Научная статья на тему 'Особенности внедрения систем менеджмента качества в органах власти и местного самоуправления'

Особенности внедрения систем менеджмента качества в органах власти и местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / САМООЦЕНКА / СТАНДАРТЫ СЕРИИ ISO 9000 / IWA 4:2009 / IWA 4:2009 SERIES / LOCAL AND REGIONAL GOVERNMENT / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / LEGISLATIVE BASIS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / SELF-RATING / STANDARDS OF ISO 9000

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никаноров Павел Анатольевич

Изложены методы и подходы к внедрению систем менеджмента качества в органах местного самоуправления. Определено, что при внедрении модели, основанной на требованиях стандарта ИСО 9001, следует максимально учитывать законодательные требования, регулирующие деятельность органов местного самоуправления и максимально интегрировать данные требования в разрабатываемую модель. Предложена модель оценки функционирования органа местного самоуправления, основанная на модели самооценки IWA 4 с использованием законодательно установленных критериев эффективности деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS INTRODUCTION IN AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENTS

The methods and approaches to the introduction of quality management systems in local governments are stated. It is determined that while introducing the model based on the requirements of ISO 9001 standard, maximum consideration should be given to the legal requirements regulating the activities of local self-governments. The mentioned requirements should be integrated into the developed model in full extend. The author proposes a model to assess the functioning of the local self-government, based on IWA 4 self-rating model with the use of statutory performance criteria.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения систем менеджмента качества в органах власти и местного самоуправления»

Возвращаясь к указанному в данной статье выше тезису о том, что при внедрении систем менеджмента качества (СМК) в органах местного самоуправления необходимо максимально учитывать требование законодательства, следует добавить, что данное законодательство значительно варьируется в разных странах. Поэтому, для того чтобы внедрить СМК, которая будет действовать результативно, органам необходимо, проанализировав действующее в области местного самоуправление российское законодательство, максимально учесть его при разработке модели. Подобный подход, помимо прочего, позволит избежать дублирования, когда, например, проводится анализ эффективности деятельности органа (в соответствии с законодательством), и отдельно от этого проводится анализ СМК со стороны руководства в рамках требований стандарта ИСО 9001.

На рис. 2 приведена модель постоянного улучшения, заложенная в стандартах ИСО 9000 вместе с за-

ции предоставления государственных и муниципальных услуг». Требования к ресурсам описаны также в законодательстве о муниципальной службе, о бюджетировании.

Указом президента Российской Федерации Дмитрия Медведева № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», а также распоряжением правительства России, разработанным в соответствии с данным указом, определены критерии, методика и порядок оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Результаты данной оценки необходимо, на наш взгляд, учитывать при анализе СМК со стороны руководства.

При проведении анализа СМК и самооценки деятельности можно также интегрировать критерии, приведенные в распоряжении Президента № 607 с методикой самооценки, заложенной в ША 4. 64 критерия, приведенные в указе президента и распоряжении пра-

Рис. 2. Модель постоянного улучшения органа местного самоуправления

конами и правовыми актами, регулирующими определенные аспекты деятельности органов местного самоуправления.

Из рис. 2 видно, что практически все аспекты, описываемые в той или иной степени в модели стандартов ИСО серии 9000, регламентированы законодательно. Так, общие требования к деятельности органов местного самоуправления, определение их основных прав и обязанностей, вопросов местного значения, решение которых возложено на различные органы, изложены в 131-Ф3 «Об основах местного самоуправления в Российской Федерации», принятого 2003 года. Порядок оказания услуг в форме требований к разработке и управлению регламентами и стандартами оказания услуг определен в 210-ФЗ «Об организа-

вительства, следует разбить на 4 основные категории, добавив к ним пятую - экологическую категорию. Вопросы экологического состояния и развития в современном мире как никогда актуальны, поэтому данную составляющую деятельности органов игнорировать неправильно. Без экологических факторов оценка деятельности органов будет не в полной мере объективной и всеобъемлющей. К сожалению, в настоящее время законодательно установленных критериев, оценивающих эффективность деятельности органов местного самоуправления в экологической сфере, нет, однако органы могут сами дополнительно разработать данные критерии, исходя из своего опыта и действующего законодательства.

14в£штгрыгБ

11 ьригрнгв

Рис. 3. Модель самооценки органа местного самоуправления

На рис. 3 представлен пример модели самооценки, в которой законодательно установленные критерии оценки эффективности интегрированы в методику самооценки, предложенную в 1МА 4. Таким образом, видно, что модель стандартов ИСО 9000, являясь универсальной моделью функционирования организации, в полной мере пригодна для использования в органах местного самоуправления.

Особенности деятельности органов местного самоуправления, проистекающие из их сущности, могут быть учтены благодаря интеграции законодательных требований, предъявляемых к органам местного самоуправления, в модель СМК, предлагаемую стандартами ИСО 9000.

Подобная интеграция позволит органам местного самоуправления:

- использовать в своей работе передовую модель управления, заложенную в стандартах ИСО 9000,

- проанализировать, в ходе внедрения, выполнение законодательных требований в различных областях своей деятельности,

- интегрировать законодательные требования в модель СМК, что позволит избежать дублирования функций и повышения результативности выполнения законодательных требований.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Внедрение СМК в органах местного самоуправления является важным и полезным инструментом повышения их эффективности. Однако, с учетом особенностей деятельности органов местного самоуправления, для того чтобы построить результативно функционирующую модель СМК, следует максимально учитывать требования законодательства, регулирующего деятельность местного самоуправления на всех этапах - начиная с планирования деятельности и построения процессов, заканчивая анализом СМК со стороны руководства и анализом деятельности органов. Подобный подход позволит построить СМК в органе максимально результативно, а также в полной мере соблюсти требования законодательства и избежать дублирования функций при работе в рамках СМК и при выполнении требований законодательства.

Библиографический список

1. Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // Социс. 2006. №1. С.120.

2. Бабун, Р. В. Организация местного самоуправления: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.

3. Парамонова Л. В. Местное самоуправление и развитие предпринимательства: полномочия и муниципальные услуги

// Практика муниципального управления 2007. №12. С. 66-73.

4. ГОСТ Р 10017-2005. Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001. М.: Перевод Госстандарт России, 2005. 50 с.

5. МС ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Перевод ассоциации по сертификации Русский Регистр, 2006. 47 с.

6. МС ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Перевод ассоциации по сертификации Русский Регистр, 2008. 64 с.

7. Pytko B. The ISO Standards Series 9000 in Local Government Administration. "Problems of Quality", issue 8/2000. P. 31-33.

8. IWA 4:2009, Quality management systems - Guidelines for the application of ISO 9001:2008 in local government- ISO, 2009. 54 p.

9. www.iqnet-certification.com

УДК 336.711.

ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА В.М. Пахольченко1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Освещены вопросы установления и изменения процентных ставок по операциям Банка России в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг. с целью регулирования ликвидности банковской системы РФ. Приведены некоторые проблемы реализации денежно-кредитной политики Банка России. Табл. 2. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: процентная политика; обязательные резервные требования; ставка рефинансирования; норматив резервирования; инфляция; инвестиции.

INTEREST POLICY OF THE BANK OF RUSSIA IN CRISIS V.M. Paholchenko

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article covers the issues of establishing and changing of interest rates on transactions of the Bank of Russia during the financial crisis of 2008-2009 in order to regulate the liquidity of the banking system of Russia. Some problems of implementing the monetary policy of the Bank of Russia are discussed. 2 tables. 5 sources.

Key words: interest policy; mandatory reserve requirements; refinancing rate; reservation standard; inflation; investments.

Согласно основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики в последние годы приоритетным инструментом денежно-кредитной политики Банка России стала процентная политика.

Вследствие кризиса Банк России оперативно реализовал комплекс мер, направленных на сглаживание негативных последствий кризиса для российских кредитных организаций.

Процентную политику Банка России в 2008-2009 гг. можно разделить на два этапа. На первом этапе Банк России четыре раза повышал ставку рефинансирования. При этом до первого повышения ставки в период кризиса Банк России снизил ставки по ряду инструментов предоставления ликвидности кредитным организациям, не меняя при этом ставки рефинансирования. Данная мера была призвана облегчить банкам доступ к ликвидным ресурсам. В результате четырех повышений ставка рефинансирования выросла с 11 до 13% годовых, а ставки по кредитам Банка России коммерческим банкам увеличились на сопоставимую величину. Основной причиной повышения процентных ставок стало желание Банка России увеличить стоимость ресурсов, привлекаемых у него кре-

дитными организациями и вкладываемых затем в валютные активы.

По мере стабилизации ситуации на финансовых рынках Банк России начал постепенно смягчать денежно-кредитную политику. В частности, в апреле-декабре 2009 г. Банк России семь раз снижал процентные ставки. За этот период ставка рефинансирования была уменьшена с 13 до 8,75% годовых, а ставки по операциям Банка России - на 3,5-4,5%. Причиной таких действий Банка России послужило то, что кредитование реального сектора экономики стало резко замедляться на фоне снижения инфляции.

Одновременно были приняты меры, направленные на торможение оттока капитала из России: повышены процентные ставки по депозитным операциям Банка России.

Таким образом, в период кризиса процентные ставки Банка России впервые стали работающим инструментом денежно-кредитной политики.

В условиях, когда банковская ликвидность должна была быстро перестроиться, а финансовый рынок не позволял это сделать, оказались особенно полезны резервные требования.

В 2009 г. совет директоров Банка России дважды

1Пахольченко Валентина Михайловна, доцент кафедры финансы и кредит, тел.: 89500709516, e-mail: www.sarevok@mail.ru Paholchenko Valentina, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, tel.: 89500709516, e-mail: www.sarevok@mail.ru

принимал решение о продлении сроков поэтапного увеличения действующих нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Согласно решениям, принятым в апреле, нормативы должны были быть повышены поэтапно.

Объемы обязательных резервов кредитных организаций, депонированные в Банке России, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Обязательные резервы кредитных организаций,

Год/месяц Объем обязательных

резервов

2004

1 января 267388,1

2005

1 января 121740,3

2006

1 января 161369,9

2007

1 января 221070,9

2008

1 января 221620,8

2009

1 января 29 915,7

1 февраля 29 502,9

1 марта 31 221,5

1 апреля 33 306,2

1 мая 32 508,0

1 июня 31 527,8

1 июля 61 799,4

1 августа 93 157,4

1 сентября 125 257,4

1 октября 153 880,3

1 ноября 154 007,4

1 декабря 151 361,5

Кредитные организации выполняли норматив обязательных резервов частично за счет поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах в Банке России.

Банк России также предоставлял кредитным орга-

Объемы операций кредитования Банка России отражены в табл. 2.

Кредитные организации также активно использовали механизм рефинансирования.

В феврале 2009 г. совет директоров Банка России принял решение о расширении ломбардного списка Банка России, куда вошли акции и облигации, выпущенные компаниями, попавшими в перечень системообразующих организаций. При этом указанные ценные бумаги должны быть включены в котировальный список как минимум одной фондовой биржи, действующей на территории России. Векселя и кредитные договоры этих организаций стали приниматься Банком России в качестве обеспечения по предоставляемым кредитам.

В 2009 г. совет директоров Банка России принял решение об увеличении срока кредитования банков под залог активов до 365 календарных дней (ранее срок составлял 181 день). По мере стабилизации экономики Банк России переходит к выдаче «длинных» кредитов под залог ценных бумаг. Этот шаг является правильным и будет способствовать росту финансовой стабильности, а также повышению влияния Банка России на процентные ставки.

Банком России также были смягчены условия получения денежных средств с использованием отдельных видов обеспечения.

Для поддержания банковского сектора в условиях развивающегося финансового кризиса Банк России начал заключать соглашения с крупными российскими банками о компенсации части их возможных потерь при межбанковском кредитовании. Банк России также взял на себя обязательство по компенсации банкам части убытков по сделкам с другими банками, у которых впоследствии была отозвана лицензия.

Банк России изменил порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам. Данная мера была призвана помочь банкам справиться еще с одной проблемой - ростом просроченной задолженности по выданным кредитам.

В результате принятия рассмотренных мер ситуация в банковском секторе стабилизировалась: удалось избежать банкротства многих банков, приостановить отток вкладов населения, продолжить кредитование экономики. Вместе с тем, на эффективность проводи-

Таблица 2

Объемы операций кредитования Банка России (млн руб.)

Год Объем предоставленных кредитов

внутридневных овернайт ломбардных других

2004 3 051 870,5 30 262,7 4 540,8 -

2005 6 014 025,0 30 792,0 1 359,0 -

2006 11 270 967,5 47 023,5 6 121,4 -

2007 13 499 628,1 133 275,9 24 154,5 32 764,5

2008 17 324 352,8 230 236,1 212 677,6 445 526,2

2009 22 832 687,5 311 423,6 308 848,5 2 419 364,7

низациям кредиты рефинансирования, в первую очередь внутридневные кредиты с целью регулирования краткосрочной ликвидности и кредиты овернайт для завершения операционного дня.

мой денежно-кредитной политики влияет ряд негативных факторов. Прежде всего, относительная непредсказуемость денежно-кредитной политики связана с проблемами временных лагов. Поэтому в условиях кризиса легче применять прямые инструменты денеж-

но-кредитной политики, однако их использование является грубым методом внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка и может привести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, появлению финансово-неустойчивых коммерческих банков. Использование процентных ставок как инструмента денежно-кредитной политики показывает, что результаты достаточно слабо предсказуемы. Необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной политике и привести к диспропорциям в налоговой сфере, так как в настоящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по кредитам «овернайт» и по операциям «валютный своп», а также используется при расчете штрафов и пени. Операции Банка России на открытом рынке, рефинансирование кредитных организаций -более гибкие инструменты регулирования ликвидности кредитных организаций, однако они имеют большой временной лаг. Эффективность проводимых Банком России мер также зависит и от действий кредитных организаций, их доверия к финансовой системе Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостаточно эффективно используются такие механизмы денежно-кредитной политики, как дифференцированные нормы резервирования по депозитам в рублях и иностранной валюте, ограничение открытых позиций на приобретение иностранной валюты банками. Возможности налогообложения доходов от роста курса валют остаются неиспользованными.

Властям необходимо создавать условия институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать межбанковский рынок и макроэкономический анализ. Но, хотя все эти задачи официально декларированы, конкретных шагов для подготовки таргетирования инфляции не предпринимается, а программы перехода не существует.

Работа Банка России, в частности, должна вестись по следующим направлениям:

■ повышение независимости денежно-кредитной политики в плане самостоятельного назначения целевых ориентиров, которые не должны заимствоваться из планов Министерства финансов или Минэкономразвития и быть реалистичными и достижимыми;

■ повышение транспарентности деятельности Банка России;

■ повышение эффективности денежного рынка: создание централизованного электронного межбанковского кредитного рынка, ликвидация региональных диспропорций и иерархической структуры межбанковского рынка, развитие сегментов рынка с большей срочностью;

■ развитие процентной политики: назначение целевых процентных ориентиров, подготовка денежно-кредитных инструментов для их достижения, сужение коридора процентных ставок;

■ увеличение ответственности Центрального банка за промахи в достижении целевых ориентиров инфляции.

В настоящее время существует явный дисбаланс в структуре денежного обращения, поскольку сопровождается снижением доли безналичных денежных средств. Актуальной проблемой, которая затрагивает интересы всех слоев населения, является всплеск инфляции, который связывают с мировым финансовым кризисом. Основной причиной возникновения инфляционных процессов в России выступает отсутствие реальных способов трансформации рублевых средств, поступающих в экономику за счет валютных интервенций, в реальный сектор - в виде инвестиций. И в данной ситуации главным механизмом перераспределения денег в экономике должна стать банковская система.

При этом решение основных проблем, стоящих перед российской экономикой, зависит от того, насколько эффективно функционирует банковская система, каковы возможности её участия в инвестициях и в развитии производства, насколько располагает банковский сектор необходимыми ресурсами для обеспечения экономического роста.

Сложной частью реализации денежно-кредитной политики является также направление банковского кредита в реальный сектор экономики. Необходимо использовать механизмы, стимулирующие направление ресурсов из финансового сектора в реальную экономику.

Также важно сохранить регулирование валютного курса, одновременно развивая рефинансирование коммерческих банков за счет процентной политики. Необходимо и введение некоторых валютных ограничений на приток и отток капитала (речь не идет об ограничениях для долгосрочных вложений, например прямых иностранных инвестиций).

Библиографический список

1. Астапов К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса // Финансы. 2009. № 6. С. 15-17.

2. Власов К.А. Общая характеристика системы государственного управления в сфере банковской деятельности Российской Федерации // Банковское право. 2009. № 1. С. 60-64.

3. Выступление Председателя Банка России С.М. Игнатьева на XX Съезде Ассоциации российских банков // Вестник Банка России. 2009. № 22. С. 16-17.

4. Габидулин М. Проблемы антиинфляционного регулирования в России // Бухгалтерия и банки. 2008. № 1. С. 19-25.

5. Годовой отчет Банка России за 2009 год [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.cbr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.