Научная статья на тему 'Налоговый аудит как внутренний аудит налоговых органов'

Налоговый аудит как внутренний аудит налоговых органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / АУДИТ НАЛОГОВ / TAX AUDIT / INTERNAL AUDIT / AUDIT OF TAX / TAXING AUTHORITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аршинов И. В., Аниськина Е. В.

В статье рассматривается определение налогового аудита внутри налоговой системы. Затронуты различия налогового аудита и аудита налогов. Также в статье описываются задачи, ход реализации налогового аудита и разрешение налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый аудит как внутренний аудит налоговых органов»

Аршинов И.В.1, Аниськина Е.В.2 ©

'К.э.н., доцент кафедры бухгалтерский учет, анализ и аудит; 2студент,

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева.

НАЛОГОВЫЙ АУДИТ КАК ВНУТРЕННИЙ АУДИТ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Аннотация

В статье рассматривается определение налогового аудита внутри налоговой системы. Затронуты различия налогового аудита и аудита налогов. Также в статье описываются задачи, ход реализации налогового аудита и разрешение налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговый аудит, внутренний аудит, налоговые органы, аудит налогов. Keywords: tax audit, internal audit, taxing authority, audit of tax.

Налоговый аудит - это единая система контроля вышестоящими налоговыми органами за деятельностью нижестоящих налоговых органов в части соблюдения требований законодательства и иных нормативных правовых актов, а также внутренних документов ФНС России при выполнении задач и функций, отнесенных к компетенции ФНС России [2].

Нередко при изучении данной темы путают налоговый аудит с аудитом налогов, однако стоит помнить, что аудит налогов производят аудиторские фирмы в компаниях - открытых акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах и т.д., тогда как налоговый аудит является внутренним аудитом налоговых органов.

Главными задачами налогового аудита являются:

- изучение фактического состояния работы налоговых органов;

- контроль выполнения налоговыми органами требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также внутренних документов ФНС России при осуществлении налогового администрирования;

- выявление нарушений и недостатков в деятельности налогового органа и контроль за их устранением;

- анализ причин выявленных нарушений с целью устранения и предупреждения;

- повышение эффективности налогового органа;

- обеспечение своевременности, правильности и полноты ведения налоговыми органами информационных ресурсов;

- сбор информации для совершенствования налогового администрирования.

Помимо основных задач, выполняемых налоговыми органами при осуществлении налогового аудита, существуют и стратегические цели и задачи, направленные на повышение эффективности работы налоговых органов. К ним относится, прежде всего, дистанционный метод контроля деятельности налоговых органов (и их должностных лиц). Главным достоинством данного метода является ускорение процесса сбора и обработки информации, необходимой при принятии управленческих решений. Помимо этого сокращение количества выездных проверок снизит трудовые, финансовые, временные расходы налоговых органов и решит проблему текучести кадров, обусловленную частыми командировками. Также удаленный метод контроля позволит совершенствовать механизм планирования аудиторских проверок при реализации возможности постоянного дистанционного мониторинга деятельности территориальных налоговых органов в режиме реального времени.

При осуществлении задач существуют риски невозможности совершения операций:

- риск возникновения технических трудностей достижения необходимой скорости передачи данных;

©© Аршинов И.В., Аниськина Е.В., 2014 г.

- риск сбоев унифицированных запросов при обновлении СЭОД.

- риск недостоверности (неактуальности) использованной для целей внутреннего аудита информацией, в случае несоблюдения проверяемыми налоговыми органами требований к ведению информационной безопасности.

Чтобы предотвратить возможные риски, налоговые органы прибегают к контролю над действиями, производимыми при осуществлении налогового аудита. Контроль непосредственно осуществляется Административно-контрольным управлением ФНС России на основе мероприятий, включенных в программу модернизации процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов.

В целях обеспечения выполнения запланированных мероприятий и контроля Административно-контрольное управление ФНС России:

- формирует рабочие группы для разработки/доработки документов, регламентирующих порядок и методики внутреннего аудита налоговых органов;

- организует совещания и семинары по вопросам новых методов осуществления внутреннего аудита налоговых органов;

- взаимодействует со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России, ГНИВЦ, территориальными налоговыми органами при разработке и внедрении новых методик, регламентирующих документов и информационных ресурсов, относящихся к внутреннему аудиту;

- анализирует и обобщает передовой российский и международный опыт организации и проведения внутриведомственного контроля (внутреннего аудита), в том числе при реализации «пилотных» проектов и опытной эксплуатации разрабатываемого программного обеспечения;

- запрашивает в установленном порядке от территориальных налоговых органов необходимую информацию о выполнении мероприятий, предусмотренных утвержденными планами, и предложения по вопросам модернизации процессов проведения внутреннего аудита.

Показателями, позволяющими оценить ход реализации налогового аудита, могут служить:

- увеличение доли дистанционных аудиторских проверок в общей совокупности контрольных мероприятий внутреннего аудита;

- степень актуальности информационных ресурсов в части полноты заполнения и достоверности, а также их фактическое применение и частота использования при дистанционном мониторинге;

- положительная динамика сокращения фактов нарушения налоговыми органами сроков и процедур при осуществлении налогового администрирования, в том числе за счет использования инструментов самоконтроля.

Реализация в системе налоговых органов налогового аудита позволит:

- обеспечить постоянный, качественный и оперативный контроль за деятельностью территориальных налоговых органов;

- целевой отбор налоговых органов для включения в план проведения аудиторских проверок;

- эффективно и качественно реализовывать контрольные функции на всех стадиях аудиторских проверок;

- обеспечить своевременную наполняемость и достоверность информационных ресурсов;

- открыть новые возможности для внедрения и использования прогрессивных методов контроля за деятельностью налоговых органов.

Помимо решения повседневных задач при осуществлении процесса налогового аудита, существуют практика разрешения налоговых споров. Для этого налоговый аудит использует кадровое, правовое, информационно-аналитическое, методологическое обеспечение.

Подразделения налогового аудита занимаются объективной проверкой обоснованности жалоб на результаты налоговых проверок и урегулированием налоговых споров до суда, а также доведением до стадии решения спора только обоснованных и законных решений.

Подразделения налогового аудита, прежде всего, обеспечивают разрешение споров в рамках двух основных стадий:

- на стадии рассмотрения возражений (разногласий) по материалам налоговой проверки (от момента вручения акта по результатам мероприятий налогового контроля до вынесения решения);

- на стадии рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.

Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров свидетельствуют о том, что налогоплательщики стали отдавать предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора. Темп роста числа жалоб, рассматриваемых в досудебном порядке, в 4 раза превысил темп роста споров, рассматриваемых в судебном порядке.

Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создала предпосылки к формированию новых подходов к результатам контрольной работы, налоговому

администрированию, что позволило налоговым органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства.

Литература

1. Приказ ФНС России №ММВ-7-10/133@ «Об утверждении Концепции модернизации процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов»;

2. Концепции модернизации процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов, (утв. Приказом ФНС России от 29.12.2011г.);

3. Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ (утв. приказом ФНС от 13.02.13 № ММВ-7-9/78@)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.