Научная статья на тему 'Внедрение и реализация на практике спецкурса «Возвращение к родным истокам»'

Внедрение и реализация на практике спецкурса «Возвращение к родным истокам» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / СПЕЦКУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомадова Луиза Саламовна, Эхаева Раиса Магдановна

В статье, раскрыт процесс внедрения и реализации на практике профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов спецкурса «Возвращение к родным истокам».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION AND SALE IN PRACTICE COURSE «RETURN TO THE ORIGINS OF NATIVE»

The article discloses a process for the introduction and implementation of practical training of future primary school teacher course «The return to native roots».

Текст научной работы на тему «Внедрение и реализация на практике спецкурса «Возвращение к родным истокам»»

Л.С. Магомадова Р.М. Эхаева

УДК 378

ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ СПЕЦКУРСА «ВОЗВРАЩЕНИЕ К РОДНЫМ ИСТОКАМ»

Аннотация. В статье, раскрыт процесс внедрения и реализации на практике профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов спецкурса «Возвращение к родным истокам».

Ключевые слова: будущий учитель, народная педагогика, профессиональная подготовка, учитель начальных классов, обычаи, традиции, спецкурс.

Louise Magomadova IMPLEMENTATION AND SALE IN PRACTICE COURSE

Внедрение и реализация в практику учебно-педагогического процесса вуза спецкурса «Возвращение к родным истокам» выступает сегодня в качестве цивилизованного способа профессиональной подготовки учителя начальных классов к реализации этнопедагогических традиций и обычаев, а также воздействия на изменение этнического самосознания личности студентов. Спецкурс «Возвращение к родным истокам» способствовал изменению менталитета студента в целях возвращения в русло нормального, веками формирующегося закономерного процесса воспитания на примере этно-педагогических традиций и обычаев чеченцев.

Актуальность использования чеченских народных обычаев и традиций имеет высокую продуктивность в анализе профессиональной подготовки учителя начальных классов. Духовно-нравственный опыт чеченцев, уклад их бытоустройства, воспитание детей в труде, в трудностях, в экстремальных условиях представляют необычайную ценность; сохранение традиций, древних семейных обрядов, остатков языческой религии, верность исламу, консервативность быта и культуры в исследованиях многих ученых получали позитивную оценку. Хранение и возрождение кажущихся устаревшими явлений, инертность и стабильность традиционного развития, по мнению известного французского исследователя А. Леруа-Гурана, составляет основу этнокультурной перманентности. Он писал, что «любой этнос является самим собою лишь тогда, когда проявляет способность к сохранению и почитанию своих пережитков» [2]. Этнические и поликультурные процессы, случившиеся на Северном Кавказе, изучены неполно, хотя межэтнические отношения в настоящее время вышли на первый план общественного бытия народов Российской Федерации. Отыскивание новых путей и форм реализации чеченских обычаев и традиций, их воспитательного потенциала, изучение давнего и недавнего опыта межнационального сближения и взаимодействия культур Кавказа стали одной из самых актуальных проблем нашего времени. Совместное многовековое проживание народов на одной территории вело к этнокультурному, этнопедагогическому взаимодействию народов, к их взаимному обогащению, а иногда и к утратам отдельных этнокультурных черт и этнопедагогических традиций. Чеченская культура, которая включает в себя богатейший воспитательный потенциал, - одна из интереснейших в мире. К примеру, фундаментальное исследование И.М. Сигаури «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен» [4], соединившее в себе самые последние достижения историографии чеченцев, состоит из монографических глав. Их наименования свидетельствуют о месте и роли чеченцев в мировой цивилизации: «Тайна древнего Шумера», «Хур-ритские государства», «Урарту», «Северо-Восточный Кавказ в период от появления ислама до мон-

Raisa Ehaeva

© Магомадова Л.С., Эхаева Р.М., 2014

Вестник Университета № 4, 2014

гольского завоевания» и др. У чеченцев во многом другое представление о правах человека, правах мужчины и женщины. Что-то в современных проявлениях чеченского менталитета кажется загадочным, особенно в части усиления в их поведении черт жесткости и жестокости. Этнические традиции и обычаи чеченцев характеризуется естественностью, перманентностью, участием в процессе воспитания подрастающего поколения всего народа (семьи, тайпа, тухума - на разных уровнях, в разной степени). Перманентность и естественность народного воспитания предполагают связь поколений, единство прошлого, настоящего и будущего, а устные предания сохраняют в памяти чеченцев славные, героические действия предков до 14-ти поколений и более. И после депортации чеченского народа, когда новопоселенцы разрушили кладбища, используя надмогильные камни для строительства дорог и мостов, возвратившиеся на родину чеченцы принимали все меры к тому, чтобы восстановить историческую память народа.

В профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов на примере народных традиций и обычаев не последнюю роль играет его внешний облик. А поскольку учителя начальных классов - это, в большинстве своем, девушки, то одежда и ее стиль оказывают решающее влияние на воспитание маленьких школьников [1]. Одежда вайнахов за последний век очень видоизменилась, она становилась более удобной, практичной, где-то короче, где-то уже. А в XXI веке метаморфозы стали происходить с учетом влияния западной индустрии моды, которая неприемлема в мусульманском мире, и увлечение молодежи европейской модой старшее поколение подвергает критике, поскольку у горцев во все времена ценились скромность и стыдливость. Все это касается не только поведения в обществе, но и того, во что одет человек, а тем более будущий учитель, призванный творить добро и воспитывать будущее поколение в народных многовековых традициях. Внешний вид учителя и воспитателя - это своего рода визитная карточка личности, школы, которая говорит о его социальном статусе, материальном благосостоянии и положении в обществе.

Все вышеизложенное потребовало включения в лекционный курс такой темы - «Вайнахская модель жизни будущего учителя начальных классов». Это было необходимо, поскольку повальное увлечение всего мира европейской модой окончательно вытеснило национальные наряды из повседневной жизни многих народов, национальному платью сегодня чаще всего отведена роль экспоната в музее. Ученый и этнограф Ваха Гарсаев считает, что «в вопросе о внешнем виде не только девушки должны вносить в свою повседневную жизнь элементы национальной одежды, но и молодые парни должны с уважением относиться к менталитету. Это очень важно, потому что если уделять внимание только одной части молодежи, то непременно возникнут бреши в воспитании тех, кому уделялось меньше внимания» [3, с. 23]. Чеченская мудрость гласит: «Воспитываешь мальчика - воспитываешь мужчину, воспитываешь девочку - воспитываешь нацию!» [3, с. 26].

Обычаи и традиции чеченцев завораживают своей красотой не только гостей республики, но сами чеченцы чтут вековые традиции. Большинство молодых парней считает, что самое главное в чеченской девушке - скромность, и это не удивительно, поскольку у горцев скромность всегда была в почете. Социолог и психолог Алхазур Мусукаев считает, что «молодежь необходимо воспитывать в семье: «Фундамент психологии ребенка - это воспитание. Оно должно идти из семьи, основываясь на исконно национальных традициях. Морально-нравственное воспитание индивидуума - это обязанность родителя, но сегодня институт семьи не справляется с этой задачей. В сложившейся ситуации власть, очень, кстати, своевременно, обратила внимание на подрастающее поколение. Я надеюсь, что такая целенаправленная политика поможет нам изменить самих себя, не теряя национальной индивидуальности» [3, С. 155].

Отрадно, что о сохранении национальной индивидуальности говорит и сама молодежь. Студенты пишут: «Сегодня, когда западная культура имеет сильное влияние на молодежь, мы не должны потерять национальную индивидуальность в погоне за модой. Иначе нас ждет не радужный прогноз в

национальном масштабе». Сегодня обсуждается вопрос о возвращении в современную повседневную жизнь национальной одежды вайнахов, ведь она довольно универсальна и отвечает многим факторам: географическим, социально-экономическим, климатическим, национальным и религиозным. «Вопрос о внешнем виде юношей и девушек сегодня в студенческой среде обсуждается наиболее остро и с течением времени не теряет актуальности. Чеченская молодежь во все времена шла в ногу со временем, одеваясь по законам моды своего времени. Однако проблема не в том, что молодое поколение предпочитает джинсы и модные рубашки, а в том, что в погоне за имиджем и последними «писками» моды теряется национальная индивидуальность. Поклонники моды настолько увлекаются, что становятся ее заложниками» [1].

Лекции и семинарские занятия факультатива раскрывают также феномен традиционных педагогических культур вайнахов, важнейшие в культуре вайнахов традиционные понятия «нохчалла», взаимопомощи и взаимовыручки, гостеприимства, воспитания у молодежи уважения к труду, куначества-побратимства, «Яхь» как кодекса мужской чести. Содержание лекций отражает этические нормы тайпов, служащие объединению чеченцев, связанных кровным родством. Введение спецкурса «Возвращение к родным истокам» в учебно-воспитательный процесс способствовало значительному качественному совершенствованию и повышению уровня профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на примере этнопедагогических традиций и обычаев.

Сегодня остро назрела необходимость говорить об этнопедагогической подготовке будущего учителя как фундаменте для становления личности гражданина. После проведения опытно-экспериментальной работы, основанной на внедрении разработанной модели, технологиях, методиках, была проведена диагностика студентов, которая показала хорошие результаты проделанной работы.

Полученные результаты на заключающем этапе показывают, что в процессе опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе 13 % студентов достигли высокого уровня профессиональной готовности, тогда как в контрольной группе этот показатель равен нулю. Это говорит о том, что в процессе профессионального обучения студентов, осуществляемого по традиционным методикам в соответствии с государственными образовательными стандартами, только за счет общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана и педагогической практики не происходит механического совершенствования его профессиональной культуры и способности использовать в своей практике этнопедагогические традиции и обычаи. Тогда как введение спецкурса «Возвращение к родным истокам» в учебно-воспитательный процесс способствовало значительному качественному совершенствованию и повышению уровня профессиональной подготовки будущего учителя.

Библиографический список

1. Дачаева Х. Вайнахская модель жизни // Маршо. - 2012. - № 62-63 - С. 44-47.

2. Леруа-Гуран А. Этнокультурная перманентность традиций / А. Леруа-Гуран. - М.: Глобус, 2000. - 421 с.

3. Мусукаев А. И. Об обычаях и законах горцев: Традиционные и общественные институты в советской исторической науке. - Нальчик, 2006. - 256 с.

4. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен / И.М. Си-гаури. - Владикавказ, 1999. - 377 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.