Научная статья на тему 'Внедрение ЕГАИС как один из методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции'

Внедрение ЕГАИС как один из методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ / РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА / ЗАКОНОПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшизова Анжела Руслановна, Бубликова Юлия Владимировна

В статье рассматривается рынок алкогольной продукции, факторы обуславливающие обязательность вмешательства государства в отрасль. Особое внимание уделено единой государственной автоматизированной информационной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение ЕГАИС как один из методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции»

жизни и не решают многих спорных вопросов, в отношении владения, распоряжения и пользования землей.

Список литературы

1. Кириченко Ю. Н. Право: учеб. пособие / Ю.Н. Кириченко, Ю.С. Кухарев; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2015. С. 102.

2. Кириченко Ю.Н. Характеристика некоторых видов преступлений в сфере оборота с земельными участками // Современное уголовно-процессуальное право России -уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования сборник материалов. Материалы Всероссийской конференции 15-16 октября 2015 года: Сб. науч. трудов. ОрЮИ МВД РФ. - Орел, 2015. С. 218-223

3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Российская газета, № 165, 1.08.2007.

4. Кириченко Ю. Н.Переход права в результате сделок с земельными участками //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2015. № 2 (15). С. 47-52.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.11.2015)

ВНЕДРЕНИЕ ЕГАИС КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Пшизова Анжела Руслановна, к.э.н.,доцент Бубликова Юлия Владимировна, студент Адыгейский государственный университет

В статье рассматривается рынок алкогольной продукции, факторы обуславливающие обязательность вмешательства государства в отрасль. Особое внимание уделено единой государственной автоматизированной информационной системе.

Ключевые слова: отрасль, рынок алкогольной продукции, единая государственная автоматизированная информационная система, объем производства, законопроект.

Рынок алкогольной продукции - один из динамично развивающихся сфер экономики, который вследствие своих объемов производства и потребления продукции вызывает интерес как отечественных, так и иностранных производителей, и инвесторов. Однако проблемы функционирования алкогольного рынка и государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции определяют важность создания новых путей для совершенствования стратегии развития ликероводочной промышленности и рынка алкогольной продукции, которая должна предусматривать использование методологического и

методического инструментария в целях развития алкогольной промышленности.

Существует ряд факторов, обусловливающих обязательность вмешательства государства в процесс формирования предложения и цен на алкогольную продукцию и в процесс распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации. Для Российской Федерации задача государственного регулирования рынка алкогольной продукции имеет особое значение. Первая причину, которую необходимо отметить, -это социальная проблема алкоголизации населения (потребляется 15-17 литров чистого спирта на человека в год, в то время как в иностранных государствах этот показатель не превышает 3-4 литра в год), высокий показатель смертности от алкоголизма (более 30 тысяч человек в год) [2].

Среди экономических причин главной является это недопоступление акцизов в бюджет государства, что является следствием высокого уровня производства и оборота нелегальной алкогольной продукции (по оценкам различных аналитиков этот показатель составляет 40-50%). Государство также должно вмешиваться в механизмы функционирования алкогольного рынка в связи с такой проблемой как высокий уровень простаивающих, неиспользуемых мощностей - это результат отсутствия целостной, ориентированной на рост объемов производства государственной стратегии развития данного сегмента экономики. Усугубляет эту проблему несовершенство и нестабильность нормативно-правовой базы государственного регулирования рынка алкогольной продукции. Таким образом, не вызывает сомнений необходимость государственного регулирования данного сегмента: вопрос стоит в степени вмешательства в рыночные процессы.

2 октября 2014 года вступил в силу Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21 мая 2014 г. № 151 "О внесении изменений в Технические условия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденные Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20 февраля 2012 г. № 31"

ЕГАИС - это единая государственная автоматизированная информационная система. Проще говоря, программа для государственного контроля над производством и продажей спиртных напитков.

ЕГАИС — это система, призванная бороться с контрафактным алкоголем. Её разработали и впервые внедрили 10 лет назад — в 2005 году, но до сих пор участникам рынка от неё крайне низкая эффективность. Первые несколько лет ЕГАИС работала настолько криво и стоила так дорого, что предприятия (сначала только производители, а потом и оптовики) несли постоянные убытки, которые перекладывали на покупателей. В результате к 2009 году власть признала, что после внедрения ЕГАИС контрафактного алкоголя на рынке стало только больше. [1]

В 2009 году система перешла в ведение Росалкогольрегулирования. Ведомство решило внедрить ЕГАИС в том числе для розничных предприятий, чтобы целиком контролировать цепочку от производителя до потребителя.

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении правительственный законопроект о внедрении системы ЕГАИС для пива — эта инициатива ждала своего часа с 2011 года. Законопроект предполагает поправки в закон «О регулировании производства и оборота этилового спирта», по которым пиво, медовуху, сидр и пуаре надо будет учитывать на этапе производства, логистики, хранения и продажи. Объемы произведенного, поставленного в розницу и реализованного алкоголя должны будут учитываться в реальном времени, и все эти данные будут поступать в Росалкогольрегулирование.

В первую очередь внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) касается производителей, выпускающих более 300 тыс. декалитров продукции за год, то есть всех крупных пивоваренных компаний. Согласно законопроекту, в рознице неучтенными могут оставаться продажи пива, сидра, медовухи и пуаре в сельских поселениях численностью менее 3 тыс. человек, где отсутствует доступ к интернету. Также эти напитки можно будет не учитывать в ЕГАИС при оказании услуг общественного питания, то есть бары, кафе и рестораны не включены в цепочку прослеживаемости. Система создана для борьбы с контрафактом и ужесточения налогового контроля: ЕГАИС для производителей крепких алкогольных напитков действует с января 2006 года, а для импортеров — с июля того же года.

По основному замыслу законодателей, большая часть ограничительных мер, которым пивная отрасль подвергается в последние годы, направлены на борьбу с контрафактом в рознице. Учет объема производства и оборота алкогольной продукции также введен для достижения этой цели. Помимо внедрения ЕГАИС в отношении пивоваренной отрасли правительство РФ и ранее предпринимало ряд ограничительных мер, среди которых запрет

на рекламу, регламентация времени и места продажи слабоалкогольного напитка, запрет на продажу пива в нестационарных объектах, многократного повышение акциза с 2009 года.

Острая дискуссия в отрасли продолжается и вокруг меры по сокращению объема бутылки ПЭТ до 0,5 литра. В этом случае декларируемая чиновниками цель — снижение потребления алкоголя среди населения. Но на практике прослеживается она весьма неочевидно.

В итоге на нынешний день законодательная тряска в пивной отрасли привела к падению рынка на 30%, именно такие данные приводит СРП. В первом квартале 2015 года СРП зафиксировал падение производства пива на 5,2% к показателю аналогичного периода 2014 года — до 157,4 млн дал. Сумма уплаченного акциза за январь-февраль 2015 года составила 16,6 млрд рублей, что на 5,7% меньше, чем годом ранее. В СФО в 2014 году рынок пива также продемонстрировал падение — произведено 133 млн дал пива, что на 14% меньше, чем в 2013 году.[3]

Внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в рознице с июля 2016 г. может привести к коллапсу на рынке. Механизм учета розничных продаж алкоголя не проработан в достаточной мере.

Всего в России, по подсчетам Союза пивоваров, около 850 пивзаводов, из них 150-200 подпадают под действие законопроекта. Некоторые пивоваренные предприятия заранее начали готовиться к введению ЕГАИС. Например, в тестовом режиме система работает на пивоваренном заводе «Бочкари». На предприятии подсчитали, что стоимость оборудования и подключения к ЕГАИС обошлось в 600 тыс. руб-лей, обучение специалиста для работы в системе — 40 тыс. руб-лей, а ежегодное обслуживание оборудования — 300 тыс. руб-лей. В результате, чтобы установить систему и начать в ней работать, потребуется порядка одного миллиона руб-лей, при ежегодных тратах в 300-400 тыс. руб-лей. И это расчет только для одного регио-нального предприятия. Крупные же федеральные игроки потратят в разы больше. Как ранее заявлял представитель компании БГеБ Павел Филиппов, по его подсчетам, компания потратит на ЕГАИС более 1 млн долларов.

При внедрении ЕГАИС возникают и технические сложности. На многих предприятиях установлены объемные и штучные счетчики (элементы АСиУ), но как показала практика, из-за того, что пиво — напиток пенный, колебания жидкости в трубопроводе блокируют передачу отчета об объемах продукции в системе. Штучные счетчики также периодически выходят из строя, и их приходится менять, при этом стоимость каждого составляет около 75 тыс. рублей, а учитывая работу по их установке, сумма непредвиденных затрат может доходить до 200 тысяч рублей за единицу.

Еще одной причиной, выступающей против внедрения ЕГАИСП именно в пивоваренной, отросли является то, что многие компании, занимающиеся

производством пива, в качестве одного из конкурентных преимуществ выбирают диверсификацию производства. То есть производят кроме пива, являющегося основным продуктом, так же минеральную воду, безалкогольные газированные напитки и квас. Внедрение ЕГАИСП лишит предприятия такой возможности. Так как переналадка оборудования становится не возможной, а значит компаниям для расширения своего ассортимента придется покупать новое дорогостоящее оборудование.

Кроме того, на практике ЕГАИС часто выходит из строя, многие представители пивоваренной отрасли высказали опасения по поводу того, как система себя поведет, когда к ней подключатся сотни заводов одновременно, тем более что назначенная дата обязательного подключения приходится на пик сезона — 1 июля, и если будут происходить простои, это приведет к большим убыткам.

Первые отзывы о работе в новых условиях должны появиться уже до конца 2015 года. В худшем сценарии введение ЕГАИС приведёт к коллапсу отрасли сверху донизу, от производителей до розничных торговцев, что приведет к сокращению рабочих мест, а значит и росту безработицы. Что в условиях непростой экономической ситуации в стране является нежелательным.

В менее пессимистичном — к выдавливанию с рынка мелких игроков как среди производителей, так и среди ритейлеров, а, следовательно, и к переделу рынка алкогольной продукции в целом.

Список литературы

1. Ключ под названием «заинтересованность» // Северная Осетия, 17 июля 2012 года, № 124.

2. ЕГАИС отступает // Российская газета. — 29 мая 2010. — № 605.

3. Российский статистический ежегодник, 2015 г.// www.gks.ru

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ: РЕАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Самылина Валентина Григорьевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Вологодский государственный университет, г.Вологда

Выполнены объективная оценка и анализ состояния особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Европейского Севера России, даны практические предложения по совершенствованию развития системы ООПТ в регионах Европейского Севера и в целом в России.

Ключевые слова: Европейский Север России, особо охраняемые природные территории, система ООПТ, устойчивое развитие, заповедники, национальные паки, заказники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.