системному взаимовыгодному сотрудничеству, которое даст положительный результат, необходимым является использование кластерного подхода. Принимая решение о кластерном развитии, государство стремится максимально использовать интеллектуальный потенциал общества, финансовые ресурсы и имеющиеся факторы производства.
Основным преимуществом формирований кластерного типа является то, что в кластере внимание акцентируется не на отдельных отраслях, а на системе связей между отраслями, предприятиями и организациями, что позволяет получить следующие преимущества: повышение эффективности производства и конкурентоспособности; порождает эффект масштаба производства; упрощает доступ к новым технологиям; уменьшает степень риска в различных видах совместной деятельности; упрощает организацию совместных исследований и процесса подготовки и переподготовки кадров; снижает производственные издержки; расширяет налоговую базу; развивает инфраструктуру села; упрощает возможность предоставления адресных льгот определенным группам предприятий, имеющих важное значение для региональной экономики; усиливает роль экономических факторов и снижает влияние административных и другое.
В России идет резкое падение объемов производства молока и поголовья. Тюменская область один из немногих субъектов, кто сдерживает падение и ставит перед собой задачу защитить интересы производителей с точки зрения рынка, делает все, чтобы стимулировать рост производства.
Тюменская область лидирует в Уральском федеральном округе по основным экономическим показателям. В частности, в этом регионе выше, чем в остальных, зафиксированы объемы производства молока. В 2013 году хозяйствами всех категорий произведено 547 тыс. тонн молока [2].
В настоящее время практически каждое второе хозяйство области специализируется на производстве молока, а 1 работник в молочном животноводстве своим трудом создает до 5 рабочих мест в смежных отраслях — растениеводстве и обслуживающих подразделениях, на перерабатывающих предприятиях, в торговле и так далее.
В тюменских магазинах присутствует молочная продукция и других отечественных и иностранных производителей, в то же время местные товаропроизводители стали крупными поставщиками молочных продуктов в 13 регионов России. Больше всего продукции вывозят молочный комбинат «Ялуторовский» (64%) и ОАО «Золотые луга» (32%).
Учитывая высокий рыночный спрос на молочные продукты, ряд молокоперерабатывающих предприятий планирует расширять производство и ассортимент продукции. Так, «Золотые луга» в перспективе введут линию по производству молока и молочных продуктов для детского питания, что потребует дополнительно 35 тыс. тонн молока в год. Такие же планы есть и у Danone, который построит в ялуторовском филиале линию по производству творожных продуктов; сырья на это придется заготовить на 75 тыс. тонн в год больше, чем сейчас. Программа технологической модернизации МЗ «Абсолют» в итоге приведет к росту потребностей в молоке еще на 7,5 тыс. тонн.
В общей сложности, новые перерабатывающие мощности потребуют ежегодно дополнительных поставок молочного сырья в объеме 117,5 тыс. тонн. Резервы увеличения валового производства молока есть. Этому может помочь продолжение модернизации производства на действующих молочно-товарных фермах (сейчас они дают более 55% объемов молока), наращивание мощностей работающих молочных комплексов (производящих в настоящее время около 43% молока). И, конечно, поможет увеличить объемы молочного сырья реализация новых проектов. В стадии строительства 5 комплексов на 3,6 тыс. скотомест. В ближайшие 2 года за счет ввода неиспользуемых и новых мест для размещения скота получить дополнительно до 35 тыс. тонн молока. Но этого недостаточно, поэтому нельзя сбрасывать со счетов и перспективы развития товарного производства молока в личных подсобных хозяйствах тюменцев. Важнейшей задачей для всех сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств - производителей молока, является подготовка кадров для отрасли, в том числе через молочную бизнес-академию.
На сегодняшний день в регионе действует несколько программ поддержки товаропроизводителей, а также достигнуты договоренности с крупнейшим игроком на российском рынке — компанией "Данон". Основная мера заключается в создании дополнительных финансовых стимулов для тех предприятий, которые не снижают динамику производства и стремятся к технологической модернизации. Средняя закупочная цена молока в России около 18 рублей. Стоимость товарного молока, отправляемого на переработку, 21-22 рубля. Модель взаимодействия производителей и переработчиков будет иметь высокие результаты и будет по достоинству оценена другими субъектами РФ.
Реализация проектов будет осуществляться в рамках «Государственной программы по развитию сельского хозяйства регулированию рынков сельскохозяйственной продукции на 2013-2020гг.» [1].
Существует ряд проблем в молочно-продуктовом подкомплексе. Основной причиной является диспропорция между рыночным положением производителей и переработчиков молока, вследствие различной концентрации в среде производителей и покупателей молока. Производителями молока являются сотни сельскохозяйственных организаций и тысячи домохозяйств, а покупателями молока выступают в основном немногочисленные перерабатывающие предприятия, которые искусственно обесценивают молоко-сырье. Более высокая концентрация спроса порождает рыночную эксплуатацию производителей, что подтверждается соотношением закупочных и розничных цен на молоко.
Предприятия, функционирующие в рамках одной кластерной системы, имеют, взаимосвязанную стратегию развития, определяемую не только экономическими аспектами (инвестирование, финансирование и т. д.), но и организационными аспектами, которые предприятия молочно-продуктового подкомплекса используют для реагирования на изменения во внешней среде.
Литература
1. Постановление Правительства РФ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» от 14 июля 2012 года N 717.
2. Статистический сборник территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.
References
1. The RF Government decree "On the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020" 14 July 2012 N 717.
2. Statistical Bulletin of the territorial body of Federal state statistics service in the Tyumen region.
Жданова Н.С.
Аспирант, Сибирский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации»
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Совершенствование деятельности органов местного самоуправления напрямую связано с улучшением деятельности всей структуры власти и является одним из главных условий эффективного проведения любых преобразований, как на уровне региона,
6
так и на уровне страны в целом. В статье рассмотрена проблема совершенствования деятельности органов местного самоуправления посредством внедрения системы менеджмента качества, представлены модели системы менеджмента качества органа местного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление; система менеджмента качества; модель системы менеджмента качества.
Zhdanova N.S.
Рostgraduate student, Siberian institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration
MODEL OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF LOCAL GOVERNMENT
Abstract
Improving the performance of local governments is directly related to the improvement of activity of the entire power structure and is one of the main conditions for the effective conduct of any change at the level of the region, and at the level of the country as a whole. The article considers the problem of improving the performance of local governments through the implementation of quality management system, presents a model of quality management system of the local government.
Keywords: local self-government; quality management system; model of quality management system.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, при этом перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Действующая система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления недостаточно ориентирована на мнение населения о качестве деятельности органов местного самоуправления, а закрепленные в нормативных правовых документах показатели, направленные, в том числе и на повышения уровня удовлетворенности населением деятельностью органов местного самоуправления не могут в полном мере являться показателями, свидетельствующими о качественном управлении.
Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления связано с применением современных управленческих технологий. Признанным во всем мире методом повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления является стандартизация систем управления на основе норм международных стандартов ISO.
Проблемы управления наиболее остро стали проявляться на рубеже XIX - XX вв., в эпоху промышленной революции, когда вопросы эффективности производства стали связывать с вопросами эффективности управления. Крупные предприятия, нацеленные на дальнейшее развитие, стали внедрять системные методы повышения результативности и эффективности своей деятельности. Наиболее успешные примеры внедрения системных методов обобщались и сводились в стандарты. С ростом уровня глобализации в мире, развития мировой экономики возникла необходимость в разработке единых подходов к качеству, что и предопределило создание международных стандартов качества.
В 1946 г. 25 стран создали Международную организацию по стандартизации (The Internation Organization for Standardization -ISO) как всемирную федерацию национальных организаций по стандартизации. Одним из основателей ISO и постоянным членом руководящих органов был Советский Союз. Россия стала членом этой международной организации как правопреемник распавшегося государства и 23 сентября 2005 г. вошла в Совет ISO. К началу 1980-х гг. возникла настоятельная потребность в разработке единого подхода к решению проблемы качества на основе установления общих международных требований к системам обеспечения качества. В конце 1970-х гг. и в начале 1980-х гг. эксперты ISO/ ТС 176 собрали и проанализировали все накопленные знания и практический опыт, изучили национальные стандарты на системы обеспечения качества и, выбрав наиболее рациональное из того, что было накоплено в области качества, разработали и ввели в 1987 г. первую версию стандартов ISO серии 9000 [1, С. 593, 599].
В настоящее время во всем мире происходит активное внедрение норм международного стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества - Требования» как в деятельность коммерческих организаций, так и в деятельность органов власти. Особенностью указанного стандарта ISO в том, что он предъявляет требования к качеству управления, т.е. применим как для деятельности коммерческих организаций, так и для органов власти.
В 2005 году был разработан документ - Международное техническое соглашение IWA 4 (International Workshop Agreement) «Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001:2000 местными органами власти», предназначенный для оказания помощи органам местного самоуправления в вопросах внедрения систем менеджмента качества, в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000. Рекомендации, изложенные в IWA 4, носят общий характер и предназначены для применения во всех органах местного самоуправления вне зависимости от их типа, размера или предоставляемых услуг.
В силу определенной схожести бизнес-процессов коммерческих организаций с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, внедрение в деятельность органов местного самоуправления международных стандартов ISO является способом, позволяющим повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления, эффективно удовлетворять текущие и предвидеть потенциальные запросы, потребности и ожидания потребителей муниципальных услуг, наиболее эффективно использовать все имеющиеся у местных органов власти ресурсы, что в целом позволить существенно повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления и повысить привлекательность муниципального образования с позиции качества жизни населения.
Наиболее распространенными стандартами в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления во всем мире являются: ИСО 14001:2004 (экологический менеджмент); OHSAS 8001:2007 (профессиональная безопасность и охрана труда); SA 8000:2008 (социальная ответственность); ИСО 27001:2005 (информационная безопасность). Однако самой востребованной является модель системы менеджмента качества, основанная на требованиях стандарта ИСО 9001:2008.
В соответствии с пунктом 3.7 ГОСТ Р 52614.4-2007 Руководящих указаний по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления, система менеджмента качества органа местного самоуправления (quality management system of the local government) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, позволяющих органу местного самоуправления устанавливать политику и цели в области качества и обеспечивающих достижение этих целей [2].
Важным моментом при построении системы менеджмента качества является создание соответствующей модели. Модель позволяет оценить характеристики, как действующей системы, так и проектируемой; сравнить системы и выявить преимущества одной и недостатки другой, с целью улучшения, видоизменения, модернизации систем; сделать прогноз; выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на функционирование систем и определить наиболее значимые из них; оптимизировать системы, что позволит обеспечить лучшее функционирование систем.
Модель системы менеджмента качества дает представление об особенностях действий по управлению и одинаково хорошо применима экономическими субъектами различной отраслевой принадлежности, имеющих свои особенности. Выявление и учет таких особенностей в процессе разработки системы менеджмента качества позволяет разработать модель системы менеджмента качества, максимально учитывающую такие особенности, что способствует более эффективному использованию имеющихся
7
ресурсов с позиции результативности и эффективности, позволяет производить продукцию и оказывать услуги более качественно и экономически эффективно, а также способствует в получении сертификата соответствия требованиям международных стандартов. В настоящее время разработано большое количество моделей систем менеджмента качества, представленных в международных и национальных стандартах, научной и периодической литературе, рекомендациях по разработке систем менеджмента качества и иных источниках. Большинство из существующих моделей систем менеджмента качества по форме представления являются описательными. Ниже представлены примеры моделей системы менеджмента качества.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 52614.4-2007 «Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления», модель системы качества органа местного самоуправления, основанная на процессном подходе имеет следующий вид (Рис. 1):
Рис. 1 - Модель системы менеджмента качества органа местного самоуправления, основанная на процессном подходе [2]
Исходя из содержания представленной модели системы менеджмента качества органа местного самоуправления можно сделать вывод, что основными элементами указанной модели являются: потребители/ граждане; менеджмент ресурсов в органе местного самоуправления; процессы жизненного цикла услуги в органе местного самоуправления; измерение, анализ и улучшение; ответственность руководства органа местного самоуправления.
Российскими исследователями также разработаны модели систем менеджмента качества для деятельности органов местного самоуправления (Рис. 2):
Рис. 2 - Модель системы управления качеством органа местного самоуправления [3, С. 166-167]
Системное мышление позволяет руководству органа местного самоуправления выявлять закономерности изменений и связей между ними, поскольку работа органов местного самоуправления отличается повышенной сложностью: очевидные на первый взгляд решения могут иметь непредсказуемые последствия. Внедрение системы управления качеством, где предусмотрена обратная связь, означает изменение представления о сотрудниках органа местного самоуправления, введение солидарной ответственности за все происходящее на территории, где действует такой орган [3, С. 168-169].
Таким образом, модель системы менеджмента качества для органов местного самоуправления, предложенная Окрепиловым В.В., основана на процессном подходе и учитывает требования как международных стандартов в области обеспечения качества, так и требования законодательства Российской Федерации в области местного самоуправления.
Никаноровым П.А. разработана модель системы менеджмента качества в органах местного самоуправления, направленная на постоянное улучшение и максимальное удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей оказываемых услуг, с учетом правовой и экономической основ местного самоуправления, а также учитывающая требования экологического законодательства (Рис. 3).
8
По мнению П.А. Никанорова используя данную модель орган местного самоуправления может максимально полно гармонизировать систему менеджмента качества с существующими законодательной и экономической основами своей деятельности. В качестве процессов жизненного цикла П.А. Никаноров предлагает использовать основные направления деятельности - процессы органов местного самоуправления, представленные в модели IWA4. Этими укрупненными процессами, согласно предлагаемой модели, являются: процессы экономического развития; процессы институционального развития; процессы социального развития; процессы экологического развития [4, С. 86].
Подход, сформулированный П.А. Никаноровым позволяет органу местного самоуправления извлечь максимальную пользу от стандартизации системы менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001.
Таким образом, описанная П.А. Никаноровым модель системы менеджмента качества в органах местного самоуправления учитывает требования законодательства в области местного самоуправления и направлена на постоянное совершенствование деятельности органов местного самоуправления. В указанной модели учитываются требования, предъявляемые к деятельности органов местного самоуправления, изложенные в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; к порядку предоставления муниципальных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; к порядку рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления и должностными лицами в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления призваны создавать условия для развития малого и среднего предпринимательства, содействовать развитию малого и среднего предпринимательства.
Малое и среднее предпринимательство занимает наиболее выгодные ниши, исходя из потребностей населения муниципального образования, обеспечивает занятость населения, снижает уровень социальной напряженности, способствует повышению уровня экономического развития территории, склонно к инновациям и т.д.
Одним из важнейших направлений в деятельности органов государственной власти и местного самоуправление является противодействие коррупции. Требования Международного стандарта AS 8001 «Система противодействия коррупции» применимы и к деятельности органов местного самоуправления, позволяющие реализовать антикоррупционную политику.
Предлагаемая автором модель системы менеджмента качества для органов местного самоуправления основана на процессном подходе и учитывает современные требования законодательства в области местного самоуправления (Рис. 4).
Потребителями в указанной модели выступают население, проживающее на территории муниципального образования (МО), представители бизнеса. Развитие любого типа муниципального образования напрямую зависит от указанных лиц, именно поэтому органы местного самоуправления должны понимать потребности и требования указанных лиц, с целью удовлетворения их потребностей и требований.
Рис. 4 - Модель системы менеджмента качества органа местного самоуправления.
Менеджмент ресурсов включает в себя: вовлечение экономически активного населения в управление муниципальным образованием, так как именно экономически активное население способствует развитию территории и повышению его инновационно-инвестиционному развитию; формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением местного бюджета - финансовой основой местного самоуправления выступают бюджеты соответствующих органов управления, средства которых позволяют целенаправленно воздействовать на социальные и экономические отношения в границах муниципального образования; подготовка, переподготовка, обучение, повышение квалификации муниципальных служащих - способствует обеспечению местных органов власти - высококвалифицированными кадрами.
Процесс жизненного цикла услуги включает: правовое развитие; экономическое развитие; социальное развитие; инновационно-инвестиционное развитие.
Измерение, анализ и улучшение - предполагается осуществлять в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001, а также с использованием показателей, закрепленных в Указе Президента РФ от 28.04.2008 N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. №
9
607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». При этом предполагается проведения опроса, среди потребителей услуг, предоставляемых местными органами власти.
Таким образом, в настоящее время сложились объективные предпосылки для внедрения в деятельность органов местного самоуправления международных стандартов в области качества, к которым можно отнести необходимость повышения качества жизни населения на территории муниципального образования, повышения уровня инвестиционной привлекательности территории с целью привлечения новых инвесторов, повышения результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления, внедрения на местном уровне инноваций.
Литература
1. Окрепилов В.В. Экономика качества / В. В. Окрепилов. - Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 629 с.
2. ГОСТ Р 52614.4-2007 Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в органах местного самоуправления, система менеджмента качества органа местного самоуправления.
3. Окрепилов В. В. Пространственное развитие и качество / В. В. Окрепилов ; Рос. акад. наук, Ин-т проблем регион. экономики, Центр регион. проблем экономики качества. - Санкт-Петербург : Наука : С.-Петерб. изд. фирма, 2011. - 293 с.
4. Никаноров П.А. Методические основы стандартизации систем управления в органах местного самоуправления: дис. ... канд. экон.наук. - Иркутск, 2011. 178 с.
Завьялова Е.С.
Г осударственный аграрный университет Северного Зауралья, преподаватель кафедры Бухгалтерского учета, финансов и
аудита
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ДИАГНОСТИКА РИСКА БАНКРОТСТВА
Аннотация
В данной статье рассмотрены этапы проведения анализа финансового состояния предприятия и система показателей, характеризующих деятельность предприятия.
Ключевые слова: банкротство, платежеспособность, рентабельность, ликвидность.
Zavyalova Е^.
State agrarian University of Northern TRANS-Urals, lecturer of accounting accounting, Finance and auditing ANALYSIS OF THE FINANCIAL CONDITION OF THE COMPANY AND THE DIAGNOSIS OF THE RISK OF
BANKRUPTCY
Abstract
This article describes the stages of analysis of the financial condition of the company and the system of indicators characterizing the activities of the enterprise.
Keywords: bankruptcy, solvency, profitability, liquidity.
Анализ финансово-экономических результатов российских предприятий в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью, приводящим к нулевой результативности используемых методов к распылению имеющихся финансовых ресурсов. Чтобы избежать этих недостатков, любому предприятию в условиях рыночной экономики необходимо построить эффективную систему финансового менеджмента.
Результативность управления предприятием в значительной степени определяется качеством информационного обеспечения, основой которого является бухгалтерская отчётность. Она должна быть составлена в соответствии с действующим законодательством, а в некоторых случаях её достоверность подтверждается аудиторским заключением.
Анализ бухгалтерской отчётности - это процесс интерпретации её данных в целях получения информации для принятия управленческих решений.
Финансовый анализ проводится на основании:
• статистической, бухгалтерской и налоговой отчётности, регистров бухгалтерского и налогового учёта, а также (при их наличии) материалов аудиторской проверки;
• учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, договоров, планов, смет, калькуляций;
• положения об учётной политике, в. т.ч. учётной политики для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учёта, схем документооборота, организационной и производственной структур;
• отчётности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;
• материалов налоговых проверок и судебных процессов;
• нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия.
Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами и эффективности их использования.
Наиболее целесообразно начинать анализ финансового состояния с изучения формирования и размещения капитала предприятия, оценки качества управления его активами и пассивами, определения операционного и финансового рисков.
После этого следует проанализировать эффективность и интенсивность использования капитала, оценить деловую активность предприятия и риск утраты его деловой репутации.
Затем изучить финансовое равновесие между отдельными разделами актива и пассива баланса по функциональному признаку и оценить степень финансовой устойчивости предприятия.
На следующем этапе анализа изучается ликвидность баланса (равновесие активов и пассивов по срокам использования), сбалансированность денежных потоков и платежеспособность предприятия.
В заключении даётся обобщающая оценка финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособность, делается прогноз на будущее и оценивается вероятность банкротства.
Такая последовательность анализа позволяет обеспечить системный подход в изложении курса и более глубокое усвоение его основ.
Что касается практики проведения анализа, то содержание и последовательность процедур полностью зависят от цели анализа и информационной базы. Вначале аналитик опытным путём должен определить приоритетные направления исследования, основные зоны сосредоточения рисков, а потом последовательность этапов. Этот порядок акцентов и приоритетов может измениться в ходе анализа.
10