Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - ТРЕБОВАНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ'

ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - ТРЕБОВАНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА MOODLLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяткина И.В.

В статье излагаются вопросы использования дистанционного обучения в высшей школе. Выделены преимущества и недостатки дистанционной формы обучения. Отмечается активная роль преподавателя, т.к. именно он определяет уровень знаний студента и принимает решение о корректировке программы обучения с тем, чтобы добиться наилучшего усвоения пройденного материала. В работе уделено внимание использованию системы Moodle в учебном процессе, описаны пути ее применения. Отмечают, что внедрение этой системы для изучения дисциплин не связано с отказом от традиционных форм обучения, а является дополнительной к уже существующим формам обучения. Кроме этого выделяют и другие виды дистанционного обучения: чат-занятия, веб-занятия, телеконференции, а также рассылка учебных материалов почтой в регионы. В настоящее время дистанционное обучение развивается, совершенствуется, благодаря чему открываются новые возможности получения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - ТРЕБОВАНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ»

вновь активизируя его в сознании слушателей. В результате семантико-синтаксическая структура устного научного текста оказывается весьма своеобразной.

Синтаксис научной стиля характеризуется обилием безличных и неопредленно-личных конструкций с главным членом предикатов. Логическую последовательность изложения, которая выражается с помощью таких слов и выражений, как «сначала»,

«затем», «поэтому», при этом. Таким образом, особое внимание студентов стоит обратить на написание и использование сложных союзов, необходимо также помнить об общепринятых сокращениях, характерных для научного стиля, научить студентов правильно их расшифровать и применить в своих научных трудах, выполняемых в учебном процессе вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вьюгина, С.В. Организация научной деятельности студентов как средство повышения качества образования в педагогической системе вуза /С.В.Вьюгина, Ф.Ф.Вафина // Сборник докладов и научных статей международной сетевой конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли», 5-6 декабря 2017 г. - Казань, 2017, т.2 - С.98-101.

2. Вьюгина, С.В. Особенности организации научно-исследовательской работы студентов. /С.В.Вьюгина. // Материалы 12-й Международной научно-практической конференции «Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития» -Казань, 17 мая 2018 г. - С.109-113.

3. Вьюгина, С.В. Особенности оформления научных исследований студентами технологического вуза. /С.В.Вьюгина, И.В.Вяткина. // Материалы Международного симпозиума «Надежность и качество», Пенза, 2018 г. -Т.1 С.271-27 4

4. Деньгуб, В.М. Единицы величин. Словарь-справочник. /В.М. Деньгуб, В.Г. Смирнов/ - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 240 с.

УДК 378.14 Вяткина И.В.

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - ТРЕБОВАНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ

В статье излагаются вопросы использования дистанционного обучения в высшей школе. Выделены преимущества и недостатки дистанционной формы обучения. Отмечается активная роль преподавателя, т.к. именно он определяет уровень знаний студента и принимает решение о корректировке программы обучения с тем, чтобы добиться наилучшего усвоения пройденного материала. В работе уделено внимание использованию системы Moodle в учебном процессе, описаны пути ее применения. Отмечают, что внедрение этой системы для изучения дисциплин не связано с отказом от традиционных форм обучения, а является дополнительной к уже существующим формам обучения. Кроме этого выделяют и другие виды, дистанционного обучения: чат-занятия, веб-занятия, телеконференции, а также рассылка учебных материалов почтой в регионы. В настоящее время дистанционное обучение развивается, совершенствуется, благодаря чему открываются новые возможности получения знаний.

Ключевые слова:

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СИСТЕМА MOODLLE

Использование информационно - коммуникационных технологий в учреждениях высшего образования - важный фактор обеспечения качества и открытости высшего профессионального образования в Российской Федерации. Создание и использование информационного пространства предполагает широкое внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании [1]. Одним из приоритетных направлений программы модернизации общеобразовательной и высшей школы признано дистанционное обучение. В современных условиях существует потребность получение высшего образования дистанционно, что вызвано необходимостью учиться без отрыва от производства, получения образования людьми с ограниченными возможностями и теми, что находятся за границей или в местах лишения воли. Такую возможность предоставляет дистанционное обучение, которое осуществляется благодаря информационно-образовательным технологиям и системам коммуникации.

Дистанционная форма обучения имеет ряд неоспоримых преимуществ. В настоящее время важно, что студент может обучаться в удобное для него время, в привычном окружение и в относительно автономном темпе. Стоит учесть также и низкую стоимость такого обучения, поскольку отпадает потребность в аренде помещений, оплате значительного количества ППС и т.д. [2].

Однако, система дистанционного обучения имеет и недостатки. Во-первых, для успешной коррекции обучения и адекватного оценивания важно иметь непосредственный контакт с соискателем. Кроме того, невозможно точно проверить, именно человек работает, выполняет задания или это делает кто-то другой. Считаем, что окончательный контроль качества знаний все же проводится на очной сессии. Кроме того, не во всех населенных пунктах есть возможность доступа к сети Интернет. И самое главное, при дистанционном обучении теряется непосредственный контакт между преподавателем и студентом. При длительном дистанционном обучении студент перестает правильно формулировать свои

мысли, высказываться и проводить дискуссионное обсуждение. Вместе с тем, такая форма обучение требует сознательного и мотивированного подхода к получению образования. Возможность учиться в удобное время может превратиться не на систематическое обучение, а на постоянную прокрастина-цию этого вида деятельности. Именно поэтому дистанционная форма требует особой самоорганизованности и умения рассчитать свое время.

Отмечаем, что в условиях дистанционного обучения активная роль преподавателя не уменьшается, поскольку он должен определить уровень знаний соискателя и принять решение о корректировке программы обучения с тем, чтобы добиться наилучшего усвоения пройденного материала. При необходимости студент может получить консультативную помощь преподавателя, общаясь с ним в онлайн режиме, непосредственно используя интернет как средство связи.

Для успешного проведения дистанционного обучения успешно используется система Moodle. В течение последних пяти-семи лет лучшей и наиболее популярной во всём мире электронной средой в сфере образования считается среда Moodle, название которой можно дословно перевести как «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда». Она стала очень популярной среди преподавателей во всем мире как средство для создания динамических веб-сайтов для студентов независимо от уровня получаемого образования. Для обеспечения работы она должна быть установлена на веб- сервере либо на собственном компьютере преподавателя. Стоит отметить, что основной целью проекта по созданию Moodle является предоставление преподавателям одним из лучших средств для управления процессом обучения и его популяризации. Есть несколько путей использования Moodle:

1) масштабирование вплоть до нескольких сотен тысяч обучаемых, а может использоваться даже для начальной школы или самостоятельного обучения;

2) большое количество организаций используют Moodle в качестве платформы для создания полностью онлайновых курсов (известное как смешанное обучение);

3) многим пользователям нравятся модули элементов курса (форумы, базы данных и словари) из-за возможности создания удобной среды для обмена информацией по изучаемым темам;

4) преподаватели высших учебных заведений предпочитают использовать Moodle как способ предоставления информации для студентов (например, стандарт пакетов SCORM) и оценки обучения с использованием заданий или тестов;

5) по своей природе виртуальная среда Moodle является интерактивной, благодаря чему может существенно увеличивать степень усвоения учебного

материала обучаемыми, так как делает образовательный процесс более интересным и динамичным [2].

С этих позиций философия среды Moodle связывает образование будущего с так называемым «смешанным обучением» (blended learning) или «электронным образованием полного цикла» (рис. 1).

Таким образом, концепция Moodle считает, что основная идея среды не связана с отказом от традиционных форм обучения. Напротив, возможности электронной среды используются дополнительно к уже существующим формам обучения, создавая два формата обучения: смешанное или дистанционное. В данном случае речь не идёт об обычном образовании, осуществляемом полностью либо частично в дистанционной форме.

Рисунок 1 - Концепция Moodle основана на идее «смешанного обучения»

Подразумевается, прежде всего, подход, при котором все последние учебно- методические разработки и образовательные новации по группе дисциплин преподаватель переводит в особый формат «электронного образования», позволяющего решить две важнейшие задачи: - сделать образование качественным, конкурентоспособным, мак симально эффективным и полным; - сделать образование максимально доступным для самой широкой аудитории, в том числе и для потребителей из других стран. Однако высокий дидактический потенциал электронных технологий может быть реализован только при использовании ресурсов, имеющих четкое психолого-педагогическое обоснование. Считаем, что систему Moodle можно рассматривать как специально организованную учебную деятельность, способствующую развитию компетенций обучающихся, прежде всего, развитие аналитических, проектировочных, коммуникативных способностей (готовность к поиску, созданию и применению новшеств в образовательном процессе, способность осуществлять взаимодействие в интерактивном режиме, применять индивидуализированные, деятельностные и личностно ориентированные технологии и методики обучения и др.).

Опыт использования дистанционной формы обучения выявил еще один недостаток, а именно -большая нагрузка на зрение в связи с необходимостью длительное время находиться за компьютером. Поэтому, применяя дистанционную форму обучения нужно разнообразить ее виды. Наиболее распространенными являются следующие виды дистанционных технологий:

- чат-занятия проводятся синхронно, когда все участники имеют одновременный доступ к чату;

- веб-занятия или дистанционные лекции, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, что проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей интернета;

- проводимые телеконференции на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы. Однако не все знания можно получить дистанционно. Так, например, научиться самостоятельно некоторым видам творческой деятельности, при отсутствии прямого контакта студента и преподавателя, практически невозможно. Одна из главных проблем внедрения инновационных форм обучение является выбор оптимального соотношения лучших традиций имеющейся образовательной системы, современных педагогических инноваций и инструментария информационно-коммуникационных технологий. Как показывает практика и некоторые исследования, тенденция обучения четко развивается в направлении смешанного обучение (blended learning) как процесса, который создает комфортное информационная образовательная среда, системы коммуникаций, предоставляющие всю необходимую учебную информацию [4].

Итак, на сегодняшний день дистанционное образование развивается, совершенствуется и охватывает различные группы населения, ведь для современной экономики - "экономики знаний" присущая парадигма и обучаться в течение всей жизни. Инновационные образовательные технологии открывают новые возможности во всех сферах деятельности человека. Управление аудиторной и внеаудиторной работой студентов очной и заочной форм обучения, осуществляется в условиях смешанного традиционного и дистанционного обучения, что способствует активному привлечению студентов к процессу общения, позволяет улучшить их профессиональную подготовку, а также сформировать навыки к самообразованию, самопознанию, самосовершенствованию и обучения в течение всей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяткина И.В., Вьюгина С.В. Возможности использования инновационных технологий в учебном процессе университета /И.В.Вяткина, С.В.Вьюгина//Труды международного симпозиума Надежность и каче-ство.Т.1. 2018.-С.247-277.

2. Вяткина И.В., Курзякова А.А. Применение технических средств обучения при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи" для студентов нефилологического направления как средство интенсификации обучения. В сборнике: Роль инноваций в трансформации современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2016. - С. 109-112.

3. Иксанова А.С., Хайруллина Э.Р.,Вяткина И.В. Преподавание гуманитарных дисциплин с использованием информационно-коммуникативных технологий. В сборнике: Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования-2018.Ма-териалы IX Международной научно-методической конференции.Отв.ред.С.Д.Погорелова.2 018 - С.417-421.

4. Вяткина И.В., Вьюгина С.В. Информационно-коммуникационные технологии в системе обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному/ И.В. Вяткина, С.В.Вьюгина ////Труды международного симпозиума Надежность и качество. Т.2. 2 019.-С.92-94.

УДК 378.14

Вьюгина С.В., Галимзянова И.И.

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Статья посвящена обучению иностранных студентов русскому языку как иностранному (РКИ). В современной образовательной системе вуза невозможно проведение занятий без применения различных видов методики преподавания русского языка как иностранного в неязыковом вузе, имеющей свои особенности. Нами описаны различные подходы в методике преподавания, реализуемые образовательные функции, необходимые для эффективного изучения русского языка как иностранного, одним из них является включение лич-ностно-ориентированного подхода в методику преподавания РКИ.

Ключевые слова:

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ, ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ, ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Современное профессиональное обучение русскому языку как иностранному требует особой профессиональной подготовки преподавателя русского языка, которому важно показать иностранным студентам отражение в русском языке русской мен-тальности - русского характера, загадочной русской души, русского духа и т.п. Эту особенность можно показать при изучении русской литературы, русских сказок, пословиц и поговорок, при изучении грамматики, русского речевого этикета, страноведения, истории и культуры России.

Важнейшим в работе со студентами, изучающими русский язык - преодоление языкового барьера и «выход в коммуникацию», то есть в живое общение. Им нужны коммуникативные навыки и умения, которые позволяют им свободно вращаться в иной культурной среде. Необходимо языковые материалы обосновывать на каком-то страноведческом материале, чтобы они могли узнать больше о России по адаптированным текстам.

Изучение языка является сложным процессом для иностранного студента в иноязычной среде. Самое главное работа над пополнением словарного запаса, который должен постоянно пополняться, новые слова должны учиться каждый день. Периодически нужно давать студентами новые слова, которыми были использованы на этом же занятии для того, чтобы им было проще их учить и запоминать, в дальнейшем применять в повседневном общении в русскоязычной среде.

Материал с национально-культурным компонентом может по-разному вписаться в систему обучения русскому языку. Эмоциональность, доброжелательность, тактичность русских проявилась в обилии восклицательного знака, многоточия, уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые отражены в нашей повседневной жизни, например в названиях торговых предприятий: «Парфюмчик», «Родничок», продуктов питания «Маслица» и общественного питания «Духовка» и др. Преподавателю русского языка целесообразно научить студентов видеть взаимосвязь языка, менталитета и культуры в словообразовании. Например: любить - любовь - любой

- любо, т.е. любой может любить и быть любимым. Каждый префикс в русском языке несет определенную смысловую и оценочную характеристику, например: в словообразовательном ряду однокоренных слов - род - родник, природа - родня - родители

- родина - народ, префикс НА - выражает высочайшее проявление признака рода, а префиксы ВЫ- ОТ-У- отторжение - выродок, отродье, урод. [4]

При организации занятий по русскому языку необходимо донести до иностранных студентов о взаимосвязи языка и культуры, том числе является возможностью в первую очередь научиться говорить по-русски, общаться на русском языке, приобщиться к русской культуре. Для эффективного обучения русскому языку студентов преподавателю РКИ необходимо учитывать также национально-культурные особенности их речевого поведения, применяя сопоставительно-сравнительный метод изучения языка. Следовательно, ему нужно обладать профессиональной поликультурной компетентностью, проявляющейся в гибком и комфортном индивидуальном педагогическом общении. Этикет речевой культуры требует соблюдения определенных этикетных правил

общения и прежде всего учета межнациональных различий невербального общения, ибо установлено, что более 80% информации считывается невербальным путем.

Многолетний опыт работы с иностранными студентами показывает, в первую очередь, арабских и китайских студентов, обучающихся в России , и целесообразность учета их национально-культурных различий на коммуникативном уровне, используя характеристики, данные Р.Л.Льюсом [3]. Наблюдения на занятиях, где занимаются студенты с арабских стран показывает, что арабы отличаются активностью словоохотливостью, посягательством на «личные секреты», вольное обращение со временем, демонстративной жестикуляцией. Громкость голоса при разговоре с арабами означает для них искренность. В арабском мире совершенно нормально, когда речь эмоциональна. Арабы - поклонники ораторского искусства, у них считаются нормальным дышать на собеседника и часто прикасаться ему. «Поэтому с арабом надо общаться на более близком расстоянии, чем с британцем или немцем. Если вы держитесь на своей привычной дистанции, то араб может подумать, что вы находите его присутствие физически неприятным или что вы слишком холодный человек» [3].

Применяя на занятиях личностно-ориентирован-ный подход при работе со студентами-арабами, можно достичь высоких результатов при изучении языка. Именно при таком подходе главным действующим лицом всего образовательного процесса является личность студента. А преподаватель становится "источником информации" и "контролером", по этой причине преподавателю РКИ важно иметь имидж знающего и искреннего человека, начиная с внешнего вида. Их может оскорбить неподходящая одежда и излишняя фамильярность На занятияих с арабами необходимо организовать учебный процесс на личностных взаимоотношениях, проявляя свой личный интерес к ним, к их семье, здоровье близких. Это верный путь добиться их преданности, от этого зависит и интерес к изучению учебного материала. Арабские студенты часто относятся к преподавателю РКИ как к другу, рассказывают о своих переживаниях, друзьях, в то же время они ждут похвалы и болезненно реагируют на критику. Таким образом, преподавателю РКИ необходимо соблюдать педагогическую этику "Хочешь поругать -сначала похвали", она дает возможность добиться успеха в отношениях с арабскими студентами. [2]

Личностно-ориентированный подход при обучении русскому языку как иностранному требует обратить особое внимание на:

- многогранной профессиональной подготовки преподавателя РКИ;

- учета национально-культурной специфики аудитории;

- заинтересованность студентов к будущей профессиональной деятельности [1].

В учебном процессе перед нами стоит важная задача - подготовить в короткий срок студента, хорошо владеющего русским языком. Добиться поставленной цели - научить студента в течение ограниченного учебными рамками периода говорить о проблемах своей специальности и понимать речь носителей языка в этом плане - можно, сочетая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.