Научная статья на тему 'Внедрение метода «Обучение действием» в немецких вузах: инновационный опыт для России'

Внедрение метода «Обучение действием» в немецких вузах: инновационный опыт для России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / МЕТОД «ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ» / ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ / METHOD OF "ACTION LEARNING" / FORMS AND METHODS TO DEVELOP STUDENTS' SOCIAL ACTIVITY / INNOVATION IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кармаев Александр Алексеевич

Исследуется опыт внедрения метода «обучение действием» в сфере высшего образования в Германии. Особое внимание уделяется анализу условий, которые необходимы для его использования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of the Method Action Learning in German Universities: Innovation Experience for Russia

The practice of introducing the method of Action Learning into higher education in Germany is studied. Special attention is paid to the analysis of the conditions necessary for successful application of German experience in Russia.

Текст научной работы на тему «Внедрение метода «Обучение действием» в немецких вузах: инновационный опыт для России»

2. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Волгоград, 2004.

3. Леонтьев АН. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т. 1.

4. Бодалев А.А. Психология общения: избр. психол. тр. М., 1996.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1998.

6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: из неопубл. трудов. М., 1960.

A.A. Karmaev Introduction of the Method “Action Learning” in German Universities: Innovation Experience for Russia

The practice of introducing the method of “Action Learning” into higher education in Germany is studied. Special attention is paid to the analysis of the conditions necessary for successful application of German experience in Russia.

Key words and word-combinations: innovation in higher education, method of “Action Learning”, forms and methods to develop students' social activity.

Исследуется опыт внедрения метода «обучение действием» в сфере высшего образования в Германии. Особое внимание уделяется анализу условий, которые необходимы для его использования в России.

Ключевые слова и словосочетания: инновации в высшем образовании, метод «обучение действием», формы и методы развития социальной активности студентов.

УДК 371.3(430)

ББК 74.202(4Гем)

A.A. Кармаев

ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДА «ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ» В НЕМЕЦКИХ ВУЗАХ: ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ*

последнее время возросла потребность в инновационных педагогических моделях, которые формируют современные жизненные стратегии у студентов и способствуют созданию эффективных условий для их самореализации в учебной, внеучебной и научно-исследовательской деятельности в период обучения в вузе. Изменение законодательных рамок и переориентация системы высшего образования на управление по результатам предполагает дальнейший пересмотр традиционных практик и внедрение в учебный процесс российских вузов инновационных методов обучения в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. В условиях массового перехода российских вузов на новые компетентностные стандарты высшего образования востребован анализ за-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Кросс-культурное исследование жизненных стратегий жителей малых и средних городов России и Германии в условиях социально-экономической нестабильности», № 11-06-01175а.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 99

рубежного опыта в аспекте трансфера (управляемого переноса) инновационных педагогических моделей. Особенно значимым представляется опыт немецких вузов из малых и средних городов по трансферу метода «обучение действием» (Lernen durch Engagement), разработанного в США, где по нему ежегодно обучаются более одного миллиона студентов.

Под методом «обучение действием» понимается «стратегия преподавания и обучения, которая объединяет преподавание со значимой общественной работой и рефлексией с целью расширения опыта обучающихся, формирования гражданской ответственности и укрепления местного сообщества» [1]. В контексте Болонского процесса метод позволяет повысить качество образования и усилить практическую направленность подготовки студентов. Он предполагает интеграцию в учебный процесс вузов социальной активности студентов по решению проблем местного сообщества.

Использование метода «обучение действием» в вузах Германии началось в 2003 г., а уже в 2009 г. восемь немецких вузов, преимущественно из малых и средних городов страны, подписали соглашение об объединении в образовательную сеть под названием «Образование и социальная ответственность». Основной целью данной сети вузов является дальнейшее распространение и популяризация в Германии метода «обучение действием».

Университет Эрфурта, который входит в число участников немецкой сети университетов, успешно адаптировал данный метод в контексте идей образования для устойчивого развития. В 2007 г. в каждом учебном семестре в университете Ерфурта впервые были организованы междисциплинарные семинары «Устойчивое развитие как вызов для будущего». Студенты разных направлений подготовки после вводной теоретической фазы разработали практические проекты для местного сообщества. Например, студенты-педагоги организовали проектные дни по темам «вода» и «лес» для учащихся начальных школ города; студенты-журналисты создали соответствующие видеоролики; студенты, изучающие экономику, организовали мероприятия для бизнесменов в целях сбора ресурсов, необходимых для осуществления данного проекта [2].

В немецких университетах разработана следующая примерная структура занятий по методу «обучение действием», которая состоит из шести этапов [3]:

1) этап планирования занятий по методу «обучение действием» - включает в себя анализ теоретического содержания дисциплины, поиск возможных социальных идей, предполагающих использование содержания дисциплины для решения проблем целевых групп партнерских организаций, первичный контакт с партнерскими организациями и конкретизацию проблем партнерских организаций в контексте дисциплины;

2) этап ориентации студентов на метод «обучение действием» - подразумевает разъяснение студентам в рамках установочного занятия целей и задач изучения дисциплины по методу «обучение действием», распределение студентов по видам отчетности (тесты, проекты), планирование результатов деятельности студентов и шкалы их оценивания (например, рейтинговая система оценивания), предъявление студентам списка партнерских организаций и их проблем;

100 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

3) этап изучения теоретических знаний по дисциплине - нацелен на получение студентами теоретических знаний по дисциплине, рассмотрение теории в контексте реальных проблем партнерских организаций;

4) этап встречи с партнерскими организациями и разработки проектов студентов в рамках дисциплины - состоит из распределения студентов по партнерским организациям, встреч с партнерами и заключения договоров добровольца, анализа проблем партнерских организаций, разработки студентами прак-тико-ориентированных проектов по решению проблем партнерских организаций с применением изученных теоретических знаний;

5) этап реализации проектов студентов в партнерских организациях - предполагает реализацию студенческого проекта в партнерской организации в контексте изучаемой дисциплины, обратную связь и представление хода промежуточных результатов проектов в партнерских организациях на занятиях, сбор и обсуждение идей научных работ, возникающих в рамках реализации проектов студентов в партнерских организациях, презентацию итоговых результатов проектов студентов;

6) этап рефлексии и оценки - несет в себе итоговое занятие с участием студентов, преподавателей и партнерских организаций для оценки и самооценки деятельности в рамках реализации проектов (партнерами, самими студентами, преподавателем), окончательную оценку итогов проектов студентов, заключение договоренностей с партнерами о продолжении сотрудничества и публикации результатов сотрудничества.

Анализ метода «обучение действием» в аспекте ключевых направлений работы вуза: «учебная деятельность студентов», «научно-исследовательская работа студентов» и «внеучебная деятельность студентов» - позволяет выделить ряд значимых моментов.

Так, в аспекте «учебная деятельность студентов» метод «обучение действием» направлен на связь теории с практикой и позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и решить практические проблемы, используя теоретический материал изучаемого предмета. В этом смысле метод по своей организации подобен традиционной учебной практике студентов в организациях, поскольку также предполагает договорные отношения вуза с партнерами и нацелен на приобретение студентами практического опыта. В то же время есть и отличия. В рамках учебной практики студенты выполняют задания, логически вытекающие из теоретического материала. В рамках метода «обучение действием» студенты выполняют задания (проекты), взятые из реальных проблемных ситуаций партнерских организаций, и путь к решению этих проблем частично может быть найден с использованием полученных теоретических знаний по дисциплине.

В аспекте «научно-исследовательская работа студентов» метод «обучение действием» направлен на развитие у студентов научного мышления. Знакомство с реально существующими проблемами в партнерских организациях должно способствовать развитию интереса студентов к научным исследованиям. Столкновение с проблемными ситуациями побуждает к ясному формулированию проблемной задачи, выдвижению и проверке гипотез ее решения с использова-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 101

нием научных методов исследования. В этом аспекте метод «обучение действием» представляет собой значительный потенциал, который еще не используется в полной мере в российских вузах для развития интереса студентов к научным исследованиям.

Во внеучебной деятельности студентов метод «обучение действием» направлен на развитие социальной активности студентов, включение их в реальную добровольческую деятельность в местном сообществе. Этот аспект связан с интересами студентов, их желанием принести пользу местному сообществу в лице детей, оставшихся без попечения родителей, стариков, инвалидов и других социальных групп.

Россия в настоящий момент находится в догоняющей позиции к другим странам по уровню развития добровольческой деятельности в молодежной среде. Метод «обучение действием» в этом контексте является действенным педагогическим механизмом, использование которого позволит изменить текущую ситуацию и увеличить число граждан - участников благотворительной и добровольческой деятельности.

В 2010 г. были опубликованы результаты исследования Европейской комиссии «Study on Volunteering in the European Union» (Добровольчество в Европейском Союзе), которое проводилось в 27 странах [4]. Согласно полученным данным, 23% европейцев старше 15 лет (примерно 92 млн) регулярно участвуют в добровольческой деятельности. Очень высокий уровень добровольчества зафиксирован в Нидерландах, Австрии, Швеции и Великобритании, где более 40% населения вовлечены в волонтерскую деятельность; высокий уровень - в Германии, Дании, Финляндии и Люксембурге (30-39%); средний уровень - в Эстонии, Франции, Латвии (20-29%). Относительно низкий уровень в Бельгии, Ирландии, на Мальте, в Польше, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Испании, Чешской Республике и на Кипре (10-19%); низкий уровень -в Болгарии, Греции, Италии и Литве (менее 10% населения).

В Германии все чаще добровольцам выдается специальный документ (карта добровольца, квалификационный паспорт, удостоверение компетенций), который предназначен для работодателей и содержит характеристику способностей и перечисление компетенций, полученных за период добровольческой деятельности. Наиболее весомым является квалификационный паспорт, дающий возможность по модулям набирать необходимый уровень квалификации параллельно или вне системы повышения квалификации. Паспорт выдается только теми организациями, которые прошли процедуру сертификации федерального института профессионального образования. Удостоверение добровольца официально поддержано объединениями работодателей и признано в качестве документа, достоверно свидетельствующего о квалификациях и компетенциях наравне со свидетельствами о повышении квалификации.

Эта тенденция получает признание и в России. Преподавателю, ведущему занятия по методу «обучение действием», желательно рекомендовать студентам зарегистрироваться на федеральном сайте и подать заявление на получение всероссийской «Личной книжки волонтера» [5]. В настоящее время данный документ выполнен по аналогии с трудовой книжкой. В него вносятся записи

102 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

о добровольческой деятельности (срок, организация), но эксперты сходятся во мнении, что необходимо подробнее записывать деятельность и компетенции, которые приобретены за время добровольческой работы.

Экспериментальная апробация метода «обучение действием» позволяет адаптировать педагогическую структуру занятий метода для условий российского вуза.

На первом информационном этапе педагог направляет свои усилия на сообщение базовых знаний обучающимся в рамках дисциплины. Доминирующая позиция педагога при этом информационная, а позиция обучающихся - рецептивная. На этом этапе характерны традиционные методы обучения: лекция, информационные доклады студентов и прочие.

На втором этапе в рамках совместной встречи с партнерскими организациями акцент на занятиях смещается в сторону проблемного обучения. Обучающие должны самостоятельно в диалоге с представителями партнерских организаций сформулировать имеющиеся реальные проблемы и предложить способ своего участия в снижении остроты данных проблем. Доминирующая позиция обучающихся на этом этапе - исследовательская, характерные методы обучения - экскурсия к партнерам, мозговой штурм, проблемная дискуссия.

На третьем этапе обучающиеся должны начать реальную добровольческую деятельность в партнерских организациях в рамках заключенных договоров добровольца и согласованных проектов. Педагог на этом этапе делит, как правило, обучающихся на проектные группы. На занятиях идет презентация промежуточных результатов проектов и их обсуждение. Педагог занимает позицию консультанта, тогда как задача обучающихся - применить полученные знания по дисциплине для реализации проекта.

На четвертом этапе происходит оценка и рефлексия студентами выполненной деятельности и достигнутых результатов. Задача педагога - занять позицию фасилитатора. Обмен мнениями о реализованных проектах, суждения о трудностях и успехах желательны в присутствии представителей партнерских организаций. Формами реализации данного этапа могут быть конференции, встречи с партнерами.

Использование методов обучения, таких, как «обучение действием», в российских вузах только начинает развиваться. Основная причина этого - недостаток теоретических исследований в области разработки стратегий трансфера (управляемого переноса) педагогических инноваций из одной социокультурной среды в другую.

Исследования трансфера социально-педагогических инноваций сравнительно недавно стали предметом научного внимания. В Германии в 2010 г. была проведена экспертиза десяти федеральных программ в области образования -оценивалась их результативность по трансферу инноваций. Выводы экспертизы показали, что трансфер является недостаточно очевидным явлением. Без продуманной стратегии трансфера инновации не находят широкой поддержки [6].

В зарубежных исследованиях трансфера в настоящее время используется целый комплекс подходов. В работах немецких ученых Ейлера и Кутта в начале 1990-х годов были выделены следующие условия трансфера педагогических теорий: предметные условия, институциональные условия, личностные условия.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 103

Согласно этим исследованиям, трансфер инновации должен рассматриваться как из контекста стороны, предлагающей инновацию, так и из контекста стороны, принимающей инновацию [7]. Исследователь Инка Борман в своей докторской диссертации рассматривает трансфер в контексте разных аспектов: предметный аспект (Что является предметом трансфера?); социальный аспект (Кто является участником трансфера?); временной аспект (Как долго длится трансфер?); пространственный аспект (Где проходит трансфер?); когнитивный аспект (Что является основой трансфера?); результативный аспект (Что в итоге трансфера?) [8].

Немецкими учеными была предложена оригинальная трактовка трансфера педагогических инноваций, названная «волновой моделью» [6, с. 493]. Идея заключается в рассмотрении трансфера инновации как управляемого процесса, зависящего от трех взаимосвязанных параметров: «личности», «содержания» и «социальной системы». Данная модель базируется на факте, что появление педагогической инновации связано с разработкой ее содержания определенной личностью и в условиях конкретной социальной системы. Эти три параметра определяют появление инновации в А-контексте. Трансфер педагогической инновации в Б-контекст также предполагает управляемое изменение названных параметров: по параметру «личность», например, необходимо создание мотивации и формирование определенного уровня знаний и компетенций для принимающей инновацию стороны; по параметру «содержание» требуется определение целей и индикаторов результатов успешного трансфера инновации; по параметру «социальная система» необходим выбор стратегии управления трансфером инновации.

Проведенный нами в 2009 г. эксперимент по внедрению метода «обучение действием» в вузе показал, что имеются барьеры как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов и партнерских организаций, которые делают процесс успешного трансфера затруднительным. Среди них можно назвать: 1) высокий уровень закрытости вуза и партнерских организаций, который только в единичных случаях позволяет реализовать идею инновации на качественном уровне; 2) попытки преподавателей-новаторов сделать прямой перенос зарубежных моделей не получают поддержки со стороны других преподавателей и студентов и приводят скорее к негативным, чем позитивным результатам; 3) трансфер метода «обучение действием» предполагает изменение учебного процесса не только на уровне отдельного преподавателя, но и на уровне факультета (вуза); 4) необходима специально организованная система совместной работы с партнерами вуза со стороны администрации вуза (договорные отношения, страхование студентов и др.).

Анализ немецкого опыта убеждает, что трансфер метода «обучение действием» актуален для российских вузов. На наш взгляд, в первую очередь важно учесть специфику конкретного вуза, а также создать внутривузовскую структуру, которая выступит посредником для контактов преподавателей и партнерских организаций, будет оказывать методическую помощь при разработке семинарских занятий по методу «обучение действием» и обеспечит информационное сопровождение успешного опыта через вузовский Интернет-сайт.

104 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Библиографический список

1. What is service-learning. URL: http://www.servicelearning.org/what-is-service-learning

2. Service-Learning an Hochschulen. URL: http://www.netzwerk-bdv.de/content/projekte/erfurt.html

3. Gutes tun und gutes Lernen: Buergerschaftliches Engagement und Service-Learning an Hochschulen. URL: http://www.his.de/pdf/pub_fh/fh-200907.pdf

4. Summary volunteering study. URL: http://www.jugendfuereuropa.de/.../summary_volunteering_ study.pdf

5. Всероссийская «Личная книжка волонтера». URL: www.social.jaba.ru

6. Nickolaus R., Gräsel C. Innovation und Transfer: Expertisen zur Transferforschung. Schneider Verlag, 2006.

7. Euler D. Transfer von Modellversuchensergebnissen: Bedingungen und Hinweise für die Gestaltung des Transfersprozesses // Modellversuchsforschung als Berufsbildungsforschung. 1995.

S. 269-295.

8. Bormann 1. Zwischenräume der Veränderung: Innovationen und ihr Transfer im Feld von Bildung und Erziehung. Habilitationsschrift - Berlin: Fachbereich Erziehungswissenschaft und Psychologie, 2009.

Yu.A. Mamedova Organizational and Methodical Conditions of Didactic Systems Implementation

The results of the didactic learning tools complex application research are presented. Recommendations to organize didactic support of students' learning process are given.

Key words and word-combinations: learning tools complexes, structural and technical conditions, motivation of learning, activation, individualization, differentiation.

Представлены результаты исследований комплексного применения дидактических средств обучения. Даны рекомендации по организации дидактического сопровождения процесса обучения студентов.

Ключевые слова и словосочетания: комплексы средств обучения, конструктивно-технические условия, мотивация обучения, активизация, индивидуализация, дифференциация.

УДК 371.3 ББК 74.202

Ю.А. Мамедова

ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

настоящее время рациональная организация учебного процесса профессиональной подготовки специалистов развивается на основе подходов, связанных с проектированием и комплексным применением средств обучения.

Дидактическая технология проектирования комплексов средств обучения и методика их применения являются ведущими факторами, определяющими их положительное влияние на эффективность и качество профессионального обучения. Результаты исследований, проведенных в Центре развития высшего и среднего специального профессионального образования Республики Узбекис-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.