доступными;

- сокращены контрольные сроки исполнения служебных документов в 2-3 раза; рассмотрения запросов граждан с 30 дней до 7-10 дней;

- повышена прослеживаемость и прозрачность документооборота, унифицирована система процесса делопроизводства;

- повышена исполнительская дисциплина и ответственность, появились инициативы по улучшению своей работы и администрации в целом;

- разработан порядок ускоренного прохождения документов по принципу «Зеленый коридор» [5].

Таким образом, международные стандарты в области управления, разработанные на основе передовых методов управления, позволят стандартизировать систему управления органов местного самоуправления с учетом заложенных в них инноваций в области управления и, тем самым, еще более повысить результативность и эффективность работы органов власти. Таким образом, внедрение СМК на основе инновационной модели, заложенной в стандартах ИСО, может послужить хорошей основой для создания результативной и эффективной системы местного самоуправления в России, направленной на максимальное удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.

2. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства РФ. - 5.05.2008. - № 18. -Ст. 2003.

3. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2012. - № 52. - Ст. 7490.

4. ГОСТ Р 52614.4-2007 Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления, система менеджмента качества органа местного самоуправления.

5. Котикова С.Н. Применение менеджмента качества в органах государственного управления / С.Н. Котикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 6.

6. Сачков Д.И. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Д.И. Сачков; Байкальский гос. ун-т экономики и права. - Иркутск, 2010. - 24 с.

7. Управление качеством управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bujet.ru. - яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.