УДК 37
Шатохина Е.А.
учитель начальной школы Школа №84 г.о. Донецк (г. Донецк, Россия)
ВНЕДРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: статья посвящена вопросам внедрения функциональной грамотности в процесс обучения учащихся начальной школы. Изучена литература по данной теме, сделан вывод о том, что функциональная грамотность в начальной школе - это не просто набор учебных дисциплин, а комплексный подход к обучению, который реализуется во многом за счет индивидуализации учебного процесса.
Ключевые слова: социальное образование, функциональная грамотность, учебный процесс, социализация.
После распада Советского Союза и отхода от шаблонного формирования личности на идеях коммунизма и социализма, в системе образования был выявлен ряд проблем. Одна из самых актуальных это то, что учащиеся, получающие отличные оценки в школе, зачастую не совсем успешно реализовывали себя за ее порогом. И наоборот, учащиеся, с уровнем ниже среднего, становились успешными личностями.
Так, в 90-е годы в жизнь нашей страны входит термин "социальное образование". Причиной размытости этого понятия является то, что все образование можно называть социальным, так как любое образование является инструментом социализации личности. Именно в процессе образования человек обучается основным правилам жизнедеятельности в обществе, в коллективе, получает знания о человеке и обществе, их взаимодействии, законах развития и
функционирования социума, в котором живет. В процессе образования происходит формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Другими словами, социальное образование может рассматриваться в широком смысле [3].
Социальное образование «формирует не человека вообще, а человека в конкретном обществе и для конкретной деятельности». Таким образом, социальное образование в широкой интерпретации предполагает обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе. В этом смысле субъектом социального образования является человек, который полученные на предыдущих стадиях образования знания в результате преобразует в социальные компетенции. С.И. Григорьев и Л.Г. Гуслякова социальное образование понимают, как «массовое социальное просвещение, социальное воспитание широких слоев населения, формирование у них умения жить в условиях взаимодействия в социуме».
Понятие «функциональная грамотность» впервые введено ЮНЕСКО (международная организация по вопросам образования, науки и культуры) в 1957 году как совокупность умений читать и писать для решения житейских проблем в повседневной жизнедеятельности [5].
В 1965 году на Всемирном конгрессе просвещения в Тегеране (Иран) впервые было предложено использовать термин: «функциональная грамотность», как понятие, характеризующее качество образовательного процесса школьников и студентов в колледже. С 2000 года под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития осуществляется международная программа PISA (англ. Programme for International Student Assessment), в ходе реализации которой оценивается функциональная грамотность школьников в разных странах мира и умение применять ими знания на практике [1]. Тесты по программе PISA проводятся один раз в 3 года. То, что для анализа выбраны знания 15-летних подростков, разработчики программы объясняют тем, что многие страны именно к этому возрасту завершают
программы обязательного общего образования. Поэтому можно условно считать приблизительно одинаковым объем полученных учениками знаний.
Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) [4]. Вместе с началом работы программы PISA понятие «функциональной грамотности» в начале 2000 годов стало появляться в работах российских ученых, а затем в руководящих документах профильных министерства, ведомств и в ФГОС общего образования. Бунеев Р. Н. в 2003 году характеризовал это понятие так: «Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». [4].
Таким образом для формирования социального образования на передний план выступает функциональная грамотность
Функциональная грамотность в школьном образовании, особенно в начальной школе, является ключевым аспектом подготовки учащихся к жизни в современном мире. Она включает в себя умение применять базовые навыки в разнообразных реальных жизненных ситуациях, а также способность анализировать информацию, решать проблемы и принимать обоснованные решения.
Социальное образование и функциональная грамотность связаны тем, что функциональная грамотность выступает способом социальной ориентации личности, она помогает решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых в быстроменяющемся обществе. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. В этот период формируются навыки общения, умения осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе.
Так что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность школьников - это способность читать, писать, считать и
использовать эти навыки для решения различных задач в повседневной жизни. Это предполагает умение анализировать данные, находить решения для задач и делать обоснованные выводы. Для школьников особенно актуально учиться активно использовать такие навыки в своей повседневной жизни параллельно с усвоением новых знаний.
Почему функциональная грамотность так важна для школьников? Важность функциональной грамотности трудно переоценить. В эпоху информационных технологий и постоянно меняющегося мира способность критически оценивать информацию, адаптироваться к новым условиям и находить нестандартные решения становится ключевым фактором успешной социализации и дальнейшего профессионального самоопределения. Функциональная грамотность здесь выступает фундаментальным элементом образовательного процесса. Современные уроки становятся более практико -ориентированными, а задачи - более связанными с реальной жизнью. Развитие функциональной грамотности начинается с чтения и письма, но очень быстро переходит к более сложным задачам, а именно:
- способность читать, понимать и интерпретировать различные типы текстов, включая литературу, научные статьи, новости и инструкции,
- способность эффективно выражать свои мысли и идеи в письменной
форме,
- использовать и понимать числа и математические концепции в повседневной жизни.
Например, в математике это может означать способность использовать числовые данные для решения реальных проблем, в естественных науках: способность анализировать события и делать выводы об их влиянии на современность, способность проводить эксперименты и интерпретировать их результаты. Особое место занимает цифровая грамотность - умение использовать технологии для поиска, оценки, создания и обмена информацией [8].
Одним из основных моментов функциональной грамотности является критическое мышление. Ученикам предлагается не просто запоминать факты, но и сравнивать разные точки зрения, строить логические цепочки и делать выводы. Это помогает им в повседневной жизни, когда им часто приходится сталкиваться с большим объемом информации и необходимостью принимать важные решения.
Учителя начальной школы, учителя предметники, классные руководители играют ключевую роль в формировании навыков, а также создают обучающую среду, способствующую развитию функциональной грамотности учащихся. Учителя стремятся создать условия, способствующие развитию функциональной грамотности, предоставляя доступ к различным ресурсам и материалам. Это может включать в себя все, от книг и учебных пособий до цифровых инструментов и онлайн-ресурсов. В конце концов, в школе введена система оценивания навыков учащихся, позволяющая им самим в динамике отслеживать свой прогресс, определять сферы для развития, пошагово двигаться к поставленным образовательным целям.
При формировании функциональной грамотности особая роль принадлежит проектной деятельности, олимпиадам и конкурсам, которые помогает ученикам продемонстрировать свои знания и умения. Учащиеся разрабатывают и реализуют проекты, которые развивают их навыки, а также проводят исследования на различные темы, что помогает им развивать навыки поиска и анализа информации. Развить коммуникативные навыки и способности школьников, работать в команде помогает групповая деятельность. Для развития функциональной грамотности огромная роль принадлежит внеклассным мероприятиям - это кружки и клубы по математике, естественным наукам и искусству. Они помогают учащимся развивать свои навыки в определенной области и расширять свой кругозор.
Функциональная грамотность в начальной школе - это не просто набор учебных дисциплин, а комплексный системный подход к обучению и формированию личности, который реализуется во многом за счет
индивидуализации учебного процесса. Такой подход к образованию обеспечивает всестороннее развитие и готовит наших учащихся к успешной адаптации и социализации в современном мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2009. - 448 с;
2. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь: в 86 полутомах с иллюстрациями и дополнительными материалами [Электронный ресурс] https: //vehi.net/brokgauz;
3. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов. - М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. - 75 с;
4. Математическая грамотность в контексте международного исследования PISA: формирование и оценка: учебно-методическое пособие / сост. Лукичева Е.Ю., Жигулев Л.А. - СПб.: СПб АППО, 2021. - 98 с;
5. Опубликован отчёт о качестве школьного образования в России по итогам 2022 года. Skillbox Media. [Электронный ресурс] https://skillbox.ru/media/education/opublikovan-otchyet-o-kachestve-shkolnogo-obrazovaniya-v-rossii-po-itogam-2022-goda;
6. Развитие математической грамотности на основе предметного и межпредметного содержания: методическое пособие для учителя / сост. Расташанская Т.В., Сергеева Т.Ф., Шабанова М.В., Попов М.С. - М.: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2021. - 98 с.
Shatokhina E.A.
School No. 84 of Donetsk (Donetsk, Russia)
INTRODUCTION OF FUNCTIONAL LITERACY INTO PROCESS TEACHING PRIMARY SCHOOL STUDENTS
Abstract: article is devoted to the issues of introducing functional literacy into the learning process of primary school students. The literature on this topic has been studied, and it has been concluded that functional literacy in primary school is not just a set of academic disciplines, but an integrated approach to learning, which is implemented largely due to the individualization of the educational process.
Keywords: social education, functional literacy, educational process, socialization.