Научная статья на тему 'Гендерные, возрастные и профессиональные характеристики журналистских кадров: по результатам исследования местных газет'

Гендерные, возрастные и профессиональные характеристики журналистских кадров: по результатам исследования местных газет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
612
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ В МЕДИА / МЕСТНАЯ ПРЕССА / ГАЗЕТЫ В МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДАХ РОССИИ / ГЕНДЕРНЫЙ И ВОЗРАСТНОЙ ДИСБАЛАНС В РЕДАКЦИЯХ / GENDER ANALYSIS IN MEDIA / LOCAL PRESS / NEWSPAPERS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED CITIES IN RUSSIA / GENDER AND AGE IMBALANCE AT NEWSROOMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнова Ольга Владимировна

В статье представлены результаты гендерного анализа ключевых социально-профессиональных характеристик, в том числе особенностей в уровне подготовки и профессиональных компетенциях журналистских кадров газет средних и малых городов России. Анализ проводился на основании результатов опроса 153 журналистов и руководителей газет из 55 городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender, Age and Professional Features of Newsroom Staff: Results of Local Newspapers Investigation

The article presents the results of gender analysis of the key social and professional characteristics of the journalists in small and medium-sized cities in Russia. The level of professional competencies has been explored as well. The analysis is based on the results of survey of 153 journalists and editors-in-chief from 55 cities. The data can be used in order to identify the areas of problems caused by gender and age imbalance at the newsrooms.

Текст научной работы на тему «Гендерные, возрастные и профессиональные характеристики журналистских кадров: по результатам исследования местных газет»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2016. № 5

СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Смирнова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: smirnova.olga@smi.msu.ru

ГЕНДЕРНЫЕ, ВОЗРАСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ КАДРОВ: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕСТНЫХ ГАЗЕТ

В статье представлены результаты гендерного анализа ключевых социально-профессиональных характеристик, в том числе особенностей в уровне подготовки и профессиональных компетенциях журналистских кадров газет средних и малых городов России. Анализ проводился на основании результатов опроса 153 журналистов и руководителей газет из 55 городов.

Ключевые слова: гендерный анализ в медиа; местная пресса; газеты в малых и средних городах России; гендерный и возрастной дисбаланс в редакциях.

Olga V. Smirnova, PhD, Associate Professor, Head of the Chair of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University; e-mail: smirnova.olga@ smi.msu.ru

GENDER, AGE AND PROFESSIONAL FEATURES OF NEWSROOM STAFF: RESULTS OF LOCAL NEWSPAPERS INVESTIGATION

The article presents the results of gender analysis of the key social and professional characteristics of the journalists in small and medium-sized cities in Russia. The level of professional competencies has been explored as well. The analysis is based on the results of survey of 153 journalists and editors-in-chief from 55 cities. The data can be used in order to identify the areas of problems caused by gender and age imbalance at the newsrooms.

Key words: gender analysis in media; local press; newspapers of small and medium-sized cities in Russia; gender and age imbalance at newsrooms.

Введение

Ускоряющаяся феминизация журналистики как в России, так и во многих регионах мира, заставляет исследователей обращать все более пристальное внимание на эти процессы, а также на степень их влияния на общее развитие медиа. Процессы активной, а по некоторым оценкам даже чрезмерной феминизации СМИ и журналистики в России, с одной стороны, говорят о гендерном равен-

стве в стране, с другой стороны, создают условия для проблем и противоречий, связанных, в том числе, с усиливающейся конкуренцией мужчин и женщин, работающих вместе в СМИ. В то же время феминизация оказывает существенное влияние на содержание самой журналистики, а также создает условия для изменений внутри профессии, в том числе ее культуре.

Актуальность данного исследования обоснована, с одной стороны, процессами феминизации, которые в значительной степени изменили и продолжают менять не только «лицо», но и содержание российской журналистики. С другой стороны, актуальным представляется изучение данных процессов в местной прессе, поскольку именно она по-прежнему является самой многочисленной группой СМИ в России и в значительной степени формирует повестку и общественное мнение населения страны. При этом с точки зрения исследований прессы ей уделяется крайне незначительное внимание, особенно это касается прессы средних и малых городов России. Средние и малые города традиционно имеют большое значение для России. Всего в стране 1099 городов, из них 155 средних (с населением от 50 до 100 тыс. человек) и 780 малых городов (с населением до 50 тыс. человек), т.е. всего 935, что составляет 85% всех городов. Среди типичных проблем городов данного типа исследователи выделяют, в том числе, проблемы, которые носят выраженный гендерный характер, например, такие как неблагоприятная демографическая ситуация, которая проявляется в естественной убыли населения, увеличении потока миграции молодежи в крупные города, высоком уровне смертности населения, в первую очередь мужского и т.п. Чтобы остановить процессы депопуляции и экономической стагнации небольших городов, необходим анализ происходящих в них процессов, в том числе в сфере медиа, без оптимизации работы которых представляется невозможной активизация потенциала таких городов. Для этого необходим научный анализ различных аспектов деятельности местных СМИ, поиск ресурсов для повышения их роли в жизни жителей небольших городов России.

Целью представленного в данной статье исследования стало изучение ключевых социально-профессиональных аспектов деятельности российских газет средних и малых городов, выявление основных гендерных, возрастных и других социально-профессиональных характеристик журналистских кадров, а также гендерных

и возрастных особенностей в уровне подготовки и профессиональных компетенциях журналистов и руководителей газет.

Задачи и содержание исследования

Предполагалось изучить мнения редакторов и журналистов по поводу следующих вопросов:

— выявить основные количественные характеристики состава редакций городских газет (возраст, уровень образования, стаж работы и др.) на основании их гендерного состава;

— выявить долю и степень участия женщин и мужчин в руководстве городскими газетами;

— проанализировать различия в компетенциях и подходах к профессии журналиста среди журналистских кадров и руководителей газет — женщин и мужчин;

— проанализировать приоритетность важных для освещения в газете тем с точки зрения журналистов — женщин и мужчин.

Сравнение ответов респондентов позволяет увидеть зоны несоответствия, вызванные гендерным дисбалансом в составе редакций. Сравнительный анализ мнений представителей газет из разных гендерных групп позволяет более конкретно выявить и сформулировать пути корректировки проблем, связанных с ген-дерным дисбалансом.

Объектом исследования стала местная печать — газеты общего содержания, издающиеся в средних и малых городах России.

Предмет исследования: гендерный, возрастной, образовательный и профессиональный состав редакций; представления редакторов и журналистов (мужчин и женщин) о некоторых аспектах функционирования газет средних и малых городов.

На основе анализа полученной информации ставилась задача сформулировать основные выводы и выработать рекомендации для решения обнаруженных в ходе исследования проблем.

В качестве методов исследования использовался анализ статистической информации, опрос журналистов и руководителей СМИ. В выборку вошли 8 федеральных округов, 26 субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в выборку попали 55 городов, 66 редакций, в том числе было опрошено в общей сложности 153 человека (журналисты и главные редакторы газет). Важно отметить, что данное

исследование является частью масштабного исследования «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.», проводившегося на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносов в 2013— 2015 гг.1

Теоретические подходы к разработке проблемы

Направление, связанное с анализом того, как отражаются проблемы социального равенства женщины в СМИ, стало активно разрабатываться в мировых медиаисследованиях приблизительно с 1970-х гг. Значительную роль в привлечении внимания к этой теме сыграли сами СМИ. В частности рост числа женщин-журналистов, их профессиональные успехи заставили посмотреть на проблему гендера и СМИ значительно шире (Byerly, Ross, 2006). Сначала исследования были сфокусированы на заполнении пробелов в знаниях о женщинах, которые образовались в результате традиционного подхода. Главной задачей было изучение женского опыта: исследователи акцентировали внимание на выявлении места и роли женщин в журналистике, артикулировали сам факт их присутствия в профессии. Постепенно направления исследований расширялись, ускоряющаяся феминизация журналистики заставила исследователей обратить внимание на проблемы и противоречия, связанные с усиливающейся конкуренцией мужчин и женщин, работающих вместе в СМИ. В то же время феминизация начала оказывать влияние на содержание самой журналистики, создавая условия для изменений внутри самой профессии.

Если говорить о России, то в целом это направление всерьез заинтересовало отечественных исследователей лишь в начале 1990-х гг. В тот период в стране начались, с одной стороны, первые публичные дискуссии в СМИ по проблемам пола в общественной жизни, а с другой стороны, были предприняты значимые попытки теоретического осмысления этой проблемы. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. появились отечественные исследования и ключевые публикации, в которых поднимались вопросы, связанные с гендер-ной дифференциацией, трансформацией гендерных групп, механизмами и факторами конструирования гендерных моделей поведения, особенностями осуществления гендерной идентификации и пр. Стали появляться и публикации таких авторов, как О.М. Здра-вомыслова, И.Н. Тартаковская, Н.И. Кигай, Л.Р. Усманова и других, включающие гендерный анализ содержания СМИ.

Поскольку 1990-е гг. в России характеризуются кардинальными социально-политическими изменениями, которые, в свою очередь, привели к значительной трансформации в системе СМИ, в том числе СМИ для женщин, большое внимание российские исследователи, такие как Н.И. Ажгихина, Н.Г. Иншакова, С.А. Князева, Н.Н. Мироненко, Е.А. Плёнкина, Г. Силласте, Р.М. Ямполь-ская уделили изучению развития системы женских СМИ, глянцевых журналов (Черменская, 2006). И наконец, все активней проявляется интерес к изучению гендерных аспектов журналистики как профессии и зарубежными (Robinson, 2005; Bruin, Ross, 2004; Carter, Branston, Allen, 1998), и российскими исследователями (Свитич, Ширяева, 2005; Вартанова, Смирнова, Фролова, 2009; Смирнова, 2012, 2013; Свитич, 2013; Лапшина, 2015; Минаева, 2015).

Безусловно, интерес исследователей гендерных аспектов журналистики как профессии вызван в первую очередь объективными процессами: в последние десятилетия процесс феминизации журналистики является устойчивым трендом. Однако при внешней схожести этого процесса превращение журналистики в «женскую» профессию в России в 1990-х гг. было связано не столько с продвижением гендерного равенства, как в странах Запада, а прежде всего с социально-политическими трансформациями в стране: под влиянием ряда факторов произошел отток из профессии журналистов мужского пола, оставшихся в СМИ в основном на руководящих позициях.

В 2000-х гг. медиасфера в России уже характеризовалась значительно большей стабильностью, однако это не остановило приток женщин в СМИ. Женщины-журналисты в значительной степени начали удовлетворять интересы и нужды современной аудитории, что вызвало, в свою очередь, реальную потребность в них. Результатами этого периода стало, прежде всего, то, что, в целом, статус женщины-журналиста в России значительно укрепился и перестал носить характер маргинального. Женщины получили формальный доступ к позициям и сферам, традиционно считавшимся в журналистике мужскими.

Таким образом, исследования гендерных аспектов профессии журналиста уже зарекомендовали себя как важное направление в области гендерных исследований СМИ. Для того чтобы разобраться в изменениях, происходящих в профессии под влиянием новых процессов, исследователи ставят новые задачи, связанные с

анализом гендерных трансформаций в журналистике, изучением возникающих в результате проблем, противоречий и их возможных последствий. Основной задачей в этой области исследований, безусловно, становится выработка эффективных стратегий по преодолению гендерного дисбаланса в профессии и его негативных последствий.

Гендерные и другие социально-профессиональные

характеристики журналистских кадров

Гендерный (дис)баланс в редакциях: результаты количественного анализа

Главным результатом анализа анкет является то, что соотношение мужчин и женщин в редакциях демонстрирует значительный гендерный дисбаланс. Ответы журналистов на вопрос «Ваш пол?» показали, что состав редакций — преимущественно женский: 81% женщин на 19% мужчин соответственно (см. рисунок 1).

Пол журналистов

Мужчкны 19%

Женщины 81%

Рисунок 1

Ответы журналистов на вопрос: «Ваш пол?»

(в % к числу ответивших на вопрос)

Ответы на открытый вопрос: «Каков демографический состав журналистов вашей редакции?» дают дополнительное понимание этой непростой ситуации:

«Одни женщины» (гл. редактор газеты «Наш Новоалтайск», г. Новоалтайск);

«В редакции работают три журналиста, это женщины 32, 36, 38 лет» (гл. редактор газеты «Вперед», г. Троицк);

«Кроме водителя и главного редактора, три обозревателя, от-ветсек, дизайнер — женщины» (гл. редактор газеты «Знамя. Узлов-ской район», г. Узловая);

«Один мужчина, пять женщин» (гл. редактор газеты «Каменская народная газета», г. Камень-на-Оби);

«80% женщин более 50 лет, 10% — (женщин) до 40 лет, 10% мужчин до 40 лет» (гл. редактор газеты «Печорское время», г. Печора»).

Следует также отметить, что перекосы в гендерном составе довольно тесно увязываются респондентами с возрастным дисбалансом: многие указывают на то, что, как правило, если в редакции есть журналисты мужчины, то они находятся в предпенсионном или пенсионном возрасте. В качестве причин такой ситуации называются в первую очередь причины экономического характера:

«В последние годы несколько молодых журналистов ушли в корпоративные издания, пресс-службы, туда, где намного выше зарплата. Работают в основном старые кадры» (гл. редактор газеты «Медногорский рабочий», г. Медногорск);

«Мужчины достаточно редко приходят в редакции, так как заинтересованы в ином материальном положении» (гл. редактор газеты «Конкурент», г. Искитим).

Количественный анализ гендерных и возрастных характеристик журналистов местных газет в целом подтверждает высказанные главными редакторами мнения: 42% журналистов-мужчин находятся в возрасте от 50 до 64 лет, в то время как доля той же возрастной категории у женщин почти вдвое меньше — 22%. Таким образом, приходится констатировать, что гендерный дисбаланс крайне велик: в среднем среди опрошенных журналистов 85% женщин (89% женщин — в газетах средних городов и 75% — в малых).

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о гендерном составе главных редакторов газет. Здесь процент мужчин заметно больше — 43%, на первый взгляд ситуация выглядит почти сбалансированной (см. рисунок 2). Однако и здесь уже видны тенденции к «перекосу» в сторону женщин-руководителей. В газетах малых городов мужчин-редакторов почти половина, хотя все равно уже превалируют женщины, их 52%. Еще больше женщин среди редакторов газет средних городов — 58%. Таким образом, в среднем доля женщин среди главных редакторов местных газет составила уже 57%.

Мужчины 43%

Женщины

57%

Рисунок 2

Ответы главных редакторов газет на вопрос: «Ваш пол?»

(в % к числу ответивших на вопрос)

Ответы на вопрос о гендерном балансе в составе редакции, который был задан редакторам, показали, что лишь пятая часть (19%) респондентов — главных редакторов — считают, что состав их редакций вполне сбалансирован по гендерному признаку. Пожалуй, менее критичным гендерный дисбаланс представляется в газетах малых городов — лишь 54% респондентов отметили, что в редакции преобладают женщины. Но в составе редакций средних городов перевес просто колоссальный: 80% отметили преобладание сотрудников женского пола. В среднем, так или иначе, большинство редакторов считают, что их редакционный штат не является сбалансированным: 66% ответили, что преобладают женщины, и лишь 4%, что преобладают мужчины (см. табл. 1).

Таблица 1

Гендерный баланс в редакциях

Варианты ответов Средний город Малый город Среднее

1. Сбалансирован по гендерному признаку (соотношению мужчин и женщин) 12 25 19

2. Преобладают мужчины 4 - 4

3. Преобладают женщины 80 52 66

4. Нет ответа 4 23 11

Опрос показал, что главные редакторы местных газет не удовлетворены как гендерным, так и возрастным составом своих редакций. Возрастная структура журналистских кадров также выглядит серьезно разбалансированной, хотя и в меньшей степени: 40% редакторов сказали, что в их редакциях преобладают сотрудники старшего возраста. Самый продуктивный и опытный в профессиональном отношении возраст от 40 до 49 лет находится в явном «провале». Интересные результаты также продемонстрировал анализ гендерно-возрастных показателей (см. рисунок 3).

Возраст

10 15 20

Женщины

25 30 35

Мужчины

40

45

0

5

Диаграмма 3

Ответы журналистов на вопрос: «Ваш возраст?» (мужчины и женщины)

(в % к числу ответивших на вопрос)

Нетрудно заметить, что, к примеру, «младшая» возрастная группа от 18 до 24 лет, составляющая у женщин 13%, вовсе отсутствует у мужчин. При этом возрастная группа 50—64 лет, которая у женщин составляет 22%, у мужчин в пропорции почти вдвое больше (хотя в абсолютном исчислении мужчин этого возраста все равно оказывается вдвое меньше — всего 8 против 19 женщин). Кроме того, если у женщин доля журналистов в возрасте 65 лет и старше составляет всего 3%, то у мужчин эта возрастная группа вообще отсутствует.

Образовательные и профессиональные характеристики сотрудников местных газет — мужчин и женщин

Следующей категорией анализа стал уровень и тип образования журналистов — мужчин и женщин (см. табл. 2 и 3, рисунок 4).

Таблица 2

Ответы женщин-журналистов на вопрос: «Ваш уровень образования?»

(в % к числу ответивших на вопрос)

Уровень и тип образования Средний город Малый город Общее

Абс. % Абс. % Абс. %

Образование:

1. Среднее общее 1 2 2 5 3 3

2. Среднее специальное 6 14 1 2 7 8

3. Неоконченное высшее 2 5 2 5 4 5

4. Высшее 34 77 37 88 71 83

Нет ответа 1 2 - - 1 1

Тип образования:

1. Журналистское 13 29 14 33 27 31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Педагогическое 13 29 12 29 25 29

3. Филологическое, историческое 13 29 7 17 20 23

4. Экономическое 3 7 4 10 7 8

5. Техническое 3 7 3 7 6 7

6. Юридическое, политическое, менеджерское - - 3 7 3 3

7. Психологическое, социологическое 1 2 2 5 3 3

8. Образование, полученное в институтах культуры, искусства 3 7 1 2 4 5

9. Другое 1 2 1 2 2 2

Нет ответа 2 5 1 2 3 3

Таблица 3

Ответы мужчин-журналистов на вопрос: «Ваш уровень образования?»

(в % к числу ответивших на вопрос)

Уровень и тип образования Средний город Малый город Общее

Абс. % Абс. % Абс. %

Образование:

1. Среднее общее - - 1 8 1 5

2. Среднее специальное - - 1 8 1 5

3. Неоконченное высшее 2 34 - - 2 11

4. Высшее 4 67 11 85 15 79

Нет ответа - - - - - -

Тип образования:

1. Журналистское 2 34 3 23 5 26

2. Педагогическое 1 17 1 8 2 11

3. Филологическое, историческое 1 17 3 23 4 21

4. Экономическое - - - - - -

5. Техническое 2 34 3 23 5 26

6. Юридическое, политическое, менеджерское - 3 23 3 16

7. Психологическое, социологическое - - 1 8 1 5

8. Образование, полученное в институтах культуры, искусства - - - - - -

9. Другое - - 1 8 1 5

Нет ответа - - - - - -

Тип образования

% % % X X V ч \ % **

ч/. \ * * Х- % '

Ч-

□ женщины П мужчины

Рисунок 4

Ответы журналистов на вопрос: «Тип вашего образования?»

(в % к числу ответивших на вопрос)

Результаты анализа по этим категориям показали, что в целом доли женщин и мужчин, имеющих высшее образование, очень близки — 83% женщин (от общего числа женщин) и 79% мужчин (от общего числа мужчин). Правда в абсолютном исчислении разница выглядит более значимой: 71 женщина и 15 мужчин из числа всех опрошенных имеют высшее образование. При этом журналистское образование имеют 31% женщин и 26% мужчин, т.е. если не равные, то не критичные по разрыву доли. Однако различия в типе образования у тех, кто имеет нежурналисткое образование, представляются более существенными. Так, если у женщин заметно преобладает педагогическое — 29% (у мужчин соответственно — 11%), то у мужчин чаще всего встречается образование техническое — 26% (у женщин соответственно всего 7%). Любопытно, что экономическое образование и образование в области культуры и искусства встречается только у женщин-журналистов.

Следующей категорией для анализа стал стаж работы в журналистике (см. рисунок 5).

Рисунок 5

Ответы журналистов на вопрос: «Ваш стаж работы в журналистике?»

(в % к числу ответивших на вопрос)

Результаты анализа в этой категории показали, что журналисты — женщины и мужчины, имеющие минимальный стаж работы в журналистике (до 5 лет), представлены практически в равных долях (27 и 26% соответственно). При этом у журналистов, имеющих максимальный стаж работы (более 25 лет) разница более значительная — всего 10% от женского и соответственно 21% от мужского состава редакций. Главный вывод по данной категории заключается в том, что существует значительный провал в составе сотрудников, имеющих достаточный стаж, а значит опыт в работе: подавляющее большинство сотрудников (и женщин, и мужчин) имеют стаж менее 10 лет; следующая по численности группа: стаж боле 25 лет, т.е. очень «возрастные» сотрудники редакций.

На следующем этапе был проведен анализ ряда профессиональных обязанностей журналистов женщин и мужчин. Была проанализирована, в частности, степень участия в подготовке публикаций для интернет-сайта. Результаты оказались неожиданными с точки зрения распространенного представления о недостаточной компетентности женщин для участия в таких технологичных процессах. На вопрос «Если ваша редакция готовит публикации для интернет-сайта, приходится ли Вам лично участвовать в этом?» ответили «Да, я включен в эту работу» 37% от общего числа жен-

щин и всего 16% от общего числа мужчин. Таким образом, оказалось, что журналисты-мужчины в минимальной степени включены в конвергентные процессы в редакции.

Далее анализировались разные виды деятельности, которыми занимаются в редакции журналисты мужчины и женщины (см. табл. 4.1 и 4.2). И у женщин, и у мужчин среди видов деятельности преобладает написание и редактирование своих текстов, здесь практически нет расхождений в доле респондентов: 88% у женщин и 90% у мужчин. В других приоритетных видах деятельности расхождения более заметны: фотосъемка (72% женщин и 90% мужчин); участие в планировании работы редакции (60 и 74% соответственно); запись беседы на цифровой диктофон (59 и 68% соответственно); общение с аудиторией по электронной почте, на форумах и в социальных сетях (44 и 58% соответственно); редактирование текстов сотрудников и авторов (51 и 47% соответственно); редакционный пиар, продвижение публикаций (29 и 47% соответственно); ведение интернет-сайта редакции (23 и 16% соответственно); участие в производственном процессе выпуска издания (33 и 26% соответственно). Конечно, расхождения не критичны, но все же можно сделать выводы о том, в каких видах деятельности, помимо подготовки текстов, преимущественно участвуют женщины (редактирование текстов, ведение интернет-сайта редакции, участие в производственном процессе) и мужчины (фотосъемка, планирование работы редакции, запись беседы на цифровой диктофон, общение с аудиторией, редакционный пиар). Почти в равной степени сотрудники — женщины и мужчины — участвуют в привлечении рекламы: 35 и 32% соответственно.

Задачи издания и актуальные темы: представление женщин и мужчин-журналистов

Отдельной категорией исследования стало представление журналистов о наиболее важных задачах издания. Результаты анализа ответов показали, что и женщины, и мужчины-журналисты сходятся в том, что важнейшей задачей является информирование о важнейших событиях в жизни города (94 и 95% соответственно).

Таблица 4.1

Ответы женщин-журналистов на вопрос: «Работа современного журналиста предполагает разные виды деятельности. Чем из перечисленного ниже Вам лично приходится заниматься?»

(в % к числу ответивших на вопрос)

Варианты ответов Средний город Малый город Общее

Абс. % Абс. % Абс. %

1. Написание и редактирование своих текстов 37 84 39 93 76 88

2. Редактирование текстов сотрудников и авторов 20 45 24 57 44 51

3. Фотосъемка 33 75 29 69 62 72

4. Видеосъемка 4 9 1 2 5 6

5. Запись беседы на цифровой магнитофон 26 59 25 60 51 59

6. Видеоредактирование и видеомонтаж 2 5 1 2 3 3

7. Ведение интернет-сайта редакции 14 32 6 14 20 23

8. Ведение собственного сайта 1 2 - - 1 1

9. Размещение на сайте издания фото-контента 16 36 3 7 19 22

10. Размещение на сайте издания видео-контента 6 14 2 5 8 9

11. Размещение на сайте издания аудио-контента 2 5 - - 2 2

12. Общение с аудиторией по электронной почте, на форумах и в социальных сетях 19 43 19 45 38 44

13. Участие в планировании работы редакции 32 73 20 48 52 60

14. Участие в макетировании и верстке издания 14 32 17 40 31 36

15. Участие в производственном процессе выпуска издания 17 39 11 26 28 33

16. Редакционный пиар, продвижение публикаций 14 32 11 26 25 29

17. Участие в привлечении рекламы, в коммерческой деятельности редакции 13 29 17 40 30 35

18. Другие виды деятельности - - 2 5 2 2

19. Затрудняюсь ответить - - 1 2 1 1

Таблица 4.2

Ответы мужчин-журналистов на вопрос: «Работа современного журналиста предполагает разные виды деятельности. Чем из перечисленного ниже Вам лично приходится заниматься?»

(в % к числу ответивших на вопрос)

Варианты ответов Средний город Малый город Общее

Абс. % Абс. % Абс. %

1. Написание и редактирование своих текстов 6 100 11 85 17 90

2. Редактирование текстов сотрудников и авторов 2 34 7 54 9 47

3. Фотосъемка 5 84 12 93 17 90

4. Видеосъемка - - - - - -

5. Запись беседы на цифровой магнитофон 4 67 9 69 13 68

6. Видеоредактирование и видеомонтаж - - - - - -

7. Ведение интернет-сайта редакции 1 17 2 - 3 16

8. Ведение собственного сайта - - 1 - 1 5

9. Размещение на сайте издания фото-контента 1 17 2 16 3 16

10. Размещение на сайте издания видео-контента - - 1 8 1 5

11. Размещение на сайте издания аудио-контента - - 1 8 1 5

12. Общение с аудиторией по электронной почте, на форумах и в социальных сетях 4 67 7 54 11 58

13. Участие в планировании работы редакции 5 84 9 69 14 74

14. Участие в макетировании и верстке издания 2 34 5 39 7 37

15. Участие в производственном процессе выпуска издания 2 34 3 23 5 26

16. Редакционный пиар, продвижение публикаций 3 50 6 46 9 47

17. Участие в привлечении рекламы, в коммерческой деятельности редакции 2 34 4 31 6 32

18. Другие виды деятельности - - - - - -

19. Затрудняюсь ответить - - - - - -

Тем не менее, в этой категории обнаружились и явственные расхождения: так, если подавляющее количество женщин считает важным информирование о решениях местной власти (73%), то среди журналистов-мужчин считают эту задачу важной лишь 53%. Также значительным выглядит расхождение о приоритетности следующих задач издания:

— содействие социально-экономическому развитию города (50% женщин и 68% мужчин);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— пропаганда позитивных ценностей, морально-этическое воспитание (76% женщин и 58% мужчин);

— просветительская роль, расширение кругозора, повышение уровня культуры аудитории (57% женщин и 47% мужчин);

— социальная защита людей, помощь в конкретных житейских делах (70% женщин и 53% мужчин).

Определенные гендерные различия проявляются и в оценке респондентами актуальных тем. Так, на вопрос о наиболее важных для освещения в их газете темах мужчины-журналисты выделили темы, связанные с работой городской власти (84% респондентов), развитием производственной сферы, промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса (79%) и состоянием ЖКХ (79%). Женщины-журналисты также выделили тему ЖКХ, поставив ее на первое место (79%), следующими по важности отметили темы строительства и ремонта муниципального жилья (78%) и здравоохранения (76%). Интересно, что наименьшее значение мужчины-респонденты придают темам криминала (26%) и истории, этнографии, туристического потенциала города (26%). Журналистки считают наименее значимой тему истории, этнографии, туристического потенциала города (36%), а также темы, связанные с работой учреждений торговли (33%). Таким образом, представляется, что в условиях преобладания женщин в коллективе при формировании информационной повестки газеты предпочтение может отдаваться иным значимым темам, чем, если бы коллектив редакции был гендерно сбалансирован.

Профессиональные качества журналиста: представления женщин и мужчин

Несколько категорий анализа были нацелены на выявление представлений журналистов и главных редакторов о профессиональных качествах журналиста и их трансформациях. Так, важным в современных условиях представляется понимание того, как, по

мнению журналистов, влияют на их профессию новые технологии. Результаты ответов оказались весьма интересными: значительно большая доля журналистов-мужчин считает, что труд журналиста под влиянием новых технологий изменился кардинально. При этом большая доля женщин придерживается осторожной позиции и считает, что новые технологии влияют на профессию журналиста лишь отчасти (см. рисунок 6).

Влияют ли новые технологии на журналистскую профессию?

00-1

<Ц}У

20 у 0 -

труд отчасти I не влияют затрудняюсь нет ответа

журналиста влияют вовсе ответить

изменился кардинально

Рисунок 6 Ответы журналистов на вопрос: «Влияют ли новые технологии на журналистскую профессию?»

(в % к числу ответивших на вопрос)

Интересные результаты дал открытый вопрос главным редакторам изданий «Какими личностными и профессиональными качествами, на Ваш взгляд, должен обладать сегодня журналист местной газеты?». Представления главных редакторов мужчин и женщин оказались весьма различными. Ниже приведены выборочные ответы на этот вопрос.

Главные редакторы — мужчины:

«Интеллект, коммуникабельность, грамотность, порядочность, удачливость»;

«Смелым, наблюдательным, творческим, грамотным, начитанным, внимательным к обращениям читателей, вежливым, но требовательным к представителям власти»;

«Не должен иметь предубеждений, не должен присваивать чужие мысли, должен быть объективным»;

«Коммуникабельность, стрессоустойчивость»;

«Умение ориентироваться в меняющейся ситуации, стрессоу-стойчивость»;

Л I

V

{и ,

□ мужчины

□ женщины

«Умением видеть интересные темы, творчески с ними работать и доносить до читателей»;

«Хорошим кругозором, мобильностью, способностью анализировать, отсутствием радикализма, толерантностью»;

«Мозгами. Остальное прилагается само собой»;

«Нужны эрудированные трудоголики»;

«Смелым, наблюдательным, творческим, грамотным, начитанным, внимательным к обращениям читателей, вежливым, но требовательным к представителям власти»;

«Интерес, любопытство, желание помогать, умение работать в разных жанрах и с разным техническим обеспечением»;

«Хорошее образование, развитый кругозор, коммуникабельность, техническая подготовленность»;

«Любить свою профессию».

Главные редакторы — женщины:

«Чувство интереса к жизни малой родины»;

«Стойкий оловянный солдатик, жилетка для страждущих, танк, идеалист, циник, умеющий говорить по-русски — просто, ярко, образно... И всех перед работой в районке обязательно нужно привить вакциной: "Совесть и справедливость" — чтоб не сломались»;

«Прежде всего, интересом к профессии, коммуникабельностью, обучаемостью, гражданской позицией, "мультимедийно-стью", хотелось бы аполитичностью.»;

«Неравнодушие к людям, социальная активность, высокая работоспособность, грамотность, любовь к своей профессии, оперативность, интеллигентность»;

«Умение анализировать, быть честным, независимым в суждениях и оценках, принципиальным, но не до фанатизма, а в разумных пределах»;

«Коммуникабельность, уметь искать интересное, уметь использовать то, что имеется»;

«Здоровое любопытство и умение разговаривать с людьми»;

«Умение писать, размышлять, анализировать, сопоставлять, много читать, быть выдержанным, мудрым, постоянно пополнять багаж своих знаний».

Легко заметить, что у главных редакторов-женщин среди ценных, с их точки зрения, качеств довольно часто встречаются: неравнодушие к людям, любопытство, совесть, идеализм, мудрость, интеллигентность — те категории, которые довольно трудно под-

даются измерению и которые, пожалуй, не слишком ценятся в современном мире. Кроме того, женщины-руководители ценят и такие конкретные качества, как хорошее владение языком («. умеющий говорить по-русски — просто, ярко, образно»), принципиальность и независимость.

У главных редакторов-мужчин преобладают, пожалуй, более четкие и «осязаемые» характеристики, такие как стрессоустойчи-вость, смелость, честность/порядочность, беспристрастность, компетентность, мобильность, техническая подготовленность, творческий подход, интеллект/«мозги» и т.п.

При этом все главные редакторы независимо от пола продолжают ценить в журналисте ответственность, коммуникабельность, оперативность, способность анализировать и любовь к своей профессии.

«Остро необходимы молодые, умные, шустрые, креативные мужчины — для вдохновения и для мужских тем» (гл. редактор газеты «Северянка», г. Данилов). Так пишут те главные редакторы, которые не скрывают, что испытывают не только сожаление по поводу отсутствия сотрудников-мужчин, но и острую потребность в большей сбалансированности редакционного коллектива. При этом другие считают, что в целом их редакция может обходиться и без журналистов-мужчин, так как компетенции журналисток находятся на достаточном, а возможно даже на более высоком, уровне. Например, один из главных редакторов, кстати, мужского пола, отметил, что «Девушки активнее и коммуникабельнее» (гл. редактор газеты «Угличская газета», г. Углич).

Выводы

В результате анализа полученной информации можно сделать следующие выводы:

1. Главным результатом количественного анализа является то, что соотношение мужчин и женщин в редакциях демонстрирует значительный гендерный дисбаланс.

2. Опрос показал, что главные редакторы местных газет не удовлетворены как гендерным, так и возрастным составом своих редакций. Возрастная структура журналистских кадров также выглядит серьезно разбалансированной, хотя и в меньшей степени. Главный вывод по данной категории заключается в том, что существует значительный провал в составе сотрудников, имеющих достаточный стаж, а значит опыт в работе: подавляющее большинст-

во сотрудников (и женщин, и мужчин) имеют стаж менее 10 лет, следующая по численности группа — стаж боле 25 лет, т.е. очень «возрастные» сотрудники редакций.

3. С точки зрения уровня образования анализ показал, что в целом доли женщин и мужчин, имеющих высшее образование, очень близки, однако с учетом незначительной доли мужчин в составе редакций в количественном исчислении мужчин с высшим образованием крайне мало. Что касается типа образования, то в редакциях преобладают (хотя и незначительно) женщины с журналистским образованием.

4. Расхождения в видах деятельности, которыми занимаются в редакции журналисты мужчины и женщины, безусловно, присутствуют, но не носят значительного характера. При этом женщины достаточно активно включены и в конвергентные процессы в редакции, например, в подготовку публикаций для интернет-сайта.

5. Главные редакторы независимо от пола продолжают ценить в журналисте ответственность, коммуникабельность, оперативность, способность анализировать и любовь к своей профессии.

6. В условиях преобладания женщин в коллективе при формировании информационной повестки газеты предпочтение может отдаваться иным значимым темам, чем, если бы коллектив редакции был гендерно сбалансирован.

Таким образом, анализ демонстрирует значительные изменения, происходящие в профессии под влиянием новых процессов, налицо значительные гендерные трансформации в местной журналистике: интенсивный процесс феминизации журналистики как профессии. Этот процесс обусловлен целым комплексом объективных факторов и требует более глубокого осмысления.

Еще один важный вывод: состав редакций становится моложе, однако нарушен возрастной баланс, так как существует нехватка сотрудников среднего возраста. Такая ситуация создает неблагоприятные условия для возрастной и профессиональной преемственности кадров. Недостаточная доля сотрудников с журналистским образованием, отсутствие системы повышения квалификации, переподготовки кадров только усугубляет эту ситуацию.

Стратегии по преодолению гендерного дисбаланса в профессии и его негативных последствий, безусловно, должны включать меры по восстановлению репутации профессии журналиста как действующей и востребованной обществом. Полноценное участие

как женщин, так и мужчин в создании информационной повестки представляется стратегически важным для информационного здоровья общества, любой дисбаланс неизбежно приведет к искажениям информационной картины и комплексу негативных последствий.

Примечания

1 Участники исследования «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.». Руководители исследования: М.В. Шкондин, О.В. Смирнова. Авторы программы, анкеты и научного отчета по исследованию: Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева. В организации опроса в регионах участвовали 24 факультета и отделения журналистики университетов страны. Обработка информации: Т.Г. Волкова, Н.Н. Замотина, И.А. Руденко, З.П. Симонова, В.Е. Стяжкин, Ю.С. Узунова. Составление таблиц: Л.Г. Свитич.

Библиография

Здравомыслова О. Гендерные исследования как опыт публичной социологии в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://genderp-age.ru/content/zdr.htm

Вартанова Е.Л., Смирнова О.В., Фролова Т.И. Гендерная проблематика в политических кампаниях: СМИ как индикатор гражданской культуры // Медиаскоп. 2009. № 2

Лапшина Г. С. Гендерный диалог в отечественной печати последней трети XIX в. о ценностях и издержках эмансипации (по материалам журналов «Дело» и «Северный вестник») // Русская литература и журналистика в движении времени. 2015. Т 4. С. 30—40.

Лапшина Г. С. Феномен женщины в истории русской журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2015. № 6. С. 176-190.

Минаева О. Д. Жанровое своеобразие советских журналов для женщин в 1920-1930 гг.: краткий обзор // Меди@льманах. 2015. № 1. С. 63-66.

Минаева О. Д. Публицистика Н. К. Крупской и А. М. Коллонтай в формировании идеологии эмансипации женщин // Меди@льманах. 2015. № 4. С. 73-80.

Пушкарева Н. Л. Женская и гендерная история: итоги и перспективы развития в России // Гендерное равноправие в России. СПб., 2008. С. 224.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Портрет российского журналиста в динамике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 94-112.

Свитич Л. Г. Женская пресса в динамике // Гендер и СМИ: Ежегодник 2012. М.: Ф-т журн. МГУ, 2013. С. 101-137.

Смирнова О. В. Гендерные исследования профессии журналиста // Меди@льманах. 2012. № 5. С. 18.

Черменская С. М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России: трансформация коммуникативных мо-

делей в условиях глобализации: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2006.

Byerly C., Ross R. Women and Media. A Critical Introduction. Blackwell Publishing, 2006.

Gender and Newsroom Cultures / Ed. by M. de Bruin, K. Ross. Hampton Press, 2004.

News, Gender and Power / Ed. by C. Carter, G. Branston, S. Allen. Routledge, 1998.

Robinson G. Gender, Journalism and Equity: Canadian, US and European Perspective. Hampton Press, 2005.

Smirnova O. Women's advancement in journalism: psychological characteristics // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Т. 6. С. 119-127.

References

Byerly C., Ross R. (2006) Women and Media. A Critical Introduction. Blackwell Publishing.

Carter C., Branston G., Allen S. (eds.). (1998) News, Gender and Power. Routledge.

Chermenskaya S. M. (2006) Zarubezhnye zhenskie glyantsevye zhurnaly v informatsionnom prostranstve Rossii: transformatsiya kommunikativnykh modeley v usloviyakh globalizatsii: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Foreign Female Glossy Magazines in the Information Space of Russia: Transformation of Communication Models in the Context of Globalization. PhD Thesis]. Moscow.

De Bruin M., Ross K. (eds.). (2004) Gender and Newsroom Cultures. Hampton Press.

Lapshina G. S. (2015) Fenomen zhenshchiny v istorii russkoy zhurnalistiki [The Phenomenon of Women in the History of Russian Journalism]. Vestn. Mosk. Un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika 6: 176-190.

Lapshina G. S. (2015) Gendernyy dialog v otechestvennoy pechati posledney treti XIX v. o tsennostyakh i izderzhkakh emansipatsii (po materialam zhurnalov «Delo» i «Severnyy vestnik») [The Gender Dialogue in the National Press of the Last Third of the Nineteenth Century on the Values and Costs of Emancipation (Based on the Journals «Business» and «Northern Herald»)]. Russkaya literatura i zhurnalistika v dvizhenii vremeni 4: 30-40.

Minaeva O. D. (2015) Publitsistika N. K. Krupskoy i A. M. Kollontay v formirovanii ideologii emansipatsii zhenshchin [Publicism of N.K. Krupskaya and A.M. Kollontai in the Formation of the Ideology of Women's Emancipation]. Medi@l'manakh 4: 73-80.

Minaeva O. D. (2015) Zhanrovoe svoeobrazie sovetskikh zhurnalov dlya zhenshchin v 1920-1930 gg.: kratkiy obzor [Overview of Genre Originality of the Soviet Magazines for Women in 1920-1930s]. Medi@l'manakh 1: 63-66.

Pushkareva N. L. (2008) Zhenskaya i gendernaya istoriya: itogi i perspektivy razvitiya v Rossii [Women's and Gender History: Results and Prospects of Development in Russia]. Gendernoe ravnopravie v Rossii. St. Peterburg.

Robinson G. (2005) Gender, Journalism and Equity: Canadian, US and European Perspective. Hampton Press.

Smirnova O. V. (2012) Gendernye issledovaniya professii zhurnalista [Gender Research of Journalist Profession]. Medi@l'manakh 5.

Smirnova O. (2013) Women's advancement in journalism: psychological characteristics. Psychology in Russia: State of the Art 6: 119—127.

Svitich L. G., Shiryaeva A. A. (2005) Portret rossiyskogo zhurnalista v dinamike [Portrait of a Russian Journalist in Dynamics]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika 2: 94—112.

Svitich L. G. (2013) Zhenskaya pressa v dinamike [Female Press in the Dynamics]. Gender i SMI: Ezhegodnik 2012. Moscow, Faculty of Journalism Publ. Pp. 101-137.

Vartanova E.L., Smirnova O.V, Frolova T.I. (2009) Gendernaya problematika v politicheskikh kampaniyakh: SMI kak indikator grazhdanskoy kul'tury [Gender in Political Campaigns: Media as an Indicator of Civic Culture]. Mediaskop 2.

Zdravomyslova O. Gendernye issledovaniya kak opyt publichnoy sotsiologii v Rossii. [Gender Studies as an Experience of Public Sociology in Russia]. Available at: http://genderpage.ru/content/zdr.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 17.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.