Научная статья на тему 'Модель многопрофильной гимназии как механизм обеспечения инновационных педагогических практик и качества образования учащихся'

Модель многопрофильной гимназии как механизм обеспечения инновационных педагогических практик и качества образования учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / THE QUALITY OF EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATION / EDUCATION QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тымченко Елена Юрьевна

На материалах, используемых в организации образовательного процесса многопрофильной гимназии, рассмотрен вопрос внедрения инновационных педагогических практик и обеспечения качества образования. Сделан вывод, что модель многопрофильного образования является наиболее эффективной для решения ключевых проблем в области качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель многопрофильной гимназии как механизм обеспечения инновационных педагогических практик и качества образования учащихся»

УДК 373.1

Е. Ю. Тымченко

МОДЕЛЬ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. На материалах, используемых в организации образовательного процесса многопрофильной гимназии, рассмотрен вопрос внедрения инновационных педагогических практик и обеспечения качества образования. Сделан вывод, что модель многопрофильного образования является наиболее эффективной для решения ключевых проблем в области качества образования.

Ключевые слова: качество образования, инновационные практики, управление качеством образования.

Abstract. The author considers the implementation of innovative techniques and assurance of the education quality on the basis of the materials used for organizing teaching-learning process at a multi-subject gymnasium. It has been concluded that the model of multi-subject education is the most effective in solving the key problems in the field of education quality.

Key words: the quality of education, innovative education, education quality control.

Большинство фундаментальных «прорывных» инновационных идей в образовании в нашей стране разрабатывались на протяжении 60-80-х гг. XX в. В 80-90-х гг. они воплощались в более широком масштабе. Именно в это время инновационное движение коснулось и Пензенского региона. Практика создания гимназий и лицеев стала повсеместной. За четверть века был накоплен огромный опыт освоения инновационных идей, стали очевидными его возможные результаты.

Отечественные разработки были дополнены и значительным кругом европейских инновационных педагогических практик, прошедших определенный процесс адаптации на российской почве. Практика работы многих педагогов на основе инновационных подходов показала, как при разных моделях образования могут быть решены ключевые проблемы в области качественного и доступного для всех детей образования.

К 1993 г., когда школе № 13 был официально присвоен статус многопрофильной гимназии, в образовательном учреждении сформировался крепкий, молодой коллектив учителей-новаторов, который остается стабильным и сейчас.

На протяжении почти двух десятков лет в гимназии, в сфере педагогических исследований, постепенно складывалось в общее пространство сотрудничество исследователей и учителей разных направлений, нарабатывались традиции содержательного научно-педагогического поиска, организовывались различные формы сотрудничества школы и социума.

Модель гимназии включила в себя многопрофильное образование, в котором предметы классического, гимназического компонента, такие как риторика, немецкий язык (как второй язык), театральное искусство, хореография, этикет, успешно сочетаются с четырьмя профилями (физико-математическим, химико-биологическим, гуманитарным, лингвистическим), остаю-

щимися востребованными на протяжении всего времени, а также с шестью школами дополнительного образования (художественная, музыкальная, хореографическая, шахматная, цирковая, спортивная), расположенными на базе гимназии.

Организация учебно-воспитательного процесса в гимназии осуществляется на основе идеи целостности. Воспитание, обучение и развитие учащегося осуществляется в единой воспитательной системе, в основе которой лежит приоритет воспитания, понимаемого как целенаправленное воздействие на процесс развития личности. Именно такой подход является основным в концепции и программе развития гимназии, являющихся базовыми документами образовательного учреждения.

С 2006-2011 гг. в образовательном учреждении работает Программа развития гимназии как Школы достоинства, которая включает в себя три составляющие:

- развитие гимназии как воспитательной системы через реализацию единой программы воспитания;

- развитие гимназии как профильной школы через реализацию многопрофильной гимназии;

- развитие гимназии как школы полного дня через реализацию программы «Одаренные дети» в рамках работы школ дополнительного образования, работы научного общества учащихся, работы социокультурного центра.

Логическим продолжением ныне существующей Программы развития стала разработка нового документа, рассчитанного на 2011-2015 гг., где миссия гимназии определена не только в соответствии с традиционными формами и направлениями в ее работе, но и с концептуально новыми подходами, отраженными в документах, определяющих стратегию в области образования на современном этапе, такими как национальная доктрина «Наша новая школа», ФГОСы, Послание президента к Федеральному собранию и т.д.

Содержание этих документов ориентировано на решение задач инновационного характера, в них прослеживается главный вопрос стратегии развития образования - достижения нового качества образования.

Переход от знаньевого подхода к компетентностному - одна их главных задач образовательного учреждения нового типа.

Модель многопрофильной гимназии как механизм обеспечения качества образования и конкретных инновационных педагогических практик на федеральном, региональном и муниципальном уровнях предусматривает взаимодействие не только педагогов, причастных к данной практике, но и ученых, управленцев, практиков, высших учебных заведений, учреждений исследовательского типа, производств с передовым уровнем технологий и т.д.

Модель многопрофильного образования на современном этапе требует использования новых форм, методов, подходов, таких как: проектноисследовательский, начиная с 1-го класса, метапредметный, решающий проблему разобщенности разных научных дисциплин, разработку и внедрение новых курсов - «Живая инновация» и «Основы предпринимательства».

А самое главное требование - это создание системы грамотного управления качеством образовательного процесса.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Как утверждается в национальной образовательной страте-

гии «Наша новая школа», «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».

Основной задачей образовательной политики на современном этапе становится достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Одновременно в новой модели устойчивого развития общества ведущим законом становится закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем и качества общественного интеллекта. «... Качество становится символом тех изменений, которые дают ориентиры к стратегии выживания человечества» (А. И. Субетто).

Проблема качества начинает пониматься и решаться на путях идеологии «всеобщего управления качеством», охватывающей все виды деятельности в образовательной системе, начиная от качества воспитания, качества образовательных программ, качества содержания, качества образовательного процесса и кончая качеством самого управления.

Таким образом, актуальность создания системы управления качеством образования обусловлена и основана на противоречиях между:

- необходимостью разработки принципиально нового механизма управления качеством образования в инновационном учреждении и консерватизмом существующей системы управления школой;

- запросами современного рынка образовательных услуг и способностью образовательного учреждения адекватно и качественно на них реагировать;

- наличием эффективного практического опыта образовательной деятельности инновационных образовательных учреждений и отсутствием его теоретического обоснования;

- потребностью педагогического и управленческого персонала гимназий в разработке системы управления качеством образования, адекватной целям и специфическим условиям деятельности гимназии, и отсутствием соответствующих исследований в научной литературе.

Именно вышеперечисленные факторы стали основой для разработки новой Программы развития многопрофильной гимназии на 2011-2015 гг. как документа, формирующего стратегию ее деятельности на последующие годы.

Название Программы развития гимназии - «Управление качеством образования в инновационном образовательном учреждении».

Цель: разработка и апробация модели системы управления качеством образования в современной гимназии, отражающей ее специфику, как инновационного образовательного учреждения.

Задачи:

- разработать и теоретически обосновать основные концептуальные подходы к качеству в инновационном образовательном учреждении;

- выявить особенности управления качеством образования в гимназии, вытекающие из ее миссии, а также нормативных и маркетинговых целей деятельности;

- раскрыть сущностные характеристики и охарактеризовать объекты качества современного гимназического образования;

- определить организационно-педагогические условия управления качеством образования в современной гимназии;

- проанализировать эффективность существующих моделей управления качеством образования и показать зависимость качества образования от качества управленческой деятельности;

- внедрить в образовательный процесс гимназии инновационные педагогические практики.

Этапы реализации

I подготовительный этап (январь-сентябрь 2011 г.):

- создание необходимых условий для обеспечения разработки и освоения новшеств;

- изучение литературы по оценке и управлению качеством образования, разработка нормативных документов по выстраиванию системы качества и проведению мониторинга качества образования в гимназии;

- разработка и утверждение Программы развития гимназии на 20112015 гг.;

- разработка модели системы качества образования в гимназии.

II организационно-внедренческий этап (сентябрь 2011 г. - август 2014 г.):

- проведение самообследования по качеству обеспечиваемого образования в гимназии;

- разработка программы мониторинга качества образования в гимназии (выстраивание индикаторов качества, определение рисков проекта, механизмов контроля и корректировки программ, разработка процедур деятельности и т.д.);

- анализ промежуточных результатов мониторинга (реализация новых методик, отслеживание процессов и результатов, контрольные срезы);

- внедрение инновационных педагогических практик.

III практическо-обобщающий этап (сентябрь 2014 г. - август 2015 г.):

- подробный анализ и оформление результатов мониторинга качества образования;

- соотнесение результатов эксперимента, выявление несоответствий в системе качества образования;

- корректировка выявленных затруднений с целью повышения эффективности деятельности по обеспечению качества образования в гимназии и внедрению инновационных педагогических практик.

Научная новизна и теоретическая значимость Программы развития гимназии:

1. Определение и теоретическое обоснование основных концептуальных подходов к качеству гимназического образования:

- нормативно-дидактический - направлен на достижение высокого уровня обученности учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта;

- социально-маркетинговый - рассматривает качество образования как широкую социально-педагогическую категорию, которая отражает общий уровень социальной зрелости выпускника, и учитывает маркетинговые цели образования;

- средово-компетентностный - определяет качество образования как синтез качества образовательной среды и образовательного результата, каковым является совокупность компетентностей выпускника.

2. Разработка и теоретическое обоснование модели управления качеством образования в гимназии, которая отражает особенности инновационного образовательного учреждения, конструирующего специфическую образовательную среду и реализующего самостоятельно разработанную концепцию образовательной деятельности.

3. Определение функций, принципов управления качеством образования в гимназии, позволяющих реализовать нормативные и маркетинговые цели образовательного учреждения в партнерском взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности.

4. Выявление организационно-педагогических условий эффективного

управления качеством образования в современной гимназии: научно-

методическое сопровождение персонала, социальное партнерство.

Теоретическая значимость Программы развития гимназии заключается в разработке и обосновании целостной концепции управления качеством образования в современной гимназии, исходящей из единства ее нормативных и маркетинговых целей, миссий и особенностей как инновационного образовательного учреждения.

Практическая значимость Программы развития гимназии: результаты внедрения и реализации Программы развития могут быть использованы в инновационных образовательных учреждениях для стратегического планирования их деятельности, определения целей, миссии, перспектив развития школы, создания систем качества образования, отражающих специфику образовательного учреждения.

В нашем случае Программа развития гимназии рассматривается лишь как один из методических инструментариев, способных обеспечить эффективное функционирование модели многопрофильного образования с учетом сложившегося опыта и определения новых инновационных подходов к выбору вектора развития образовательного учреждения.

К моменту, когда был дан старт данной программе, гимназия уже достигла определенных результатов в области качества образования и внедрения инновационных педагогических практик:

- стабильно высокий рейтинг по результатам ЕГЭ;

- 100 % поступление выпускников гимназии в вузы;

- гимназия - победитель Всероссийского конкурса «Лучшая школа России» (2008);

- гимназия - дважды победитель в рамках ПНПО (2006, 2008);

- гимназия - победитель Всероссийского конкурса «Лига школ Роснано» (2010);

- гимназия - победитель Всероссийского конкурса «Элита российского образования» (2010);

- гимназия - экспериментальная площадка по внедрению нанотехнологий и т. д.

Но предполагается, что разработка и реализация данной Программы будут в большей степени способствовать повышению качества предоставляемых услуг, удовлетворенности всех участников образовательного процесса, более высокому уровню раскрытия интеллектуального и творческого потенциала обучаемых, ведь идея качества образования сегодня становится не просто актуальной, а приобретает значение системообразующего фактора среди других факторов и направлений деятельности, призванных обеспечить един-

ство российского образования и уровень, отвечающий требованиям современной экономики и вызовам общества.

Инновационные педагогические практики и процессы, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержаний, форм, методов, технологий и эффективной организации системы работы в области качества образования. Среди инновационных школ модель многопрофильного гимназического образования призвана формировать социально зрелую личность выпускника и создавать ему условия для непрерывного образования с учетом профильной дифференциации и профессиональных интересов. Выпускник гимназии должен быть готов к осознанному выбору социальной позиции, профессионально-личностному самоопределению, гибкому реагированию на имеющиеся импульсы внешней среды.

Таким образом, мы предполагаем, что модель многопрофильного образования способна наиболее эффективно обеспечивать внедрение инновационных педагогических практик, особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности образовательной среды инновационного учреждения с целью достижения качественного и доступного образования.

Список литературы

1. Лесков, С. Л. Живая инновация. Мышление XXI века / С. Л. Лесков. -М. : Просвещение, 2009. - 239 с.

2. «Наша новая школа» национальная образовательная стратегия (проекты документов, мнения специалистов) // Вестник образования России. - М. : ПРО-ПРЕСС, 2009. - 62 с.

3. Панасюк, В. П. Школа и качество: Выбор будущего / В. П. Панасюк. - СПб. : КАРО, 2003. - 384 с.

4. Управление развитием школы : пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. - М. : Новая школа, 1995. - 464 с.

5. Цер юльников, А. Инновационные комплексы в сфере образования: рекомендации по созданию и управлению / А. Церюльников, А. Русаков, М. Эпштейн. -СПб. ; М., 2009. - 223 с.

6. Шишов, С. Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

Тымченко Елена Юрьевна Tymchenko Elena Yuryevna

директор многопрофильной гимназии Director of multi-subject

№ 13 г. Пензы gymnasium № 13 (Penza)

E-mail: gimn13@inbox.ru

УДК 373.1 Тымченко, Е. Ю.

Модель многопрофильной гимназии как механизм обеспечения инновационных педагогических практик и качества образования учащихся /

Е. Ю. Тымченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 4 (20). - С. 152-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.