Аршинов И.В.1, Аниськина Е.В.2 ©
'К.э.н., доцент кафедры бухгалтерский учет, анализ и аудит; 2студент,
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева.
НАЛОГОВЫЙ АУДИТ КАК ВНУТРЕННИЙ АУДИТ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Аннотация
В статье рассматривается определение налогового аудита внутри налоговой системы. Затронуты различия налогового аудита и аудита налогов. Также в статье описываются задачи, ход реализации налогового аудита и разрешение налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации.
Ключевые слова: налоговый аудит, внутренний аудит, налоговые органы, аудит налогов. Keywords: tax audit, internal audit, taxing authority, audit of tax.
Налоговый аудит - это единая система контроля вышестоящими налоговыми органами за деятельностью нижестоящих налоговых органов в части соблюдения требований законодательства и иных нормативных правовых актов, а также внутренних документов ФНС России при выполнении задач и функций, отнесенных к компетенции ФНС России [2].
Нередко при изучении данной темы путают налоговый аудит с аудитом налогов, однако стоит помнить, что аудит налогов производят аудиторские фирмы в компаниях - открытых акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах и т.д., тогда как налоговый аудит является внутренним аудитом налоговых органов.
Главными задачами налогового аудита являются:
- изучение фактического состояния работы налоговых органов;
- контроль выполнения налоговыми органами требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также внутренних документов ФНС России при осуществлении налогового администрирования;
- выявление нарушений и недостатков в деятельности налогового органа и контроль за их устранением;
- анализ причин выявленных нарушений с целью устранения и предупреждения;
- повышение эффективности налогового органа;
- обеспечение своевременности, правильности и полноты ведения налоговыми органами информационных ресурсов;
- сбор информации для совершенствования налогового администрирования.
Помимо основных задач, выполняемых налоговыми органами при осуществлении налогового аудита, существуют и стратегические цели и задачи, направленные на повышение эффективности работы налоговых органов. К ним относится, прежде всего, дистанционный метод контроля деятельности налоговых органов (и их должностных лиц). Главным достоинством данного метода является ускорение процесса сбора и обработки информации, необходимой при принятии управленческих решений. Помимо этого сокращение количества выездных проверок снизит трудовые, финансовые, временные расходы налоговых органов и решит проблему текучести кадров, обусловленную частыми командировками. Также удаленный метод контроля позволит совершенствовать механизм планирования аудиторских проверок при реализации возможности постоянного дистанционного мониторинга деятельности территориальных налоговых органов в режиме реального времени.
При осуществлении задач существуют риски невозможности совершения операций:
- риск возникновения технических трудностей достижения необходимой скорости передачи данных;
©© Аршинов И.В., Аниськина Е.В., 2014 г.
- риск сбоев унифицированных запросов при обновлении СЭОД.
- риск недостоверности (неактуальности) использованной для целей внутреннего аудита информацией, в случае несоблюдения проверяемыми налоговыми органами требований к ведению информационной безопасности.
Чтобы предотвратить возможные риски, налоговые органы прибегают к контролю над действиями, производимыми при осуществлении налогового аудита. Контроль непосредственно осуществляется Административно-контрольным управлением ФНС России на основе мероприятий, включенных в программу модернизации процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов.
В целях обеспечения выполнения запланированных мероприятий и контроля Административно-контрольное управление ФНС России:
- формирует рабочие группы для разработки/доработки документов, регламентирующих порядок и методики внутреннего аудита налоговых органов;
- организует совещания и семинары по вопросам новых методов осуществления внутреннего аудита налоговых органов;
- взаимодействует со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России, ГНИВЦ, территориальными налоговыми органами при разработке и внедрении новых методик, регламентирующих документов и информационных ресурсов, относящихся к внутреннему аудиту;
- анализирует и обобщает передовой российский и международный опыт организации и проведения внутриведомственного контроля (внутреннего аудита), в том числе при реализации «пилотных» проектов и опытной эксплуатации разрабатываемого программного обеспечения;
- запрашивает в установленном порядке от территориальных налоговых органов необходимую информацию о выполнении мероприятий, предусмотренных утвержденными планами, и предложения по вопросам модернизации процессов проведения внутреннего аудита.
Показателями, позволяющими оценить ход реализации налогового аудита, могут служить:
- увеличение доли дистанционных аудиторских проверок в общей совокупности контрольных мероприятий внутреннего аудита;
- степень актуальности информационных ресурсов в части полноты заполнения и достоверности, а также их фактическое применение и частота использования при дистанционном мониторинге;
- положительная динамика сокращения фактов нарушения налоговыми органами сроков и процедур при осуществлении налогового администрирования, в том числе за счет использования инструментов самоконтроля.
Реализация в системе налоговых органов налогового аудита позволит:
- обеспечить постоянный, качественный и оперативный контроль за деятельностью территориальных налоговых органов;
- целевой отбор налоговых органов для включения в план проведения аудиторских проверок;
- эффективно и качественно реализовывать контрольные функции на всех стадиях аудиторских проверок;
- обеспечить своевременную наполняемость и достоверность информационных ресурсов;
- открыть новые возможности для внедрения и использования прогрессивных методов контроля за деятельностью налоговых органов.
Помимо решения повседневных задач при осуществлении процесса налогового аудита, существуют практика разрешения налоговых споров. Для этого налоговый аудит использует кадровое, правовое, информационно-аналитическое, методологическое обеспечение.
Подразделения налогового аудита занимаются объективной проверкой обоснованности жалоб на результаты налоговых проверок и урегулированием налоговых споров до суда, а также доведением до стадии решения спора только обоснованных и законных решений.
Подразделения налогового аудита, прежде всего, обеспечивают разрешение споров в рамках двух основных стадий:
- на стадии рассмотрения возражений (разногласий) по материалам налоговой проверки (от момента вручения акта по результатам мероприятий налогового контроля до вынесения решения);
- на стадии рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.
Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров свидетельствуют о том, что налогоплательщики стали отдавать предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора. Темп роста числа жалоб, рассматриваемых в досудебном порядке, в 4 раза превысил темп роста споров, рассматриваемых в судебном порядке.
Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создала предпосылки к формированию новых подходов к результатам контрольной работы, налоговому
администрированию, что позволило налоговым органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства.
Литература
1. Приказ ФНС России №ММВ-7-10/133@ «Об утверждении Концепции модернизации процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов»;
2. Концепции модернизации процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов, (утв. Приказом ФНС России от 29.12.2011г.);
3. Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ (утв. приказом ФНС от 13.02.13 № ММВ-7-9/78@)