УДК 378
Л.С. Магомадова
Luiza Magomadova
ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
Аннотация. В статье изучена историография проблемы использования этнопедагоги-ческих традиций и обычаев в профессиональной подготовке учителя. Проанализированы понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика».
Ключевые слова: народная педагогика, этнопедагогика, обычаи, традиции, профессиональная подготовка, учитель.
THE PROBLEM OF USING ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS AND CUSTOMS IN TEACHER TRAINING
Annotation. The article investigates a problem of using historiography ethnopedagogical traditions and customs in the training of teachers. The concepts of "folk pedagogy" and "ethno pedagogy" are analyzed.
Keywords: folk pedagogy, ethno pedagogy, customs, traditions, training, teacher.
Проблема использования этнопедагогических традиций и обычаев в профессиональной подготовке учителя заложена в научных исследованиях в области народной педагогики, что свидетельствует об актуальности изучения народной педагогики как социально-исторического феномена развития общества и о том, что она всегда являлась предметом пристального внимания выдающихся педагогов прошлого. В трудах Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо дана оценка воспитательному потенциалу народной педагогики. Классики педагогики значительное время уделяли исследованию педагогических мнений, суждений и «педагогики» народа, а также стремились дать теоретическое обоснование народному воспитанию. Тем самым, обогащая педагогическую науку, народная педагогика обогащалась сама.
Я.А. Каменский обобщил педагогический опыт семьи, обосновав идею «материнской школы». Как собиратель произведений устного народного творчества, как исследователь традиций и обычаев народа, он стал автором первого в своем роде труда «Сокровища чешского языка». В гениальном синтезе педагогики Каменского слились сокровища народной чешской педагогики, в особенности демократические, народно-педагогические традиции протестантских общин, братств, античное наследие, педагогические идеи социальных утопий с их предвосхищением равного для всех, всеобъемлющего и ориентированного на труд, на подготовку к практической жизни воспитания [4, с. 78]. И.Г. Песталоцци в трудах «Книга для матерей», «Как Гертруда учит своих детей», «Лингарт и Гертруда» результирует педагогический опыт необразованной семьи, из чего делает вывод, что для достижения успехов в ходе воспитания необходимо овладение народным воспитательным опытом. Поэтому задача каждого учителя, по мнению И.Г. Песталоцци, - вооружить учащихся глубокими знаниями, формировать у них мировоззрение, выработать высокие моральные качества и ознакомить с традиционной национальной культурой, что обосновывает необходимость осуществлять профессиональную подготовку будущего учителя с опорой на народную педагогику. Жан-Жак Руссо, французский просветитель и педагог, политический мыслитель и философ, разработал для своего народа этические нормы. С его точки зрения, моральные качества человека - это «трудолюбие, простота быта и нравов, честность и прямодушие, наконец, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов народа» [4, с. 23]. Главную задачу воспитания Жан -Жак Руссо видел в формировании человека без насилия над личностью, путем развития его естественных задатков и способностей.
© Магомадова Л.С., 2014
Раздел V. История, педагогика, право, психология, филология, философия
Появление термина «народная педагогика» связано с именем К.Д. Ушинского и относится к XIX в. В своих трудах К.Д. Ушинский развил идею народности образования и воспитания, обратил внимание на национальную специфику воспитания, на русский народный идеал совершенного человека. Он считал одним из важнейших факторов развития отечественной педагогической науки народную педагогику, подчеркивая, что народное воспитание, сотворенное самим народом и базированное на народных основаниях, имеет огромную воспитательную силу [6, с. 482-564]. Совершенно справедливо утверждение К.Д. Ушинского, что система воспитания порождается материальной и духовной историей народа: «Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [5]. Он высказал также самый важный тезис педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания ... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [5, с. 160-163].
Просветители во все времена признавали педагогический и воспитательный опыт народа. Они придавали большое значение самобытности, традициям и обычаям каждого народа, которые «составляют физиономию народа, и без них народ есть, без лица, мечта небывалая и несбыточная» [1]. С точки зрения Л.Н. Толстого, нравственность и этическое поведение человека состоят в усвоении многовековой народной мудрости и религиозной веры, которые дают ответ на вопрос о назначении человека. Идеальный итог развития человека видится Толстому так: это труженик, созидатель, внемлющий всему окружающему и единящийся с миром.
Исследование проблем профессиональной подготовки учителя диктует необходимость анализа понятия «этнопедагогика», а также определения четких границ между понятиями «народная педагогика» и «этнопедагогика», которые часто отождествляются друг с другом.
Этнопедагогика - совсем еще молодая ветвь педагогической науки и народной педагогики: начало системных исследований в области этнопедагогики относится ко второй половине ХХ в. В термине «этнопедагогика» соединены два ключевых понятия: «этнос» (с греч. племя, стая, группа людей) и «педагогика», означающая подготовку подрастающего поколения на основе опыта, накопленного старшими поколениями. Заявленная этнопедагогическая проблема требует глубокого анализа и рассмотрения понятия «этнос». Понятие «этнос» по содержанию совпадает с понятием «народ» в значении «народы мира». Использование же слова «этнос» в качестве первой основы термина «этно-педагогика» вместо слова «народ» вызвано многозначностью последнего [3, с. 99].
Этнопедагогика призвана исследовать роль народа в организации и становлении педагогической культуры: изучает индивидуальный опыт определенного этноса, обычаи и специальные концепции обучения и воспитания; собирает и классифицирует все имеющиеся сведения о том, как воспитывают детей данного этноса.
Растущий интерес к этой сфере жизни объясняется рядом причин. Традиции и обычаи как своеобразная область духовной культуры народа являются действенным средством воспитательного процесса. Только раскрыв их общие и специфические функции, можно правильно понять процессы социализации человека, его воспитания посредством народной педагогики. Изучение народных традиций воспитания имеет немаловажное значение, так как традиции и обычаи отражают народный опыт воспитания, накопленный старшими поколениями. К сожалению, несмотря на общую тенденцию роста количества научных работ, посвященных исследованию воспитательных традиций этносов, проживающих на территории России, проблемы этнопедагогических традиций чеченцев затрагиваются сравнительно редко.
Изучение проблемы общности этнопедагогических культур доказывает, что именно общность подчеркивает самобытность культур. Несомненно, в самобытной культуре каждого народа много такого, что может обогатить мировую цивилизацию. Следовательно, нужно учитывать тот факт, что,
прослеживая диалектическую взаимосвязь единичного, всеобщего и особенного, нельзя абсолютизировать универсальные элементы, встречающиеся в педагогических системах всех народов, так как различия в целях, методах, принципах и формах воспитания могут быть очень велики.
Сегодня существуют и другие обстоятельства, актуализирующие тему настоящего исследования. Новая эпоха, смена тысячелетий подводит многие народы к осмыслению своего прошлого и заставляет задуматься над будущим. И самое верное - начать с осознания своих ошибок и заблуждений. Именно это осознание создает предпосылки для движения общества по пути прогресса. Это время оценки педагогической наукой состояния своих возможностей в формировании личности человека. Несомненно, что эти возможности обусловлены наличием народной педагогики, которая является ее неотъемлемым эмпирическим фондом педагогической науки и практики.
Каждый народ имеет свои традиции и обычаи, которые выработаны им в течение длительного исторического развития и занимают большое место в воспитании подрастающего поколения. Благодаря тому, что наряду с общими закономерностями воспитательные традиции различных этносов имеют отличительные особенности, появились такие понятия, как «этнопедагогика калмыков», «этнопедагогика осетин», «этнопедагогика чувашей», «этнопедагогика народов Сибири и Дальнего Востока» и т.д. Таким же образом выделилась и «этнопедагогика чеченцев». Изучением педагогического наследия чеченского народа, в том числе и с целью решить возникшие по разным причинам в обществе межэтнические проблемы, занимались ученые Чеченской Республики. К примеру, Ш.М-Х. Арсалиев рассматривает народную педагогику как единство скопленных, испытанных народной теорией и практикой сведений, познаний, умений и навыков, которые транслируются от старшего поколения в поколения к младшему, главным образом, в устных преданиях, легендах, сказаниях и других формах народного эпоса» [2]. В работах И.Ю. Алироева, Р.А. Алихановой, С.П. Басханова, В.Ю. Гадаева, И.В. Мусхановой и др. народная педагогика рассматривается как неотъемлемая часть многогранной истории народа и его богатой культуры, взглядов народа и отдельного этноса на воспитание детей, аккумулирующая педагогический опыт, накопленный в процессе исторического развития.
Таким образом, идеи народной педагогики зиждутся на многовековом опыте: традициях, обычаях, содержании и методах воспитания - всем арсенале средств воздействия на личность будущего учителя, без чего трудно говорить о полноценном его формировании как специалиста. Народная педагогика владеет огромным количеством средств, позволяющих решить многие проблемы профессиональной подготовки будущего учителя еще в стенах вуза. Анализ научных работ по изучению эт-нопедагогических традиций и обычаев имеет большое значение для раскрытия и выделения специфических национальных особенностей чеченцев, полезных для профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.
Библиографический список
1. Алипханова Ф.Н., Магомадова Л.С. Содержание профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов (на примере этнопедагогических традиций и обычаев народной педагогики) // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 22.
2. Богатова Ю.А. Семейная психокорреция социального поведения у подростков / Ю.А. Богатова. - Оренбург, 2009. - С. 44-62.
3. Булуева Ш.И. Семейные ценности чеченской этнопедагогики и их использование в воспитании подрастающего поколения / Ш.И. Булуева. - Махачкала, 2010. - 205 с.
4. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / А.Н. Джурин-ский А.Н. - Спб., 2001. - 394с.
5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.
6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.2 / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1988. - С. 482564.