Научная статья на тему 'Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы'

Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4152
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ВОЛОНТЕРСТВО: ЦЕННОСТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СРЕДЕ ВЫСШЕЙ

ШКОЛЫ

МЕНЩИКОВА И.Ю.

С распадом СССР в отечественной социальной работе настал новый этап - этап развития научной парадигмы социальной помощи. В нормативно-правовом отношении он был закреплен введением новой специальности постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным отношениям «О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих - Специалист по социальной работе» (1991 г.). С 1992 г. начались системные исследования вопросов организации передовой инфраструктуры помощи, подготовки специалистов, определения научного статуса дисциплины, ценностных основ профессии рядом ученых.

Современная парадигма социальной помощи рассматривает социальную работу как деятельность ряда субъектов основных секторов гражданского общества: 1) государственного; 2) коммерческого; 3) филантропического (негосударственного, некоммерческого, благотворительного, волонтерского). При этом в российской системе социальной защиты населения постепенно растет роль общественных и благотворительных организаций, принадлежащих к третьему сектору и отражающих мировую тенденцию в повышении доли таких организаций в деле оказания помощи нуждающимся.

Успешность социальной работы на современном этапе во многом зависит от добровольного участия людей в деятельности по изменению социальной ситуации (Е.И. Холостова). Проявив социальную активность, выступив волонтером, человек четко ставит задачу: быть полноправным субъектом социальной политики. В эпоху рыночных отношений волонтерство является призывом к возрождению традиций взаимопомощи, нравственного долга и обязанностей перед обществом, государством (С.С. Шиндаулетова).

Анализ научной литературы, посвященной рассмотрению волонтерской (добровольческой) деятельности, позволил нам определить волонтерство (от англ. volunteer - доброволец) как добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над индивидами, социальными группами, находящимися в сложных жизненных условиях, отдельными людьми и/или группами лиц.

Поскольку волонтерская деятельность отличается гуманистическим содержанием, включает в себя не только материальный, но и эмоционально-чувственный, ценностно-мотивационный аспекты, то к основным принципам добровольчества можно причислить следующие:

1) каждый человек имеет право стать добровольцем и прекратить свои обязательства при необходимости;

2) добровольческий труд создает возможности людям приобретать новые знания и навыки, полноценно развивать творческий потенциал и уверенность в себе;

3) добровольческая деятельность дополняет, но не заменяет ответственные действия других секторов и усилия оплачиваемых работников;

4) добровольцы не являются «дешевой рабочей силой», их участие в проектах определяется собственным добровольным желанием и личной мотивацией.

Добровольческую деятельность отличает разнообразие ее видов, основными среди которых являются такие виды волонтерства, как:

• работа с социально незащищенными слоями населения (пожилыми, людьми без определенных занятий, места жительства, с ограниченными возможностями и др.);

• работа с детьми и молодежью (в школах, детских домах, садах и т. д.);

• реализация проектов по предотвращению конфликтов, поощрению идей терпимости в обществе;

• развитие проектов, пропагандирующих здоровый образ жизни, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.

Традиции добровольческой деятельности исходят, в первую очередь, из мирового сообщества. Не случайно, что такая деятельность признана на международном уровне. Так, в 1985 г. ООН предложила правительствам ежегодно отмечать пятое декабря как Международный день добровольцев. В 1997 г. эта организация провозгласила 2001 год Международным годом добровольцев. Трансформации добровольчества в глобальное движение во многом способствовало создание международных организаций и программ, поддерживающих волонтерство. К ним относятся: Ассоциация волонтерских организаций (AVSO), Всемирная волонтерская организация (VSO), Добровольцы ООН (UNV), Европейская волонтерская служба (EVS), Европейский волонтерский центр (CEV), Международная ассоциация добровольческих усилий (IAVE) и др. Примечательно, что Международная ассоциация добровольческих усилий, образованная в 1970 г. и объединившая добровольцев из более сотни стран мира, приняла Всемирную декларацию добровольчества (1990 г.), определившую его как способ сохранения и укрепления человеческих ценностей.

Волонтерское движение стало активно развиваться в конце XX в.: если в 1987 г. в мире насчитывалось 80 млн. волонтеров, то в 1995 г. их было уже более 93 млн. человек, а в 1998 г. — более 109 млн. добровольцев. Стремительно растушую популярность движение добровольцев приобрело среди населения высокоразвитых стран. Например, во Франции 19% взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Каждый третий немец, т. е. 34 % населения Германии, является волонтером, посвящая добровольческой работе более 15 часов в месяц.

Опыт волонтерства в прошлом имеют 26% японцев, из которых 48 % уверены, что такой труд очень полезен для личностного роста. Около 33% населения Ирландии является волонтерами. Причем 72 % населения этой страны считает, что волонтеры делают нечто такое, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников (М. Середа). По данным исследования третьего - волонтерского - сектора в 12 странах мира, проведенного университетом Дж. Хопкинса (1996 г.), в среднем занятость населения в зарубежных организациях третьего сектора составляет 3,4% от всей рабочей силы, начиная с 1% в Венгрии и кончая 7% в сШа. В России в общественных организациях и фондах работает лишь 0,8% занятого населения. Волонтерство в нашей стране недостаточно развито, но первые шаги уже сделаны: Благотворительный фонд «Дети улиц» (г. Москва), волонтерские программы «Мир для тебя: Молодежные акции ради мира (Россия)» («World4U: Youth Action for Peace (Russia)»), волонтерский лагерь «Пермь-36», проект «Содружество гражданских активистов» МПГ «Система координат», проекты для студентов-добровольцев в ГУ «Курганский приют для несовершеннолетних», в МУ «Курганский реабилитационный центр для несовершеннолетних» и т. д.

В России понятие «доброволец» появилось сравнительно недавно и впервые было определено в ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.). Согласно этому закону, добровольцами являются граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. При этом добровольчество рассматривается как вид благотворительности, хотя такое его определение существенно сужает сферу добровольческой деятельности. Наряду с данным законом, в 1995 г. были приняты и другие нормативно-правовые документы, которые призваны регулировать деятельность общественных и благотворительных организаций: ФЗ «Об общественных объединениях»; ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; ФЗ «О некоммерческих организациях» и др. В 2003 г. разработан проект ФЗ «О добровольческой (волонтерской) деятельности».

Расширению поля отечественной волонтерской деятельности должна способствовать организация через СМИ социальной рекламы и работы по информированию населения о сущности и целях волонтерского движения, создание добровольческих программ с учетом зарубежного опыта. Волонтерами также могут являться студенты вузов. В особенности это актуально для будущих специалистов по социальной работе, так как «природа волонтерства предполагает гуманность и милосердие, что служит важным методом воспитания и эффективной социализации молодежи» (С.С. Шиндаулетова).

Включение будущих специалистов по социальной работе в волонтерскую деятельность во время подготовки в вузе способствует развитию активной профессиональной позиции, адаптации к специфике работы в рамках будущей профессии, а также (что, на наш взгляд, является основополагающим) освоению профессиональных ценностей на практике. Стимулирование волонтерской активности студентов выступает одним из важных условий результативного формирования профессиональных ценностей, образующих аксиологическое ядро социальной работы. При этом профессиональные ценности у будущих специалистов по социальной работе рассматриваются нами с учетом общечеловеческих ценностей относительно профессии и специальности «Социальная работа» как критерии, указывающие на профессиональное значение явлений и предметов действительности для специалистов по социальной работе; как устойчивые этические представления специалистов об оказании помощи клиенту.

Активизация волонтерской деятельности студентов позволяет результативно формировать основные профессиональные ценности у будущих специалистов по социальной работе, в т. ч.: работу в интересах клиента, уникальность личности клиента, социальную справедливость, уважение и принятие личности клиента, признание права клиента на помощь и самоопределение, стимулирование самопомощи клиента, партнерские взаимоотношения с клиентом, разделение личного и профессионального отношений к клиенту, эмпатию, аутентичность, конфиденциальность, ответственность, надежность специалиста для клиента, доступ специалиста к ресурсам, индивидуальный подход к клиенту, оперативность и пунктуальность в оказании помощи клиенту.

Профессионально-ценностный потенциал будущих специалистов в вузе можно и необходимо развивать через:

• теоретическое обучение (разработку специальных заданий и упражнений, направленных на формирование профессиональных ценностей студентов за счет стимулирования их волонтерской активности, и внедрение таких заданий и упражнений в соответствующие дисциплины, спецкурсы, методические рекомендации);

• учебную практику (составление и внесение индивидуальных заданий, выполняемых по желанию студентов и обращающих их внимание на реализацию ценностей в деятельности специалиста, в документы учебной практики - дневник практиканта и отчет студента).

Полезным в подготовке будущих специалистов может быть анализ мирового опыта, традиций, механизма реализации таких волонтерских программ, как: «Государственное добровольчество» («National Service»), «Местное и общинное добровольчество» («Local and Community Service»), «Обучение добровольчеству» («Service Learning»). Последняя программа используется в сфере образования в Великобритании и Японии как педагогический метод, заключающийся в обучении школьников и студентов через участие в общественно-полезной деятельности.

Таким образом, студенты могут быть волонтерами во время прохождения практики. Основы добровольческой деятельности и подготовка к использованию волонтеров на практике должны стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов по социальной работе (И.Е. Холостова). Их мотивы (самореализация, профессиональная подготовка, написание дипломной работы и др.), профессиональные ценности реализуются при организации учебной практики, позволяющей студентам в реальной обстановке проявить себя с разных позиций, в том числе с позиции добровольных помощников, так как волонтерство - это практическая (не теоретическая, имитационная, игровая) деятельность.

Востребованность предлагаемых мер, направленных на стимулирование волонтерской активности у будущих специалистов по социальной работе, оценивалась нами на основе анализа результатов анкетного опроса. Анкетирование проводилось среди студентов 1-5-х курсов (N=421) специальности 040101 «Социальная работа» в нескольких вузах: Курганском государственном университете (КГУ), Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) и Челябинском государственном университете (ЧелГУ).

Исследование позволяло, во-первых, изучить их понимание и отношение к волонтерской деятельности в социальной работе, во-вторых, выявить, способствует ли занятие волонтерством (по мнению студентов) освоению ценностных основ профессии; в-третьих, выяснить, организуется ли в вузе во время учебной практики добровольческая деятельность студентов и, если организуется, то каким образом - при выполнении каких заданий практики.

Предлагаемая студентам анкета содержала ряд вопросов: «Что, по Вашему мнению, представляет собой волонтерст-во?», «Насколько распространено это явление в России и в Вашем городе?», «Как Вы думаете, занятие волонтерской деятельностью помогает будущему специалисту по социальной работе в освоении профессиональных ценностей?», «Имеются ли в рамках учебной практики задания, которые позволяют попробовать себя в роли добровольного помощника?» и др.

Анализ результатов показал информированность студентов о понятии волонтерства и позитивное отношение к нему: от первого к пятому курсу количество студентов, выбравших верный ответ, увеличилось с 31% до 97%. В целом студенты адекватно оценили современную распространенность волонтерства в России: считают, что оно встречается пока недостаточно часто. Большинство студентов высказались в пользу того, что организация волонтерской деятельности в процессе подготовки способствует освоению профессиональных ценностей будущих специалистов. На первом курсе это утверждение поддержали 33% студентов, на втором курсе - 58%, на третьем - 76%, на четвертом - 81%, на пятом - 99% студентов. При этом студенты указали на отсутствие заданий практики, при выполнении которых они могут непосредственно проявить себя с позиций добровольцев: на первом курсе такое мнение выразили 83% студентов, на втором - 87%, на третьем - 91%, на четвертом - 96%, на пятом - 98% студентов.

Анализ полученных результатов показал целесообразность включения в содержание учебной практики специальных заданий, которые активизируют волонтерскую деятельность студентов. Такие задания формируют позитивное мотивированное профессионально-ценностное отношение будущих специалистов к волонтерству и помогают студентам обрести опыт реализа-

ции профессиональных ценностей при работе, в т. ч. волонтерской, с клиентами в учреждениях социальной сферы для конструктивного решения их проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.