Научная статья на тему 'Транспортная составляющая логистики зарубежных компаний'

Транспортная составляющая логистики зарубежных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1704
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТРАНСПОРТЕ / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ / TRANSPORT / INFORMATION TECHNOLOGY / MERCHANDISING / TRANSPORTATION LOGISTICS / TECHNOLOGICAL ADVANCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демихов В.Ю.

Рассматривается роль транспорта в логистических системах зарубежных компаний, научно-технические достижения в транспортной отрасли, влияющие на повышение эффективности логистических операций, мультимодальные, интермодальные, трансмодальные перевозки, проблемы дерегулирования транспортных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSPORT COMPONENT OF LOGISTICS FOREIGN COMPANIES

Examines the role of transport in logistics systems of foreign companies, scientific and technical achievements in the transport sector, affecting the efficiency of logistics operations, multimodal, intermodal, transmodalnye transport problems of deregulation of transportation industries.

Текст научной работы на тему «Транспортная составляющая логистики зарубежных компаний»

ТРАНСПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛОГИСТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ

КОМПАНИЙ

Демихов В.Ю.

Рассматривается роль транспорта в логистических системах зарубежных компаний, научно-технические достижения в транспортной отрасли, влияющие на повышение эффективности логистических операций, мультимодальные, интермодальные, трансмодальные перевозки, проблемы дерегулирования транспортных отраслей.

Ключевые слова: транспортная логистика, научно-технический прогресс, информационные технологии на транспорте, товародвижение.

THE TRANSPORT COMPONENT OF LOGISTICS FOREIGN COMPANIES

Demikhov B.

Examines the role of transport in logistics systems of foreign companies, scientific and technical achievements in the transport sector, affecting the efficiency of logistics operations, multimodal, intermodal, transmodalnye transport problems of deregulation of transportation industries.

Keywords: transportation logistics, technological advances, information technology, transport, merchandising.

Исследование эволюции логистических систем зарубежных компаний показывает, что они, как правило, проходят в своем развитии три стадии. Первая стадия - это структура традиционного плана, когда функции логистики касаются только организации доставки готовой продукции данной компании в розничную сеть. Операции по логистике касаются только транспортировки, частично - управления материальным потоком и контроля за расходами. На этой стадии укрепление позиций компании на рынке происходит только благодаря постоянному присутствию товара в розничной сети или снижению расходов по его доставке.

Вторая стадия - это когда в задачу отдела логистики компании, помимо уже перечисленных функций, начинает входить логистическое обслуживание клиентуры, организация хранения на собственных складах, рационализация управления запасами. На данном этапе логистический отдел занимается организацией поставок сырья на свое предприятие и полностью контролирует процесс доставки товаров по заказам клиентуры.

Третья стадия - это полный набор логистических действий, включая построение логистических систем; участие в планировании производства и прогнозировании продаж; организация закупок и поставок сырья и полуфабрикатов на предприятие; организация поставок товаров за рубеж. Как правило, на этой стадии происходит объединение всех логистических операций, как по доставке сырья и полуфабрикатов, так и по поставкам готовой продукции в розничную сеть. Таким образом, происходит усложнение логистических функций, их расширение, на каждой стадии важную роль играет транспортная составляющая логисти-

В начале 2000-х гг. 42% американских и канадских компаний находились на первой стадии осуществления логистических операций; 38% - на второй; 20% - на третьей. На первой стадии отдел логистики зарубежной компании, как правило, выполняет 10 функций, на стадии 2 - 17 и на 3 - 21 функцию.

При традиционной организации логистические функции, как правило, распылены между различными подразделениями. Так, вопросы управления запасами могут быть сосредоточены в финансовой службе, поставки сырья - в департаменте, ведающем производством. На этот же отдел могут быть возложены функции транспортировки и складирования готовой продукции.

На первой стадии логистические функции начинают объединяться в организационные подсистемы, функционирующие в рамках крупных департаментов. На второй стадии в компании создается специальный департамент по логистике, который объединяет большинство логистических операций. На третьей стадии в компании создается должность вице-президента по логистике, который сосредотачивает в своих руках все управление логистическими операциями.

В настоящее время в вопросах построения логистических организационных структур зарубежных компаний намечаются сдвиги, связанные с переходом от вертикальных структур к горизонтальным. При вертикальной структуре главе компании подчиняются функциональные подразделения: производства, маркетинга, финансов, исследовательский и др. При горизонталь-

ной структуре в рамках компании создаются функциональные направления, например такие как, получения и исполнения заказов; логистических операций; коммерциализации и технологий. Иными словами осуществляется переход от управления функциональными структурами к управлению логистическими процессами.

Анализ деятельности логистических систем зарубежных компаний показывает, что основные элементы комплекса товародвижения, как деятельности по планированию, осуществлению, контролю за перемещением товаров, услуг, информации от мест происхождения к места использования с целью удовлетворения нужд потребителей, включает транспортировку, на которую приходится около 40-45% издержек товародвижения, складирование - 2025%, поддержание запасов - 10%, получение и отгрузку товаров - 6%, упаковку - 5%, административные расходы - 4%, обработку заказов - 3%. Таким образом, транспорт играет большую роль в логистических системах зарубежных компаний.

Транспортные операции и на внутренних, и на внешних рынках отличаются сложностью, что отражает большие расстояния и большее число участников процесса транспортировки. На уровне логистического менеджмента управление транспортной инфраструктурой включает несколько важных этапов: выбор способа транспортировки, выбор видов транспорта, выбор транспортных средств, выбор перевозчиков и логистических партнеров по транспортировке, оптимизацию параметров транспортного процесса в логистических системах.

Важность транспортной составляющей логистических систем зарубежных компаний заключается в том, что в современных условиях она существенно влияет на стратегию и тактику создания устойчивых макрологистических и микрологистических систем, связывающих различные бизнес структуры, в том числе на глобальном уровне на основе разделения труда, партнерства и кооперирования. Существенное значение для развития логистической транспортной инфраструктуры имеют процессы дерегулирования, проводимые многими зарубежными странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных экономических отношений, создание новых транспортных коридоров, новый подход к маршрутиризации транспорта.

Особое значение имеет развитие глобальных транспортных логистических систем. К основным критериям при выборе способа перевозки и вида транспорта на глобальном уровне относятся минимальные затраты на транспортировку, заданное время доставки и транзита грузов, максимальная надежность и безопасность, минимальные затраты, связанные с ущербом запасов в пути, мощность и доступность вида транспорта, продуктовая дифференциация.

В затраты на транспортировку входят транспортные тарифы за перевозку определенного объема груза и выполнение определенного вида транспортной работы, затраты, связанные с транс-портно-эксплуатационными операциями, погрузкой, разгрузкой, затариванием, перегрузкой, сортировкой, то есть логистическими операциями физического распределения, сопровождающими

транспортировку грузов. Как правило, транспортные затраты наряду со временем доставки являются основными критериями выбора вида транспорта и способа перевозки.

Оценка перевозчиков на современном этапе развития зарубежных транспортных логистических систем превратилась в сложную и важную задачу. Сложность объясняется тем, что при выборе подходящего перевозчика нужно учитывать множество факторов. Сравнительный анализ перевозчиков требует выработки определенных критериев, которые могли бы служить основанием для выбора, причем эти критерии должны отвечать запросам скорее грузополучателя, а не грузоотправителя. При выборе перевозчика учитываются следующие факторы: транспортные расходы, транзитное время (время транспортировки груза), надежность (стабильность), технические и сервисные возможности, доступность, безопасность.

Низкие тарифные ставки весьма желательны, однако никогда нельзя упускать из виду общий уровень логистических издержек, который зависит и от таких факторов, как условия использования вспомогательного оборудования, готовность принимать претензии и отвечать на них, организация погрузоч-но-разгрузочных работ, учет грузов и т.п.

Продолжительность транзитного времени (времени пребывания грузов в пути) - важный критерий оценки качества перевозчика, поскольку напрямую влияет на объем запасов. Перевозчики и виды транспорта, обеспечивающие более быструю доставку, заслуживают и более высокой оценки. Надежность транспортировки - это критерий, тесно связанный с продолжительностью транзитного времени, и характеризует он способность перевозчика соблюдать договорные сроки доставки. Если время доставки не отличается стабильностью и предсказуемостью, при любой скорости отправки груза поставщиком возникнут проблемы с запасами. Если перевозчик не в состоянии выполнять принятые на себя обязательства по бесперебойности доставки, грузоотправитель неизбежно столкнется с сокращением объемов продаж и простоем производственных линий. Задача менеджера - найти перевозчиков, которые превосходят других в надежности и бесперебойности доставки.

Еще один критерий оценки - наличие технических и сервисных возможностей. Технические возможности определяются способностью предоставлять специализированные транспортные средства, в частности, для перевозки продуктов, требующих особого температурного режима, насыпных и навалочных грузов; транспортные средства с особым механизмом разгрузки по типу самосвала и т.п. Сервисные возможности предполагают составление графиков доставки и проведение расчетов за транспортировку посредством электронного обмена данными, отслеживание грузопотоков и местонахождения транспортных средств в пути, хранение и консолидацию грузовых отправок.

Следующий критерий - доступность перевозчика для грузоотправителей и грузополучателей. Доступность обычно не составляет проблемы, когда речь идет об автомобильном транспорте, но с другими видами транспорта дело обстоит сложнее. Особые трудности вызывает организация доставки продукции от исходного отправителя в аэропорт или на железнодорожную станцию, в порт или на принимающую станцию трубопровода. Проблема доступности стала сейчас менее острой в результате развития смешанных перевозок и с расширением предложения таких услуг. Но зато обострилась проблема доступности в «сквозных» или «совместных» транспортных операциях. Это объясняется удобством этих форм транспортировки. Соглашение о сквозной доставке снимает необходимость в переговорах с разными перевозчиками, каждый из которых принимает на себя только часть маршрута. Благодаря этому устраняется многократное дублирование перевозочных документов и упрощается задача отслеживания движения груза в пути.

И наконец, последний критерий - безопасность транспортировки, то есть способность перевозчика обеспечить сохранность груза (защиту от повреждения, утраты или воровства). Смежным критерием является способность перевозчика быстро отвечать на претензии в случае возникновения ущерба. Стало быть, при оценке безопасности следует учитывать как способность защитить груз, так и готовность возместить ущерб.

Возросшее предложение транспортных услуг и развитие технических и сервисных возможностей перевозчиков усложняют задачу их оценки и отбора. Если до проведения дерегулирова-

ния транспорта в зарубежных странах можно было ограничиться сопоставлением цен и набора услуг, то теперь приходится брать в расчет множество дополнительных факторов. Такой же сравнительный анализ пригоден для выбора способа транспортировки - с использованием единичного вида транспорта или их комбинации в смешанной перевозке.

Отслеживание доставки - это поиск утерянных или задержавшихся в пути грузов.

Выполнению функций по отслеживанию и экспедированию доставки очень помогает использование таких информационных технологий, как штриховое кодирование, электронные системы сбора и передачи информации о грузах в пути и спутниковая связь. Штрих-коды позволяют быстро и безошибочно считывать и передавать информацию, что облегчает задачу отслеживания грузов на промежуточных терминалах.

Таким образом, в большинстве логистических систем зарубежных компаний на транспортировку приходится значительная доля издержек. В связи с этим компании понимают необходимость проведения дальнейшего дерегулирования транспортных услуг на основе стандартизации и гибкости, что способствует развитию конкуренции. Дерегулирование снимает большинство ограничений, способствует расширению набора предлагаемых услуг, и, в конечном счете создает благоприятные условия для интеграции транспорта в единую стоимостную цепочку. Логистическим менеджерам нужно представлять себе не только сложившуюся экономику транспорта и историю ценообразования в отрасли, но и их перспективы, чтобы суметь с выгодой воспользоваться новыми возможностями, в том числе для сокращения транспортных расходов. Именно такими путями, используя зарубежный опыт, следует развивать российскую транспортную инфраструктуру в логистических системах.

Доставка груза в точно назначенный срок по технологии «just in time» свидетельствует о надежности выбранных схем перевозки, перевозчиков и других логистических посредников. Выбирая соответствующий вид транспорта, логистические менеджеры учитывают показатели мощности и доступности в смысле провозных возможностей, технико-эксплуатационных показателей и пространственной доступности транспорта. Кроме того, важным условием выбора является обеспечение сохранности грузов в пути, требований стандартов качества груза, международных экологических требований.

В последнее время в сфере транспортной логистической инфраструктуры зарубежных компаний развивается практика все большего количества перевозок, осуществляемых одним оператором из одного диспетчерского центра и по одному транспортному документу - мультимодальных, интермодальных, трансмодальных, комбинированных, смешанных. Интермодальной, или интегрированной, принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», несколькими видами транспорта, при которой один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения, в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов. Мультимодальной перевозкой называется перевозка, при которой лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования, независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа. Смешанная перевозка грузов обычно осуществляется двумя видами транспорта, комбинированная -включает большее число видов транспорта.

Большое значение в транспортных перевозках в рамках логистических систем имеет информационная поддержка транспортного процесса, использование современных международных стандартов электронного обмена данными, развитие безбумажного электронного документооборота. Ключевую роль для транспортировки играют международные телекоммуникационные сети коммерческого и некоммерческого характера, спутниковые системы связи и навигации для транспортных средств.

Современная технология транспортировки связана с использованием в логистических системах грузовых терминалов и терминальных комплексов. Значение этого вида транспортировки в логистических системах возрастает, что обусловлено интегрированием в нем большего числа логистических функций.

В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, крупные транспортно-экспедиторские фирмы или

операторы различных видов транспорта, использующие универсальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы для различных способов перевозок.

В последнее время происходит возрастание роли глобальных логистических сетей и усложнение роли транспорта в них, Современные тенденции формирования транспортных комплексов в инфраструктуре зарубежных компаний находятся под воздействием фактора глобализации мировой экономики.

Необходимо отметить важность анализа возможностей и необходимости использования богатого зарубежного логистического опыта для совершенствования транспортной инфраструктуры в России. Эти вопросы имеют большое значение как для решения внутренних отраслевых транспортных и народнохозяйственных проблем России, так и для интегрирования российской экономики в мировое хозяйство. В настоящее время продолжает оставаться сложным вопрос о вступлении России в ВТО. Это противоречивый процесс, в котором важно учесть интересы всех отраслей, в том числе и транспортных.

От вступления в ВТО может выиграть российское население, которое должно получить дешевые товары. Негативное воздействие вступления будут ощущать отдельные отрасли промышленности, особенно те, для которых характерна высокая степень передела. Этим отраслям в условиях отсутствия протекционистской таможенной политики придется выдерживать конкуренцию с зарубежными производителями.

Особенно может пострадать транспорт. Транспортные расходы являются одним из ключевых факторов для конкурентоспособности российских товаров. Российская экономика в прежние годы ориентировалась на внутренний спрос, поэтому в основном экономические объекты размещались на больших расстояниях - примерно в 3000 км - от внешних границ России и от главных портов. Поэтому транспортная составляющая у большинства грузов, перевозимых по территории России, равна 70%.

Кроме того, при вступлении в ВТО могут существенно увеличиться экспортно-импортные потоки, что расширит нагрузку на транспортную инфраструктуру. Поэтому России, как и другим странам, расширяющим отношения с ВТО, необходимо усилить внимание к вопросам развития транспортных систем. Так, Китай, который в конце 2001 года стал членом ВТО, перед вступлением принял программу, направленную на развитие железнодорожного транспорта, включающую выделение крупных инвестиций на создание международных транспортных центров и сетей, которые станут важными связующими звеньями между Китаем, Средней Азией и Европой. Вступление Китая в ВТО привело к резкому увеличению грузовых и пассажирских потоков на международных железнодорожных маршрутах, поэтому был проведен ремонт железнодорожных линий, в эти отрасли пошли прямые инвестиции.

Узбекистан, начиная процедуру переговоров с ВТО о вступлении, также стал сразу развивать транспортную инфраструктуру, приступил к инвестированию средств в строительство автомобильных дорог, развитие железных дорог и авиационную промышленность.

Реформа российского железнодорожного транспорта должна постепенно создать условия для увеличения притока частного капитала в отрасль.

Сложная ситуация наблюдается в российской авиационной транспортной отрасли. В России практически отсутствуют лизинговые схемы, медленно обновляется парк, в который вливаются бывшие в употреблении самолеты, а не новые машины. Россия, имея широкие потенциальные возможности по увеличению загрузки парка, могла бы принять на себя значительные объемы транзитных грузовых и пассажирских потоков, что весьма удобно в силу ее географического положения.

Развитие трансполярного транспортного коридора, сокращающего расходы отправителей грузов на десятки процентов, сдерживается отсутствием необходимой инфраструктуры.

В зарубежных странах транспортные инфраструктурные проекты реализуются за счет и государственных, и частных средств. Чаще всего они реализуются при государственной поддержке, в механизм которой обычно входят: прямые субсидии, налоговые кредиты, освобождение от налогов, сдача объектов в аренду, концессии. При этом важным является законодательная поддержка инфраструктуры. Так, главным при разработке и реализации таможенных правил нового Таможенного кодекса являются следу-

ющие задачи: упрощение процедуры оформления грузов и ее ускорение, стандартизация этого процесса, унификация таможенного оформления, соответствующая практике всех зарубежных стран, ускорение внедрения информационного обеспечения таможенных и транспортных отношений, что особенно актуально в свете возможного вступления России в ВТО.

Таким образом, перед транспортными отраслями и компаниями России стоят серьезные задачи, которые можно решить, основываясь на позициях зарубежного опыта путем повышения научно-технического уровня, инноваций, расширения и углубления информационного обеспечения транспортных отраслей, дерегулирования и реструктуризации.

Литература:

1. Основы логистики. Под ред. М.Б. Миротина, В.И. Сергеева. ИНФРА-М, 2005.

2. Bowerson D.G. The strategic benefits of logistics alliances. NY, 2004.

3. Peterson W. Regulation of transport. NY, 2005.

4. Moody's transportation manual. NY, 2005.

5. Raymond P. Contemporary transportation. NY, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.