МЕТОДОЛОГИЯ
п ч нн
ШЕ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
Отечественный опыт внедрения СМК
в деятельность органов местного самоуправления
Н.С.ЖДАНОВА,
аспирант Сибирского института управления - филиала РАНХиГС
В соответствии со вступающим в силу в полном объеме и на всей территории Российской Федерации Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на органы местного самоуправления возлагается широкий круг полномочий.
Муниципальное образование - это сложная система, включающая в себя множество взаимосвязанных, упорядоченных по отношениям элементов (экономика, управление, право, инновации, политика, социальные отношения, культура и др.), и обладающая вполне определенными свойствами, функционирование которой связано с качественным оказанием услуг органами местного самоуправления всем заинтересованным лицам, а определяющей целью которой является рост качества жизни на территории данного муниципального образования.
Основная задача органов местного самоуправления состоит в предоставлении качественных, экономически обоснованных услуг с неукоснительным соблюдением требований действующего законодательства, что требует от органов местного самоуправления умелого управления ресурсами и процессами, относящимися к их компетенции.
Совершенствование деятельности органов местного самоуправления и повышение их результативности и эффективности основано на применении современных управленческих технологий и, прежде всего, внедрении систем менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ISO.
□
□□
□□
□□
□□
□
Ключевые слова:
местное самоуправление, муниципальное образование, качество управления, система менеджмента качества.
В статье рассматривается отечественный опыт внедрения в деятельность органов местного самоуправления системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ISO, а также выявляются основные преимущества от внедрения системы менеджмента качества в деятельность органов местного самоуправления.
Опыт внедрения СМК в деятельность органов местного самоуправления имеется в муниципальных образованиях как развитых, так и развивающихся стран.
В рамках реформы местного самоуправления, бюджетной и административной реформ, направленных, в том числе на повышение качества оказываемых органами власти услуг, а также доверия к органам власти, ряд муниципальных образований РФ внедрили в свою деятельность СМК в соответствии с требованиями международных стандартов ISO.
Первым муниципальным образованием РФ, где СМК была внедрена во все процессы и сертифицирована в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000, стал г. Шахты Ростовской области.
К предпосылкам внедрения СМК в работу администрации г. Шахты можно отнести: ^ необходимость улучшение качества работы муниципальных служащих; ^ необходимость повышение уровня оказания муниципальных услуг; ^ реализация административной реформы, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ^ совершенствование внутренних и внешних факторов, влияющих на привлечение инвесторов [5, с. 67]. Внедрение СМК в администрации г. Шахты Ростовской области проходило в несколько этапов. В ходе этих этапов проводились следующие мероприятия: мотива-ционный семинар для высшего руководства; тестирование существующей системы управления процессами; определение представителя руководства по качеству; формирование и обучение рабочей группы для разработки и внедрения СМК; разработка политики и установка целей в области качества; формирование переч-
ВеККАЧЕСТВА № 3 • 2013
26
□ GH
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЕШ
МЕТОДОЛОГИЯ
ня процессов основной деятельности; выработка руководства по качеству и стандартов администрации; документирование основных процессов деятельности администрации; приведение в соответствие новой организационной структуре положений о подразделениях и должностных инструкций; формирование и обучение группы внутренних аудиторов; проведение внутреннего аудита, устранение выявленных несоответствий, анализ и оценка результативности разработанной и внедренной СМК; аудит на соответствие международному стандарту ИСО 9001:2000 [1].
Переход на СМК позволил администрации г. Шахты достичь следующих результатов: документально сформулировать стратегию деятельности администрации; выработать политику в области качества; разработать и утвердить цели в области качества; оптимизировать организационную структуру администрации; разработать внутреннюю нормативную документацию СМК.
В марте 2009 г. проведен ресертификационный аудит СМК на соответствие новой версии международного стандарта ИСО 9001:2008, который администрация г. Шахты прошла успешно, без замечаний [5, с. 68, 71].
В 2005-2006 гг. СМК в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000 внедрена в деятельность администраций таких муниципальных образований, как г. Дзержинский Московской области, г. По-хвистнево и г. Жигулевск Самарской области, а также Кинель-Черкасский муниципальный район Самарской области [7, с.73].
Внедрение СМК в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000 в муниципальных образованиях Самарской области осуществлялось в рамках проекта «Применение норм международного стандарта ИСО 9001:2000 в деятельности органов местного самоуправления» для привлечения внебюджетных инвестиций в экономику муниципальных образований [2, с. 71].
В 2006 г. решение о разработке и внедрении СМК принято Администрацией г. Серпухов (Московская область), где СМК распространяется, в частности, на предприятия, оказывающие услуги в сфере ЖКХ. В 2006 г. Администрация Ступинского муниципального района внедрила и сертифицировала СМК на основе стандарта ISO 9001.
В 2007 г. требования ISO 9001 в рамках реализации ведомственной целевой программы реформирования муниципальных финансов г. Тюмени на 2006-2008 гг. внедрила администрация г. Тюмень. В 2007 г. к разработке СМК приступила Администрация Некрасовского района г. Ярославля.
В 2008 г. СМК были стандартизированы и внедрены в 26 органах местного самоуправления Чувашской Республики. В 2008 г. сертификацию своей системы на соответствие требованиям ISO 9001 прошла Администрация г. Ростова-на-Дону, где помимо городской администрации СМК распространяется также на все районы города - Октябрьский, Ворошиловский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Первомайский, Пролетарский и Советский. В 2008 г. СМК внедрила Администрация г. Ишима Тюменской области. В 2008 г. международный сертификат соответствия требованиям ISO 9001 получила Администрация г. Батайска Ростовской области [4, с. 66-67].
Основными целями внедрения СМК во все процессы управления в Администрации Шатурского муниципального района Московской области являлись: ^ реализация административной реформы и Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ^ улучшение качества оказания муниципальных услуг; ^ повышение квалификации и уровня работы муниципальных служащих; ^ создание благоприятных условий для привлечения инвесторов.
В 2009 г. СМК Администрации Шатурского муниципального района применительно к оказанию муниципальных услуг населению признана соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и ISO 9001:2008, о чем свидетельствуют сертификаты соответствия ISO и ГОСТ Р.
Администрацией Шатурского муниципального районы выделены следующие положительные результаты от внедрения СМК:
^ сформирована стратегия деятельности администрации, утверждены политика и цели в области качества;
^ оптимизирована организационная структура администрации, улучшено взаимодействие между структурными подразделениями; ^ разработана документация СМК по всем процессам деятельности администрации, которая унифицирует порядок оказания муниципальных услуг и позволяет проанализировать каждый процесс и найти пути его улучшения; ^ разработан Реестр услуг Администрации Шатурского муниципального района для граждан и юридических лиц;
^ механизмы предоставления услуг стали более открытыми, а услуги - доступными; ^ повысились прослеживаемость и прозрачность документооборота, унифицирована система процесса делопроизводства;
№ 3 • 2013 ВеЮКАЧЕСТВА
п Ч нн
МЕТОДОЛОГИЯ ВВВ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
пп н
^ повысились исполнительская дисциплина, ответственность и компетентность сотрудников; ^ выявляется и реализуется потенциал улучшения работы отдельных подразделений и администрации в целом [3].
Еще одним примером разработки и внедрения СМК в деятельность органов местного самоуправления является Агрызский муниципальный район Республики Татарстан. Для разработки СМК и ее последующего внедрения здесь был проведен анализ работы органов местного самоуправления и определены основные услуги и сферы деятельности. Устранение обнаруженных недостатков в ходе внедрения СМК в деятельность администрации позволило в оптимальные сроки решить неотложные задачи, стоящие перед органами местного самоуправления Агрызского муниципального района, прежде всего: оптимизировать организационную структуру администрации муниципального образования и улучшить взаимодействие между структурными подразделениями; сократить сроки рассмотрения обращений граждан; повысить просле-живаемость и прозрачность документооборота; повысить исполнительскую дисциплину и ответственность муниципальных служащих, качество подготовки документов [6].
Таким образом, существующий отечественный опыт внедрения в деятельность органов местного самоуправления СМК свидетельствует, что с внедрением СМК органы местного самоуправления достигают следующих положительных результатов:
^ наблюдается стремление к улучшению деятельности; ^ повышается удовлетворенность работников местных администраций результатами своей работы;
^ деятельность органов власти становится более прозрачной и открытой; ^ повышается качество предоставляемых местными
органами власти услуг; ^ растет уровень инвестиционной привлекательности
муниципальных образований; ^ снижается уровень коррупции на местах; ^ меняется мировоззрение руководителей и сотрудников местных органов власти. ■
Литература
1. Гончарова О. Повышение качества муниципальных услуг -требование времени! // Стандарты и качество. 2006. № 10. С. 78-79.
2. Зубков Ю. Системы менеджмента качества в государственных и муниципальных организациях // Стандарты и качество. 2009. № 4. С. 68-71.
3. Келлер А.Д. Стандарты менеджмента качества для повышения эффективности муниципального управления / А.Д. Келлер, Т.А. Ершова // Практика муниципального управления. 2009. № 12. С. 74-83.
4. Никаноров П.А. Методические основы стандартизации систем управления в органах местного самоуправления: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 [Место защиты: Иркут. гос. техн. ун-т]. Иркутск, 2011.
5. Понамаренко С.А. Внедрение международных стандартов качества в работу муниципалитета // Практика муниципального управления. 2009. № 10. С. 66-72.
6. Сопин В.Ф. Пути повышения эффективности органов местного самоуправления / В.Ф. Сопин, Е.В, Приймак, Н.Г. Николаева // Компетентность. 2009. № 7. С. 36-43.
7. Тормышева Т.А. Система менеджмента качества деятельности администрации // Практика муниципального управления. 2008. № 2. С. 72-75.
век КАЧЕСТВА №3 • 2013