Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПОКРЫТИЙ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЕГО ЗАДАЧ'

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПОКРЫТИЙ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЕГО ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛАКОКРАСОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / FOREIGN EDUCATION / PAINT INDUSTRY / CHEMICAL TECHNOLOGY / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверина Юлия Михайловна, Меньшиков Владимир Викторович, Рыбина Евгения Олеговна

Разработка системы подготовки химиков - технологов для лакокрасочной промышленности является приоритетным направлением в образовании. В статье представлена концепция пейнт-технологии и предложен вариант ее реализации. Рассматриваются различные методики подготовки специалистов в области технологии покрытий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверина Юлия Михайловна, Меньшиков Владимир Викторович, Рыбина Евгения Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE EDUCATION IN THE FIELD OF COATING TECHNOLOGY, FOLLOWED BU THE DEFINITION OF ITS TASKS

The development of a training system for chemical engineers for the paint industry is a priority in education.The article presents the concept of paint technology and offers a version of its implementation. Various methods of training of specialists in the field of coating technology are considered.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПОКРЫТИЙ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЕГО ЗАДАЧ»

УДК 658.5.012.1:378.4:669.094

Аверина Ю.М., Меньшиков В.В., Рыбина Е.О.

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПОКРЫТИЙ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЕГО ЗАДАЧ

Аверина Юлия Михайловна, к.т.н., доцент каф. Инновационных материалов и защиты от коррозии, председатель ОСМУСС.

Меньшиков Владимир Викторович д.т.н., профессор каф. Инновационных материалов и защиты от коррозии Рыбина Евгения Олеговна студентка 3 курса факультета инженерной химии, e-mail: rybina97@mail.ru Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева,125047, г. Москва, Миусская площадь, д. 9

Разработка системы подготовки химиков - технологов для лакокрасочной промышленности является приоритетным направлением в образовании. В статье представлена концепция пейнт-технологии и предложен вариант ее реализации. Рассматриваются различные методики подготовки специалистов в области технологии покрытий.

Ключевые слова: зарубежное образование, лакокрасочная промышленность, химическая технология, инновационное развитие.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE EDUCATION IN THE FIELD OF COATING TECHNOLOGY, FOLLOWED BU THE DEFINITION OF ITS TASKS

Averina Y.M., Menshikov V.V., Rybina E.O.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

The development of a training system for chemical engineers for the paint industry is a priority in education . The article presents the concept ofpaint technology and offers a version of its implementation. Various methods of training of specialists in the field of coating technology are considered.

Keywords: foreign education, paint industry, chemical technology, innovative development.

При задании инновационного вектора развития России экономический рост будет зависеть от инженерно-технических и научных кадров, которые должны быть подготовлены к организационной деятельности, свободно ориентирующиеся в экономике знаний[1].

Задачи нового подхода к подготовке инженеров-технологов встала в конце 90-х годов. В это время нами была предложена концепция инновационных "пейнт-технологий", наукоемких технологий лакокрасочной отрасли, относящейся к малотоннажной химии, по которой отрасль будет развиваться в ближайшие десятилетия, что подтвердилось в дальнейшем и актуально сегодня. Наиболее характерными направлениями "пейнт-технологий" для ЛКМ (лакокрасочных материалов) являются:

• Экологически безопасные и энергосберегающие ЛКМ (водные, порошковые, с высоким сухим остатком, радиационного отверждение);

• Современные технологии антикоррозионной защиты металлоконструкций, газо- и нефтепроводов, хранилищ;

• Гибкие блочно-модульные малоотходные схемы производства ЛКМ;

• Эффективные безотходные системы нанесения ЛКМ;

• ЛКМ для покрытий, со специальными свойствами (судостроение, авиационная промышленность, космос, наноматериалы и пр.)

Эта концепция была обсуждена и одобрена на совместном заседании представителей Минобрнауки РФ, РХО им. Д. И. Менделеева и Ассоциации лакокрасочных предприятий. Стало ясно, что эту концепцию невозможно реализовать без подготовки современных инженерных кадров.

Таким образом, встала задача разработки системы подготовки химиков-технологов, в частности для лакокрасочной промышленности, в соответствии с инновационным развитием экономики страны и мировыми тенденциями.

В 2002 году в " Основах политики Российской Федерации в развитии науки и техники до 2010 года. И дальнейшую перспективу", подписанных президентом РФ В.В. Путиным, указывается " Целью государственной политики в области развития Науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны". Хотя, определение понятия инноваций было дано только в 2011 году (ФЗ -254), а в ЕС уже работают стандарты по инновационному менеджменту.

Этому были посвящены собрания заведующих родственными кафедрами в Санкт-Петербурге и Ярославле, а также совместная презентация РХТУ им Д.И. Менделеева и Высшей химико-

технологической школы (ныне Пражский химико-технологический университет), на полях международной конференции СИ18Л-2002 в Российском Центре науки и культуры в Праге.

За основу была взята программа МГТУ им. Баумана "Менеджмент высоких технологий", адаптированная к химическим технологиям. В РХТУ им Д.И. Менделеева была организована кафедра Управления технологическими

инновациями, которая в течение 7-ми лет выпускала специалистов с квалификацией инженеров-менеджеров в области химической технологии и кафедра Композиционных материалов и технологии защиты от коррозии. Студенты, обучающиеся на данной кафедре, уже на ранних этапах обучения приступали к выполнению индивидуальных научных работ и участвовали в международных конференциях и в конкурсах студенческих научно-исследовательских работ и студенческих грантов. Ежегодно преподаватели кафедры организуют и принимают участие в международных научных конференциях, в том числе проходящих за рубежом.

При переходе к системе бакалавр-магистр, было решено готовить бакалавров в области материаловедения и защиты от коррозии и по направлению 18.03.02 Энерго- и

ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии, объединив две кафедры в одну - Инновационных материалов и защиты от коррозии. (ИМиЗК) и параллельно с магистратурой направления 22.04.01 Материаловедение и технологии материалов, открыть магистратуру по направлению 27.04.06 Организация и управление наукоемкими производствами по программе Управление инновационными проектами нефтегазохимического комплекса (НГХК).

Сегодня требуются выпускники, владеющие не только предметами и знаниями, в частности, в области защиты материалов от коррозии, ну и умеющие руководить проектами, знающие компьютерные технологии в области организационно-экономического моделирования, владеющие подходами к бизнес-планированию и знающие основы инновационного технологического маркетинга и коммерциализации инноваций. Именно такие дисциплины вошли в программу магистратуры[2].

В 2018 году на Ученом Совете РХТУ было принято решение об организации новой магистерской программы: «Основы проектирования энерго-ресурсосберегающих химических

производств» по направлению 18.04.02 по Энерго- и ресурсосбережению. В этой программе планируется на (кафедре) ИМиЗК подготовка специалистов в области проектирования технологических покрытий. Одной из обязательных дисциплин является «Технология лакокрасочных покрытий»

Совершенно необходима тесная связь с предприятиями, что можно обеспечить проведением

практики или подготовкой выпускных квалификационных работ на основе организации базовых кафедр. Были открыты базовые кафедры в НПО Лакокраспокрытие г. Хотьково Московской области, и в НИЦ Курчатовский институт-ИРЕА г. Москва. Для практической инновационной деятельности на базе кафедры в 2010 году было открыто малое инновационное предприятия ООО «БИНАКОР-ХТ», которое успешно функционирует и в настоящее время. В его работе принимают участие студенты и аспиранты РХТУ.

Университет приглашает к знакомству студентов с зарубежными научными школами, поэтому группа студентов кафедры ИМиЗК последние 3 года посещали чешские города Прагу и Остраву, где знакомились с лабораториями родственных вузов и предприятиями. Участие представителей РХТУ в рабочей группе по науке, инновациям и образованию Мажправкомиссии Россия-Чехия позволили нам попасть в программу сотрудничества с чешскими партнерами и принять участие в создании Международного центра по трансферу технологий на базе Остравского технического университета.

В этом году во время пребывания в Остраве делегации от РХТУ был подписан новый договор о сотрудничестве между нашими ВУЗами, а так же рассмотрен вопрос о существовании совместных магистерских программ с выдачей двойных дипломов на базе программ, реализуемых на нашем факультете и кафедре ИМиЗК и металлургическом факультете VSB-TUO[3].

Создание и развитие инновационной инфраструктуры в РХТУ резко затормозилось в предшествующие 3 года из-за организационной нестабильности. Однако такая инфраструктура работает на кафедре ИМиЗК. Студенты привлекаются к выполнению проектов как по заказу министерств РФ, так и совместных работ с иностранными партнерами. Например,

целесообразно на базе РХТУ создать центр технологических инноваций, аналогично созданному в Остраве. В дальнейшем, планируется развитие и воплощение наработок по данной структуре.

Список литературы:

1. Дьяконов Г.С., Иванов В.Г., Кондратьев В.В. Российский научно-образовательный центр в сфере химической технологии // Журнал «Высшее образование в России» №11— 2012г— с 48-56.

2. Меньшиков, В. В. Технологический маркетинг, коммерциализация и принципы реализации инноваций: учебное пособие / В. В. Меньшиков. Ю.М. Аверина, А.М. Зубарев - М. : РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2017— 138 с. : ил. ; 8,02 усл.печ.л. - Библиогр.: с. 138.

3. Долгая О.И. Непрерывное образование в Чешской республике: предпосылки формирования системы.// Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» 2013— том 1— с 112-118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.