Научная статья на тему 'Внедрение логистического сервиса в систему смешанных автомобильных перевозок'

Внедрение логистического сервиса в систему смешанных автомобильных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севрюгина Надежда Савельевна, Евтикова Елена Александровна, Полянский Алексей Владимирович

Дано обоснование концепции непрерывного повышения эффективности компаний автоперевозчивов. Выявлены проблемы, препятствующие непрерывному повышению эффективности компаний. Выполнен анализ потенциальных источников потерь в логистике компании. Дана характеристика видов сервисного обслуживания в системе «компания потребитель». Предложена модель оценки уровня логистического сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Севрюгина Надежда Савельевна, Евтикова Елена Александровна, Полянский Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение логистического сервиса в систему смешанных автомобильных перевозок»

18. Рыбкин Е.В. Модель комплексной оценки качества услуг объектов дорожного сервиса / Е.В. Рыбкин // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 2. - С. 86-94.

19. Серова Е.Ю. Обеспечение качественного придорожного обслуживания водителей и пассажиров на основе эффективной организации системы предприятий сервиса: автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.22.10 / Серова Е.Ю. - Волгоград, 2011. - 16 с.

20. Тахтамышев Х.М. Анализ закономерностей формирования сети автосервисов в малых городах / Х.М. Тахтамышев, П.В. Варуха // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств Материалы 3 Межд. науч. конф. - Пенза: ПГУАС, 2004. - Ч. 1. - С. 297-301.

21. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р. -Режим доступа: http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=13008

ВНЕДРЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА В СИСТЕМУ СМЕШАННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Севрюгина Надежда Савельевна, к.т.н., доцент, доцент кафедры Сервис и ремонт машин Евтикова Елена Александровна, бакалавр Полянский Алексей Владимирович, бакалавр Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

Дано обоснование концепции непрерывного повышения эффективности компаний автоперевозчивов. Выявлены проблемы, препятствующие непрерывному повышению эффективности компаний. Выполнен анализ потенциальных источников потерь в логистике компании. Дана характеристика видов сервисного обслуживания в системе «компания - потребитель». Предложена модель оценки уровня логистического сервиса.

Суть непрерывного совершенствования заключается в улучшении результативности деятельности компании. Совершенствования являются результатом незначительных, постепенных модификаций. Со временем постепенные улучшения воплощаются в передовую практику выполнения операций и процессов, а непрерывное совершенствование устраняет препятствия, возникающие в силу необходимости изменить управление компанией с учетом более крупных проектов, связанных с инженерным анализом. Это ключевой пункт концепции непрерывного повышения эффективности. Организации, не использующие данную концепцию, идут по пути реорганизации, реструктуризации, сокращения производства, что как показывает опыт относится к моделям разршения бизнеса, вместо создания единой системы, к ее разобщению.

Сфера автомобильных перевозок включает широкую номенклатуру логистических услуг и значительный диапазон, в котором они могут меняться, а также ряд других факторов подчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в области логистического обслуживания потребителей.

Потребитель при выборе поставщика принимает во внимание возможности последнего в области логистического сервиса, т.е. на конкурентоспособность поставщика влияет ассортимент и качество предлагаемых им сервисных услуг. С другой стороны, расширение сферы услуг сопряжено с дополнительными затратами.

Последовательность действий, которые позволяют сформировать систему логистического сервиса, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Алгоритм формирования системы логистического сервиса

Среди множества проблем, препятствующих непрерывному повышению эффективности, выделяют следующие:

1. Отсутствие модели для решения проблем, возникающих при реализации непрерывного совершенствования.

2. Нехватка времени и квалифицированного персонала для реализации данной концепции.

3. Нехватка дисциплины и корпоративной инфраструктуры для закрепления улучшений.

По сути логистический сервис близок по характеру к модели бережливого производства, которая базируется на устранении потерь и наращивании скорости и потока операций. Потери в логистике встречаются так же часто, как и в других функциональных областях компании, хотя они и не так заметны, учитывая масштабы логистических операций.

Потенциальные источники потерь в логистике: запасы; транспортировка; складские помещения и оборудование; время; упаковка; управление; знания.

Сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру сервиса или по какому-либо иному признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование, определение стандартов услуг можно осуществить, проводя различные опросы и экспертные процедуры. Оценка оказываемых услуг осуществляется различными способами. Например, уровень надежности автоперевозки можно измерить долей поставленных в срок грузов.

Важным критерием, позволяющим оценить систему обслуживания как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического сервиса. Расчет данного показателя выполняют по следующей формуле:

m

P = —100%,

M (1) где т — уровень логистического сервиса;

М — количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;

С увеличением уровня сервиса затраты на сервис, естественно, возрастают, причем рост имеет нелинейный характер. Причина заключается в том, что субъект сервиса, т.е. лицо, оказывающее услуги, в первую очередь выполняет те виды, которые менее затратны.

Зависимость реакции эффективности деятельностти компании от уровня логистического сервиса выразается через потери части покупателей, вызванные ухудшением сервиса, кривая будет иметь два пороговых значения: min и max (Рис.2).

Рисунок 2 - Потери компании, вызванные ухудшением сервиса

Рост уровня сервиса сопровождается, с одной стороны, повышением расходов на сервис, а с другой — ростом объема продаж и, соответственно, ростом доходов. Задача службы логистики заключается в поиске оптимальной величины уровня сервиса. Убыточность перевозок при низких

значениях логистического сервиса возникает при неэффективности одного из видов услуг. Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую, отражающую поведение затрат и дохода в зависимости от изменения уровня сервиса

Для оценки качества логистического сервиса применяют следующие критерии: надежность поставки; полное время от получения заказа до поставки партии товаров; гибкость поставки; наличие запасов на складе поставщика; возможность предоставления кредитов, а также ряд других.

Надежность поставки — это способность поставщика соблюдать обусловленные договором поставки сроки в установленных пределах. Надежность поставки определяется надежностью соблюдения сроков выполнения отдельных видов работ, которые включает в себя процесс поставки.

Существенным фактором, влияющим на надежность поставки, является наличие предусмотренных договором обязательств (гарантий), в силу которых поставщик несет ответственность в случае нарушения сроков поставки.

Полное время от получения заказа до поставки партии товаров, которое включает в себя время: оформления заказа; изготовления (это время добавляется к сроку поставки, если заказанные товары сначала должны быть изготовлены); упаковки; отгрузки; доставки.

Гибкость поставки — означает способность поставляющей системы учитывать особые пожелания клиентов. Сюда относят: возможность изменения формы заказа; возможность изменения способа передачи заказа; возможность изменения вида тары и упаковки; возможность отзыва заявки на поставку; возможность получения клиентом информации о состоянии его заказа; отношение к жалобам при некомплектных поставках.

Сервисное обслуживание продукции представляет собой совокупность функций и видов деятельности всех подсистем предприятия, обеспечивающих связь «предприятие — потребитель» в разрезе каждого материального и информационного потока по показателям номенклатуры, качества, количества, цены, места и времени поставляемой продукции в соответствии с требованиями рынка. В качестве видов сервисного обслуживания выделяются:

1. Сервис удовлетворения потребительского спроса, представляющий собой комплексную характеристику уровня обслуживания потребителей.

2. Сервис оказания услуг производственного назначения охватывает совокупность предлагаемых видов сервисного обслуживания, предоставляемых потребителю с момента заключения договора на покупку до момента поставки продукции.

3. Сервис послепродажного обслуживания включает совокупность предоставляемых услуг, необходимых для обеспечения эффективного функционирования продукции в существующих экономических условиях в течение всего предусмотренного жизненного цикла продукции

4. Сервис информационного обслуживания характеризуется совокупностью информации, предоставляемой потребителю о продукции и ее обслуживании, технических средствах, используемых для обработки и передачи информации.

5. Сервис финансово-кредитного обслуживания представляет собой совокупность всевозможных вариантов оплаты продукции, систему скидок и льгот, предоставляемую потребителям.

Виды сервисного обслуживания продукции характеризуются достаточно большим кругом показателей, которые можно объединить в группы по следующим критериям: номенклатура и количество, качество, время, цена, надежность предоставления сервиса (по показателям качества, времени и количества).

Выводы. Для эффективной работы предприятий в сфере перевозок грузов обоснован механизм внедрения логистического сервиса. Рассмотрены потенциальные источники потерь в логистике. Дана характеристика сервисного обслуживания по видам: удовлетворения потребительского спроса, оказания услуг производственного назначения, послепродажного, информационного и финансово-кредитного обслуживания. Предложено компаниям автоперевозчиков внедрить систему оценки логистического сервиса, как показателя эффективности экономической деятельности.

Список литературы

1. Беленов О. Н. Конкурентоспособность стран и регионов: учебное пособие / О. Н. Беленов, А. А. Анучин. - М.: КНОРУС, 2011. - 144 с.

2. Венцель Е. С. Эргономические характеристики технологических машин как факторы оценки эффективности системы «человек-машина-среда» / Е.С. Венцель, Н.С. Севрюгина, Е.А. Волков. // Вестник Харьковского Национального Автомобильно-Дорожного Университета. - 2013. - № 63. С. 26-30.

3. Волков Е. А. Изучение эргономических характеристик технологических машин как фактора оценки эффективности системы «человек — машина — среда» / Е.А. Волков. // Безопасность труда в промышленности. - 2013. - № 6. С. 32-34.

4. Волков Е. А. Оценка эффективности систем управления спецтехники и психофизические возможности оператора / Е.А. Волков, Т.В. Кочкина. // В сборнике: Актуальные вопросы инновационного развития транспортного комплекса. Материалы 3- ей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Н. Новикова. - 2013. С. 232- 235.

5. Глаголев С. Н. Кластерный анализ и его использование в вопросах развития придорожного сервиса на примере Белгородской области / С.Н. Глаголев, Н.С. Севрюгина, А.А. Конев // Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инновационного развития транспортного комплекса» / Госуниверситет - УНИК. Орел, 2013. - С. 206-210.

6. Глаголев С.Н. Математическая модель эффективности развития территорий региона при формировании кластеров придорожного сервиса / С.Н. Глаголев, Н.С. Севрюгина, Н.В. Козлова, А.А. Конев // Мир транспорта и технологических машин. - 2013. - №3(42). С.121-125.

7. Глаголев С.Н. Методика комплексной оценки качества сервисных услуг автомобильного транспорта на примере Белгородского региона / С.Н. Глаголев, А.А. Конев // Автотранспортное предприятие. - 2013. - №8. - С. 45-49.

8. Глаголев С.Н. Формирование придорожных сервисных комплексов как компонента транспортно-логистического кластера в общей системе инновационного развития региона / С.Н. Глаголев, Н.С. Севрюгина, Н.В. Козлова, А.А. Конев // Автотранспортное предприятие. - 2012. - №11. С.42-44.

9. Глаголев С.Н. Эффективность функционирования системы «владелец-автомобиль-сервис» как результат выбора ее акцентируемой компоненты / С.Н. Глаголев, Н.С. Севрюгина, // Автомобильная промышленность. - 2012. - №6. С.10-11.

10. Конев А. А. Инновационные кластеры как модель прорыва взаимодействия различных структур дорожной отрасли / А.А. Конев, А.С. Корнеев. // В сборнике: Эффективные материалы, технологии, машины и оборудование для строительства и эксплуатации современных транспортных сооружений. Сборник докладов международной научно-практической конференции. - 2009. С. 163-166.

11. Конев А. А. Самообслуживание в сфере автомобильного сервиса / А. А. Конев// Наука промышленности и сервису. - 2012. - № 7. С. 502-503.

12. Лаврушина Е. М. Платные дороги для грузовиков новая система налогообложения, получившее название «Платон» / Е.М. Лаврушина, Н.А. Кузькина, Н.С. Севрюгина. // В сборнике: Современные материалы, техника и технология. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А-. 2015. С. 80-83.

13. Севрюгина Н.С. Транспортные средства и вариационная трактовка развития их разнообразия / Н.С. Севрюгина. // Современные материалы, техника и технологии. -2015. - № 3 (3). С. 222-226.

14. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=13008

15. Kozlova N.V.Conceptual approaches to the mechanism of the formation of the model of the recreational territorial zoning / N.V. Kozlova, N.S. Sevryugina, E.D. Schetinina /World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 25. № 1. С. 78-82.

16. Saaty T. L., Vargas L. G. The Logic of Priorities: Applications in Business, Energy, Health and Transportation. Boston, 1982. 299 p.

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ) В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Смирнова Ольга Павловна, аспирант Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Реформы конца 80-х и начала 90-х годов, последующий кризис и снижение уровня политико-экономического авторитета страны на мировой арене поставили под угрозу не только экономическую безопасность, но и в целом национальную безопасность России.

До начала экономических преобразований проблемы экономической и национальной безопасности страны были предметом рассмотрения в основном западных специалистов. Российские исследователи обратились к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.