Научная статья на тему 'Внедрение интерактивных методов и форм обучения'

Внедрение интерактивных методов и форм обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТВОРЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTIVE TRAINING / METHODS OF PROJECTS / CREATIVE COMMUNICATION / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрдынеева Валентина Анандаевна

Статья посвящена вопросам применения интерактивных методов и форм обучения. В частности, отражены особенности применения на уроках русского языка и литературы метода проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INTERACTIVE METHODS AND FORMS OF TRAINING

The article is devoted to the questions of usage of the interactive methods and forms of training. In particular, the features of it's usage at the lessons of Russian language and literature are reflected in the article.

Текст научной работы на тему «Внедрение интерактивных методов и форм обучения»

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2018. Вып. 2

УДК 371.31

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

© Эрдынеева Валентина Анандаевна

преподаватель ГБПОУ «Байкальский колледж недропользования»

Россия, 670009, г. Улан-Удэ, ул. Севастопольская, д. 3

E-mail: bkn03.ru

Статья посвящена вопросам применения интерактивных методов и форм обучения.

В частности, отражены особенности применения на уроках русского языка и литературы метода проектов.

Ключевые слова: интерактивное обучение; метод проектов; творческое общение; взаимодействие.

С введением нового ФГОС перед профессиональным образованием поставлена непростая задача — формирование духовно богатой и творчески развитой личности. Достичь нового качества образования невозможно без внедрения интерактивных форм и методов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.

Интерактивное обучение — способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В. С. Дьяченко).

Сегодня имеются различные классификации интерактивных методов обучения по различным основаниям: по содержанию, применению, по технологическим характеристикам. К наиболее используемым методам можно отнести: выполнение практических заданий, тренинги, сюжетно-ролевые игры, презентации, интервью, инсценировки, викторины и др. Эффективным интерактивным методом можно назвать метод проектов.

Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.

В основе проекта по литературе лежит моделирование событий, фактов жизни писателя, отслеживание истории создания произведения, восприятие, сравнение двух или более творческих личностей.

Учебный процесс, опирающийся на использование метода проектов, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работы.

Решающее значение в применении метода проектов играет заинтересованность преподавателя, который передает ее своим подопечным, вовлекает их в активный процесс получения и переработки информации, творчества, общения. Это способствует раскрытию возможностей обучающихся, подготовке их к жизни в современных условиях.

В. А. Эрдынеева. Внедрение интерактивных методов и форм обучения

Проектные задания по русскому языку и литературе создают условия для интеграции знаний из различных областей науки и искусства. Наиболее доступными для студентов 1-го курса являются краткосрочные мини-проекты. Пример выполнения группового мини-проекта — создание газеты. При изучении творчества А. П. Чехова студентам предлагается попробовать себя в роли писателя, создать свои юмористические рассказы. В мини — группах обсуждают написанное, отмечают положительные моменты и то, что не получилось. Делают вывод, как написать так, чтобы читатель улыбнулся, знакомятся с некоторыми приемами, которые позволяют писателю создавать юмористические ситуации. Происходит распределение обязанностей: роли редакторов, художников-оформителей и т. д. Рукописи дорабатываются, рецензируются, проверяются; итоговая работа — оформление газеты.

Краткосрочные проекты могут постепенно перерасти в проект долгосрочный. Из мини-проектов «выросли» исследовательские работы: «Топонимика Северобайкальского района», «Язык жестов в повести В. Г. Распутина "Живи и помни"», «Специальная лексика в моей профессии», «Тема Сибири в творчестве А. П. Чехова», «Нефриты Бурятии». В процессе над долгосрочным проектом студент под контролем преподавателя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, поисковый, аналитический, практический, заключительный. Работая над проектом, обучающийся активно вовлекается в познавательный творческий процесс, закрепляет имеющиеся знания по предмету и получает новые.

Интерактивные методы позволяют сделать обучение интересным, формулировать собственное мнение, искать компромиссы; строить отношения в группе; моделировать учебные ситуации; развивать навыки самостоятельной творческой работы.

Если систематически использовать на уроках интерактивные методы и формы обучения, то можно подготовить образованных, интеллектуально развитых, конкурентоспособных специалистов.

Литература

1. Аронова Г. А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/513950 (дата обращения: 25.01.2017).

2. Борытко Н. М. Теория обучения. — Волгоград: Изд-во ВГПУ, 2006.

3. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. — Минск: Современное слово, 2003. — 336 с.

4. Майер Р. В. Психология обучения без огорчения. Книга для начинающего учителя. — Глазов: Изд-во ГГПИ, 2010. — 116 с.

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2018. Вып. 2

INTRODUCTION OF INTERACTIVE METHODS AND FORMS OF TRAINING

Valentina Erdyneeva

teacher, Baikal college of subsoil use,

3 Sevastopolskay st., Ulan-Ude, 670009 Russia

The article is devoted to the questions of usage of the interactive methods and forms of training. In particular, the features of it's usage at the lessons of Russian language and literature are reflected in the article.

Keywords: interactive training; methods of projects; creative communication; interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.