Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НИЖЕСТОЯЩИХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ'

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НИЖЕСТОЯЩИХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веремеева Ольга Владимировна, Мороз Виктор Владимирович

Проводимый вышестоящим налоговым органом, контроль подведомственных налоговых инспекций, позволяет сделать вывод, о совершении налогового правонарушения, нижестоящим налоговым органом. Во избежание нарушений нижестоящими налоговыми инспекциями требуется определить такие показатели их работы, которые влияли бы на их материальное стимулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веремеева Ольга Владимировна, Мороз Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF THE EFFECTIVENESS OF INTERNAL AUDIT AND THEIR IMPACT ON THE MATERIAL INCENTIVES OF LOWER TAX AUTHORITIES

Conducted by a higher tax authorities, control of jurisdiction tax inspections, allows to make a conclusion about the violations of a tax offense by the subordinate tax authority. In order to avoid violations, the subordinate tax inspectors are required to determine their performance indicators that would affect their financial stimulation.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НИЖЕСТОЯЩИХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ»

ISSN 2541-8025

Том XV 4-2019

Проблемы экономики и юридической практики

3. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.10)

3.1. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НИЖЕСТОЯЩИХ

НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

©Веремеева Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства

Место работы: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Veremeeva. olga@mail. ш

©Мороз Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

mvv88@list.ru

Аннотация: проводимый вышестоящим налоговым органом, контроль подведомственных налоговых инспекций, позволяет сделать вывод, о совершении налогового правонарушения, нижестоящим налоговым органом. Во избежание нарушений нижестоящими налоговыми инспекциями требуется определить такие показатели их работы, которые влияли бы на их материальное стимулирование.

Ключевые слова: налоговый орган, налоговое администрирование, внутренний аудит налоговых органов, внутриведомственный налоговый контроль, выездная налоговая проверка, камеральная налоговая проверка, эффективность.

В 2018 году ФНС России утверждил Временный порядок организации внутреннего аудита в Федеральной налоговой службе России, который предполагает проведение значительных преобразований в области использования цифровых технологий и совершенствования системы проведения внутриведомственного дистанционного налогового контроля.

Для разделения и разграничения полномочий и ответственности внутриведомственный контроль организуют и проводят:

- ФНС России - во взаимоотношении межрегиональных инспекций ФНС Российской Федерации по федеральным округам, с учетом особенности работы отмеченных налоговый организаций, управлений ФНС Российской Федерации по субъектам РФ (в том числе нижестоящие налоговые аппараты), межрегиональных инспекций ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам (затем - МИ ФНС Российской Федерации по КН), Межрегиональной инспекции ФНС Российской Федерации по части ценообразования ради полного налогообложения (затем - МИ ФНС Российской федерации согласно тарифам), Межрегиональной инспекции ФНС Российской Федерации по камеральному контролю, межрегиональных инспекций ФНС России по централизованной обработке данных;

- МИ ФНС Российской федерации согласно ФО (в соответствии с указами ФНС Российской Федерации) - во взаимоотношении управлений ФНС Российской Федерации согласно субъектам РФ (в том числе нижестоящие налоговые аппараты), МИ ФНС Российской Федерации по части КН, МИ ФНС Российской Федерации по камеральному контролю, МИ ФНС Российской Федерации в области КК, МИ ФНС Российской Федерации в соответствии с ЦОД- управления ФНС Российской федерации согласно субъектам РФ (затем - УФНС) - во взаимоотношении инспекций в областях, регионам в населенных пунктах, населенным пунктам в отсутствии областного разделения, инспекций межрегионального значения, в том числе межрегиональные инспекции по части наикрупнейшим налогоплательщикам (затем - ИФНС).

Вопросами внутриведомственного налогового контролирования считаются:

- проверка соблюдения подвластными налоговыми органами условий законодательных и других нормативных законных действий РФ, а кроме того действий ФНС Российской федерации;

- сложный анализ производительности работы подвластных налоговых организаций и прочности концепции внутриотраслевого налогового контролирования;

- получение и исследование данных с целью развития услуг и советов по части увеличения производительности работы подвластный налоговых организаций и увеличения прочности концепции налогового контролирования;

- оснащение управления ФНС Российской федерации самостоятельными и беспристрастными данными о работе подвластных налоговых организаций;

- предоставление подвластным налоговым органам утилитарной и методологической поддержки с целью улучшения их работы;

- исследование и резюмирование полезного навыка в доли использования новейших результативных конфигураций и способов налогового администрирования, с целью дальнейшего введения его в работу абсолютно всех налоговых организаций.

Основная цель налогового контроля - противодействие уходу от неуплаты налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Использование возможностей продвинутой аналитики и, как следствие, точечный выбор объектов для проведения налогового контроля позволяют Службе снижать административную нагрузку на бизнес.

Приоритетными для включения в план проверок являются налогоплательщики, которые используют агрессивные схемы уклонения от уплаты налогов.

ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ.

По итогам 2018 года всего проведено 14,2 тыс. выездных налоговых проверок, что на 30% меньше, чем за 2017 год (20,2 тыс. проверок), при этом сумма поступлений за 2018г. по результатам контрольной и аналитической работы составила -297млрд. руб.

Эффективность одной выездной проверки возросла в 1,4 раза и составила 22 млн. руб. По результатам проведенных выездных проверок бюджет дополнительно получил свыше 175,6 млрд. руб.

Побуждение налогоплательщиков к добровольной уплате текущих налоговых обязательств в полном объеме является основным акцентом в работе.

Посредством добровольной уплаты налоговых обязательств, без проведения налоговых проверок по итогам 2018 года дополнительно поступило в бюджет практически 80 млрд. руб., что составляет 27% в общем объеме поступлений в бюджет по результатам контрольно-аналитической работы и на 42,4% больше по сравнению с прошлым годом.

КАМЕРАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

Введение ФНС Российской Федерации целенаправленного расклада к проведению ревизий, а кроме того использование новых автоматизированных систем, дали возможность существенно увеличить организованность налогоплательщиков, совершить ведущий акцент далеко не на взыскание, а на желание к добровольному уточнению и выполнению собственных налоговых обязанностей.

По итогам 2018 года всего доначислено по результатам камеральных налоговых проверок- 55,7 млрд. руб., что на 9,0% меньше, чем в 2017 году.

Поступило по результатам камеральных налоговых проверок - 40,8 млрд. руб., что на 19,0% больше, чем в 2017 году.

Таким образом, сумма поднятых налоговых обязанностей, согласно исправленным (уточненным) налоговым декларациям, показанным налогоплательщиками, в связи с независимой оценкой рисков в соответствии с аспектами, исследованными ФНС России, за 2018 год составила 50,6 млрд. рублей, и по сравнению с 2017 годом увеличилась более чем в 2 раза, или на 26,8 млрд. рублей.

Проведение внутриведомственного налогового контроля (внутреннего аудита) в налоговых органах считается в существенной степени характеризующим условием увеличения значения налоговых поступлений в бюджет страны, таким образом, продуктивно организованный налоговый надзор дает возможность снижать:

1. Размеры сумм налогов, никак не уплаченных в следствии сокрытия налоговой основы (базы);

2. Размеры сумм налогов, никак не уплаченных из-за сокрытия капиталов и собственности, на которое обязано быть обращено взимание;

3. Масштабы неуплаты налогов, в следствии неверного (ложного) использования налогового законодательства;

4. Масштаб утрат с использованием методик налоговой оптимизации;

5. Количество повторных проверок, проводимых вышестоящими налоговыми органами.

Проведем анализ внутриведомственного налогового контроля проведенного УФНС России по Московской области за 2017 и 2018 гг. Как видно из рисунка 1, количество комплексных проведенных проверок УФНС России по Московской области, в рамках внутриведомственного налогового контроля, увеличилось с 6 проверок до 7, в т. ч. одна из них внеплановая.

ю

я количество проведенным внутриведомственны* проверок (ед.]

2017 гад 2018гад

Рисунок 1. Количество проведенных внутриведомственных проверок

УФНС России по Московской области за 2017 и 2018 гг. Доначисления по этим комплексным проверкам в рамках внутриведомственного налогового контроля, проведенного УФНС России по Московской области, представлены на рис. 2.

Докачисления го внутриведомственному налоговому контролю (млн. руб.)

Рисунок 2. Сумма доначислений по внутриведомственному налоговому контролю УФНС России по Московской области за 2017 и 2018 гг.

Из рисунка 2 видно, что сумма доначислений по проверкам снизилась с 2,65 млн. рублей за 2017 г. до 1,815 млн. руб. за 2018 г., что показывает об улучшении контрольной работы подведомственных налоговых органов УФНС России по Московской области.

Для того, чтобы был полный анализ внутриведомственного налогового контроля, проводимого УФНС России по Московской области, рассчитаем результативность контроля (доначисления на 1 проверку). Доначисления на 1 проверку по внутриведомственному налоговому контролю за 2017-2018 гг. представлены на рисунке 3, из которого следует, что работа по контролю за соблюдением действующего налогового законодательства в проверенных подведомственных налоговых органах улучшилась, т.к. сумма доначислений на 1 такую проверку уменьшиласьс442тыс. руб. до 259тыс. руб.

■ Доначисления на одну проверку по внутриведомственному налоговому контролю (тыс .руб.)

Рисунок 3. Доначисления на одну проверку по внутриведомственному налоговому контролю УФНС России по Московской области за 2017 и 2018 гг.

11

2,65

1,815

1|

2017год 2018 гоц

442

> 259

II

2017 год 2018 год

ISSN 2541-8025

Том XV 4-2019

Проблемы экономики и юридической практики

На основании проведенного анализа внутриведомственного налогового контроля (аудиторского контроля) необходимо правильно оценивать эффективность деятельности нижестоящих подведомственных налоговых инспекций и определять влияние такой эффективности на средства материального стимулирования проверенной инспекции.

Аудиторский налоговый контроль является одной из основных форм наблюдения за деятельностью подведомственных

Расчетный показатель эффекти

нижестоящих налоговых инспекций и корректировки их работы с целью обеспечения исполнения действующего налогового законодательства России.

Однако, остается вопрос о том, как и с помощью каких показателей, следует оценивать работу подведомственных нижестоящих налоговых инспекций, в которых был осуществлен аудиторский налоговый контроль, хотя разработано и предложено немало различных методик, по базе и целям.

Таблица 1

>сти внутреннего аудита (ПЭва)

Показатели Формула Порядок расчета

Доначисления по налогам и сборам вышестоящей налоговой инспекцией, по проведенному внутреннему аудиту Пд = Два/Хппг, где Пд - расчетный показатель доначислений по проведенному внутреннему аудиту; Два - доначисления за 3 года по внутреннему аудиту, проведенному в текущем году; Хппг - фактические поступления по налогам и сборам за 3 предыдущих года. определяется за 3 предшествующих года как среднее арифметическое

Увеличение (снижение) налоговой задолженности Прз = 2[Зва1 / (Знпи ЗкпО] -1, где Прз - показатель роста налоговой задолженности; Зкт - задолженность на конец налогового (отчетного) ¡-го периода; Знт - задолженность на начало налогового (отчетного) ¡-го периода. Зва¡ - сумма отклонения налоговой задолженности по ¡-му периоду по проведенному внутреннему аудиту. определяется за 3 года как среднее арифметическое от сложения трех абсолютных показателей задолженности и деленное на 3.

отношение поступивших сумм налогов и сборов к начисленным Ппн = !Нп /£Нн +1 Два/^Нн, где £Нп - суммы налогов и сборов поступившие за проверенный внутренним аудитом налоговый период; £Нн - суммы налогов и сборов, начисленные за проверенный внутренним аудитом налоговый период. определяется за 3 года как среднее арифметическое от сложения трех абсолютных величин по начисленным и поступившим налогам и сборам, деленное на 3.

Расчетный показатель эффективности внутреннего аудита (ПЭва) ПЭва =( Пд + Прз + Ппн) /3. рассчитывается как среднее арифметическое от сложения трех показателей и деленное на 3.

Основным результатом исследования являются предложения по совершенствованию механизма расчета средств материального стимулирования для проверенной налоговой инспекции с учетом результатов внутреннего аудита. Такой подход стимулирует сотрудников нижестоящих подведомственных налоговых инспекций на исполнение своих обязанностей по контролю за соблюдением и исполнением налогового законодательства налогоплательщиками в полном объеме и в срок, т.е. по установленным стандартам в налоговых органах.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,3%.

Список литературы:

1. Налоги и налоговое администрирование: учебник / под ред. М.В. Мишустина. - М.: Просвещение, 2015.

2. Расчет эффективности работы налоговых органов. Статья. Мороз В.В., Мороз С.В. «Бизнес в законе». Экономико-юридический журнал, №5. М.: Издательский дом «Юр-ВАК», 2015 г.

3. Характеристика налогового контроля осуществляемого налоговыми органами России. Статья. Мороз В.В., «Бизнес в законе». Экономико-юридический журнал, №6. М.: Издательский дом «Юр-ВАК», 2015 г.

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. -http://www.nalog.ru.

5. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.taxpravo.ru

6. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» -www.consultant.ru

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная статья «Показатели эффективности внутреннего аудита и их влияние на материальное стимулирование нижестоящих налоговых органов», посвящена анализу контрольной работы налоговых органов и определения их эффективности работы.

Вопросы, рассматриваемые авторами в рецензируемой статье, представляют собой интерес, теоретическую и практическую актуальность.

Проводимый вышестоящим налоговым органом, контроль подведомственных налоговых инспекций, позволяет сделать вывод, о совершении налогового правонарушения, нижестоящим налоговым органом. Во избежание нарушений нижестоящими налоговыми инспекциями требуется определить такие показатели их работы, которые влияли бы на их материальное стимулирование.

В настоящей статье авторы исследуют актуальные вопросы оценки деятельности налоговых органов, их статистику, а также вопросы анализа проводимого контроля подведомственными налоговыми инспекциями. В статье обозначены экономико-статистические данные работы налоговых органов России.

Авторами проанализированы официальные статистические данные работы налоговых органов, кроме этого, проведенный анализ в статье дает возможность определить современное состояние соблюдения налогоплательщиками налоговой дисциплины и эффективности действующей процедуры.

В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной проблеме и содержит авторские выводы и предложения по ее решению, а также может быть рекомендована для печати в рецензируемом журнале ВАК.

Доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», канд. экон. наук, доцент

В.С. Осипов

INDICATORS OF THE EFFECTIVENESS OF INTERNAL AUDIT AND THEIR IMPACT ON THE MATERIAL INCENTIVES OF LOWER TAX AUTHORITIES

©Veremeeva Olga V., PhD in law, Senior Research Scientist of the Department of Financial, Tax and Budget Legislation Work place: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

Veremeeva.olga@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©Moroz Victor V., PhD in Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Tax Policy and Customs and Tariff Regulation Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

mvv88@list.ru

Annotation: conducted by a higher tax authorities, control of jurisdiction tax inspections, allows to make a conclusion about the violations of a tax offense by the subordinate tax authority.

In order to avoid violations, the subordinate tax inspectors are required to determine their performance indicators that would affect their financial stimulation.

Keywords: tax authority, tax administration, internal audit of tax authorities, internal tax control, field Tax Audit, cameral tax audit, efficiency.

Reference list:

1. Taxes and tax administration: textbook / ed. - Moscow: Education, 2015.

2. Calculation of the efficiency of the tax authorities. Article. Moroz V. V., Moroz S. V. «Business in law». Journal of Economics and law, No. 5. Moscow: publishing house «Yur-VAK», 2015

3. Characteristics of tax control carried out by the tax authorities of

Russia. Article. Moroz V. V., «Business in law». Journal of Economics and law, No. 6. Moscow: publishing house «Yur-VAK», 2015

4. Official website of the Federal tax service of the Russian Federation. -http://www.nalog.ru.

5. Russian tax portal [Electronic resource]. - Mode of access: www.taxpravo.ru

6. Official site of «Consultant Plus"» www.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.