Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ФИТНЕС-НАПРАВЛЕНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ'

ВНЕДРЕНИЕ ФИТНЕС-НАПРАВЛЕНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АЭРОБНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Размахова Светлана Юрьевна, Тимофеева Ольга Владимировна, Борисовец Дильбар Рафкатовна

В статье рассмотрено внедрение фитнес-направлений на занятиях физической культурой студенток-первокурсниц, реализуемых в рамках дисциплины «Физическая культура» в Российском университете дружбы народов. В проведенном исследовании даны сравнительные результаты по физической подготовленности, соматометрии и анкетированию. Показана возможность применения фитнес-программ не только как обоснованного средства, но и как мотивационного компонента повышения интереса к занятиям и улучшения эмоционального фона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Размахова Светлана Юрьевна, Тимофеева Ольга Владимировна, Борисовец Дильбар Рафкатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF FITNESS DIRECTIONS IN THE ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT THE UNIVERSITY

The article considers the introduction of fitness directions in the physical education classes of freshman students, implemented within the framework of the discipline "Physical Culture" at the Russian University of Friendship of Peoples. The study provided comparative results on physical fitness, somatometry and questionnaires. The possibility of applying fitness programs is shown not only as a reasonable means, but also as a motivational component to increase interest in activities and improve the emotional background.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ФИТНЕС-НАПРАВЛЕНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ»

Естественнонаучные основы физического воспитания и спортивной тренировки

Natural-Scientific Foundations of Physical Education and Sports Training

УДК 796.012

DOI 10.25688/2076-9091.2022.45.1.4

Светлана Юрьевна Размахова1, Ольга Владимировна Тимофеева2, Дильбар Рафкатовна Борисовец3,

3 Московский городской педагогический университет 2 Российский университет дружбы народов г. Москва, Россия

1 razmakhova@mgpu.ru

2 timofeeva_ov@pfur.ru

3 borisovecdr@mgpu.ru

Внедрение фитнес-направлений при организации занятий по физической культуре в вузе

Аннотация. В статье рассмотрено внедрение фитнес-направлений на занятиях физической культурой студенток-первокурсниц, реализуемых в рамках дисциплины «Физическая культура» в Российском университете дружбы народов. В проведенном исследовании даны сравнительные результаты по физической подготовленности, соматометрии и анкетированию. Показана возможность применения фитнес-программ не только как обоснованного средства, но и как мотивационного компонента повышения интереса к занятиям и улучшения эмоционального фона.

Ключевые слова: фитнес-программы, физическая культура, аэробные направления, методы физической подготовленности, соматометрический метод

© Размахова С. Ю., Тимофеева О. В., Борисовец Д. Р., 2022

S. Yu. Razmakhova1, O. V. Timofeeva2, D. R. Borisovets3

3 Moscow City University 2 Peoples' Friendship University of Russia Moscow, Russia

1 razmakhova@mgpu.ru

2 timofeeva_ov@pfur.ru

3 borisovecdr@mgpu.ru

Introduction of fitness directions

in the organization of physical education classes

at the university

Abstact. The article considers the introduction of fitness directions in the physical education classes of freshman students, implemented within the framework of the discipline "Physical Culture" at the Russian University of Friendship of Peoples. The study provided comparative results on physical fitness, somatometry and questionnaires. The possibility of applying fitness programs is shown not only as a reasonable means, but also as a motivational component to increase interest in activities and improve the emotional background.

Keywords: fitness-programs, physical culture, aerobic directions, methods of physical fitness, somatometric method

Введение

Значение физической культуры и активности для сохранения, укрепления здоровья и работоспособности очень велико, что не вызывает сомнений. На протяжении всей истории развития человечества положительное влияние движений на организм подчеркивалось не только врачами, но и философами, физиологами, педагогами. Великий философ и мыслитель Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» [5]. Необходимость двигательной активности бесспорна, однако вопрос о формах и средствах, с помощью которых возможно компенсировать гиподинамию, укрепить здоровье и улучшить физические показатели, остается дискуссионным, так как универсальных упражнений и систем физической нагрузки не существует. Для оздоровления и укрепления здоровья использовались разнообразные методы и способы физической активности. Это объяснялось условиями жизни, знаниями, которыми люди располагали на данном участке времени. В современных условиях научной и технической информации учебная деятельность студентов приводит к значительным психофизическим перегрузкам, большим умственным напряжениям, что сопровождается ухудшением усвоения учебного материала, нарушением оптимального состояния физической работоспособности [1].

Современному человеку необходимы такие виды физической активности, которые смогут его заинтересовать, уменьшат накопившийся стресс, усталость, принесут пользу физическому и психическому здоровью. Одним из таких видов фитнес-программ для повышения интереса студенток к занятиям физической культурой был предложен наиболее привлекательный и популярный в среде студенческой молодежи для женского контингента вариант различных видов аэробики [2, 3, 4].

Цель работы: определить влияние фитнес-направлений в совершенствовании учебно-воспитательного процесса на занятиях физической культурой у студенток первых курсов.

Задачи исследования:

1. Разработать и проверить эффективность фитнес-направлений на сома-тометрические показатели и развитие физических качеств у студенческой молодежи на занятиях физической культурой.

2. Доказать положительное влияние фитнес-программ по физической культуре на психическое состояние и эмоциональную сферу студенток.

Методика и организация исследования

В соответствии с задачами исследования было организовано проведение исследовательской работы на занятиях физической культуры специализации ОФП с элементами аэробики. Исследование проводилось в 2 этапа: 1-й этап — сентябрь (начало учебного года), 2-й этап — май (конец учебного года). Годовой учебный цикл носит прерывистый характер (4 месяца — учебные занятия, 1,5 месяца — перерыв, 4 месяца — учебные занятия). Для определения в группы специализаций фитнес-программ использовали личное желание студенток и медицинское заключение — принадлежность к основной группе здоровья.

Для проведения анализа учебных занятий по физической культуре были сформированы две группы, специализирующиеся на фитнес-программах, построенных на сочетании различных по стилю направлений физической активности. У занимающихся первой группы в занятие были включены упражнения из аэробики, степ-аэробики, элементов силовой направленности со свободными отягощениями и стретчинг (34 чел.). Вторая группа студенток проходила обучение по методике сочетания: йога-аэробика, калланетика (упражнения на статические сокращения и растягивание с дыхательными упражнениями) (36 чел.). Занятия по фитнес-направлениям проходили с октября по апрель. В сентябре и мае — согласно программе вуза — проводились занятия по легкой атлетике.

Для выполнения поставленных задач были использованы соматометри-ческие методы, методы оценки физической подготовленности (тестирования проводились в сентябре и мае). Метод анкетирования для изучения изменений, происходящих в психоэмоциональной сфере, на занятиях по фитнес-направ-лениям применялся с октября по апрель.

Соматометрические методы: уровень физического развития оценивали по тотальным размерам тела. Тесты по физической подготовленности: приседы за 1 мин.; сила мышц брюшного пресса за 1 мин. — поднимание и опускание ног «в угол» в висе на гимнастической стенке; гибкость — наклон вперед из положения стоя.

Кроме вышеперечисленных методов всем девушкам, тренирующимся по системе «фитнес», было предложено записывать в дневниках наблюдения свои ощущения, эмоции, чувства, которые они испытывают при посещении тренировок. Статистическая обработка данных была выполнена с использованием пакета прикладных статистических программ. Различия считались статистически значимыми прир < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве общепринятых признаков физического развития нами были рассмотрены соматометрические показатели в исследуемых группах: масса тела (кг) и длина (см), обхваты окружностей тела (см), несущих существенную информацию об уровне физического развития, составе тела и двигательной активности студенток. Так, на начало обследования средние показатели групп достоверных отличий не имели и составили: масса тела (кг) — 59,9 ± 2,40; длина тела (см) — 164,9 ± 1,40; окружность грудной клетки (см) — 89,9 ± 1,56; обхваты (см): плеча — 26,05 ± 0,68; талии (см) — 66,37 ± 1,75; ягодиц (см) — 97,65 ± 1, 43; бедра (см) — 55,82 ± 1,21; голени (см) — 34,5 ± 0,61.

Анализируя полученные результаты в течение исследуемого периода, выявили, что в первой группе (программа: аэробика, степ-аэробика, силовой тренинг, стретчинг) масса тела (кг) снизилась на 3,6 %; во второй группе (программа на основе йоги-аэробики в сочетании с калланетикой) — на 4,8 %; длина тела (см) и объем грудной клетки (см) в обеих группах остались неизменными. Кроме того, произошло уменьшение объемных размеров изучаемых показателей, что может указывать на снижение жировой прослойки в этих областях.

Анализ соматометрического метода исследования в первой группе показал уменьшение обхватов: плечо — 4,4 %; талия — 2,5 %; бедро — 1 %; голень — 1,6 %. При этом достоверно выявили снижение обхвата ягодиц — 3 % (табл. 1).

Таблица 1

Показатели обхватов тела (см) студенток, занимающихся в первой группе в течение периода исследования (М ± т)

Показатели / месяцы Сентябрь Май t

Обхват плеча 25,9 ± 0,65 24,7 ± 0,45 1,40

Обхват талии 67,1 ± 1,60 65,4 ± 1,46 0,70

Обхват ягодиц 97,2 ± 1,44 94,3 ± 1,19 * 1,50

Обхват бедра 54,9 ± 1,21 54,4 ± 1,02 0,35

Обхват голени 34,7 ± 0,63 34,1 ± 0,60 0,60

Примечание: * — достоверность отличий (Р < 0,05) между периодами исследования.

По всей вероятности, незначительные изменения в параметрах первой группы связаны с увеличением мышечных показателей туловища и нижних конечностей и снижением подкожного жира, так как занятия проводились по аэробике, степ-аэробике, силовому тренингу и стретчингу.

Во второй группе (йога-аэробика в сочетании с калланетикой) показатели обхватов тела (см) изменились в сторону уменьшения: плечо — 5,5 %; талия — 3,4 %; ягодицы — 3 %; бедро — 3,4 %; голень — 1,5 % (табл. 2).

Таблица 2

Показатели обхватов тела (см) студенток, занимающихся во второй группе в течение периода исследования (М ± т)

Показатели/месяцы Сентябрь Май г

Обхват плеча 26,2 ± 0,17 24,7 ± 0,56 1,60

Обхват талии 66,9 ± 1,89 64,6 ± 1,70 0,90

Обхват ягодиц 96,9 ± 1,43 94,0 ± 1,16 * 1,60

Обхват бедра 56,7 ± 1,21 54,7 ± 1,26 1,10

Обхват голени 34,3 ± 0,57 33,8 ± 1,49 0,60

Примечание: * — достоверность отличий (Р < 0,05) между периодами исследования.

В сравнении с первой группой, во второй группе динамика положительных сдвигов показателей и параметров более выражена. Мы это связываем с тем, что сочетание йоги-аэробики и калланетики явилось наиболее результативным, хотя и незначительно.

Определение физической подготовленности и развитие основных показателей физических качеств у студенток, тренирующихся по различным фитнес-направлениям — одна из главных задач исследования. Показатели силовой выносливости — классического упражнения для мышц брюшного пресса — имеют прирост в обеих группах. В первой группе улучшение показателей составило 18,6 % (Р < 0,05), во второй — 19,9 % (Р < 0,05). Это является хорошим результатом в обеих группах. Однако во второй группе на больший прирост, по всей вероятности, повлияли тренировки в статическом напряжении. Анализ результатов упражнений для укрепления мышц туловища и бедер — приседы за 1 минуту, показал: в первой группе темп прироста от начального уровня составил 12,4 %, во второй — 11,6 % (см. табл. 3). Анализ результатов развития гибкости выявил прирост в первой группе на 20,8 %, во второй — на 23 %.

Таким образом, комплексный анализ результатов выявил, что силовая выносливость мышц брюшного пресса несколько выше во второй группе, что связано с использованием фитнес-программы «йога + калланетика». В данном направлении прорабатываются глубокие мышцы брюшного пресса, так как 60 % упражнений направленны на мышцы живота. В упражнениях на мышцы нижних конечностей в первой группе, основанной на сочетании аэробных направлений, степ-аэробики и силового тренинга показатели

Таблица 3

Показатели физической подготовленности студенток в период исследования (М ± т)

Период Первая группа Вторая группа

Тесты Сентябрь Май Сентябрь Май

Поднимание -опускание ног (раз) 11,16 ± 1,21 13,71 ± 1,24* 11,01 ± 1,56 13,89 ± 1,13*

t 1,20 1,35

Приседы (раз) 38,2 ± 1,49 43,0 ± 1,34* 35,2 ± 1,22 39,1 ± 1,18*

t 2,40 2,30

Гибкость (см) 12,35 ± 1,44 14,92 ± 0,78* 12,06 ± 1,36 14,84 ± 0,46*

t 1,30 1,39

Примечание: * — достоверность отличий (Р < 0,05) между периодами исследования.

улучшились в большей степени, что объясняется наличием 50 % упражнений, направленных на работу ног. Показатели гибкости выше во второй группе (23 % прироста по сравнению с 20,8 % в первой группе), что объясняется использованием фитнес-программы с базовыми упражнениями из системы «йога и стретчинг», а также хореографическими сериями движений из системы «калланетика», что, безусловно, способствует развитию данного физического качества.

Нами проводилось анкетирование, в ходе которого студенткам было предложено ответить на вопросы, и ниже приведен анализ полученных ответов.

1. С какой целью вы выбрали специализацию по фитнес-направлениям?

Октябрь: 52,85 % (37 чел.) — улучшить внешние параметры тела; 30 %

(21 чел.) — оздоровительный эффект; 17,15 % (12 чел.) — повышение самооценки, снятие стресса, других отрицательных проявлений в психических процессах.

Апрель: 51,42 % (36 чел.) — улучшить внешние параметры тела; 30 % (21 чел.) — оздоровительный эффект; 18,58 % (13 чел.) — повышение самооценки, снятие стресса и других отрицательных проявлений в психических процессах.

2. Что вы ожидаете от посещения занятий?

Октябрь: 52,85 % (37 чел.) — изменений во внешности; 27,14 % (19 чел.) — улучшение психического состояния; 20 % (14 чел.) — другого эффекта.

Апрель: 60 % (42 чел.) — изменений во внешности; 30 % (21 чел.) — улучшение психического состояния; 10 % (7 чел.) — другого эффекта.

3. С чем у вас ассоциируются посещения занятий?

Октябрь: 90 % (63 чел.) — что-либо светлое, радостное; 8,57 % (6 чел.) — обязанность, зачет; 1,43 % (1 чел.) — не знаю.

Апрель: 97,14 % — что-либо светлое, радостное; 1,43 % — обязанность, зачет, 1,43 % — ассоциаций нет.

4. Каким образом посещение занятий изменило ваше отношение к физической культуре и активному образу жизни?

Апрель: 98,57 % (69 чел.) — позитивное отношение; 0 % — негативное отношение; 1,43 % (1 чел.) — затрудняюсь ответить.

5. Какие качества характера, по вашему мнению, развивает физическая нагрузка?

Октябрь: 80 % (56 чел.) — сила воли; 8,57 % (6 чел.) —дисциплинированность; 4,28 % (3 чел.) — целеустремленность; 7,14 % (5 чел.) — другие качества.

Апрель: 82,85 % (58 чел.) — сила воли; 10 % (7 чел.) —дисциплинированность; 5,72 % (4 чел.) — целеустремленность; 1,43 % (1 чел.) — другие качества.

6. Помогают ли вам занятия избавиться от негативных эмоциональных проявлений?

Октябрь: да — 80 % (56 чел.).

Апрель: да — 98,57 % (69 чел.).

7. Предполагаете ли вы продолжать дальше занятия по данной системе в следующий учебный год?

Да — 98,57 % (69 чел.), нет — 0 %, пока не решила — 1,43 % (1 чел.).

Таким образом, внедрение фитнес-направлений в учебный процесс способствует повышению интереса к занятиям, снижает показатели пропусков занятий без уважительной причины, повышает эмоциональный фон во время занятий, целеустремленность, дисциплинированность и развитие волевых качеств.

Также, судя по полученным результатам, фитнес-программы способствуют росту чувства уверенности, душевного комфорта, снижению раздражительности, выработке позитивного отношения к физической культуре и активному образу жизни.

Список источников

1. Андреенко Т. А., Ткачева Е. Г., Широбакина Е. А. Организация занятий по оздоровительной фитнес-аэробике со студентами вуза // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 2. С. 79.

2. Зотин В. В., Мельничук А. А., Щукина В. В. Применение фитнес-технологий в вузах // Аллея науки. Томск, 2017. С. 90-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кружков Д. А., Медведева А. С. Использование фитнес-йоги в учебном процессе по физическому воспитанию студентов вузов // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Краснодар, 2017. С. 43.

4. Размахова С. Ю., Митрохина В. В. Танцевальная аэробика как средство повышения адаптивных возможностей иностранных студенток // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2014. № 2. С. 36-40.

5. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. Москва: Физкультура и спорт, 1991. 223, с.: ил.

References

1. Andreenko T. A., Tkacheva E. G., Shirobakina E. A. Organization of classes in oz health fitness aerobics with university students // Fiz. culture: education, education, training. 2016. № 2. P. 79.

2. Zotin V. V. Melnichuk A. A., Schukin V. V. Application of fitness technologies in universities // Alley of Science. Tomsk, 2017. P. 90-93.

3. Kruzhkov D. A., Medvedev A. S. The use of fitness yoga in the educational process for the physical education of university students // Materials of the scientific and methodological con-fertility of the faculty of the Kuban State University of Phi of Physical Culture, Sports and Tourism. Krasnodar, 2017. P. 43.

4. Razmakhova S. Yu., Mitrokhina V. V. Dance aerobics as a means of increasing the adaptive capabilities of foreign students // Bulletin of the Russian University of Peoples' Friendship. Series "Psychology and Pedagogy." 2014. № 2. P. 36-40.

5. Physiological foundations of motor activity / N. A. Fomin, Yu. N. Vavilov. Moscow: Physical education and sports, 1991. 223, p.: il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.