Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ЗЕЛЕНЫЙ МАРКЕТИНГ / КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадаев Якуб Элхазурович, Атуева Энара Бадурсултановна, Магомедов Абдусалам Магомедсаидович

В статье рассматривается деятельность современных предприятий на основе экологического маркетинга, поскольку большинство мероприятий направлено только на борьбу с последствиями нерационального природопользования, а не на учет экологических потребностей, развитие и продвижение экологических товаров. Различные отечественные предприятия и организации используют экологический маркетинг для продвижения собственных брендов, но вместе с тем наблюдается определенное злоупотребление терминами «эко», «био», «органик», что негативно сказывается на концепции экологического маркетинга в целом. Внедрение концепции экологического маркетинга даст возможность предприятиям сформировать спрос на экологически чистые товары для ориентации на удовлетворение экологических потребностей и одновременно обеспечить экологическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF ENVIRONMENTAL MARKETING AT ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF THE STATE POLICY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article discusses the activities of modern enterprises based on environmental marketing, since most of the activities are aimed only at combating the consequences of irrational environmental management, and not at taking into account environmental needs, the development and promotion of environmental goods. Various domestic enterprises and organizations use environmental marketing to promote their own brands, but at the same time, there is a certain abuse of the terms “eco”, “bio”, “organic”, which negatively affects the concept of environmental marketing in general. The introduction of the concept of environmental marketing will enable enterprises to generate demand for environmentally friendly products to focus on meeting environmental needs and at the same time ensure environmental development.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

Научная статья УДК 339.1

doi: 10.47576/2949-1908 2023 1 129

ВНЕДРЕНИЕКОНЦЕПЦИИЭКОЛОГИЧЕСКОГОМАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Дадаев Якуб Элхазурович

Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, dadaev.ya.8ф2@mail.ru

Атуева Энара Бадурсултановна

Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия, enara555@yandex.ru

Магомедов Абдусалам Магомедсаидович,

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, abdysalam 1981@mail. ш

Аннотация. В статье рассматривается деятельность современных предприятий на основе экологического маркетинга, поскольку большинство мероприятий направлено только на борьбу с последствиями нерационального природопользования, а не на учет экологических потребностей, развитие и продвижение экологических товаров. Различные отечественные предприятия и организации используют экологический маркетинг для продвижения собственных брендов, но вместе с тем наблюдается определенное злоупотребление терминами «эко», «био», «органик», что негативно сказывается на концепции экологического маркетинга в целом. Внедрение концепции экологического маркетинга даст возможность предприятиям сформировать спрос на экологически чистые товары для ориентации на удовлетворение экологических потребностей и одновременно обеспечить экологическое развитие.

Ключевые слова: экологический маркетинг; зеленый маркетинг; концепция маркетинга; экологические продукты; экологические потребности.

Для цитирования: Дадаев Я. Э., Атуева Э. Б., Магомедов А. М. Внедрение концепции экологического маркетинга на предприятиях в условиях государственной политики устойчивого развития // Прикладные экономические исследования. 2023. № 1. С. 129-135. https://doi.org/10.47576/2949-1908 2023 1 129.

Original article

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF ENVIRONMENTAL MARKETING AT ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF THE STATE POLICY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Dadaev Yakub E.

Chechen State University named after A. A. Kadyrov,

Grozny, Russia, dadaev.ya.8f2@mail.ru

Atueva Enara B.

Dagestan State Technical University,

Makhachkala, Russia. enara555@yandex.ru

Magomedov Abdusalam M.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, abdysalam1981@mail.ru

Abstract. The article discusses the activities of modern enterprises based on environmental marketing, since most of the activities are aimed only at combating the consequences of irrational environmental management, and not at taking into account environmental needs, the development and promotion of environmental goods. Various domestic enterprises and organizations use environmental marketing to promote their own brands, but at the same time, there is a certain abuse of the terms "eco", "bio", "organic", which negatively affects the concept of environmental marketing in general. The introduction of the concept of environmental marketing will enable enterprises to generate demand for environmentally friendly products to focus on meeting environmental needs and at the same time ensure environmental development.

Keywords: ecological marketing; green marketing; marketing concept; ecological products; environmental needs.

For citation: Dadaev Ya. E., Atueva E. B., Magomedov A. M. Implementation of the concept of environmental marketing at enterprises in the context of the state policy of sustainable development. Applied economic research, 2023, no. 1, pp. 129-135. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_1_129.

В современном мире для повышения эффективности своей деятельности предприятиям необходимы инвестиции в ресурсосбережение и внедрение концепции экологического маркетинга, от формирования и реализации которого зависят эффективность разработки и продвижения экологических продуктов, общее состояние экономического развития предприятия, экспортный потенциал и экологизация производства.

Проблемы развития экологического маркетинга являются объектом исследований известных зарубежных и отечественных ученых, среди которых: П Ассэль [1],

В. И. Беляев [2], Б. Берман [7], Е. П. Полубков [3], Ф. Котлер [6], Дж. Р. Эванс [7]. Чаще всего они рассматривают экологический маркетинг как специфический вид маркетинговой деятельности, предусматривающий направление работы предприятия на удовлетворение экологического спроса.

Современные условия конкуренции требуют от отечественных предприятий проведения комплекса маркетинговых мероприятий на внутреннем и внешнем рынках. В ситуации, сложившейся в стране и в различных отраслях народного хозяйства, необходимыми являются мероприятия в сфере

экологического маркетинга. Исследования проблематики экологического маркетинга сегодня недостаточны. Это объясняется тем, что большинство мероприятий направлено лишь на борьбу с последствиями нерационального природопользования, а не на учет экологических потребностей, развитие и продвижение экологических товаров.

Целью статьи является определение факторов, влияющих на формирование концепции экологического маркетинга отечественных предприятий, и обоснование необходимости их переориентации на современные природосберегающие технологии.

Развитие экологического маркетинга стало возможным с появлением концепции социально-этического маркетинга, которая позволила учитывать экологические и социальные проблемы общества. Экологический маркетинг можно отнести к тем подходам, которые направлены на преодоление несоответствия между коммерческими целями и эколого-социальными аспектами маркетинговой среды, при этом целью деятельности компании является все же получение прибыли, но с одновременным сохранением окружающей среды, здоровья и благосостояния населения [3].

Экологический маркетинг является хозяйственной деятельностью предприятий, направленной на производство экологически ориентированной продукции, формирование спроса на эту продукцию, приведение всех ресурсов предприятия в соответствие с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли без нанесения вреда окружающей природной среде.

Сегодня различные предприятия и организации используют экологический маркетинг для продвижения собственных брендов, но в то же время наблюдается определенное злоупотребление терминами «эко», «био», «органик» и т. д., что негативно сказывается на концепции экологического маркетинга в целом.

В современных условиях предприятию необходимо применять составляющие парадигмы экологического маркетинга так, чтобы как можно лучше удовлетворять потребности потребителей и обеспечивать эффективную хозяйственную деятельность. Концепция экологического маркетинга является относительно новой в применении отечественными

предприятиями, поэтому это обусловливает отсутствие маркетинговых практик и инструментария, ориентированных именно на эту сферу.

Экологический маркетинг означает процесс продажи и продвижения товаров на основе их экологических преимуществ, минимизирует влияние предприятия и его продукции на окружающую среду и характеризует действия организации по производству, сбыту, переработке товаров с учетом экологических проблем [9].

Товары, произведенные в результате применения экологического маркетинга, безусловно, должны быть экологически безопасными. Такая деятельность включает широкий спектр мероприятий - от модификации продуктов компании, изменений в технологическом процессе производства, применения соответствующей упаковки до подходов к маркетинговым коммуникациям. Экологические продукты должны производиться с применением экологически чистых технологий, то есть не должны содержать токсичных веществ, иметь возможность переработки, изготавливаться из возобновляемых материалов.

В начале возникновения концепции экологического маркетинга основное внимание уделялось экологической упаковке и соответствующей маркировке продукции, но уже в начале 2000-х гг. ученые пришли к выводу, что экологический компонент должен быть интегрирован во все аспекты маркетинга. С этого времени, кроме производителей товаров, к ней присоединяются поставщики, розничные торговцы и другие заинтересованные стороны, в том числе общественные организации, государственные органы и неправительственные организации.

В настоящее время, несмотря на определенные вызовы и трудности, экологический, или зеленый, маркетинг продолжает развиваться и завоевывать рыночные сегменты как среди потребителей, так и среди производителей товаров и услуг. Это особенно актуально в аспекте растущих глобальных угроз изменения климата. Такая заинтересованность приводит к тому, что все больше компаний объявляют о своей преданности делу уменьшения влияния на климат и последствий производства, потребления и утилизации продуктов.

Критики концепции экологического маркетинга отмечают, что его практическое внедрение требует значительных дополнительных затрат, которые затем ложатся на плечи потребителей. Это связано с использованием более дорогих материалов и применением более современных и дорогостоящих технологий.

Исследования показали, что большинство потребителей готовы платить за экологические продукты и зеленый маркетинг. Более половины респондентов сообщили о проверке упаковки продуктов, чтобы убедиться, что они не являются расточительными или вредными для окружающей среды. Потребители в странах Азии и Африки демонстрируют более высокий процент готовности платить за экологические товары (около 60 %), тогда как в европейской части экологические предпочтения потребителей немного ниже (42 %). 62 % опрошенных россиян «точно изменили бы» свои предпочтения в покупке продуктов, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Почти половина (49 %) хотели бы покупать экологически чистые продукты, но не делают этого из-за высокой цены [8].

В современных рыночных условиях вложение средств только в природоохранные мероприятия является недостаточным. Отдельные авторы считают, что предприятиям необходим экологический маркетинг и экологические инвестиции, которые, с одной стороны, позволят бережнее использовать ресурсы, а с другой - смягчат или вообще ликвидируют негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека [6].

Использование концепции экологического маркетинга позволит предприятиям уменьшать платежи, связанные с экологией, и улучшать свой корпоративный имидж. Это также будет способствовать изменениям в процессах производства в результате внедрения новых (экологических) технологий. Экологический маркетинг обеспечивает для предприятия такие выгоды (эффекты), как:

- экономические (рост общей эффективности производственно-коммерческой деятельности, сокращение расходов, повышение конкурентоспособности продукции, расширение рынков сбыта);

- социальные (улучшение условии труда, изменение традиций потребления, ориента-

ция на собственные возможности, улучшение благосостояния);

- экологические (уменьшение масштабов загрязнения, восстановление экологического равновесия, сохранение природных ресурсов);

- политические (уменьшение зависимости от поставщиков ресурсов, активизация использования экологически направленных соглашений).

Для достижения успеха современным предприятиям необходимо формировать собственную экологическую политику, которая будет обеспечивать снижение негативного воздействия на окружающую среду, формировать положительное восприятие потребителями и улучшать результативность деятельности в долгосрочной перспективе.

В целом экологическая политика - это определенная идеология деятельности предприятия, направленная на ведение бизнеса в рамках экологически устойчивого общества и достижения социальной справедливости. В современных условиях экологическая политика сосредоточена, прежде всего, на сохранении здоровья потребителей и защите окружающей среды. «Проблемы устойчивого развития начали активно изучать и искать приемлемые научные и практические подходы к достижению глобальных целей устойчивого развития в последние десятилетия» [5].

Поскольку экологические проблемы постепенно влияют на долгосрочное развитие государства и нации, а не только компании, то необходимо контролировать уровень загрязнений на практике. Экологическое предпринимательство должно заботиться о природном капитале, а не просто стремиться к уменьшению потребления природных ресурсов для экономии средств и получения прибыли.

Для достижения концепции экологического маркетинга предприятиям необходимо решить множество задач, поскольку независимо от сферы деятельности практически каждое промышленное предприятие сталкивается с проблемами экологичности в процессе эксплуатации и управления. Для решения этих проблем необходимо:

- создать систему экологического управления и регулирования окружающей среды;

- максимально ограничить существующие загрязнения;

- инвестировать средства в внедрение экологических технологий;

- внедрять практику «экологический офис»;

- создавать культуру экологического пред -приятия.

Такая стратегия будет способствовать как формированию позитивного имиджа компании, так и повышать стоимость бизнеса, что позволит привлекать инвесторов и зарубежных партнеров.

Рост спроса на экологические товары приводит к расширению их предложения и стимулирует компании к изучению поведения потребителей для их эффективной продажи. Специалисты по маркетингу прежде всего должны обращать внимание на экологический спрос, существующие рыночные ниши, чтобы решить, какие экологические товары компания может предложить потребителям. Большое количество современных клиентов реально заботятся об окружающей среде, что приводит к покупке экологичных продуктов. Для этого они должны получать достаточный объем информации о таких товарах, чтобы сделать осознанный выбор.

Дальнейшее формирование экологического сознания и экологических потребностей предусматривает как изменение социальных норм и отношения к потреблению, так и устранение барьеров для индивидуального экологического поведения со стороны государства. Например, регулирование сферы рекламы, создание условий для раздельного сбора отходов, обмен использованной упаковки и другие меры могут поощрять как сокращение потребления, так и формировать экологическое поведение потребителей.

Учитывая состояние современных рыночных отношений, которые предполагают существование большей свободы выбора у потребителей, производителей, соответственно, направляют свою деятельность на удовлетворение потребностей клиентов, определение мотивации к потреблению новых экологических товаров. Мотивами потребления экологических товаров могут быть рациональный, эмоциональный, моральный.

Хотя экологический маркетинг сегодня достаточно быстро развивается в нашей стране, но многие потребители не готовы подкрепить свое экологическое сознание

соответствующими покупками. Клиенты могут довольно скептически относиться к тому, что продукция имеет определенные зеленые элементы, а компания является социально ответственной. Но если экологическая концепция окажется ошибочной, это может привести к негативным последствиям для компании. Социально ответственный отечественный бизнес только начинает осознавать свою профессиональную необходимость по защите людей и окружающей среды.

Одним из средств решения этой проблемы является предложение экологических товаров, продуцирование и потребление которых не вредит окружающей среде. Экологически чистые товары - это те, которые удовлетворяют экологические потребности, а также привлекают внимание потребителей, способствуют приобретению, использованию и потреблению этих товаров.

Производители экологических товаров подчеркивают особую заботу о здоровье кли -ентов, обеспечение минимизации использования вредных веществ при одновременном уменьшении воздействия на окружающую среду.

Покупка экологических товаров связана со следующими аспектами:

1. Потребители покупают товары, соответствующие их образу жизни, а также те, которые могут его улучшить:

- компании предлагают зеленые, экологически чистые товары, отмечая формирование ответственного образа жизни клиента;

- потребление экологических товаров рас -сматривается как средство удовлетворения потребностей, таких как самоидентификация и социальные отношения;

- решение о покупке принимается с учетом цены продукта вместе с соображениями о качестве и экологической выгоде.

2. Экологические продукты отвечают существующим требованиям:

- когда они полностью отвечают спросу (например, экологически чистые, местные продукты);

- когда сами клиенты обеспокоены поиском экологических (органических) товаров.

3. Экологические продукты улучшают условия жизни:

- покупка рассматривается как способ формирования ответственной идентичности.

4. Современные СМИ формируют экологи-

ческое сознание населения, проводя обзоры потребления экологических продуктов:

- постоянно освещают текущий экологический кризис, что повышает осведомленность об общем потреблении экологических товаров.

Итак, целесообразным является выделить такие свойства экологических продуктов, которые отвечают экологическим потребностям клиентов; сосредоточение как на экологической, так и на социальной значимости; ориентированы на устойчивый жизненный цикл (с момента добычи сырья до момента утилизации); не должны вредить окружающей среде; должны соответствовать социальным и экологическим требованиям и способствуют решению социально-экологических проблем на глобальном уровне.

Плавной целью внедрения концепции экологического маркетинга является определение и формирование неудовлетворенного спроса на экологически чистые товары с целью ориентации товаров и услуг предприятия на удовлетворение экологических потребностей потребителей. То есть, согласно такой концепции, предприятие должно обеспечивать разработку, производство и реализацию экологических товаров, на которые существует спрос, это предполагает, что текущее маркетинговое управление должно быть нацеленным на удовлетворение нужд потребителей и одновременно обеспечивать экологическое развитие или по крайней мере не допускать экологического ущерба. Такую концепцию выгодно развивать не только через особенности государственного управления, давления экологических нормативов и социальных обязательств предприятия по окружающей среде, но и через изменения в поведении потребителей. Кроме того, концепция зеленого маркетинга может обеспечить новые конкурентные преимущества,

если продукция действительно будет соответствовать требованиям экологически сознательных потребителей. На базе такого спроса уже можно формировать концепцию развития экологически ориентированного производства.

На отечественном рынке экологический маркетинг находится пока на стадии формирования и прежде всего связан с проведением различных природоохранных мероприятий, улучшением материальных, технических условий ведения хозяйства, формированием экологического сознания среди различных слоев населения.

Для повышения результатов деятельности предприятию необходимо заниматься разработкой своей экологической политики, которая будет определять степень экологической ответственности и уровень обязательств по сохранению окружающей среды.

Сегодня решение существующих экологических проблем требует не только ограничения влияния предприятий на природную среду, но и активного использования концепции экологического маркетинга как на уровне стратегического планирования развития страны, так и в коммерческой деятельности предприятий. «Сбалансированное развитие экономики, окружающей среды и общества лежит в основе проблемного поля устойчивого развития и науки» [4].

Концепция экологического маркетинга предусматривает деятельность по производству и продвижению экологических товаров и формирование у потребителей экологических потребностей. Это является отдельным видом некоммерческого маркетинга, целью которого является формирование системы рационального природопользования с одновременным удовлетворением потребностей потребителей в обеспечении охраны окружающей среды.

Список источников

1. Ассэль Г Маркетинг. Принципы и стратегия. М. : ИНФРА, 2001. 803 с.

2. Беляев В. И. Маркетинг. Основы теории и практики : учебник. М. : КНОРУС, 2005. 672 с.

3. Голубков Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум. М. : Юрайт, 2019. 474 с.

4. Дадаев Я. Э. Реализация концепций циркулярной экономики в рамках целей устойчивого развития // Вестник ЧГУ им. А.А. Кадырова. 2022. № 3 (47). С. 63-70.

5. Закриева З. М., Дадаев Я. Э., Бекмурзаева С. И. Эволюция концепции устойчивого развития // ФГУ Science. 2022. № 4 (28). С. 80-86.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер и др.; гл. ред. С. Н. Тригуб; пер. с англ.

0. И. Медведь и др.; 4-е европ. изд. М. : Вильямс, 2007. 1199 с.

7. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М. : Сирин, 2002. 277 с.

8. Россияне хотят покупать экологически чистые продукты, но не делают этого из-за высокой цены. URL: https://www.sostav.ru/publication/nielsen-62-rossiyan-gotovy-menyat-privychki-radi-sokhraneniya-prirody-30812.html (дата обращения: 12.03.2023).

9. Henion K., Kinnear Th. The ecological Marketing. Ohio: Columbus, 1976. 312 p.

References

1. Assel G. Marketing. Principles and strategy. Moscow: INFRA, 2001. 803 p.

2. Belyaev V. I. Marketing. Fundamentals of theory and practice: textbook. Moscow: KNORUS, 2005. 672 p.

3. Golubkov E. P. Marketing for professionals: practical course: textbook and workshop. Moscow: Yurayt, 2019. 474 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dadaev Ya. E. Implementation of circular economy concepts within the framework of Sustainable Development Goals. Bulletin of the ChSU named after A.A. Kadyrov. 2022. No. 3 (47). Pp. 63-70.

5. Zakrieva Z. M., Dadaev Ya. E., Bekmurzayeva S. I. Evolution of the concept of sustainable development. FSU. 2022. No. 4 (28). Pp. 80-86.

6. Kotler F. Fundamentals of marketing / F. Kotler et al.; gl. ed. S. N. Trigub; trans. from English O. I. Medved et al.; 4th European ed. Moscow: Williams, 2007. 1199 p.

7. Evans J. R., Berman B. Marketing. Moscow: Sirin, 2002. 277 p.

8. Russians want to buy environmentally friendly products, but do not do it because of the high price. URL: https://www.sostav.ru/publication/nielsen-62-rossiyan-gotovy-menyat-privychki-radi-sokhraneniya-prirody-30812.html (12.03.2023).

9. Henion K., Kinnear Th. The ecological Marketing. Ohio: Columbus, 1976. 312 p.

Сведения об авторах

ДАДАЕВ ЯКУБ ЭЛХАЗУРОВИЧ - старший преподаватель кафедры менеджмента, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, dadaev. ya.8ф2@mail.ru

АТУЕВА ЭНАРА БАДУРСУЛТАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия. enara555@yandex.ru

МАГОМЕДОВ АБДУСАЛАМ МАГОМЕДСАИДОВИЧ - старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, abdysalam1981@mail.ru

Information about the authors

DADAEV YAKUB E. - Senior Lecturer, Department of Management, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, dadaev.ya.8f2@mail.ru

ATUEVA ENARA B. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Enterprise Management, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia. enara555@yandex.ru

MAGOMEDOV ABDUSALAM M. - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, abdysalam1981@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.