УДК 378.096
ВНЕДРЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ
Балалаева Елена Юрьевна, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев, Украина
E-mail: olena.balalaeva@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу интегрирования обучения гендерной грамотности в журналистское образование как важному этапу решения проблемы гендерного дисбаланса в современных СМИ. Цель статьи - анализ путей внедрения гендерной перспективы в систему подготовки журналистов. Проанализировано содержание дисциплины «Журналистика и гендер» Модели учебной программы по журналистике, предложенной ЮНЕСКО. Приведены результаты эмпирического исследования о гендерной осведомленности студентов специальности «Журналистика».
Abstract. The article deals with an urgent issue of integrating gender literacy in journalism education as an important stage in solving the problem of gender imbalance in modern media. The purpose of the article is to analyze the ways of introduction of a gender perspective into the training system for journalists. The content of the subject "Journalism and Gender"of UNESCO Model curricula for journalism education is analyzed. The results of an empirical study on gender awareness of students of the specialty "Journalism" are presented.
Ключевые слова: ген дерн ая перспектива, гендерная грамотность, медиа, подготовка журналистов.
Key words: gender perspective, gender literacy, media, training ofjournalists.
Актуальность. Гендерное равенство является не только одним из основных прав человека, но и ключевым элементом стабильного мирного общества, поэтому оно объявлено глобальным приоритетом. Демократические СМИ во всем мире должны работать, основываясь на принципе гендерного баланса, недопустимости дискриминации и сексизма, соблюдать стандарт гендерно-чувствительного медиа-дискурса, отражать реальность мужчин и женщин во всем ее разнообразии. Однако, по данным ЮНЕСКО, глобальная картина свидетельствует о недостаточной представленности женщин в сфере производства информации и журналистике. Кроме того, женщины, работающие в сфере медиа, часто сталкиваются с неравенством оплаты труда, нестабильными условиями трудоустройства, барьерами, ограничивающие карьерный рост женщин по причинам, не связанным с профессиональными качествами. Ситуация с представленностью женщин в медийном контенте еще хуже [3, с. 7].
Проблема гендерного баланса в медиа неоднократно становилась предметом научного исследования, вместе с тем, поиск путей ее решения, в частности, обоснование необходимости подготовки гендерно компетентных журналистов остаются крайне актуальными и для современной педагогики.
По мнению М. Герцемы-Слай, в большинстве стран мира учет гендерной проблематики остается невостребованным, в том числе и в журналистском образовании [5, с. 70].
Цель статьи - анализ путей внедрения гендерной перспективы в систему подготовки журналистов.
Результаты исследования. Причины существования проблемы гендерного дисбаланса в СМИ весьма сложны и разнообразны, вместе с тем, среди них можно выделить ряд причин, отсылающих непосредственно к уровню профессиональной компетентности журналиста - это и отсутствие у многих современных медиа-работников желания признавать сам факт существования гендерных проблем, пренебрежительный подход к их анализу, элементарное незнание предметного поля и терминологии, низкая профессиональная рефлексия. По словам А. Смирновой, важно понимать, что журналистика, свободная от гендерных стереотипов, начинается, в первую очередь, с подготовки журналистов, свободных от гендерных стереотипов [2].
Необходимо начать формировать у будущих журналистов более четкое понимание гендерных проблем и важности роли СМИ в их решении.
М. Герцема-Слай отмечает, что во время стремительных технологических изменений в СМИ большая часть журналистского образования сфокусирована на подготовке студентов к карьере в новом медиа-пространстве, а не на гендере или другие вопросах разнообразия. Хорошая журналистика является всеобъемлющей и предлагает различные перспективы. И начинать менять индустрию новостей следует с изменения журналистского образования. Задача состоит в том, чтобы интегрировать обучение гендерной осведомленности во все виды и аспекты медиаобразования.
Согласно рекомендации Комитета министров Совета Европы по гендерному равенству и медиа, необходимо ввести обязательный курс гендерного равенства в программу подготовки журналистов, начиная с первого года обучения; поддерживать дискурс гендерного равенства в программах медиаграмотности для молодежи как фактора комплексного образования в области прав человека и активного привлечения к демократическим процессам [6]. Поэтому в 2013 году в Модель учебной программы по журналистике, разработанной ЮНЕСКО, включена новая дисциплина «Журналистика и гендер», которая фокусируется на важности гендерного анализа в журналистской практике. Этот программа является попыткой научить журналистов использовать гендерные аспекты как аналитическую рамку для понимания, исследования и презентации новостей. В ней описывается и анализируется то, в каких формах проявляется неравенство между мужчинами и женщинами в культурном плане и как оно воспроизводится в СМИ. Студентам предоставляется возможность критически выяснить и проверить собственные стереотипные представления [7, с. 129].
Учебной программой предусмотрено 10 тем:
1. Гендерная перспектива.
В этой теме рассматриваются различия между понятиями «пол» и «гендер», раскрывается понимание гендера как целостного социального конструкта.
2. Влияние журналистики на общественное мнение в гендерных вопросах.
При изучении темы рассматриваются различные гендерные аспекты
журналистики и возможность СМИ влиять на соблюдение гендерного баланса.
3. Понимание гендерных стереотипов и гендерной предвзятости.
В теме раскрываются бытующие в обществе представления об особенностях мужчин и женщин, предписываемые социумом гендерные роли и двойные стандарты к поведению мужчин и женщин.
4. Выбор и иерархия новостей.
В современных медиа выбор новостей осуществляется по мужской традиции. Считается, что женский подход к освещению тем является более гуманным и эмоционально окрашенным и менее сосредоточенным на конфликтах. Вместе с тем, случаи насилия в отношении женщин часто подают в новостях как обыденное явление, и лишь изредка - как политическую и социальную проблему.
5. Язык, используемый в СМИ.
В языке медиа по-прежнему превалирует андроцентричная лексика. Изучение темы позволит понять, как избегать сексистских клише, корректно употреблять гендерно-нейтральный язык.
6. Журналы для женщин и девушек.
Журналистский и рекламный контент следует гендерным стереотипам: общими темами в журналах для женщин являются мода, уход за собой, кулинария, дизайн, советы по привлечению внимания мужчин и тому подобное
[4].
7. Отношение журналистов к мужчинам и женщинам в политике.
Освещение женщин в политике часто является стереотипным, в
репортажах акцент делается на образе кандидатки, ее личной и семейной жизни, и значительно меньше - на ее политической позиции.
8. Телевизионная журналистика.
В развитых странах телевидение является одним из самых мощных средств массовой информации, однако даже на ABC, CBS и NBC мужчины делают в 3 раза больше сюжетов, чем женщины.
9. Радиожурналистика.
В развивающихся странах радио является важным источником информации, но место женщин в эфире было и остается незначительным: из первой сотни рейтинга ток-шоу на радио 87 ведут мужчины и только 13 -женщины.
10. Будущее и перспективы.
В теме рассматривается потенциал социальных медиа как нового вида массовой коммуникации.
В большинстве постсоветских стран проблема внедрения гендерной перспективы в журналистское образование является актуальной. В 2019 году было проведено пилотное исследование среди студентов первого курса специальности «Журналистика» Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (НУБиП) по методике, предложенной в учебном пособии «Практика гендерных медиа: руководство по гендерному равенству и недискриминации для студенты высших учебных заведений» [1].
На первом этапе 51 человек (25 студентов и 26 студенток) приняли участие в опросе «Что мы знаем о гендере: мифы и факты» [3, с. 87]. Участникам и участницам было предложено выразить свое согласие или несогласие с 7утверждениями, используя ответы «согласен/согласна», «не согласен/не согласна», «не знаю»:
1. Гендер фокусируется на проблемах женщин.
Действительно, женщины являются более уязвимой категорией населения, чем мужчины. В то же время, гендер одинаково ориентирован на всех людей, независимо от принадлежности к полу.
Однако 68% студентов и 56% студенток согласны с тем что, гендер направлен на решение, в основном, женских проблем.
2. Гендером занимаются только феминистки.
Глобальное движение за гендерное равенство представлено сообществом, независимо от принадлежности к полу. Международные документы - Цели развития тысячелетия ООН, Декларация прав человека и другие конвенции -содержат положения о гендерном равенстве.
Тем не менее, более половины студентов (52%) считают гендер феминистским делом по сравнению с 39% студенток.
3. Наших женщин уважают и без гендера.
Но отношение к славянским женщинам ограничено их конкретными ролями (мать, жена) и имеет, в основном, декларативный характер.Это заявление вызвало самый большой разрыв во мнениях респондентов. 87% студентов считают, что положение женщин вполне приличное, и только 5% студенток согласны с этим.
4. Гендер выгоден Америке и Европе.
Чуть более половины всех студентов (54% мужского пола и 50% -женского) скептически отнеслись к этому заявлению и считают, что это глобальная проблема.
5. Гендер поддерживает противоестественные действия и посягает на нашу духовность.
65% студентов и 50% студенток подвергли сомнению это утверждение.
6. Гендер делает женщин неженственными, а мужчины -немужественными.
Гендерные стереотипы способствуют сохранению гендерного неравенства.Мнения студентов по этому вопросу довольно схожи: с утверждением не согласны 72% студентов и 70% студенток.
7. Гендер - это нечто узко специфическое.
Это утверждение вызвало наибольшие сомнения у респондентов: 7% студентов и 14% студенток ответили «не знаю», 60% студентов и 49% студенток подвергли сомнению универсальный характер гендерных проблем. Подробнее результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опроса «Что мы знаем о гендере: мифы и факты» студентов первого курса специальности «Журналистика», НУБиП (%)
Утверждение Согласен / согласна Не согласен / не согласна Не знаю
м ж м ж м ж
1. Гендер фокусируется на проблемах женщин. 68 56 28 37 4 7
2. Тендером занимаются только феминистки. 52 39 43 52 5 9
3. Наших женщин уважают и без тендера. 87 5 13 95 0 0
4. Гендер выгоден Америке и Европе. 42 38 54 50 4 12
5. Гендер поддерживает противоестественные действия и посягает на нашу духовность. 27 30 65 60 8 10
6. Гендер делает женщин неженственными, а мужчины - немужественными. 28 25 72 70 0 5
7. Гендер - это нечто узко специфическое. 60 49 33 37 7 14
Результаты опроса показали, что большинство первокурсников не имеют четкого понимания гендерных проблем. С одной стороны, студентки чаще не уверены в своих ответах (об этом свидетельствуют ответы «Не знаю»), с другой - они лучше осведомлены о гендерных проблемах, чем студенты мужского пола.
На втором этапе были проведены обучающие семинары для студентов этих групп. 4 учителя (1 мужчина и 3 женщины) были привлечены к работе. Цель: повысить осведомленность участников о большом количестве мифов о гендерных проблемах и рисках игнорирования гендерных проблем в Украине, предоставить информацию для развенчания таких мифов.
Участникам было предложено прокомментировать ответы, обсудить и проиллюстрировать свою точку зрения. Эта форма конструктивного обсуждения оказалась весьма очень продуктивной. Студенты - юноши и девушки- участвуют в совместном диалоге, учатся выражать свое мнение и слушать друг друга. Такая работа представляется достаточно перспективной для пропаганды гендерной грамотности среди молодых журналистов.
Выводы. Одним из путей решения проблемы гендерного дисбаланса в современных СМИ является пересмотр учебных программ с целью внедрения курсов гендерной грамотности для подготовки компетентных журналистов новой формации. Интродукция гендерного аспекта всистему подготовки журналистов является актуальным мировым трендом, поддерживается в частности ЮНЕСКО и другими организациями, и составляет перспективное направление для дальнейших исследований.
Список использованных источников:
1. Гендерш медшш практики: навч. поЫбник Í3 гендерно! píbhoctí та недискримшаци для студенпв ВНЗ / За ред. С. Штурхецького. - Ки!в, 2014. - 206 с.
2. Смирнова С.О. Интеграция гендерного подхода в журналистское образование: российский контекст / С.О. Смирнова // Медиаскоп. - 2011. - Вып. 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/963
3. Balalaieva O. The problem of gender balance in Ukrainian media: outlines of a solution / О. Balalaieva // Euromentor. - 2019. - No. 3. - pp. 79-92.
4. Balalaieva O. Media topics in descriptors of International Press Telecommunications Council / О. Balalaieva // Вюник Львiвського ушверситету. Серiя Журналктика. - 2017. - № 42. - С. 151-158.
5. Geertsema-Sligh M. Gender Mainstreaming in Journalism Education / М. Geertsema-Sligh // Media and Gender: A Scholarly Agenda for the Global Alliance on Media and Gender. - Paris: UNESCO, 2014. - pp. 70-75.
6. Handbook on the implementation of Recommendation CM/Rec (2013) 1 of the Committee of Ministers of the Council of Europe on gender equality and media. -2015. - 58 p. - URL: https://rm.coe.int/1680590558
7. Model curricula for journalism education: a compendium of new syllabi; UNESCO series on Journalism education / Ed. F. Banda. - 2013. - URL: http:// unesdoc.unesco.org/images/0022/002211/221199E.pdf