Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ГИМНАЗИИ № 80'

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ГИМНАЗИИ № 80 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ГИМНАЗИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречухина В. В., Ермошина С. Н.

В статье анализируется уровень информатизации гимназии № 80 Нижнего Новгорода, обобщаются результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс гимназии, определяются приоритетные направления дальнейшего развития ее информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ГИМНАЗИИ № 80»

□

Информатизация образования

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ГИМНАЗИИ № 80

В. В. ГРЕЧУХИНА, директор гимназии № 80 Н. Новгорода

С. Н. ЕРМОШИНА,

заместитель директора по вопросам

информатизации

В статье анализируется уровень информатизации гимназии № 80 Нижнего Новгорода, обобщаются результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс гимназии, определяются приоритетные направления дальнейшего развития ее информационного пространства.

Ключевые слова: внедрение информационно-коммуникационных технологий, преобразование учебно-воспитательного процесса, формирование информационного пространства гимназии, эффективность, качество учебно-воспитательного пространства

Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация образования предусматривают совершенствование и массовое распространение информационных и коммуникационных технологий. Они широко применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия препо-

давателя и обучаемого в современной системе образования.

Основная идея развития информационного пространства гимназии состоит в том, что целенаправленные разработка и внедрение новых технологий позволят преобразовать учебно-воспитательный процесс, сделав его более индивидуализиро-

ванным, качественным и эффективным. Целью развития информационного пространства гимназии является обеспечение доступности инновационных УМК, цифровых образовательных ресурсов, образовательных ресурсов сети Интернет для учащихся и педагогов гимназии. Доступ к этим ресурсам даст возможность последним освоить новые методы обучения и организационные формы образовательного процесса, позволяющие развивать у школьников основные компетенции, активно использовать на уроках и во внеурочное время мультимедийные средства и интернет-технологии, направлять интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством педагога гимназисты смогут научиться применять компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

Рост ИКТ-компетентности педагогов позволит повысить качество работы научно-методического совета, предметных кафедр и методических объединений гимназии, найти действенные решения проблемы эффективного использования ИКТ в образовательном процессе, индивидуализировать деятельность учащихся, создать банк учебно-методических материалов, координировать деятельность педагогов и обучающихся, сделать образовательный процесс прозрачным для социума.

Педагогический коллектив определил следующие приоритетные направления развития информационного пространства гимназии:

3 совершенствование материально-технической базы;

3 повышение профессиональной компетентности педагогов в области компьютерной грамотности и методики использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе;

3 организация учебного процесса с помощью ИКТ (внедрение инновационных технологий и УМК, активное применение цифровых образовательных ресурсов, интернет-технологий, разработка методики их использования);

3 реализация возможностей сайта гимназии в образовательном процессе;

3 создание эффективной системы отчетности классного руководителя, учителя-предметника и администрации гимназии на основе программных комплексов.

Рассмотрим каждое из этих направлений.

Оснащение компьютерной техникой позволяет говорить об обеспеченности процесса информатизации гимназии (см. диаграмму 1 на с. 92). Созданы оптимальные условия для внедрения в образовательный процесс информационных технологий: к 1 сентября 2009 года два кабинета информатики и медиацентр полностью оснащены периферийным оборудованием, обеспечен свободный выход в Интернет, имеется большое количество электронных образовательных программ по всем предметам. Кроме того, персональными компьютерами, проекторами и экранами оснащены 10 кабинетов тех учителей, которые активно используют информационно-коммуникационные технологии на уроках. Всего в гимназии 83 действующих компьютера.

Непосредственно в учебном процессе задействованы 54 компьютера; 28 компьютеров имеют выход в глобальную сеть Интернет, обеспечивая потребности администрации, педагогов и учащихся гимназии.

Технический уровень информатизации образовательного учреждения, внедрения ИКТ в профессиональную деятельность преподавателей в настоящее время приблизился к реальным потребностям.

В 2008/2009 учебном году и в I полугодии 2009/2010 учебного года был осущест-

Технический уровень информатизации образовательного учреждения, внедрения ИКТ в профессиональную деятельность преподавателей в настоящее время приблизился к реальным потребностям.

Диаграмма 1

Развитие компьютерного парка гимназии

Количество компьютеров, шт. 90 т

80 -

70 -

60 -

50 -

40 -

30 -

22 2222

20-1 ^ 17

10 -0

21 21

99

12

Л

3 3 3 I I ■ I

2 2 2

я

га

р

н <

р е

X

ш

га

к е т о и л

ю

и

ш

р а

99

78

83

38

р е ы х о

т н ы с а т г е

е ^ а и н й и д ек л п е н и б с В

д е м а

е м о к

и т к в

□ 01.09.2005

□ 01.09.2008

□ 01.09.2009

влен анализ готовности педагогов к реа- Результаты анализа свидетельствуют лизации проекта «Информатизация учеб- о том, что большая часть педагогов гото-но-воспитательного процесса гимназии». ва к этому (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

Использование педагогами гимназии ИКТ-технологий в учебно-воспитательном процессе

Количество педагогов, чел. 70

61

60 -50 -40 30 -| 20 10 0

56

51

□ 2008/2009 учебный год

□ I полугодие 2009/2010 учебного года

41

42

37

35

27

27

27

21

20

19

23

24

15

16

11

10

18 17 17

10 11 12

1. Использует на уроках готовые ЦОР

2. Создает собственные мультимедийные материалы

3. Привлекает учащихся к созданию мультимедийных фрагментов урока

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Имеет собственную медиатеку

5. Включает материалы в гимназическую методическую копилку

6. Использует ИКТ во внеурочной деятельности

7. Применяет ресурсы Интернета на уроке

8. Использует Интернет при подготовке урока

9. Дает домашние задания, предполагающие применение ресурсов ИКТ

10. Рекомендует учащимся ЦОР для самостоятельной работы

11. Участвует в работе семинаров, дает открытые уроки

12. Участвует в интернет-проектах

95 % педагогов и 91 % учащихся гим- вания в 2008/2009 учебном году). На во-назии считают, что информационно-ком- прос: «Для чего нужно использовать ИКТ муникационные технологии могут сделать в учебно-воспитательном процессе?» учи-процесс обучения более качественным и теля дали следующие ответы (см. диа-эффективным (по результатам анкетиро- грамму 3).

Диаграмма 3

Ответы педагогов гимназии на вопрос: »Для чего нужно использовать ИКТ в учебно-воспитательном процессе?»

Количество педагогов, чел.

60 п 50 40 30 -\ 20 10 Н 0

48

34 34

37

28

31

22

19

21

18 18 17 12 8 П

..........................3

...................■

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

28

31

29

19

1. Облегчить работу учителя 11. Повысить мотивацию учащихся к изучению

2. Воспитать конкурентоспособного члена общества предмета

3. Получить хорошее образование и работу 12. Повысить эффективность обучения

4. Иметь неиссякаемый источник информации и воз- 13. Сделать уроки интересными

можностей 14. Индивидуализировать обучение

5. Соответствовать в работе мировым стандартам 15. Активизировать обучение

6. Идти в ногу со временем, техническим прогрессом 16. Повысить качество обучения

7. Оперативно получать информацию 17. Развиваться самим

8. Расширить возможности обучения педагогов 18. Обеспечить развитие учащихся

9. Сделать учебный материал более понятным 19. Ценить время учителя

10. Использовать новые технологии 20. Ощущать себя во времени комфортно

В условиях современного информационного общества учитель должен обладать знаниями в области ИКТ, уметь применять их в своей профессиональной дея-

Повышение квалификации в

тельности. 79 % учителей и руководителей гимназии повысили ИКТ-компетент-ность на компьютерных курсах разных уровней (см. таблицу).

1асти ИКТ-технологий работниками гимназии

Категории работников гимназии Прошли курсовую подготовку в области ИКТ Компьютерные технологии Интернет

Владеют Не владеют Владеют Не владеют

Всего % Всего % Всего % Всего % Всего %

Учителя 48 71 53 73,4 9 12 25 36 37 66

Руководители 6 86 7 100 — — 7 100 — —

Всего в ОУ 54 79 60 88 9 12 32 46,6 37 53,6

В гимназии регулярно исследуются потребности педагогического коллектива в повышении информационной компетентности, оказывается консультационная помощь педагогам в освоении информационных технологий, методик их применения в образовательном процессе, особенностей использования компьютерной техники. На занятиях, организованных в гимназии для начинающих и уверенных пользователей, учителя имеют возможность освоить основы работы с прикладными программами, сетью Интернет, познакомиться с программными средствами и интернет-ресурсами.

Для непрерывного профессионального образования педагогов используются возможности дистанционного обучения. У подобного способа повышения профессиональной квалификации много плюсов: учителя находят ответы на самые актуальные вопросы, получают готовые разработки и методические материалы, которые можно применять на уроках; стоимость дистанционных курсов существенно ниже стоимости очных; обучение проходит без отрыва от работы.

По уровню владения ИКТ педагогический коллектив гимназии можно разделить на четыре группы (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4

Уровни владения ИКТ педагогами гимназии

Количест во педагогов, чел.

50 п 40 -30 -20 10 0

14

Достаточно высокий уровень владения ИКТ; НИТ активно применяются в образовательной деятельности

□ 2005/2006 учебный год

□ 2008/2009 учебный год

□ I полугодие 2009/2010 учебного года

Уровень, требую- Владеют ИКТ, щий совершен- но не используют

ствования; их в образова-ИКТ регулярно тельном процессе применяются в педагогической деятельности

35

Пи

17 Ъ

Не владеют ИКТ

Учителя-предметники активно используют информационно-коммуникационные технологии (см. диаграмму 5 на с. 95), готовые цифровые образовательные ресурсы и собственные разработки для проведения уроков, внеклассных мероприятий, подготовки к научно-практическим конференциям, к ЕГЭ.

Педагоги отмечают, что уроки стали более интересными, содержательными, ин-

тенсивными. Эффективна коллективная деятельность учителей предметных метод-объединений по созданию предметной медиатеки, мультимедийных фрагментов уроков, по совершенствованию форм и методов работы с готовыми цифровыми образовательными ресурсами. Это позволяет внедрять только проверенные, качественные электронные образовательные продукты, реализовывать действительно

Диаграмма 5

Использование ресурсов сети Интернет учителями гимназии в педагогической деятельности

Количество педагогов, чел. 50 45 40 35 30 25

20 15 10 5 0

32

24

о б а Р

24

17

48

41

6

¿1

46

39

32

29

35

32

3 □

12

£

во ор ту

Б *

I ¡1 в ер е м и т с а

яе

Р

ао

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в оф

з

ай ро бн

° ё ние анци

уи § н

Пв

ив

I ° I *

у

см ние ком

^ 1 бм

О 2

в

а

р

мо § 1

ио

нив

ео

о П

д о

ми

ом

ои кк ас

го

вл ее

а а тв от бс га ш Рщ б о о с

с о в о

□ 2008/2009 учебный год ■ 2009/2010 учебный год

23

17

11

ад

ц а

м

ом

ин*

I °

ор

е ч е л в з

а р

эффективные формы и методы работы, роприятиям. В медиатеке гимназии содер-

способствующие повышению качества образования, экономии времени учителя при подготовке к урокам и внеклассным ме-

жится более 500 дисков с обучающими программами по разным предметам (см. диаграмму 6).

Диаграмма 6

Предметное содержание гимназической медиатеки

56 56

Количество учебных программ, шт. 100

90 Н

80

70 -

60

50 Н | | 44

40 Н I I "Л 35

30 20 -\ 10 0

□ 2007/2008 учебный год ■ 2008/2009 учебный год

□ I полугодие 2009/2010 учебного года

39г

41

43

32 28

ШЩ

21

18

33 24

32 27 п

37

13

14

17 17

1212 12

еО йк йк йк йк а

О^ ^3 ^3 ^3 ^3 О.

Iе £

и и у у р

29

22

10

14

17

1^1 91°10 99

\\тж

11

Е

н о и з н

е ц

и

й и гл

н А

я

и р

о

9р <о8 га"

е

х

ц

н

а р

у Р

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а р

X

©

©

и

с;

о л о к

0)

пз , о <в 2

1

оно к

0)

р

о ф

д

о П

ка

лы о га кя ш

К

X

е и

ят яки аа ак

у

р е

Т

а

а

X

а ч а

X

72 % педагогов гимназии могут создавать мультимедийные фрагменты уроков, причем большинство их разработок является качественной, целесообразной поддержкой урока (они содержательны, логичны, функциональны, эргономичны; при создании презентаций максимально используются возможности программного обес-

печения— звук, видеофрагменты, возможности интерактивной доски). Все большее количество учителей применяет электронные образовательные ресурсы на занятиях, возрастает количество уроков, проведенных педагогами гимназии с помощью мультимедийных и интернет-технологий (см. диаграмму 7).

Диаграмма 7

Использование ИКТ-технологий в учебно-воспитательном процессе гимназии

350 п 300 250 200 -150 -100 50 0

343

157

9187

94

□ 2007/2008 учебный год

□ 2008/2009 учебный год

□ I полугодие 2009/2010 учебного года

258

223 203Г

28 22 22 ЛО-

87

69 72 _

й >3 ^ й V га [Тш а а к к а а к к

и ы иы и ы ч. ^ X ^ ^ и а л ^ и и

* о й и га к * га ° к га к у ^ я е 2 га к к га N 1! и н а 5 и н а 5 г о л о н .0 л а о ^ 3 и га и © ■& а с^ г 5 и X

гл н е ! | о е н и ш ч а о е

н < а © о у О. н о е 3 б о ■& н а X 1_

ш к

М

И

Ш 5

е онны

о

5 £

: о

о ■ и

Педагоги, активно применяя новые технологии, обнаруживают (по результатам анкетирования в гимназии):

3 всевозрастающий интерес детей к урокам с использованием НИТ;

3 возможность экономии времени на уроках, что позволяет увеличить объем изучаемого материала и разнообразить виды деятельности;

3 возможность индивидуальной работы с учащимися по устранению недостатка знаний и углубленному изучению конкретных тем;

3 интерес учащихся к информационным технологиям и, как результат, само-

стоятельную подготовку отдельных фрагментов урока или подбор дополнительной информации;

3 тенденцию к демократичному характеру отношений на уроке.

Информационные технологии используются для проведения не только уроков, но и внеурочных мероприятий. День лицеев и гимназий, Рождественский бал, День учителя, день элегантности, родительские собрания, встречи выпускников и многие другие мероприятия не обходятся без компьютерной поддержки.

Возможность свободного доступа к сети Интернет позволила гимназистам и педа-

гогам принять участие в ряде интернет-конкурсов, турниров, олимпиад:

3 «Лучший школьный дизайн» (на конкурс было представлено пять работ, проект А. А. Агаповой вышел в финал);

3 интернет-конкурс рассказа «Секрет моей школы»;

3 Всероссийская олимпиада школьников по математике, информатике и физике для учащихся 7—11-х классов, проводимая по инициативе Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики (диплом III степени по физике);

3 Международная олимпиада школьников и студентов «Эрудит-2008», «Эрудит-2009»;

3 краеведческая интернет-олимпиада, проводимая интернет-клубом учителей истории Нижегородской области «Историки в Интернете» при участии кафедры истории и обществоведческих дисциплин, Центра дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО;

3 городской интернет-конкурс «Зеленая жалобная книга — 2008» (403 участника, 9 гимназистов стали победителями);

3 I открытый чемпионат России по универсальному многоборью среди образовательных учреждений (гимназия № 80 — в числе победителей чемпионата).

В 2009/2010 учебном году для учителей гимназии объявлен конкурс «Внедрение ИКТ — важный фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса», призванный повысить интерес к использованию информационных технологий и Интернета, способствовать развитию компетентности учащихся и педагогов в области ИКТ, созданию единого информационного пространства гимназии.

Достаточно эффективно НИТ применяются в сфере управления гимназией, но вопрос создания единой информационной среды образовательного учреждения пока решается локально:

3 автоматизирована деятельность бухгалтерии;

3 делопроизводство осуществляется с использованием ИКТ;

3 НИТ применяются в деятельности администрации гимназии;

3 обмен информацией с органами управления образованием осуществляется с помощью Интернета;

3 гимназической библиотекой осваивается автоматизированная деятельность.

Результаты работы по внедрению информа-ционно-коммуникацион-ных технологий в учебно-воспитательный процесс гимназии позволяют сделать следующие выводы.

В образовательном учреждении созданы хорошая материально-техническая база для осуществления информатизации, ме-диатека цифровых образовательных ресурсов по всем предметам учебного плана. Администрация гимназии создает необходимые условия для повышения ИКТ-компетентности педагогов: поддерживается и поощряется любая инициатива учителей, осуществляется их постоянная оперативная методическая поддержка в вопросах использования ИКТ в образовательном процессе.

Опыт использования НИТ в учебном процессе гимназии подтверждает, что:

3 грамотное, методически обоснованное, дозированное использование ИКТ положительно влияет на качество знаний учащихся, повышает эффективность их обучения посредством индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов, за счет наглядности, усиления междисциплинарных связей, программных средств, позволяющих моделировать, исследовать, экспериментировать; дает возможность вносить изменения в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

3 наблюдается интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса;

Достаточно эффективно НИТ применяются в сфере управления гимназией, но вопрос создания единой информационной среды образовательного учреждения пока решается локально.

3 изменяются содержание и характер деятельности учителя и ученика, отрабатываются новые формы взаимоотношений между ними в процессе обучения;

3 внимание учителя акцентируется на формировании у учащихся необходимых навыков творческой, активной учебной деятельности, на разностороннем развитии гимназиста;

3 воспитывается информационная культура учащихся и педагогов;

3 реализуется социальный заказ, обусловленный процессами глобальной информатизации; выпускники гимназии готовятся к жизни в условиях информационного общества;

3 совершенствуются механизмы управления учебным заведением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Л. Формирование информационной компетентности педагогов / Л. Андреева, Р. Почевалова, Ю. Лопарева // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2008. — № 10.

2. Драхлер, А. Высокий старт: Использование новых информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов / А. Драхлер // ИКТ в образовании. — 2004. — № 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Матрос, Д. Компьютер становится интеллектуальным помощником работников школы / Д. Матрос // Народное образование. — 2008. — № 8.

4. Уваров, А. Информатизация школы. Истоки и движущие силы / А. Уваров, Г. Водопьян // Народное образование. — 2007. — № 8.

5. Уваров, А. Способность к управляемым изменениям — главный залог успеха / А. Уваров // ИКТ в образовании. — 2009. — № 2.

В издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет книги:

География: Сборник программ элективных курсов образовательной области «Естествознание»

В сборнике представлены программы элективных курсов по географии для 8—11-х классов, подготовленные преподавателями Нижегородского государственного педагогического университета и учителями-практиками Нижнего Новгорода и области в соответствии с концепцией профильного образования. Предлагаемые программы предполагают включение учащихся в образовательную, познавательную, коммуникативную, общекультурную и практико-созидательную деятельность на основе углубления знаний краеведческой и общегеографической направленности. В программах раскрывается содержание курса, которое предстоит изучить школьнику, и даются методические рекомендации, позволяющие наиболее эффективно организовать образовательный процесс.

Издание адресовано руководителям, учителям географии образовательных учреждений, занимающимся организацией предпрофильного и профильного обучения.

Проблемы формирования здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве региона : Материалы Приволжской межрегиональной научно-практической конференции

В сборнике представлены материалы Приволжской межрегиональной научно-практической конференции, освещающие проблемы использования педагогами здоровьесберегающих технологий в своей деятельности и внедрения системной модели по сохранению и укреплению здоровья учащихся в общеобразовательных учреждениях.

Издание адресовано директорам школ и их заместителям, представителям РОО, курирующим данное направление, школьным медицинским работникам, педагогам начального и среднего звена, вожатым, социальным педагогам, психологам, специалистам ИПК, ИРО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.