ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2016. № 5
СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Смирнова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
ГЕНДЕРНЫЕ, ВОЗРАСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ КАДРОВ: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТНЫХ ГАЗЕТ
В статье представлены результаты гендерного анализа ключевых социально-профессиональных характеристик, в том числе особенностей в уровне подготовки и профессиональных компетенциях журналистских кадров газет средних и малых городов России. Анализ проводился на основании результатов опроса 153 журналистов и руководителей газет из 55 городов.
Ключевые слова: гендерный анализ в медиа; местная пресса; газеты в малых и средних городах России; гендерный и возрастной дисбаланс в редакциях.
Olga V. Smirnova, PhD, Associate Professor, Head of the Chair of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University; e-mail: smirnova.olga@ smi.msu.ru
GENDER, AGE AND PROFESSIONAL FEATURES OF NEWSROOM STAFF: RESULTS OF LOCAL NEWSPAPERS INVESTIGATION
The article presents the results of gender analysis of the key social and professional characteristics of the journalists in small and medium-sized cities in Russia. The level of professional competencies has been explored as well. The analysis is based on the results of survey of 153 journalists and editors-in-chief from 55 cities. The data can be used in order to identify the areas of problems caused by gender and age imbalance at the newsrooms.
Key words: gender analysis in media; local press; newspapers of small and medium-sized cities in Russia; gender and age imbalance at newsrooms.
Введение
Ускоряющаяся феминизация журналистики как в России, так и во многих регионах мира, заставляет исследователей обращать все более пристальное внимание на эти процессы, а также на степень их влияния на общее развитие медиа. Процессы активной, а по некоторым оценкам даже чрезмерной феминизации СМИ и журналистики в России, с одной стороны, говорят о гендерном равен-
стве в стране, с другой стороны, создают условия для проблем и противоречий, связанных, в том числе, с усиливающейся конкуренцией мужчин и женщин, работающих вместе в СМИ. В то же время феминизация оказывает существенное влияние на содержание самой журналистики, а также создает условия для изменений внутри профессии, в том числе ее культуре.
Актуальность данного исследования обоснована, с одной стороны, процессами феминизации, которые в значительной степени изменили и продолжают менять не только «лицо», но и содержание российской журналистики. С другой стороны, актуальным представляется изучение данных процессов в местной прессе, поскольку именно она по-прежнему является самой многочисленной группой СМИ в России и в значительной степени формирует повестку и общественное мнение населения страны. При этом с точки зрения исследований прессы ей уделяется крайне незначительное внимание, особенно это касается прессы средних и малых городов России. Средние и малые города традиционно имеют большое значение для России. Всего в стране 1099 городов, из них 155 средних (с населением от 50 до 100 тыс. человек) и 780 малых городов (с населением до 50 тыс. человек), т.е. всего 935, что составляет 85% всех городов. Среди типичных проблем городов данного типа исследователи выделяют, в том числе, проблемы, которые носят выраженный гендерный характер, например, такие как неблагоприятная демографическая ситуация, которая проявляется в естественной убыли населения, увеличении потока миграции молодежи в крупные города, высоком уровне смертности населения, в первую очередь мужского и т.п. Чтобы остановить процессы депопуляции и экономической стагнации небольших городов, необходим анализ происходящих в них процессов, в том числе в сфере медиа, без оптимизации работы которых представляется невозможной активизация потенциала таких городов. Для этого необходим научный анализ различных аспектов деятельности местных СМИ, поиск ресурсов для повышения их роли в жизни жителей небольших городов России.
Целью представленного в данной статье исследования стало изучение ключевых социально-профессиональных аспектов деятельности российских газет средних и малых городов, выявление основных гендерных, возрастных и других социально-профессиональных характеристик журналистских кадров, а также гендерных
и возрастных особенностей в уровне подготовки и профессиональных компетенциях журналистов и руководителей газет.
Задачи и содержание исследования
Предполагалось изучить мнения редакторов и журналистов по поводу следующих вопросов:
— выявить основные количественные характеристики состава редакций городских газет (возраст, уровень образования, стаж работы и др.) на основании их гендерного состава;
— выявить долю и степень участия женщин и мужчин в руководстве городскими газетами;
— проанализировать различия в компетенциях и подходах к профессии журналиста среди журналистских кадров и руководителей газет — женщин и мужчин;
— проанализировать приоритетность важных для освещения в газете тем с точки зрения журналистов — женщин и мужчин.
Сравнение ответов респондентов позволяет увидеть зоны несоответствия, вызванные гендерным дисбалансом в составе редакций. Сравнительный анализ мнений представителей газет из разных гендерных групп позволяет более конкретно выявить и сформулировать пути корректировки проблем, связанных с ген-дерным дисбалансом.
Объектом исследования стала местная печать — газеты общего содержания, издающиеся в средних и малых городах России.
Предмет исследования: гендерный, возрастной, образовательный и профессиональный состав редакций; представления редакторов и журналистов (мужчин и женщин) о некоторых аспектах функционирования газет средних и малых городов.
На основе анализа полученной информации ставилась задача сформулировать основные выводы и выработать рекомендации для решения обнаруженных в ходе исследования проблем.
В качестве методов исследования использовался анализ статистической информации, опрос журналистов и руководителей СМИ. В выборку вошли 8 федеральных округов, 26 субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в выборку попали 55 городов, 66 редакций, в том числе было опрошено в общей сложности 153 человека (журналисты и главные редакторы газет). Важно отметить, что данное
исследование является частью масштабного исследования «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.», проводившегося на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносов в 2013— 2015 гг.1
Теоретические подходы к разработке проблемы
Направление, связанное с анализом того, как отражаются проблемы социального равенства женщины в СМИ, стало активно разрабатываться в мировых медиаисследованиях приблизительно с 1970-х гг. Значительную роль в привлечении внимания к этой теме сыграли сами СМИ. В частности рост числа женщин-журналистов, их профессиональные успехи заставили посмотреть на проблему гендера и СМИ значительно шире (Byerly, Ross, 2006). Сначала исследования были сфокусированы на заполнении пробелов в знаниях о женщинах, которые образовались в результате традиционного подхода. Главной задачей было изучение женского опыта: исследователи акцентировали внимание на выявлении места и роли женщин в журналистике, артикулировали сам факт их присутствия в профессии. Постепенно направления исследований расширялись, ускоряющаяся феминизация журналистики заставила исследователей обратить внимание на проблемы и противоречия, связанные с усиливающейся конкуренцией мужчин и женщин, работающих вместе в СМИ. В то же время феминизация начала оказывать влияние на содержание самой журналистики, создавая условия для изменений внутри самой профессии.
Если говорить о России, то в целом это направление всерьез заинтересовало отечественных исследователей лишь в начале 1990-х гг. В тот период в стране начались, с одной стороны, первые публичные дискуссии в СМИ по проблемам пола в общественной жизни, а с другой стороны, были предприняты значимые попытки теоретического осмысления этой проблемы. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. появились отечественные исследования и ключевые публикации, в которых поднимались вопросы, связанные с гендер-ной дифференциацией, трансформацией гендерных групп, механизмами и факторами конструирования гендерных моделей поведения, особенностями осуществления гендерной идентификации и пр. Стали появляться и публикации таких авторов, как О.М. Здра-вомыслова, И.Н. Тартаковская, Н.И. Кигай, Л.Р. Усманова и других, включающие гендерный анализ содержания СМИ.
Поскольку 1990-е гг. в России характеризуются кардинальными социально-политическими изменениями, которые, в свою очередь, привели к значительной трансформации в системе СМИ, в том числе СМИ для женщин, большое внимание российские исследователи, такие как Н.И. Ажгихина, Н.Г. Иншакова, С.А. Князева, Н.Н. Мироненко, Е.А. Плёнкина, Г. Силласте, Р.М. Ямполь-ская уделили изучению развития системы женских СМИ, глянцевых журналов (Черменская, 2006). И наконец, все активней проявляется интерес к изучению гендерных аспектов журналистики как профессии и зарубежными (Robinson, 2005; Bruin, Ross, 2004; Carter, Branston, Allen, 1998), и российскими исследователями (Свитич, Ширяева, 2005; Вартанова, Смирнова, Фролова, 2009; Смирнова, 2012, 2013; Свитич, 2013; Лапшина, 2015; Минаева, 2015).
Безусловно, интерес исследователей гендерных аспектов журналистики как профессии вызван в первую очередь объективными процессами: в последние десятилетия процесс феминизации журналистики является устойчивым трендом. Однако при внешней схожести этого процесса превращение журналистики в «женскую» профессию в России в 1990-х гг. было связано не столько с продвижением гендерного равенства, как в странах Запада, а прежде всего с социально-политическими трансформациями в стране: под влиянием ряда факторов произошел отток из профессии журналистов мужского пола, оставшихся в СМИ в основном на руководящих позициях.
В 2000-х гг. медиасфера в России уже характеризовалась значительно большей стабильностью, однако это не остановило приток женщин в СМИ. Женщины-журналисты в значительной степени начали удовлетворять интересы и нужды современной аудитории, что вызвало, в свою очередь, реальную потребность в них. Результатами этого периода стало, прежде всего, то, что, в целом, статус женщины-журналиста в России значительно укрепился и перестал носить характер маргинального. Женщины получили формальный доступ к позициям и сферам, традиционно считавшимся в журналистике мужскими.
Таким образом, исследования гендерных аспектов профессии журналиста уже зарекомендовали себя как важное направление в области гендерных исследований СМИ. Для того чтобы разобраться в изменениях, происходящих в профессии под влиянием новых процессов, исследователи ставят новые задачи, связанные с
анализом гендерных трансформаций в журналистике, изучением возникающих в результате проблем, противоречий и их возможных последствий. Основной задачей в этой области исследований, безусловно, становится выработка эффективных стратегий по преодолению гендерного дисбаланса в профессии и его негативных последствий.
Гендерные и другие социально-профессиональные
характеристики журналистских кадров
Гендерный (дис)баланс в редакциях: результаты количественного анализа
Главным результатом анализа анкет является то, что соотношение мужчин и женщин в редакциях демонстрирует значительный гендерный дисбаланс. Ответы журналистов на вопрос «Ваш пол?» показали, что состав редакций — преимущественно женский: 81% женщин на 19% мужчин соответственно (см. рисунок 1).
Пол журналистов
Мужчкны 19%
Женщины 81%
Рисунок 1
Ответы журналистов на вопрос: «Ваш пол?»
(в % к числу ответивших на вопрос)
Ответы на открытый вопрос: «Каков демографический состав журналистов вашей редакции?» дают дополнительное понимание этой непростой ситуации:
«Одни женщины» (гл. редактор газеты «Наш Новоалтайск», г. Новоалтайск);
«В редакции работают три журналиста, это женщины 32, 36, 38 лет» (гл. редактор газеты «Вперед», г. Троицк);
«Кроме водителя и главного редактора, три обозревателя, от-ветсек, дизайнер — женщины» (гл. редактор газеты «Знамя. Узлов-ской район», г. Узловая);
«Один мужчина, пять женщин» (гл. редактор газеты «Каменская народная газета», г. Камень-на-Оби);
«80% женщин более 50 лет, 10% — (женщин) до 40 лет, 10% мужчин до 40 лет» (гл. редактор газеты «Печорское время», г. Печора»).
Следует также отметить, что перекосы в гендерном составе довольно тесно увязываются респондентами с возрастным дисбалансом: многие указывают на то, что, как правило, если в редакции есть журналисты мужчины, то они находятся в предпенсионном или пенсионном возрасте. В качестве причин такой ситуации называются в первую очередь причины экономического характера:
«В последние годы несколько молодых журналистов ушли в корпоративные издания, пресс-службы, туда, где намного выше зарплата. Работают в основном старые кадры» (гл. редактор газеты «Медногорский рабочий», г. Медногорск);
«Мужчины достаточно редко приходят в редакции, так как заинтересованы в ином материальном положении» (гл. редактор газеты «Конкурент», г. Искитим).
Количественный анализ гендерных и возрастных характеристик журналистов местных газет в целом подтверждает высказанные главными редакторами мнения: 42% журналистов-мужчин находятся в возрасте от 50 до 64 лет, в то время как доля той же возрастной категории у женщин почти вдвое меньше — 22%. Таким образом, приходится констатировать, что гендерный дисбаланс крайне велик: в среднем среди опрошенных журналистов 85% женщин (89% женщин — в газетах средних городов и 75% — в малых).
Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о гендерном составе главных редакторов газет. Здесь процент мужчин заметно больше — 43%, на первый взгляд ситуация выглядит почти сбалансированной (см. рисунок 2). Однако и здесь уже видны тенденции к «перекосу» в сторону женщин-руководителей. В газетах малых городов мужчин-редакторов почти половина, хотя все равно уже превалируют женщины, их 52%. Еще больше женщин среди редакторов газет средних городов — 58%. Таким образом, в среднем доля женщин среди главных редакторов местных газет составила уже 57%.
Мужчины 43%
Женщины
57%
Рисунок 2
Ответы главных редакторов газет на вопрос: «Ваш пол?»
(в % к числу ответивших на вопрос)
Ответы на вопрос о гендерном балансе в составе редакции, который был задан редакторам, показали, что лишь пятая часть (19%) респондентов — главных редакторов — считают, что состав их редакций вполне сбалансирован по гендерному признаку. Пожалуй, менее критичным гендерный дисбаланс представляется в газетах малых городов — лишь 54% респондентов отметили, что в редакции преобладают женщины. Но в составе редакций средних городов перевес просто колоссальный: 80% отметили преобладание сотрудников женского пола. В среднем, так или иначе, большинство редакторов считают, что их редакционный штат не является сбалансированным: 66% ответили, что преобладают женщины, и лишь 4%, что преобладают мужчины (см. табл. 1).
Таблица 1
Гендерный баланс в редакциях
Варианты ответов Средний город Малый город Среднее
1. Сбалансирован по гендерному признаку (соотношению мужчин и женщин) 12 25 19
2. Преобладают мужчины 4 - 4
3. Преобладают женщины 80 52 66
4. Нет ответа 4 23 11
Опрос показал, что главные редакторы местных газет не удовлетворены как гендерным, так и возрастным составом своих редакций. Возрастная структура журналистских кадров также выглядит серьезно разбалансированной, хотя и в меньшей степени: 40% редакторов сказали, что в их редакциях преобладают сотрудники старшего возраста. Самый продуктивный и опытный в профессиональном отношении возраст от 40 до 49 лет находится в явном «провале». Интересные результаты также продемонстрировал анализ гендерно-возрастных показателей (см. рисунок 3).
Возраст
10 15 20
Женщины
25 30 35
Мужчины
40
45
0
5
Диаграмма 3
Ответы журналистов на вопрос: «Ваш возраст?» (мужчины и женщины)
(в % к числу ответивших на вопрос)
Нетрудно заметить, что, к примеру, «младшая» возрастная группа от 18 до 24 лет, составляющая у женщин 13%, вовсе отсутствует у мужчин. При этом возрастная группа 50—64 лет, которая у женщин составляет 22%, у мужчин в пропорции почти вдвое больше (хотя в абсолютном исчислении мужчин этого возраста все равно оказывается вдвое меньше — всего 8 против 19 женщин). Кроме того, если у женщин доля журналистов в возрасте 65 лет и старше составляет всего 3%, то у мужчин эта возрастная группа вообще отсутствует.
Образовательные и профессиональные характеристики сотрудников местных газет — мужчин и женщин
Следующей категорией анализа стал уровень и тип образования журналистов — мужчин и женщин (см. табл. 2 и 3, рисунок 4).
Таблица 2
Ответы женщин-журналистов на вопрос: «Ваш уровень образования?»
(в % к числу ответивших на вопрос)
Уровень и тип образования Средний город Малый город Общее
Абс. % Абс. % Абс. %
Образование:
1. Среднее общее 1 2 2 5 3 3
2. Среднее специальное 6 14 1 2 7 8
3. Неоконченное высшее 2 5 2 5 4 5
4. Высшее 34 77 37 88 71 83
Нет ответа 1 2 - - 1 1
Тип образования:
1. Журналистское 13 29 14 33 27 31
2. Педагогическое 13 29 12 29 25 29
3. Филологическое, историческое 13 29 7 17 20 23
4. Экономическое 3 7 4 10 7 8
5. Техническое 3 7 3 7 6 7
6. Юридическое, политическое, менеджерское - - 3 7 3 3
7. Психологическое, социологическое 1 2 2 5 3 3
8. Образование, полученное в институтах культуры, искусства 3 7 1 2 4 5
9. Другое 1 2 1 2 2 2
Нет ответа 2 5 1 2 3 3
Таблица 3
Ответы мужчин-журналистов на вопрос: «Ваш уровень образования?»
(в % к числу ответивших на вопрос)
Уровень и тип образования Средний город Малый город Общее
Абс. % Абс. % Абс. %
Образование:
1. Среднее общее - - 1 8 1 5
2. Среднее специальное - - 1 8 1 5
3. Неоконченное высшее 2 34 - - 2 11
4. Высшее 4 67 11 85 15 79
Нет ответа - - - - - -
Тип образования:
1. Журналистское 2 34 3 23 5 26
2. Педагогическое 1 17 1 8 2 11
3. Филологическое, историческое 1 17 3 23 4 21
4. Экономическое - - - - - -
5. Техническое 2 34 3 23 5 26
6. Юридическое, политическое, менеджерское - 3 23 3 16
7. Психологическое, социологическое - - 1 8 1 5
8. Образование, полученное в институтах культуры, искусства - - - - - -
9. Другое - - 1 8 1 5
Нет ответа - - - - - -
Тип образования
% % % X X V ч \ % **
ч/. \ * * Х- % '
Ч-
□ женщины П мужчины
Рисунок 4
Ответы журналистов на вопрос: «Тип вашего образования?»
(в % к числу ответивших на вопрос)
Результаты анализа по этим категориям показали, что в целом доли женщин и мужчин, имеющих высшее образование, очень близки — 83% женщин (от общего числа женщин) и 79% мужчин (от общего числа мужчин). Правда в абсолютном исчислении разница выглядит более значимой: 71 женщина и 15 мужчин из числа всех опрошенных имеют высшее образование. При этом журналистское образование имеют 31% женщин и 26% мужчин, т.е. если не равные, то не критичные по разрыву доли. Однако различия в типе образования у тех, кто имеет нежурналисткое образование, представляются более существенными. Так, если у женщин заметно преобладает педагогическое — 29% (у мужчин соответственно — 11%), то у мужчин чаще всего встречается образование техническое — 26% (у женщин соответственно всего 7%). Любопытно, что экономическое образование и образование в области культуры и искусства встречается только у женщин-журналистов.
Следующей категорией для анализа стал стаж работы в журналистике (см. рисунок 5).
Рисунок 5
Ответы журналистов на вопрос: «Ваш стаж работы в журналистике?»
(в % к числу ответивших на вопрос)
Результаты анализа в этой категории показали, что журналисты — женщины и мужчины, имеющие минимальный стаж работы в журналистике (до 5 лет), представлены практически в равных долях (27 и 26% соответственно). При этом у журналистов, имеющих максимальный стаж работы (более 25 лет) разница более значительная — всего 10% от женского и соответственно 21% от мужского состава редакций. Главный вывод по данной категории заключается в том, что существует значительный провал в составе сотрудников, имеющих достаточный стаж, а значит опыт в работе: подавляющее большинство сотрудников (и женщин, и мужчин) имеют стаж менее 10 лет; следующая по численности группа: стаж боле 25 лет, т.е. очень «возрастные» сотрудники редакций.
На следующем этапе был проведен анализ ряда профессиональных обязанностей журналистов женщин и мужчин. Была проанализирована, в частности, степень участия в подготовке публикаций для интернет-сайта. Результаты оказались неожиданными с точки зрения распространенного представления о недостаточной компетентности женщин для участия в таких технологичных процессах. На вопрос «Если ваша редакция готовит публикации для интернет-сайта, приходится ли Вам лично участвовать в этом?» ответили «Да, я включен в эту работу» 37% от общего числа жен-
щин и всего 16% от общего числа мужчин. Таким образом, оказалось, что журналисты-мужчины в минимальной степени включены в конвергентные процессы в редакции.
Далее анализировались разные виды деятельности, которыми занимаются в редакции журналисты мужчины и женщины (см. табл. 4.1 и 4.2). И у женщин, и у мужчин среди видов деятельности преобладает написание и редактирование своих текстов, здесь практически нет расхождений в доле респондентов: 88% у женщин и 90% у мужчин. В других приоритетных видах деятельности расхождения более заметны: фотосъемка (72% женщин и 90% мужчин); участие в планировании работы редакции (60 и 74% соответственно); запись беседы на цифровой диктофон (59 и 68% соответственно); общение с аудиторией по электронной почте, на форумах и в социальных сетях (44 и 58% соответственно); редактирование текстов сотрудников и авторов (51 и 47% соответственно); редакционный пиар, продвижение публикаций (29 и 47% соответственно); ведение интернет-сайта редакции (23 и 16% соответственно); участие в производственном процессе выпуска издания (33 и 26% соответственно). Конечно, расхождения не критичны, но все же можно сделать выводы о том, в каких видах деятельности, помимо подготовки текстов, преимущественно участвуют женщины (редактирование текстов, ведение интернет-сайта редакции, участие в производственном процессе) и мужчины (фотосъемка, планирование работы редакции, запись беседы на цифровой диктофон, общение с аудиторией, редакционный пиар). Почти в равной степени сотрудники — женщины и мужчины — участвуют в привлечении рекламы: 35 и 32% соответственно.
Задачи издания и актуальные темы: представление женщин и мужчин-журналистов
Отдельной категорией исследования стало представление журналистов о наиболее важных задачах издания. Результаты анализа ответов показали, что и женщины, и мужчины-журналисты сходятся в том, что важнейшей задачей является информирование о важнейших событиях в жизни города (94 и 95% соответственно).
Таблица 4.1
Ответы женщин-журналистов на вопрос: «Работа современного журналиста предполагает разные виды деятельности. Чем из перечисленного ниже Вам лично приходится заниматься?»
(в % к числу ответивших на вопрос)
Варианты ответов Средний город Малый город Общее
Абс. % Абс. % Абс. %
1. Написание и редактирование своих текстов 37 84 39 93 76 88
2. Редактирование текстов сотрудников и авторов 20 45 24 57 44 51
3. Фотосъемка 33 75 29 69 62 72
4. Видеосъемка 4 9 1 2 5 6
5. Запись беседы на цифровой магнитофон 26 59 25 60 51 59
6. Видеоредактирование и видеомонтаж 2 5 1 2 3 3
7. Ведение интернет-сайта редакции 14 32 6 14 20 23
8. Ведение собственного сайта 1 2 - - 1 1
9. Размещение на сайте издания фото-контента 16 36 3 7 19 22
10. Размещение на сайте издания видео-контента 6 14 2 5 8 9
11. Размещение на сайте издания аудио-контента 2 5 - - 2 2
12. Общение с аудиторией по электронной почте, на форумах и в социальных сетях 19 43 19 45 38 44
13. Участие в планировании работы редакции 32 73 20 48 52 60
14. Участие в макетировании и верстке издания 14 32 17 40 31 36
15. Участие в производственном процессе выпуска издания 17 39 11 26 28 33
16. Редакционный пиар, продвижение публикаций 14 32 11 26 25 29
17. Участие в привлечении рекламы, в коммерческой деятельности редакции 13 29 17 40 30 35
18. Другие виды деятельности - - 2 5 2 2
19. Затрудняюсь ответить - - 1 2 1 1
Таблица 4.2
Ответы мужчин-журналистов на вопрос: «Работа современного журналиста предполагает разные виды деятельности. Чем из перечисленного ниже Вам лично приходится заниматься?»
(в % к числу ответивших на вопрос)
Варианты ответов Средний город Малый город Общее
Абс. % Абс. % Абс. %
1. Написание и редактирование своих текстов 6 100 11 85 17 90
2. Редактирование текстов сотрудников и авторов 2 34 7 54 9 47
3. Фотосъемка 5 84 12 93 17 90
4. Видеосъемка - - - - - -
5. Запись беседы на цифровой магнитофон 4 67 9 69 13 68
6. Видеоредактирование и видеомонтаж - - - - - -
7. Ведение интернет-сайта редакции 1 17 2 - 3 16
8. Ведение собственного сайта - - 1 - 1 5
9. Размещение на сайте издания фото-контента 1 17 2 16 3 16
10. Размещение на сайте издания видео-контента - - 1 8 1 5
11. Размещение на сайте издания аудио-контента - - 1 8 1 5
12. Общение с аудиторией по электронной почте, на форумах и в социальных сетях 4 67 7 54 11 58
13. Участие в планировании работы редакции 5 84 9 69 14 74
14. Участие в макетировании и верстке издания 2 34 5 39 7 37
15. Участие в производственном процессе выпуска издания 2 34 3 23 5 26
16. Редакционный пиар, продвижение публикаций 3 50 6 46 9 47
17. Участие в привлечении рекламы, в коммерческой деятельности редакции 2 34 4 31 6 32
18. Другие виды деятельности - - - - - -
19. Затрудняюсь ответить - - - - - -
Тем не менее, в этой категории обнаружились и явственные расхождения: так, если подавляющее количество женщин считает важным информирование о решениях местной власти (73%), то среди журналистов-мужчин считают эту задачу важной лишь 53%. Также значительным выглядит расхождение о приоритетности следующих задач издания:
— содействие социально-экономическому развитию города (50% женщин и 68% мужчин);
— пропаганда позитивных ценностей, морально-этическое воспитание (76% женщин и 58% мужчин);
— просветительская роль, расширение кругозора, повышение уровня культуры аудитории (57% женщин и 47% мужчин);
— социальная защита людей, помощь в конкретных житейских делах (70% женщин и 53% мужчин).
Определенные гендерные различия проявляются и в оценке респондентами актуальных тем. Так, на вопрос о наиболее важных для освещения в их газете темах мужчины-журналисты выделили темы, связанные с работой городской власти (84% респондентов), развитием производственной сферы, промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса (79%) и состоянием ЖКХ (79%). Женщины-журналисты также выделили тему ЖКХ, поставив ее на первое место (79%), следующими по важности отметили темы строительства и ремонта муниципального жилья (78%) и здравоохранения (76%). Интересно, что наименьшее значение мужчины-респонденты придают темам криминала (26%) и истории, этнографии, туристического потенциала города (26%). Журналистки считают наименее значимой тему истории, этнографии, туристического потенциала города (36%), а также темы, связанные с работой учреждений торговли (33%). Таким образом, представляется, что в условиях преобладания женщин в коллективе при формировании информационной повестки газеты предпочтение может отдаваться иным значимым темам, чем, если бы коллектив редакции был гендерно сбалансирован.
Профессиональные качества журналиста: представления женщин и мужчин
Несколько категорий анализа были нацелены на выявление представлений журналистов и главных редакторов о профессиональных качествах журналиста и их трансформациях. Так, важным в современных условиях представляется понимание того, как, по
мнению журналистов, влияют на их профессию новые технологии. Результаты ответов оказались весьма интересными: значительно большая доля журналистов-мужчин считает, что труд журналиста под влиянием новых технологий изменился кардинально. При этом большая доля женщин придерживается осторожной позиции и считает, что новые технологии влияют на профессию журналиста лишь отчасти (см. рисунок 6).
Влияют ли новые технологии на журналистскую профессию?
00-1
<Ц}У
20 у 0 -
труд отчасти I не влияют затрудняюсь нет ответа
журналиста влияют вовсе ответить
изменился кардинально
Рисунок 6 Ответы журналистов на вопрос: «Влияют ли новые технологии на журналистскую профессию?»
(в % к числу ответивших на вопрос)
Интересные результаты дал открытый вопрос главным редакторам изданий «Какими личностными и профессиональными качествами, на Ваш взгляд, должен обладать сегодня журналист местной газеты?». Представления главных редакторов мужчин и женщин оказались весьма различными. Ниже приведены выборочные ответы на этот вопрос.
Главные редакторы — мужчины:
«Интеллект, коммуникабельность, грамотность, порядочность, удачливость»;
«Смелым, наблюдательным, творческим, грамотным, начитанным, внимательным к обращениям читателей, вежливым, но требовательным к представителям власти»;
«Не должен иметь предубеждений, не должен присваивать чужие мысли, должен быть объективным»;
«Коммуникабельность, стрессоустойчивость»;
«Умение ориентироваться в меняющейся ситуации, стрессоу-стойчивость»;
Л I
V
{и ,
□ мужчины
□ женщины
«Умением видеть интересные темы, творчески с ними работать и доносить до читателей»;
«Хорошим кругозором, мобильностью, способностью анализировать, отсутствием радикализма, толерантностью»;
«Мозгами. Остальное прилагается само собой»;
«Нужны эрудированные трудоголики»;
«Смелым, наблюдательным, творческим, грамотным, начитанным, внимательным к обращениям читателей, вежливым, но требовательным к представителям власти»;
«Интерес, любопытство, желание помогать, умение работать в разных жанрах и с разным техническим обеспечением»;
«Хорошее образование, развитый кругозор, коммуникабельность, техническая подготовленность»;
«Любить свою профессию».
Главные редакторы — женщины:
«Чувство интереса к жизни малой родины»;
«Стойкий оловянный солдатик, жилетка для страждущих, танк, идеалист, циник, умеющий говорить по-русски — просто, ярко, образно... И всех перед работой в районке обязательно нужно привить вакциной: "Совесть и справедливость" — чтоб не сломались»;
«Прежде всего, интересом к профессии, коммуникабельностью, обучаемостью, гражданской позицией, "мультимедийно-стью", хотелось бы аполитичностью.»;
«Неравнодушие к людям, социальная активность, высокая работоспособность, грамотность, любовь к своей профессии, оперативность, интеллигентность»;
«Умение анализировать, быть честным, независимым в суждениях и оценках, принципиальным, но не до фанатизма, а в разумных пределах»;
«Коммуникабельность, уметь искать интересное, уметь использовать то, что имеется»;
«Здоровое любопытство и умение разговаривать с людьми»;
«Умение писать, размышлять, анализировать, сопоставлять, много читать, быть выдержанным, мудрым, постоянно пополнять багаж своих знаний».
Легко заметить, что у главных редакторов-женщин среди ценных, с их точки зрения, качеств довольно часто встречаются: неравнодушие к людям, любопытство, совесть, идеализм, мудрость, интеллигентность — те категории, которые довольно трудно под-
даются измерению и которые, пожалуй, не слишком ценятся в современном мире. Кроме того, женщины-руководители ценят и такие конкретные качества, как хорошее владение языком («. умеющий говорить по-русски — просто, ярко, образно»), принципиальность и независимость.
У главных редакторов-мужчин преобладают, пожалуй, более четкие и «осязаемые» характеристики, такие как стрессоустойчи-вость, смелость, честность/порядочность, беспристрастность, компетентность, мобильность, техническая подготовленность, творческий подход, интеллект/«мозги» и т.п.
При этом все главные редакторы независимо от пола продолжают ценить в журналисте ответственность, коммуникабельность, оперативность, способность анализировать и любовь к своей профессии.
«Остро необходимы молодые, умные, шустрые, креативные мужчины — для вдохновения и для мужских тем» (гл. редактор газеты «Северянка», г. Данилов). Так пишут те главные редакторы, которые не скрывают, что испытывают не только сожаление по поводу отсутствия сотрудников-мужчин, но и острую потребность в большей сбалансированности редакционного коллектива. При этом другие считают, что в целом их редакция может обходиться и без журналистов-мужчин, так как компетенции журналисток находятся на достаточном, а возможно даже на более высоком, уровне. Например, один из главных редакторов, кстати, мужского пола, отметил, что «Девушки активнее и коммуникабельнее» (гл. редактор газеты «Угличская газета», г. Углич).
Выводы
В результате анализа полученной информации можно сделать следующие выводы:
1. Главным результатом количественного анализа является то, что соотношение мужчин и женщин в редакциях демонстрирует значительный гендерный дисбаланс.
2. Опрос показал, что главные редакторы местных газет не удовлетворены как гендерным, так и возрастным составом своих редакций. Возрастная структура журналистских кадров также выглядит серьезно разбалансированной, хотя и в меньшей степени. Главный вывод по данной категории заключается в том, что существует значительный провал в составе сотрудников, имеющих достаточный стаж, а значит опыт в работе: подавляющее большинст-
во сотрудников (и женщин, и мужчин) имеют стаж менее 10 лет, следующая по численности группа — стаж боле 25 лет, т.е. очень «возрастные» сотрудники редакций.
3. С точки зрения уровня образования анализ показал, что в целом доли женщин и мужчин, имеющих высшее образование, очень близки, однако с учетом незначительной доли мужчин в составе редакций в количественном исчислении мужчин с высшим образованием крайне мало. Что касается типа образования, то в редакциях преобладают (хотя и незначительно) женщины с журналистским образованием.
4. Расхождения в видах деятельности, которыми занимаются в редакции журналисты мужчины и женщины, безусловно, присутствуют, но не носят значительного характера. При этом женщины достаточно активно включены и в конвергентные процессы в редакции, например, в подготовку публикаций для интернет-сайта.
5. Главные редакторы независимо от пола продолжают ценить в журналисте ответственность, коммуникабельность, оперативность, способность анализировать и любовь к своей профессии.
6. В условиях преобладания женщин в коллективе при формировании информационной повестки газеты предпочтение может отдаваться иным значимым темам, чем, если бы коллектив редакции был гендерно сбалансирован.
Таким образом, анализ демонстрирует значительные изменения, происходящие в профессии под влиянием новых процессов, налицо значительные гендерные трансформации в местной журналистике: интенсивный процесс феминизации журналистики как профессии. Этот процесс обусловлен целым комплексом объективных факторов и требует более глубокого осмысления.
Еще один важный вывод: состав редакций становится моложе, однако нарушен возрастной баланс, так как существует нехватка сотрудников среднего возраста. Такая ситуация создает неблагоприятные условия для возрастной и профессиональной преемственности кадров. Недостаточная доля сотрудников с журналистским образованием, отсутствие системы повышения квалификации, переподготовки кадров только усугубляет эту ситуацию.
Стратегии по преодолению гендерного дисбаланса в профессии и его негативных последствий, безусловно, должны включать меры по восстановлению репутации профессии журналиста как действующей и востребованной обществом. Полноценное участие
как женщин, так и мужчин в создании информационной повестки представляется стратегически важным для информационного здоровья общества, любой дисбаланс неизбежно приведет к искажениям информационной картины и комплексу негативных последствий.
Примечания
1 Участники исследования «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.». Руководители исследования: М.В. Шкондин, О.В. Смирнова. Авторы программы, анкеты и научного отчета по исследованию: Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева. В организации опроса в регионах участвовали 24 факультета и отделения журналистики университетов страны. Обработка информации: Т.Г. Волкова, Н.Н. Замотина, И.А. Руденко, З.П. Симонова, В.Е. Стяжкин, Ю.С. Узунова. Составление таблиц: Л.Г. Свитич.
Библиография
Здравомыслова О. Гендерные исследования как опыт публичной социологии в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://genderp-age.ru/content/zdr.htm
Вартанова Е.Л., Смирнова О.В., Фролова Т.И. Гендерная проблематика в политических кампаниях: СМИ как индикатор гражданской культуры // Медиаскоп. 2009. № 2
Лапшина Г. С. Гендерный диалог в отечественной печати последней трети XIX в. о ценностях и издержках эмансипации (по материалам журналов «Дело» и «Северный вестник») // Русская литература и журналистика в движении времени. 2015. Т 4. С. 30—40.
Лапшина Г. С. Феномен женщины в истории русской журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2015. № 6. С. 176-190.
Минаева О. Д. Жанровое своеобразие советских журналов для женщин в 1920-1930 гг.: краткий обзор // Меди@льманах. 2015. № 1. С. 63-66.
Минаева О. Д. Публицистика Н. К. Крупской и А. М. Коллонтай в формировании идеологии эмансипации женщин // Меди@льманах. 2015. № 4. С. 73-80.
Пушкарева Н. Л. Женская и гендерная история: итоги и перспективы развития в России // Гендерное равноправие в России. СПб., 2008. С. 224.
Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Портрет российского журналиста в динамике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 94-112.
Свитич Л. Г. Женская пресса в динамике // Гендер и СМИ: Ежегодник 2012. М.: Ф-т журн. МГУ, 2013. С. 101-137.
Смирнова О. В. Гендерные исследования профессии журналиста // Меди@льманах. 2012. № 5. С. 18.
Черменская С. М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России: трансформация коммуникативных мо-
делей в условиях глобализации: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2006.
Byerly C., Ross R. Women and Media. A Critical Introduction. Blackwell Publishing, 2006.
Gender and Newsroom Cultures / Ed. by M. de Bruin, K. Ross. Hampton Press, 2004.
News, Gender and Power / Ed. by C. Carter, G. Branston, S. Allen. Routledge, 1998.
Robinson G. Gender, Journalism and Equity: Canadian, US and European Perspective. Hampton Press, 2005.
Smirnova O. Women's advancement in journalism: psychological characteristics // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Т. 6. С. 119-127.
References
Byerly C., Ross R. (2006) Women and Media. A Critical Introduction. Blackwell Publishing.
Carter C., Branston G., Allen S. (eds.). (1998) News, Gender and Power. Routledge.
Chermenskaya S. M. (2006) Zarubezhnye zhenskie glyantsevye zhurnaly v informatsionnom prostranstve Rossii: transformatsiya kommunikativnykh modeley v usloviyakh globalizatsii: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Foreign Female Glossy Magazines in the Information Space of Russia: Transformation of Communication Models in the Context of Globalization. PhD Thesis]. Moscow.
De Bruin M., Ross K. (eds.). (2004) Gender and Newsroom Cultures. Hampton Press.
Lapshina G. S. (2015) Fenomen zhenshchiny v istorii russkoy zhurnalistiki [The Phenomenon of Women in the History of Russian Journalism]. Vestn. Mosk. Un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika 6: 176-190.
Lapshina G. S. (2015) Gendernyy dialog v otechestvennoy pechati posledney treti XIX v. o tsennostyakh i izderzhkakh emansipatsii (po materialam zhurnalov «Delo» i «Severnyy vestnik») [The Gender Dialogue in the National Press of the Last Third of the Nineteenth Century on the Values and Costs of Emancipation (Based on the Journals «Business» and «Northern Herald»)]. Russkaya literatura i zhurnalistika v dvizhenii vremeni 4: 30-40.
Minaeva O. D. (2015) Publitsistika N. K. Krupskoy i A. M. Kollontay v formirovanii ideologii emansipatsii zhenshchin [Publicism of N.K. Krupskaya and A.M. Kollontai in the Formation of the Ideology of Women's Emancipation]. Medi@l'manakh 4: 73-80.
Minaeva O. D. (2015) Zhanrovoe svoeobrazie sovetskikh zhurnalov dlya zhenshchin v 1920-1930 gg.: kratkiy obzor [Overview of Genre Originality of the Soviet Magazines for Women in 1920-1930s]. Medi@l'manakh 1: 63-66.
Pushkareva N. L. (2008) Zhenskaya i gendernaya istoriya: itogi i perspektivy razvitiya v Rossii [Women's and Gender History: Results and Prospects of Development in Russia]. Gendernoe ravnopravie v Rossii. St. Peterburg.
Robinson G. (2005) Gender, Journalism and Equity: Canadian, US and European Perspective. Hampton Press.
Smirnova O. V. (2012) Gendernye issledovaniya professii zhurnalista [Gender Research of Journalist Profession]. Medi@l'manakh 5.
Smirnova O. (2013) Women's advancement in journalism: psychological characteristics. Psychology in Russia: State of the Art 6: 119—127.
Svitich L. G., Shiryaeva A. A. (2005) Portret rossiyskogo zhurnalista v dinamike [Portrait of a Russian Journalist in Dynamics]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika 2: 94—112.
Svitich L. G. (2013) Zhenskaya pressa v dinamike [Female Press in the Dynamics]. Gender i SMI: Ezhegodnik 2012. Moscow, Faculty of Journalism Publ. Pp. 101-137.
Vartanova E.L., Smirnova O.V, Frolova T.I. (2009) Gendernaya problematika v politicheskikh kampaniyakh: SMI kak indikator grazhdanskoy kul'tury [Gender in Political Campaigns: Media as an Indicator of Civic Culture]. Mediaskop 2.
Zdravomyslova O. Gendernye issledovaniya kak opyt publichnoy sotsiologii v Rossii. [Gender Studies as an Experience of Public Sociology in Russia]. Available at: http://genderpage.ru/content/zdr.htm
Поступила в редакцию 17.05.2016