<^иеёымрм/н, ЕВгений И/Ва/ноВшч
ОсноВные понятия об интермодальной тра/нспортноглогистической системе страны и региона
В статье проведен сравнительный анализ зарубежного и российского опыта комплексного развития региональных транспортно-логистических систем. Автор считает, что основополагающими элементами логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров являются интермодальные транспортно-логистические комплексы (ИТЛК). Обоснована экономическая перспективность сооружения ИТЛК в узлах транспортной сети российских регионов для обеспечения функции логистических транспортно-распределительных центров на основе формирования единой системы организационно-экономического, информационного и нормативно-правового обеспечения управления системой грузо- и товародвижения.
Транспорт, логистика, экономика, регион, инфраструктура, эффективность, конкурентоспособность, интеграция, инновации, интермодальные комплексы
Г- ффективность транспортно-логистической системы - необходимое условие
Г ^ капитализации естественно-географических достоинств транзитных маршрутов определенной страны или ее региона [1]. А В соответствии с решением Критской конференции по вопросам развития
У У Трансъевропейской сети определена система приоритетных международных транспортных коридоров (МТК), которая включает в себя девять европейских транспортных коридоров, три из которых (№1, №2 и №9) проходят по территории России и используют российские транспортные коммуникации.
Поэтому в последние 5-7 лет в России наблюдается повышенная активность в сооружении транспортно-логистических терминалов различного назначения, размера и качества крупными государственными и негосударственными предприятиями, заинтересованными в создании собственных эффективных систем производственной логистики. Особенно быстрыми темпами строят собственные терминалы компании, ориентирующиеся на международное сотрудничество, а также фирмы, созданные с иностранным участием. Но это строительство в основном является автономным, стихийным, не обеспечивает максимальную эффективность и конкурентоспособность соответствующей региональной экономики в национальной и международной экономике (не с точки зрения воздействия на нее различных факторов мирового рынка, а с позиции реализации преимуществ внутренней системы товародвижения), так как не оптимизировано в рамках логистической системы континента, не синхронизировано с ее количественным и качественным инновационным развитием.
Становление рыночной экономики, развитие предпринимательства в России и расширение внешнеэкономических связей вызывают повышенные требования к внедрению инновационных технологий в организацию междугородных и международных грузовых перевозок, и обуславливают переход на логистические принципы товародвижения [2].
Экономическая логистика является потоковой концепцией товародвижения - процесса перемещения товара от производителя к потребителю, включая как физическое движение, так и все виды сопутствующего информационного, финансового, правового и другого обеспечения товарных сделок и переходов прав собственности. В современных условиях "рынка покупателя" способ предоставления товара потребителю становится одним из элементов ценности самого товара и фактором его преимущества (или недостатка) среди аналогичных товаров на рынке. Система товародвижения в современных условиях становится элементом конкурентоспособности на рынке как самого товара, так и его производителя (продавца).
О ¡□С
О ^
К
^
¡□С >
О ■п К
¡=1
•по
>■
ьа о
л 1
о
м
•<
ей И
К
о
ас ££
к ё
о щ
о
м
С макроэкономической точки зрения система товародвижения выступает в качестве элемента рыночной инфраструктуры национальной и международной экономики. Развитие современной системы товародвижения невозможно без взаимодействия различных способов доставки груза и многообразного конфигурирования транспортно-складских цепочек. Особенно остро необходимость этого взаимодействия проявляется в современных условиях возрастающего внешнеторгового оборота и расширения внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, неуклонного роста экспортно-импортных перевозок грузов.
Организационным механизмом реализации сложноструктурированных транспортно-складских технологий процессов товародвижения выступает экспедиторская деятельность. Логистизация этой деятельности способна повысить эффективность действия всей системы товародвижения, а следовательно, и обеспечить преимущества функционирования национальной экономики как самостоятельной товаропроизводящей системы, стать важным фактором ее конкурентоспособности на мировом рынке (подчеркнем еще раз - не с точки зрения воздействия на нее различных факторов мирового рынка, а с позиции реализации преимуществ внутренней системы товародвижения).
В указанных условиях важное экономическое значение приобретают интермодальные перевозки по проходящим через территорию страны международным транспортным коридорам. Отличительными особенностями интермодальных перевозок является то, что они основаны на комбинации нескольких видов транспорта и на функционировании особого организационного механизма - единого оператора, реализующего технологию доставки груза "от двери до двери" при единой ответственности за весь перевозочный процесс.
Однако в России, несмотря на широту научно-практических исследований логистической деятельности как отрасли, не была рассмотрена с учетом зарубежного опыта концепция современной системы интермодальных транспортно-логистических комплексов (ИТЛК), ее отдельных элементов, связей и закономерностей эффективного функционирования на уровне регионов России и в стране в целом, в том числе - на примере разработки концепции регионального ИТЛК международного класса.
В связи с изложенным, актуальной является постановка следующих научно-практических задач:
- рассмотреть и адаптировать систему основных отраслевых понятий об интермодальных транспортно-логистических перевозках за рубежом применительно к экономическим условиям регионов России;
- провести анализ экономических и управленческих предпосылок развития системы ИТЛК в регионе;
- предложить меры по повышению эффективности ИТЛК в регионе;
- изучить практические аспекты реализации стратегии создания ИТЛК в регионе на примере разработки типовой концепции функционирования и управления.
Смешанной перевозкой называется транспортировка грузовой партии от пункта отправления до пункта назначения, когда для процесса перемещения используется более одного вида транспорта. Может осуществляться как при участии предприятий транспортной инфраструктуры (портов, аэропортов, терминалов), так и без них, когда груз последовательно передается от перевозчика одного вида транспорта перевозчику другого [3].
В России взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).
Наиболее эффективной разновидностью смешанных перевозок грузов являются прямые смешанные перевозки, за рубежом они первоначально получили наименование «комбинированных», или «мультимодальных». С развитием глобализационных процессов экономики и выходом на новые уровни взаимоотношений и ответственности, понятие «смешанные перевозки» утратило свою актуальность, рынку требовалось более глубокое понимание всего процесса при организации международных перевозок. Не имея четких, общепринятых понятий,
г
регионы начали использовать собственную терминологию. Таким образом, мировая транспортная система получила целый ряд понятий, описывающих одни и те же процессы транспортировки, тем самым уменьшая доверие к данному определению среди заинтересованных организаций. На сегодняшний день очень часто встречаются предложения участников транспортного рынка в организации «интермодальных», «мультимодальных» или комбинированных перевозок. И порой под проданной (осуществленной) перевозкой скрывается не то значение (действие), которое было озвучено. Поэтому очевидным становится тот факт, что большинство представителей транспортно-экспедиционного рынка, предлагая услуги разновидностей смешанных перевозок, порой сами до конца не осознают истинного значения, а значит, круга обязанностей сторон данных перевозок. И тем более, все эти тонкости до конца не знает потребитель транспортных услуг, что впоследствии приводит к невыполнению или к неполному выполнению принятых на себя обязательств обеими сторонами процесса и негативно влияет на дальнейшее сотрудничество в частности и продуктивное развития рынка в целом.
Таким образом, в современной международной практике:
- «смешанный (комбинированный) транспорт или перевозка грузов в смешанном сообщении (Intermodal transport, combined transportation, multimodal transport)» - использование при перевозке грузов (чаще всего генеральных) различных видов транспорта - морского, речного, железнодорожного, воздушного, автомобильного и обеспечение транспортировки по всей транспортной цепи. Если из указанных видов транспорта, по меньшей мере, два являются международными, то такая перевозка считается смешанной международной;
- «интермодальная перевозка» - система смешанной доставки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с их перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца;
- «комбинированная перевозка» - интермодальная перевозка, в рамках которой большая часть рейса приходится на железные дороги, внутренний водный или морской транспорт;
- «мультимодальная (трансмодальная) перевозка» - интермодальная перевозка, при которой лицо, организующее ее, несет ответственность на всем пути следования, независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.
Наиболее распространены автогрузоперевозки. Посредством специализированных автомобилей происходит транспортировка различных видов груза. Существуют разные виды автомобильного транспорта, предназначенные для того или иного вида грузов:
- микроавтобусы, способные перевезти небольшое количество груза;
- изотермические машины и рефрижераторы, обеспечивающие сохранность скоропортящихся продуктов и медикаментов,
- зерновозы, специализирующиеся, соответственно, на перевозке зерна,
- цистерны, отвечающие за сохранность жидкого и сыпучего груза,
- специализированные низкорамные автомобили для перевозки крупногабаритного груза и т.д.
Недостатком этого вида транспорта является его зависимость от качества и состояния дорог, влияющего на скорость доставки. Преимуществом является возможность доставки «до порога». Как правило, автомобильные перевозки «подключают» дополнительно к основному виду перевозок, если речь идет о транспортировке груза на дальние расстояния.
На большие расстояния принято транспортировать грузы авиа, железнодорожным или водным видами транспорта.
Авиаперевозка, безусловно, самый быстрый способ отправления грузов, но из-за высокой стоимости перевозки и ограничения по габаритам и весу груза прибегают к этому виду транспортировки достаточно редко по сравнению с прочими.
Водные виды транспорта возможны только при наличии водных артерий, преимуществом является возможность транспортировать объемные, крупногабаритные грузы. Особенно следует отметить водный транспорт при межконтинентальных перевозках - это единственный способ транспортировки больших грузов. Скорость этого вида транспорта наименьшая среди всех возможностей грузоперевозки.
^
О ffi
О
s s
и
¡ЗС->
О ■п S
И
•по
>■
bd О
л 1
о
м
•<
ей И
К
о
ас ££
к ё
о щ
о
м
Таким образом, железнодорожные перевозки являются самым «оптимальным» вариантом. Разветвленная сеть железнодорожного полотна, скорость, возможность масштабной и крупногабаритной загрузки, применение специализированного транспорта для перевозки самых различных видов грузов, позволяют железнодорожному транспорту создавать лучшие условия в соотношении всех параметров.
Одним из наиболее распространенных видов перевозки железнодорожным транспортом является контейнерная перевозка. Контейнер позволяет перевозить крупные партии товара, обеспечивать сохранность груза, обеспечивать безопасность перевозки опасных грузов.
Есть много разновидностей контейнеров:
- контейнеры с открытым верхом, используются для перевозки крупногабаритных грузов, которые сверху закрывают материей.
- танктейнер, так называемый, контейнер в виде цистерны и каркаса от обычного контейнера, для транспортировки жидкости;
- контейнер-реф, сокращение от рефрижератор, используются для перевозки скоропортящихся грузов;
- контейнеры со сменным корпусом, перевозимые на грузовиках или поездах, имеют легкую конструкцию и складные ножки под каркасом, что позволяет перемещать их без помощи подъемного оборудования.
Эти контейнерные системы можно перегружать с железнодорожного состава на специализированный автомобиль, совершая таким образом доставку «до дверей». Также крупные партии товара перевозят на паллетах, представляющих собой плоскую конструкцию, разработанную для поддержания товара в устойчивом положении. Паллету удобно погружать вилочным погрузчиком, подъемными кранами.
Интермодальные перевозки необходимо контролировать. Для лучшего контроля используют информационные системы, с помощью которых происходит исполнение заказа, его управление, контроль, планирование всего процесса. Информационные системы обмениваются данными, описывающими необходимость совершения того или иного вида операций по перевозке груза.
Логистические характеристики информационной системы, степень ее влияния на скорость перевозки грузов, позволяют улучшить конкурентоспособность компании и создать максимальный уровень комфорта клиенту, когда ему не о чем будет беспокоиться, кроме подписания бумаг и получения груза в целости и сохранности. Гарантии по доставке груза в целости и сохранности берет на себя оператор интермодальной сети, специализированная компания, осуществляющая перевозку груза интермодальным способом.
Современные операторы интермодальной сети используют такие информационные системы, которые позволяют отслеживать все этапы перевозки груза в режиме реального времени [4].
Завершить кратко перечисленную систему понятий об интермодальных грузоперевозках необходимо тем, что основными функциональными элементами региональных и международных транспортно-логистических систем, обеспечивающими скоординированное взаимодействие участников продвижения и обслуживания товароматериальных потоков, рассматриваемыми в качестве стратегических точек роста региональной экономики, являются интермодальные транспортно-логистические комплексы (ИТЛК).
Под ИТЛК понимается многофункциональный терминальный комплекс, сооружаемый в узлах транспортной сети на пересечении магистральных путей сообщения, гарантированно обеспечивающий потребителей комплексным транспортно-экспедиционным и логистическим сервисным обслуживанием на основе логистической координации и согласования экономических интересов участников транспортно-логистического процесса, интеграции товароматери-альных, информационных, сервисных и финансовых потоков.
Общими признаками, характерными для всех ИТЛК, являются:
- размещение на территории (или в непосредственной близости) транспортных узлов на пересечении магистральных путей сообщения;
- наличие нескольких видов транспорта, обслуживаемых ИТЛК, при совмещении техно-
логии грузопереработки;
- функциональная возможность загрузки, выгрузки, перегрузки, краткосрочного и долгосрочного хранения необходимого количества грузов различного состава с необходимой пропускной способностью;
- функционирование в составе ИТЛК транспортно-экспедиционных компаний - провайдеров логистических услуг, осуществляющих комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание потребителей;
- направленность деятельности ИТЛК на обеспечение максимального синергического эффекта на основе установления взаимовыгодных отношений между участниками транспорт-но-логистического процесса при максимальном удовлетворении требований потребителей по качеству и срокам обслуживания.
Из изложенного следует, что научно обоснованная стратегия инновационного развития региональной транспортно-логистической системы в рамках страновой и континентальной систем должна осуществляться по следующему алгоритму:
- определить естественную географическую принадлежность и потенциальную пригодность региона к трансконтинентальным и трансграничным логистическим маршрутам или только к внутренним (межрегиональным);
- определить соответствие сети региональных транспортных путей и узлов (в порядке приоритета - железнодорожных, автодорожных, водных, воздушных) технико-экономическим требованиям по пропускной способности и оснащенности к интермодальным логистическим маршрутам соответствующего уровня;
- определить потребность в комплексной программе регионального адресного строительства необходимого количества ИТЛК с заданными параметрами;
- определить условия и сроки реализуемости программы с точки зрения административных и технико-экономических предпосылок региона для выделения земельных ресурсов и привлечения бюджетных, внутренних внебюджетных и иностранных инвестиций в региональную транспортно-логистическую инфраструктуру;
- разработать адресные объектные концепции размещения региональных ИТЛК и сформировать адресные инвестиционные портфели проектного финансирования регионального, межрегионального, национального и международного уровня с привлечением механизма государственных гарантий.
Литература
[1] Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир / 1992-2015. - М.: Экономика, 2005. - С.28.
[2] Евстигнеев Р. Н., Евстигнеева Л.П. Методологические основы экономической синергетики. - М.: ИЭ РА, 2007. - С. 45.
[3] Смехов А.А. Введение в логистику. - М.: Транспорт, 2007. - С.29.
[4] Берков М.В. Информационные технологии в логистике. - М.: Финансы и статистика, 2007. - С.41.
■
л
О
¡□с
о ^
к
¡□С >
О ■п К
¡=1
•по
>■
ьа о