ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
izvestia
penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta
imeni V. G. BELINSKoGo
public sciences
№ 24 2011
УДК 371.1
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ
© Е. Ю. ТЫМЧЕНКО МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы e-mail: [email protected]
Тымченко Е. Ю. - Пути повышения качества образования в условиях развития гимназии // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 827-830. - На материалах, используемых в организации учебновоспитательного процесса МАОУ многопрофильной гимназии №°13 г. Пензы рассмотрен вопрос совершенствования качества образования. Показано, что проблема совершенствования качества требует разработки концептуально новых подходов к нахождению путей её решения. Сделан вывод, что качество образования напрямую зависит от управления качеством образования, направленного на достижение заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования.
Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, модернизация образования.
Tymchenko Е. Y. - The ways of intensification the quality of education // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 827-830. - On the base of the materials which are used for organizing the teaching - learning process at multi - subject gymnasium № 13, the topic about the improvement of the quality of education was considered. It was stressed that the problem of the improvement of the quality of education needs the elaboration of conceptionally new tendencies to its solution. The conclusion was made, that the quality of education depends directly on the quality of the system of organizing the quality of education, the main aim of which is to achieve with the high level of precision the results of education which had been predicted before.
Key words: quality of education, to manage the quality of education, the modernization of education.
Проблема качества образования в начале XXI века встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования. Отношение к качеству как важнейшему фактору повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности, как к национальной идее, как к одной из фундаментальных ка-тегорий,определяющихуспешноеразвитиечеловекаи общества, требует поиска новых целевых установок в образовательнойполитике,кардинальногопересмотра взглядов и представлений о качестве образования и путях его обеспечения.
Достижение и поддержание высокого качества образовательногопроцессаневозможнобезразвитияи совершенствования методической работы, внедрения инноваций, становления и развития единого методического пространства в гимназии.
В настоящее время перед школой стоит задача создания адаптивной образовательной среды, где максимально будет реализоваться потенциал и учащихся, и учителя, и родительского коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами участников образовательного процесса.
Среди основных факторов, оказывающих преобразующее воздействие на систему образования, -приоритетный национальный проект «Образование», комплексный проект модернизации образования национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»,ориентированныенарешениезадачинноваци-онного характера. В содержании этих документов прослеживается главный вопрос стратегии развития образования- достижения нового качества образования.
Идея качества образования становится не просто актуальной, а приобретает значение системообразующего фактора среди всех других факторов и направлений деятельности, призванных обеспечить единство российского образования и его уровень, отвечающий требованиям современной экономики и вызовам нашего общества.
Сцельюкомплексного,целенаправленного,ско-ординированного воздействия на образовательный процесс, на его основные элементы, с целью достижения наибольшего соответствия параметров его функ-ционированияирезультатовнеобходимымтребовани-ям, нормам, стандартам и ожиданиям в МАОУ многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы был разработан
828
Пилотный проект «Управление качеством образовательного процесса в гимназии», реализуемого на базе МАОУ многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы
№ п/п Параметры информации Содержание информации
1. Данные об образовательном учреждении
1.1 Полное наименование образовательного учреждения Муниципальное автономное образовательное учреждение многопрофильная гимназия №13 г. Пензы
1.2 Количество обучающихся 797 учащихся
1.3 Адрес ОУ с почтовым индексом 440062. г. Пенза, пр. Строителей, 52а
1.4 Ф.И.О.директора Тымченко Е.Ю.
1.5 Ф.И.О. научного руководителя Панасюк В.П.,Чуб О.И.
1.6 Телефон/ факс (841-2)95-67-13
1.7 E-mail [email protected]
Web- sait www.gimnl3-penza.org
2.Данные о масштабе пилотного проекта
2.1 Статус пилотной школы Муниципальное автономное образовательное учреждение
2.2 Ступень образования Начальная школа, основная школа, средняя школа
2.3 Количественный состав участников пилотного проекта 797 учащихся, 114 педагога, 1468 родителей
З.Данные о содержании пилотного проекта
3.1 Тема «Управление качеством образовательного процесса в гимназии»
3.2 Проблема, на решение которой направлен пилотный проект Выстраивание системы управления качеством образования в гимназии
3.3 Объект исследования Образовательный процесс гимназии
3.4 Предмет исследования Процесс управления качеством образования в гимназии
3.5 Гипотеза Создание системы качества образования в гимназии будет способствовать: - повышению качества предоставляемых образовательных услуг; - раскрытию интеллектуального и творческого потенциалов обучаемых; -удовлетворенностипедагоговусловиямипрофессиональнойпедагогическойдеятельностииорганизациейобразовательногопроцесса; - удовлетворенности администрации гимназии и родителей уровнем подготовки выпускников гимназии; - удовлетворенности выпускников гимназии качеством образования, которое они получили в гимназии; - совершенствованию и повышению эффективности деятельности по обеспечению качества образования в гимназии.
3.6 Цель пилотного проекта Повышение качества образования в гимназии
3.7 Задачи - Разработка пакета нормативных документов по выстраиванию системы качества и проведению мониторинга качества образования в гимназии; - Проведение самообследования по качеству обеспечиваемого образования в гимназии; - Внедрение системы качества образования в гимназии; - Анализ промежуточных результатов мониторинга, выявление несоответствия в системе качества образования; - Корректировка выявленных затруднений с целью повышения эффективности деятельности по обеспечению качества образования в гимназии.
3.8 Направления пилотного проекта - Качество учебного процесса; - Качество содержания образования в гимназии; - Качество воспитательного процесса; - Качество образовательного процесса в основных звеньях; - Качество основных результатов образовательного процесса и деятельности гимназии.
24 2011
829
№ п/п Параметры информации Содержание информации
3.9 Используемые методики Анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта проведения мониторинга качества образования, экспертная оценка, контент-анализ документов, квалиметрические методики и процедуры, ранжирование, проективные методики и др.
3.10 Предполагаемые результаты - Повышение качества профильной подготовки и профессиональной ориентации учащихся гимназии; - Расширение возможностей формирования индивидуальных образовательных программ старшеклассников в рамках профильного обучения; - Повышение воспитанности и уровня социального становления гимназистов.
3.11 Возможные риски - Отсутствие государственных стандартов качества образования; - Недостаточная разработанность инструментария для осуществления оценки качества; - Отсутствие единых целей и критериев определения качества образования на федеральном и региональном уровне.
3.12 Способы отслеживания результатов и предполагаемые, формы представления - анкетирование, беседа, интервью, опросы, метод независимых характеристик; - буклет с аналитическими материалами, схемами, диаграммами; - презентации.
4.Организационное и научно-методическое обеспечение пилотного проекта Данные о контактном лице по вопросам пилотного проекта в образовательном учреждении
4.1 Ф.И.О. Чуб О.И.
4.2 Должность Заместитель директора по научно-методической работе
4.3 Телефон/ факс (841-2)95-39-84
4.4 E-mail [email protected]
4.5 Руководителипилотного проекта Тымченко Е.Ю., Чуб О.И., Гаврилин А.В.
4.6 Сроки пилотного проекта с 2008 года по 2011 год
4.7 Состав участников пилотного проекта Администрация, педагогический коллектив, учащиеся и их родители
4.8 Кадровое обеспечение пилотного проекта Директор, заместители директора, социолог, психологи, зав. кафедрами, методисты (независимые эксперты)
4.9 Материально-техническое обеспечение пилотного проекта Материально-техническая база гимназии
4.10 Научно-методическое обеспечение пилотного проекта Научно-методическая служба гимназии
4.11 План реализации мероприятий пилотного проекта (по этапам) I этап 2008-2009 уч. год - подготовительный этап -изучение документации по оценке качества образования; - разработка пакета нормативных документов по выстраиванию системы качества и проведению мониторинга качества образования в гимназии; - проведение самообследования по качеству обеспечиваемого образования в гимназии; - разработка программы качества и программы мониторинга качества образования в гимназии (определение рисков проекта, механизма контроля и корректировки программ, разработка процедур деятельности и т.д.). II этап 2009-2010 учебный год - организационно-внедренческий этап - организация проведения мониторинга; - внедрение процедур деятельности; - анализ промежуточных результатов мониторинга. III этап 2010-2011 учебный год - практическо-обобщающий этап - подробный анализ и оформление результатов мониторинга качества образования; - выявление несоответствия в системе качества образования; - корректировка выявленных затруднений с целью повышения эффективности деятельности по обеспечению качества образования в гимназии.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
24 2011
и внедрен в педагогическую среду новый пилотный проект«Управлениекачествомобразовательногопро-цесса в гимназии».
К 2008 году, когда был дан старт проекту, гимназией были достигнуты высокие результаты в области качестваобразования.Средикоторыхнаиболеезначи-мые и важные:
- уровень качества образования (за последние 10 лет) выше среднего по г. Пензе, Пензенской области, России;
- стабильно высокий рейтинг по результатам
ЕГЭ;
- 100 % (за последние 5 лет) поступление выпускников гимназии в ВУЗ;
- гимназия - Победитель Всероссийского конкурса «Лучшие школы России»;
- гимназия - Победитель Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Образовательные услуги»;
Но на современном этапе развития гимназии необходимо находить более совершенные пути повышения качества образования. Переход от знаньевого подхода к компетентностному - одна из главных задач образовательного учреждения нового типа.
Проблема совершенствования качества образования, требует разработки концептуально новых подходов к нахождению путей её решения.
Решение данной проблемы связано с организацией учебно-воспитательного процесса в современной школе и особенностями, осуществляемого в ней управления.
недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемыуправлениякачествомоб-разования определила выбор темы пилотного проекта, реализация которого представляется нам как одна из эффективных форм работы со всеми участниками образовательногопроцессамногопрофильнойгимна-зии № 13.
К сожалению позитивный практический опыт образовательной деятельности и управления каче-ствомобразованиявинновационныхобразовательных учреждениях, не нашел отражения и закрепления в соответствующей нормативно-правовой базе, поэтому актуальность данного проекта определяется не только лично нашей заинтересованностью, но и тем, что многим инновационным учреждениям наверняка будет интересно познакомиться с этапами его создания и реализации, а впоследствии в использовании его результатов для оптимизации и повышения эффективности
управления качеством гимназического образования, особенно сейчас, когда проблема развития и становления профильного образования является наиболее актуальной.
Реализация данного пилотного проекта предполагает, что создание системы управления качеством образования в гимназии будет способствовать:
-повышениюкачествапредоставляемыхобразо-вательных услуг;
- раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обучаемых;
- удовлетворенности педагогов условиями профессиональной педагогической деятельности и организацией образовательного процесса;
- удовлетворенности администрации гимназии и родителей уровнем подготовки выпускников гимназии;
- удовлетворенности выпускников гимназии качеством образования, которое они получили в гимназии;
- повышению эффективности деятельности по обеспечению качества образования в гимназии.
Управление качеством образования предполагает поиск баланса между управлением, направленным на процесс, и управлением, ориентированным на результат. Управление качеством образования - это всегда процесс перехода образовательного учреждения из режима функционирования в режим инновационного развития, возможный при условии получения оперативной и достоверной информации о состоянии процесса и о качестве результатов. Управление качеством образования - это «особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования...».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Панасюк В.П. Школа и качество: Выбор будущего. СПб.: КАРО. 2003. 384 с.
2. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под редакци-ейМ.М.ПоташникаиВ.С.Лазарева.М.:Новаяшкола, 1995. 464 с.
3. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг каче-стваобразования..:ПедагогическоеобществоРоссии, 2000. 320 с.