Научная статья на тему 'Модель развития социально-политических компетенций женщин в немецких общественных организациях'

Модель развития социально-политических компетенций женщин в немецких общественных организациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / Социально-политические компетенции / формы и методы развития гражданской активности / Women / Social organizations / social and political competences / forms and methods of civic engagement development

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кармаева Татьяна Вячеславовна

Показан опыт развития социально-политических компетенций у женщин в Германии. Особое внимание уделяется анализу моделей развития социально-политических компетенций у женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of womens social and political competences development in Germany is shown. Special attention is paid to the analysis of womens social and political competences development models.

Текст научной работы на тему «Модель развития социально-политических компетенций женщин в немецких общественных организациях»

T.V. Karmaeva

Women's Social and Political Competences Development Model in German Social Organizations

The experience of women's social and political competences development in Germany is shown. Special attention is paid to the analysis of women's social and political competences development models.

Key words and word-combinations: women, social organizations, social and political competences, forms and methods of civic engagement development.

Показан опыт развития социально-политических компетенций у женщин в Германии. Особое внимание уделяется анализу моделей развития социально-политических компетенций у женщин.

Ключевые слова и словосочетания: женщины, общественные организации, социально-политические компетенции, формы и методы развития гражданской активности.

УДК 31 6.34/.35:32.01 (430) ББК 60. 54:66.04(4Гем)

Т.В. Кармаева

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНО-

ПОЛИТИЧЕСКИХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ЖЕНЩИН

В НЕМЕЦКИХ

ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ*

I I оддержка института семьи является приоритетным направлением государственной политики в Российской Федерации. Законодательные нормы Трудового кодекса и дополнительные выплаты за второго ребенка способствуют изменению сложившейся сегодня тревожной ситуации. Однако многие проблемы - общественное признание, социальная изоляция женщин в период ухода за ребенком и развитие их социальных компетенций - остаются нерешенными, причем их решение видится в разработке и внедрении новых социальных моделей, направленных на развитие гражданской активности женщин. В связи с этим актуален анализ немецкого опыта в этой области.

В 1999-2009 гг. в Германии были проведены федеральные социологические исследования динамики изменений гражданской активности населения (РгемШдепБигуеуБ), которое стало определяющим для разработки мер по поддержке гражданской активности населения на федеральном уровне. Результаты исследования показали, что 36% немцев в различных формах регулярно участвуют в деятельности общественных организаций

* Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ и ДААД в рамках программы «Иммануил Кант», грант № 2.2.2.3/9120.

150

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

[1, с. 9-16]. Ученые, проводившие данные исследования, отметили заметные различия в гражданской активности женщин и мужчин [2].

Свою гражданскую активность мужчины проявляют чаще, чем женщины. Так, в социологическом исследовании 2009 г. о своей гражданской активности заявили 40% немецких мужчин и 32% женщин.

Такие области деятельности, как спорт, управление в общественном секторе, предотвращение и устранение чрезвычайных ситуаций, практически полностью принадлежат мужчинам. В свою очередь женщины доминируют в деятельности детских садов, школ и церкви.

У женщин в возрасте от 20 до 34 лет отмечается снижение гражданской активности по сравнению с мужчинами: в этот период реализуется желание получить высокую профессиональную квалификацию, начать карьеру и создать семью. После 35 лет уровень гражданской активности женщин возрастает. Например, в социологическом исследовании 2009 г. фиксируется рост показателей: по сравнению с опросом 1999 г. потенциал готовности немецких женщин проявить гражданскую активность повысился с 28 до 39%. В то же время уменьшилось число женщин, занимающих руководящие должности в органах управления общественными организациями: в 1999 г. показатель составлял 31%, а в 2009 г. - 24%. При этом снижение особенно заметно в возрастной группе женщин от 31 до 45 лет (с 39 до 28%). Сходная тенденция снижения - с 36 до 22% - наблюдается в контексте гражданской активности женщин, работающих в детском саду и школе.

31 % женщин выделяют в неделю более пяти часов на деятельность, связанную с гражданской активностью. В то же время у мужчин этот показатель на 10% больше (41%). Данный факт связан с ограниченным бюджетом времени у женщин и выполнением ими не только профессиональной, но и домашней работы. Подтверждением этому является динамика снижения показателя объема времени, затраченного на значимую гражданскую активную деятельность в месяц. В среднем он составляет 16 часов в 2009 г. (18 часов в месяц в 1999 г.). При этом женщины затрачивают на значимую для них деятельность в среднем 13,9 часов в месяц, а мужчины - 17,8 часов в месяц.

Женщины проявляют свою гражданскую активность, ориентируясь на конкретные целевые группы и конкретных людей (дети, старики, инвалиды). Мужчины же направляют свою гражданскую активность в определенные области деятельности (защита природы, ликвидация чрезвычайных ситуаций, политика).

Анализ результатов исследования гражданской активности женщин в Германии позволяет сделать вывод, что снижение уровня гражданской активности женщин в возрасте от 20 до 34 лет и числа женщин, занимающих руководящие должности в возрастной группе от 31 до 45 лет, обусловлено временной загруженностью женщины в профессиональной и семейной сфере.

В Германии на протяжении последних лет успешно реализуются программы внедрения новых социальных моделей, нацеленных на поддержку женщин с маленькими детьми и позволяющих им оставаться граждански активными, развивать социально-политические компетенции. В качестве примера можно

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 151

привести программу «Дом разных поколений» Министерства по делам семьи, молодежи, пенсионеров и женщин Федеративной Республики Германия как составную часть семейной политики в Германии.

Указанная программа была задумана в 2006 г. немецкими политиками как объединение частных и добровольческих инициатив с частичной государственной поддержкой. Концепция «Дом разных поколений» нацелена на поддержку молодых семей, женщин, пожилых людей и детей. Ее основной идеей является образ большой семьи, где люди разного возраста могут общаться, обмениваться опытом, помогать и поддерживать друг друга. В настоящее время благодаря программе в Германии создано 500 таких Домов [3].

Одной из задач, которую решают в рамках программы, является развитие компетенций. Предполагалось, что участники программы разного возраста могут внести свой вклад, и этот потенциал следует активно использовать, поэтому возникла идея развивать разные компетенции в коллективе посредством общения друг с другом. При этом могут быть задействованы не только профессионалы - наоборот, для развития компетенций привлекаются люди из окружения, а также те, кто посещает разные программы Домов разных поколений. Например, в Гамбурге, в женском центре, где организован такой Дом, активно востребован проект «Интернет для пожилого человека», в рамках которого школьники 8-9 классов проводят индивидуальные занятия с пожилыми людьми, обучая их навыкам работы в Интернете.

Программа изначально была рассчитана на пятилетний срок реализации. Организация, на базе которой создан Дом, ежегодно получает финансирование в размере 40 тыс. евро. Двести из пятисот Домов в Германии получают софи-нансирование из Европейского социального фонда. Некоторые Дома были изначально организованы «с нуля», но большинство их основаны на базе существующих Центров матерей.

В целях более полного представления о том, как используются в Германии имеющиеся возможности развития компетенций у женщин, представляется актуальным анализ концепции «Центр матерей».

В настоящий момент в мире имеется более 1200 Центров матерей. Учитывая, что сама модель существует всего двадцать лет, можно говорить об ее эффективности, основываясь на практике во многих странах мира.

Социологические исследования и анализ работы Центров матерей в Германии показали, что 57% женщин, посещающих Центры, стали активно использовать полученные социально-политические компетенции в работе других общественных организаций, локальных местных советов и т.д. [4]. В то же время участниками признается, что Центры матерей не работают на основе классических принципов демократии. Исторически это связано с тем, что в 1970-е годы в Германии возникли активные внепарламентские движения (движение женщин, экологическое движение, движение по сохранению здоровья) как реакция на иерархические принципы деятельности политических партий и объединений.

Эти новые движения содержательно и структурно отличались от существующих. Возникло большое количество проектов, центров и организаций, работа

152 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

которых строилась на самоуправлении и без использования традиционных иерархических структур управления.

Изначально женские центры возникли под девизом «Свободные от иерархии». Центры матерей стали одной из новых форм организации, где все имеют равные права и каждый может принимать решения.

Модель Центра матерей была научно обоснована учеными-социологами и внедрена на практике в Германии в начале 1980-х годов. В настоящее время она является основой для движения матерей в 14 странах: Германии, Нидерландах, Австрии, Швейцарии, Италии, Чешской Республике, Словакии, Боснии, Болгарии, США, Канаде, Кении, Руанде, Филиппинах. Автор модели Центра матерей Моника Екель писала, что модель является ярким примером того, как на основе практико-ориентированных научных исследований могут создаваться и внедряться в общественную жизнь новые устойчивые социальные технологии, готовые к распространению в другие страны [4].

Первый Центр матерей появился на юге Германии в Затцгиттер (ваЬдМег) как общественная организация в 1980 г. Через 30 лет было создано около 400 Центров матерей по всей Германии, как правило, в форме общественных организаций, которые финансировались как из фонда членских взносов участников и доходов от оказываемых услуг, так и из денежных субсидий государства [5].

Научно обоснованная концепция Центра матерей стала ответом на потребности многих женщин в новых формах организаций, где возможно их совместное нахождение с ребенком, а разнообразные способности и умения женщин могут найти свое применение при условии оплаты их труда. По нашему мнению, Центры матерей стали эффективной социально-педагогической моделью развития социально-политических компетенций женщин.

Концепция Центра матерей включает в себя ряд принципиально значимых аспектов.

В первую очередь она направлена на самоорганизацию и развитие компетенций матерей. Вместо консультаций им в распоряжение предоставляется социальное пространство, в котором можно реализовать свои компетенции и профессиональный потенциал [5].

В деятельности Центра матерей активно осуществляется принцип «обучение через действие». Образовательные процессы здесь организованы в русле соответствующего педагогического метода, то есть предполагается обучение через практическую деятельность в повседневной жизни Центра матерей, а не только в рамках системы обучающих курсов. В то же время в Центр регулярно приглашаются профессиональные психологи и другие специалисты в рамках исполнения определенных проектов (например, по интеграции мигрантов с детьми).

Концепция предполагает низкий уровень барьеров для активного участия в деятельности Центра матерей: достаточно записаться и прийти в центр, чтобы можно было оставить ребенка на время в детской разновозрастной группе. Кроме того, оказывается практическая поддержка матерям посредством консультаций по вопросам воспитания.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 153

Воспитание детей в разновозрастных группах дает свой положительный эффект. В Центрах матерей дети оказываются на продолжительное время в ситуации совместного пребывания с другими детьми и взрослыми, а не воспитываются только в «изолированных семейных стенах».

Для участниц, берущих на себя выполнение каких-либо долгосрочных трудовых функций в Центре (работа в кафе для мам, сопровождение детской группы, бухгалтерия, проведение консультаций и др.), предусмотрена оплата их работы на платной основе. В то же время многие разовые функции выполняются бесплатно [6].

Включение матерей в общественную жизнь происходит через представление их интересов в местных органах власти. Полученные в Центре социально-политические компетенции женщины могут реализовать, принимая активное участие в управлении на муниципальном уровне и отстаивая интересы матерей и детей (советы, комиссии, экспертные группы).

Для того чтобы модель Центра матерей работала эффективно, организаторам таких центров следует найти баланс при управлении и не перейти к иерархической системе управления.

В большинстве немецких земель действуют региональные организации по поддержке Центров матерей. На общенациональном уровне существует также головная организация, которая в первую очередь занимается лоббистской деятельностью, презентуя деятельность разных центров и проводя семинары по обмену опытом. Членство в федеральной или региональных организациях добровольное, и каждый центр сам определяет свою позицию. Центры никак не объединены в иерархическую структуру.

В Центрах матерей особую популярность получил американский метод развития лидерства ^еас1ег8Ыр-8ирро|1-Ме^ос1е), ставший действенным инструментом для установления каждодневного общения женщин внутри организации [7].

В современном обществе женщинам часто приходится встречаться с такими явлениями, как негативизм, демотивация, снижение самооценки. В начале 1980-х годов метод лидерства был разработан Национальным Конгрессом женщин округов в Бруклине и Нью-Йорке (США). С его помощью женщины могут целенаправленно развивать лидерские компетенции из своего округа (района проживания). Часто это происходит без специальных тренингов в результате каждодневной коммуникации и совместной деятельности.

Благодаря методу лидерства женщины в Центре матерей учатся поддерживать друг друга, доверять своим мыслям, чувствам и поступкам. В каждодневной деятельности у них развивается понимание собственного потенциала, своих социально-политических компетенций и лидерских качеств. Метод помогает женщинам установить связь между личностью и целым (окружением, политиками), поскольку учит брать на себя ответственность и поддерживает принципы коллегиального управления.

Можно предположить, что применение данного метода является одной из причин, почему 57% немецких женщин, посещающих Центры, активно участвуют в локальных общественно-политических процессах.

154 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

При анализе опыта Германии возникает естественный вопрос о возможности его дальнейшего использования для развития социально-политических компетенций женщин в России. Модель Центра матерей возникла и эффективно реализуется в условиях немецкой культуры, имеющей двухсотлетние традиции становления и развития общественных организаций. В настоящее время в России создан единственный Центр матерей по немецкой модели (г. Пушкино Московской области, 2006 г.), однако процесс адаптации и трансфера (управляемого переноса) социальной инновации представляет собой отдельную научную проблему.

Для научно обоснованного использования данной модели в России требуется дальнейшее социологическое исследование, направленное на выявление условий трансфера модели Центра матерей в российский социокультурный контекст. Цель исследования - определение представлений, желаний и ожиданий российских женщин с маленькими детьми относительно участия в деятельности женских общественных организаций и развития их социально-политических компетенций.

Библиографический список

1. Gensicke T. Bürgerschaftliches Engagement in Deutschland // Aus Politik und Zeitgeschichte. 2006. Heft 12.

2. Gensicke T. Hauptbericht des Freiwilligensurveys. Ergebnisse der repraesentativen Trenderhebung zu Ehrenamt, Freiwilligenarbeit und Buergerschaftlichem Engagement / Bundesministeriums fuer Familie, Senioren, Frauen und Jugend, 2010.

3. Zukunftsprogramm Mehrgenerationshfluser / Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend. Rostock, 2011.

4. Jaeckel M. Soziale Innovation durch Forschung - das Beispiel «Mütterzentrum». München, 1998.

5. Brümmer H. Die Rückkehr des Lebens in die Öffentlichkeit: zur Aktualität von Mütterzentren. Neuwied: Luchterhand, 2000.

6. Diller A. Familie im Zentrum. Kinderfördernde und elternunterstützende Einrichtungen - aktuelle Entwicklungslinien und Herausforderungen. München: Verl. Dt. Jugendinst, 2008.

7. Weskamp H. Leadership-Support-Methode: Frauen entdecken ihre Führungskompetenzen. Leitfaden. Dortmund, 2008.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.