Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ФНС РОССИИ'

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ФНС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / АУДИТ / КОНЦЕПЦИЯ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ЭТАП / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Настюшкина Е. В., Аршинов И. В.

В статье рассматриваются теоретические аспекты внутреннего аудита, как ключевого направления модернизации и информатизации налоговых органов, повышающие качество информационного обоснования внутреннего налогового контроля в налоговых органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ФНС РОССИИ»

анализа не только финансовой устойчивости, но и (в общем) финансового состояния страховщика. Такой анализ необходим как для внутренних пользователей в части самооценки самих страховых организаций, анализа их дочерних организаций, филиалов, так и для внешних пользователей -коммерческих партнеров и банков.

Использованные источники:

1. Ахвледиани Ю.Т. Страхование: учебник., Юнити- Дана; 2011 - 567 с.

2. Годин А. М., Фрумина С. В. Страхование: учебник. М.: Дашков и К. 2009. 480с.

3. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 23.07.2013 № 4016-1 (с изм. и доп. ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Настюшкина Е.В. магистрант, 2 курс экономический факультет Аршинов И. В., к. э.н. доцент кафедры финансов и кредита НИ МГУ имени Н.П. Огарёва Россия, г. Саранск ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ФНС РОССИИ

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты внутреннего аудита, как ключевого направления модернизации и информатизации налоговых органов, повышающие качество информационного обоснования внутреннего налогового контроля в налоговых органах.

Ключевые слова: налоги, информатизация, модернизация, аудит, концепция, налоговый контроль, налогообложение, автоматизация, этап, совершенствование.

Совершенствование существующей системы контроля за деятельностью налоговых органов (внутреннего аудита) является одной из составляющих налоговой политики

Основные направления модернизации процессов проведения внутреннего аудита в Федеральной налоговой службе в условиях комплексной модернизации существующих информационных систем ФНС России и мероприятий, направленных на качественно новый уровень налогового администрирования.

В соответствии с разработанными программами и концепциями законодательства РФ, а также внутренних документов ФНС России решаются множество задач и функций, регулирующих деятельность в области модернизации и информатизации налоговых органов.

Основной целью концепции повышения эффективности внутреннего аудита налоговых органов за счет совершенствования форм и методов его проведения, являются:

- автоматизации и унификации всех процессов проведения внутреннего аудита и формирования итоговых документов по результатам аудиторских проверок с использованием новых информационных технологий;

- сокращения расходов на проведение аудиторских проверок за счет увеличения доли проверок, проводимых дистанционно;

- перехода к планированию проведения аудиторских проверок, исходя из рисков, выявленных по результатам постоянного дистанционного мониторинга деятельности налоговых органов;

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

- создание единого стандарта проведения и оформления результатов внутреннего аудита: унифицированной запросной системы и аналитических выборок, единых требований к квалификации нарушений в справках и актах аудиторских проверок, проводимых как межрегиональными инспекциями ФНС России по федеральным округам, так и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации;

- обеспечение контроля достоверности данных в информационных ресурсах налоговых органов, своевременности и правильности наполнения информационных ресурсов, а также усиление ответственности руководителей и сотрудников налоговых органов за действия, связанные с умышленным искажением данных в информационных ресурсах с целью сокрытия имеющихся нарушений;

- организация доступа для работников центрального аппарата ФНС России и межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам к единой базе территориальных налоговых органов ФНС России АИС «Налог-3» в режиме реального времени (с учетом сроков фактического внедрения АИС «Налог-3»).

При успешной реализации поставленных задач следует ожидать повышения качества и эффективности проведенных мероприятий внутреннего аудита, в том числе за счет расширения дистанционного контроля и совершенствования механизма планирования аудиторских проверок при реализации возможности постоянного дистанционного мониторинга деятельности территориальных налоговых органов в режиме реального времени.

Дистанционный метод контроля деятельности налоговых органов (и их должностных лиц) позволит ускорить процесс сбора и обработки информации, необходимой для принятия управленческих решений. Смещение акцента с постпроверочного на предварительный и текущий контроль обеспечит оперативное выявление, устранение и предупреждение нарушений в работе территориальных налоговых органов, а также

своевременное внимание вышестоящего налогового органа к отрицательной динамике показателей, характеризующих эффективность деятельности управлений и инспекций.

Кроме того, сокращение количества проверок с выездом в территориальные налоговые органы позволит достичь значительного экономического эффекта за счет снижения финансовых, временных и трудовых затрат, а также решить проблему текучести кадров, осуществляющих аудиторские проверки, обусловленную длительностью и частотой командировок.

При реализации поставленных задач имеется возможность ожидаемых рисков, связанных с возможными техническими проблемами при организации удаленного доступа, например:

риск возникновения технических трудностей достижения необходимой скорости передачи данных; риск сбоев унифицированных запросов при обновлении СЭОД.

Совершенствование налогового контроля опирается на концепцию модернизации процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов на 2011-2016 годы состоящее из следующих этапов:

I этап (2012 - 2014 годы) - модернизация процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов на базе существующих СЭОД и федеральных информационных ресурсов.

1. Внедрение постоянного дистанционного мониторинга как основного механизма организации мероприятий внутреннего аудита.

2. Разработка и внедрение в СЭОД специального раздела для проведения внутреннего аудита налоговых органов (далее - раздел «Внутренний аудит налоговых органов»);

3. Разработка и внедрение федерального информационного ресурса «Результаты внутреннего аудита налоговых органов»;

4. Разработка и внедрение раздела «Контроль налоговых органов» в составе программно-аналитического комплекса «Аналитика» для формирования информационно-аналитических таблиц, отражающих основные показатели работы территориальных налоговых органов по всем направлениям деятельности.

5. Разработка методических рекомендаций по проведению аудиторских проверок отдельных направлений деятельности налоговых органов с учетом дистанционных методов проверки.

6. Доработка информационных ресурсов, методических рекомендаций и других документов, регламентирующих проведение внутреннего аудита налоговых органов, с учетом изменения налогового законодательства (иных нормативных правовых актов) и результатов практического применения.

II этап (2014 - 2016 годы) - модернизация процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов на базе АИС «Налог-3».

1. Реализация в АИС «Налог-3» программного обеспечения, необходимого для внутриведомственного контроля. Отработка бизнес-процессов.

2. Разработка (доработка) информационных ресурсов, нормативных и методических документов с учетом результатов эксплуатации программного обеспечения для внутриведомственного контроля в АИС «Налог-3».

3. Разработка требований информационной безопасности при представлении доступа для работников центрального аппарата ФНС России и межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам к единой базе территориальных налоговых органов ФНС России АИС «Налог-3».

Организационно-методическое обеспечение и контроль за реализацией Концепции осуществляет Административно-контрольное управление ФНС России на основе мероприятий, включенных в Программу модернизации процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов на 2012 - 2016 годы и годовые планы.

Реализация данной Концепции позволит:

обеспечить постоянный, качественный и оперативный контроль за деятельностью территориальных налоговых органов;

целевой отбор налоговых органов для включения в план проведения аудиторских проверок;

эффективно и качественно реализовывать контрольные функции на всех стадиях аудиторских проверок;

повысить ответственность налоговых органов и персональную ответственность их руководителей и должностных лиц за качество и эффективность налогового администрирования;

открыть новые возможности для внедрения и использования прогрессивных методов контроля за деятельностью налоговых органов.

Таким образом, совершенствование налогового контроля направлено на повышение качественного уровня налогового администрирования Федеральной налоговой службы, за счет повышения эффективности внутреннего аудита.

Наумова Е.А. студент МЭСИ Россия, г.Москва

РИСК В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Ключом успеха бизнеса является правильность и обоснованность стратегии деятельности. При этом должны вероятности возникновения критических ситуаций. При этом, важным является не избежание риска, а предвидение и снижение его до минимального уровня. Под "риском" понимают угрозу потери предприятием части своих ресурсов, не получения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.