ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 37
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
В МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ
© Е. Ю. ТЫМЧЕНКО Многопрофильная гимназия № 13 (г. Пенза) e-mail: [email protected]
Тымченко Е. Ю. - Внедрение инновационных методов обучения как способ эффективного управления качеством образования в многопрофильной гимназии // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1082-1086. - Представлен анализ современных концепций управления качеством образования. Рассматривается специфика междисциплинарного похода к управлению качеством образования, а также роль инноваций в процессе повышения эффективности работы образовательного учреждения.
Ключевые слова: инновация, инновационное образование, качество, управление качеством.
Tymchenko E. Y. - The introduction of innovative teaching methods in a multi-disciplinary gymnasium as a way of effective education quality management // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1082-1086. - Modern concepts of education quality management are analyzed in the article. It covers the specifics of the interdisciplinary approach to education quality management and the role of innovations in the process of educational institution efficiency improvement.
Keywords: innovation, innovative education, quality, quality management.
Современные реалии - убыстряющийся темп общественной жизни и научно-технического прогресса, противоречивая экономическая и политическая ситуация, сложные экологические и социально-психологические факторы - требуют от человека высокой степени интеллектуальной и психологической адаптации. Развить такие когнитивные и психологические навыки, которые помогли бы индивиду достичь успеха в современной жизни и при этом сохранить высокий уровень внутренней гармонии, возможно лишь при условии построения целостного воспитательно-педагогического процесса, в который индивид был бы интегрирован с раннего детства и до достижения юношеского возраста.
В этой связи роль школы в становлении современной личности трудно переоценить - ведь именно там человек проходит основные этапы физического и психологического взросления. В свете этого повышаются и требования к организации работы образовательного учреждения, её качеству. Сегодня образовательный процесс в школе должен быть направлен на то, чтобы научить человека адекватно реагировать на вызовы современной жизни, успешно решать возникающие перед ним задачи.
Советская педагогическая модель - при всем том, что она обладала целым рядом достоинств - была все же ориентирована на передачу знаний и идеоло-
гических догм в основном без ориентации на их применимость в практической действительности (собственно, кризис советской педагогической системы начал проявляться еще с начала восьмидесятых годов ХХ в., когда острые политические и социально-экономические противоречия, разъедающие советское общество и волнующие в не меньшей степени и молодое поколение, совершенно игнорировались школьной программой, продолжавшей транслировать некие «идеальные» модели, уже «не работающие» в реальной жизни). С сожалением приходится констатировать, что и через двадцать с лишним лет после падения коммунистического режима положение в отечественной педагогике не слишком изменилось в лучшую сторону: при том, что назрел целый ряд новых проблем, старые трудности и противоречия до сих пор во многом не преодолены.
В условиях, когда молодое поколение подвергается целому комплексу рисков - распространение наркомании и алкоголизма, асоциальные модели поведения и ложные нравственные ценности, транслируемые через СМИ, сложные экономические условия - многие школы до сих пор ориентированы на старую модель трансляции оторванных от реальности знаний. Между тем, Председатель Правительства РФ В. В. Путин прямо указывает, что «качественное, современное образование - это залог устойчивого развития нашей с вами
страны, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать. Именно благодаря сильной школе страна наша с вами не раз добивалась успехов, выигрывала в глобальной конкуренции на самых сложных поворотах истории» [6].
В связи с этим необходим поиск новых путей и методов повышения эффективности образования. Педагогическое сообщество наконец-то должно проникнуться идеей того, что образовательный процесс не есть некая самофункционирующая константа, а это система, которой возможно и необходимо управлять, добиваясь повышения ее качества. Нужна разработка междисциплинарных методов и походов к управлению качеством образования, которые основывались бы не только на традиционных педагогических концепциях, но и привлекали бы аппарат управленческой науки (менеджмента), социологии и философии.
Так, в рамках развития теории педагогического менеджмента на смену понятию «руководство школой» постепенно приходят понятия «внутришкольное управление», «функции управления», «управление качеством образования», разработаны проблемы, связанные с методами управления [7].
В теории управления качеством образования можно выделить три основных и наиболее общих подхода: функциональный, процессный, системный и ситуационный.
Согласно функциональному (процессному) подходу (В. И. Зверева, Л. Йовайша, А. И. Китов, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, А. А. Орлов, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. К. Чекмарева, Т. И. Шамова, В. А. Якунин и др.) управление школой есть процесс, представляющий собой совокупность непрерывных и взаимосвязанных видов деятельности (действий и операций), т. е. управленческих функций, где каждая функция также представляет собой процесс, так как она, в свою очередь, состоит из серии взаимосвязанных действий.
Данный подход позволяет целостно представить деятельность в виде управленческого цикла, осознать сущность и технологию составляющих ее видов (функций). Знание специфики видов управленческой деятельности обеспечивает руководителям школ ее целесообразное построение с учетом особенностей объектов управления.
В рамках системного подхода к управлению качеством образования (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков, Т. К. Чекмарева, Т. И. Шамова, С. В. яблонский и др.) образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов (руководители школы, учителя, учащиеся, родители и т. д.). В этом случае деятельность руководителя есть построение целостной модели управления школой с учетом всего многообразия субъективных и объективных факторов ее развития, а также модели
управления ее разнообразными компонентами, как совокупностью взаимозависимых подсистем, с учетом того, что неправильное функционирование одной из них может повлиять на систему управления в целом.
Ситуационный подход (М. Альберт, С. доннел, Ю. Ю. Екатеринославский, Г. Кунц, М. Х. Мескон, Т. Питере, Р. Уотерман, Ф. Хедоури и др.) есть управление качеством образования в зависимости от особенностей конкретной ситуации. Поскольку существует обилие факторов как в самой социально-педагогической системе, так и в окружающей среде, то отсутствует единый «лучший» способ управления ею. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Переход к ситуационному управлению качеством образования в школе по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению образовательным процессом и прежде всего его участниками, так как этот подход исключает формализм в управлении школой и ориентирует на человеческий фактор.
Анализ литературы по менеджменту и педагогике позволяет выделить основные тенденции современного этапа развития теории управления качеством образования [3]:
- ориентация вначале на человека, а потом на дело, которому этот человек служит, «человеческая направленность» управленческого процесса;
- целостный взгляд на работника как на личность, «очеловечивание» технологии управления;
- широкое делегирование полномочий сверху вниз, коллективное принятие решений, стремление создать единый статус для всех работников;
- создание адаптивных условий по организации коллективного целеполагания и непосредственного участия работников в выработке путей достижения поставленных целей.
По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что сегодня сформировалась новая парадигма управления качеством образования. Ее ключевыми чертами являются следующие [1]:
1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, состоящего в убеждении, что ключ к успеху управления лежит в правильном воздействии на внутренние факторы организации. Вместо этого на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.
2. Использование в управлении теории систем позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.
3. Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. главный его тезис - вся организация
внутри предприятия есть не что иное, как ответ (адаптация) на различные по своей природе воздействия извне.
4. Признание социальной ответственности руководителя как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях.
Реализация данных принципов в процессе управления качеством работы образовательного учреждения создает предпосылки для внедрения инновационных методов в его работу. При этом инновационность образовательного процесса, в свою очередь, также представляется важным фактором эффективного управления качеством образования.
Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогической инноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы. Исследователь инноваций в образовании С. Д. Поляков писал: «Как и многое в мировой культуре, педагогическая инноватика как научная дисциплина до последних лет для нас не существовала. нельзя сказать, что советская педагогика вообще не занималась исследованием введения нового в народном образовании. Но эта проблема ограничилась внедрением достижений науки и распространением передового педагогического опыта» [4].
В последние 20 лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н. В. Горбуновой, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В. С. Лазарева, В. Я. Ляудис, М. М. Поташника, С. Д. Полякова, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, Т. И. Шамовой,
О. Г. Юсуфбековой и других.
К началу XXI в. инноватика в образовании постепенно сформировалась как новая отрасль научно-педагогического знания, изучающая новые технологии, процессы развития школы, практику образования. Важно отметить, что нормативное обучение «направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях», тогда как инновационное обучение «подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных, ситуациях» [2].
С другой стороны, к сожалению, пока приходится констатировать отсутствие отечественного плана построения инновационного образования. Так, получив в начале 1990-х гг. возможность саморазвития, многие школы пытались осуществить инновационную деятельность, и оказалось, что для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий недостаточно знать эти новшества, требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. Возникла потребность в научной поддержке инновационной деятельности. Оказалось, что педагогические новшества, какими бы они привлекательными ни были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов.
Изменения в содержании и организации деятельности образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагогов и руководителей.
При инновационной модели образования миссия образовательного процесса понимается как вос-производяще-инновационное образование, работающее в режиме постоянного развития, обеспечивающее преемственность и изменения в социокультурном процессе. Характер работы такого учреждения продуктивный, творческий. Содержание образования в инновационном образовательном учреждении - гуманизированное, личностно ориентированное, структурированное по образовательным областям, интегрированное по новым и традиционным учебным предметам в обучении и социальное воспитание, направленное на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию личности. Технологии образования основаны на повышении роли педагога как организатора, соучастника учебно-воспитательного процесса, построенного как диалог учащихся, при активной субъектной позиции личности школьника.
При том, что в целом, как было отмечено, процесс внедрения инноваций в российском образовании проходит не так быстро, все же можно привести целый ряд примеров образовательных учреждений, где достаточно грамотно реализуется модель инновационного обучения. Особое место среди таких учреждений занимают многопрофильные гимназии. Рассмотрим опыт внедрения инновационных методов обучения как способ эффективного управления качеством образования на примере МАОу «Многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы».
Так, цель работы данного образовательного учреждения - «формирование разносторонней, нравственной, творческой личности воспитанника на основе создания педагогической системы, в которой ученик сам выбирает направление своей деятельности на разных этапах обучения, сам определяет индивидуальную неповторимую траекторию своего развития» [5].
В гимназии предоставляется широкий спектр образовательных услуг: школа раннего развития и центр изучения английского языка, гимназический блок предметов общекультурного и прикладного характера, предметные факультативы по предпро-фильной подготовке учащихся (5-7 классы), предпро-фильное обучение (8-9 классы) и профильное обучение (10-11 классы) по направлениям: лингвистическое, гуманитарное, физико-математическое и химико-биологическое. Гибкий блок содержания образования дает возможность на разных этапах самому ученику выбирать предметы для углубленного изучения. Именно гибкий блок определяет многопрофильность гимназии.
Обучение в профильных 10—11-х классах и система специализированных и элективных курсов по выбору учащихся способствуют целенаправленной подготовке к поступлению в высшие учебные заве-
дения, путем развития своего творческого потенциала. Каждый ученик гимназии имеет право выбирать различные образовательные программы, в том числе индивидуальные программы обучения. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в исследовательской и экспериментальной деятельности под руководством опытных педагогов гимназии и преподавателей вузов.
Модель инновационного образовательного учреждения, на наш взгляд, должна обладать следующими чертами:
а) способность к индивидуализации, то есть способность согласовать потребности учеников, их возможности, способности и мотивацию, конкретные обстоятельства, с одной стороны, и соответствующее учебно-воспитательное обеспечение, с другой;
б) способность предложить не только когнитивные, специфически предметные программы, но и включить в курс образования более широкий спектр образовательных элементов, с акцентом на социально-воспитательные развивающие индивидуальные программы;
в) способность развивать образовательное обеспечение единой школы (инновационная способность).
Образовательная модель гимназии № 13 вполне реализует данные принципы. Так, данное образовательное учреждение гарантированно обеспечивает выбор индивидуальной образовательной траектории, начиная с поступления в гимназию, затем по окончании начальной школы, далее - при поступлении в предпрофильные 8 классы и при поступлении в
10 профильные классы. Отработана технология обучения по индивидуальным планам (8-11 классы). универсальность модели многопрофильной гимназии № 13 позволяет каждому учащемуся выбрать свою образовательную траекторию.
Опираясь на философский принцип холизма, представления о существующих в природе универсальных творческих силах, обладающих потенциалом самоорганизации, одной из приоритетных задач инновационная школа видит в существенных изменениях всего образа жизни ребенка в школе; ориентированности на формирование такого микроклимата, который приносит ребенку радость жизни в школе; утверждении в школьном социуме принципов справедливости и спокойствия, доброты и гуманизма; создании условий для самореализации и саморазвития личности.
Так, значимым фактором повышения инновационности работы гимназии № 13 явилось создание особой воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание, обучение и развитие. Результатом совместного творческого поиска такой воспитательной системы, в которой будут созданы условия для нравственного, духовного и физического развития всех участников педагогического процесса,
стала идея построения «Школы Достоинства» - школы личностного развития и самосовершенствования, с идеалом свободной, жизнелюбивой, талантливой личности. Главной целью Школы Достоинства, как воспитательной системы, является воспитание и развитие личности, способной строить жизнь, достойную Человека, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.
С 1994 года в гимназии № 13 работает научное общество учащихся. Цель создания НОУ - выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, организация исследовательской деятельности. Работа с одаренными и способными учащимися, их выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности гимназии. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность в настоящее момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, является одним из главных направлений системы работы с одаренными детьми в гимназии. Любой ученик, желающий расширить свои знания в разных областях, может приобрести навыки исследовательской деятельности, занимаясь с научным руководителем по индивидуальной теме исследования.
Инновационные процессы, которые проходят в инновационной школе должны также приносить большую пользу в жизни города, так как учащиеся такой школы активно включены в решение социальных вопросов, проблем населения, выполнение комплекса социально значимых дел. Кроме того, инновационные школы являются центрами передового педагогического опыта, методическими центрами по передаче методических средств, приемов, программ и т. д. Они выполняют роль лидера в распространении инновационных процессов.
К примеру, в гимназии № 13 ежегодно проводятся научно-практические конференции педагогических работников гимназии - Педагогические чтения, на которых педагоги гимназии делятся своими наработками и идеями по наиболее актуальным проблемам, знакомятся с опытом работы коллег. По итогам Педагогических чтений ежегодно издается сборник статей. В 2010 году были изданы методические сборники кафедр, в которые вошли конспекты уроков и внеклассных мероприятий, методические рекомендации по использованию современных образовательных и педагогических технологий. Проводятся ПДС для педагогов гимназии по организации проектноисследовательской деятельности учащихся. В учебном плане гимназии 2010-2011 учебного года за счет часов гимназического компонента введена проектноисследовательская деятельность учащихся с 1 по
11 классы.
Итак, инновации являются значимым фактором повышения качества образования. Инновационное
образовательное учреждение, создавая необходимые условия для конструктивного расширения знаний учащихся, развития их личностных качеств, открывает и исследует взаимосвязи и взаимозависимости между вещами и явлениями, обучает воспитанников умению вести научный поиск. Обладая специфическими приоритетами в образовании и воспитании, инновационная школа стремится к формированию у воспитанников коммуникативных навыков, общечеловеческих качеств, умению жить в обществе, повышать качество своей жизни. Уважение к личности и содействие ее развитию выступают в такой школе основным импульсом и становятся предпосылкой воспитательно-образовательной модели инновационного образовательного учреждения.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорович Л. А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2009. 240 с.
2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. 55 с.
3. Львов Л. В. Педагогический менеджмент. Челябинск: ЧГАУ; ЮУНОЦ РАО, 2008. С. 74-79.
4. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. 56 с.
5. Программа развития МАОУ многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы на 2011-2015 гг. Пенза, 2011. 6 с.
6. Путин об образовании в РФ. Тез., высказанные на Госсовете // Российская газета. 2006. № 4026. С. 12.
7. Селевко Г. И. Современные образовательные технологии. М., 1998. 327 с.