Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ СТИЛЬ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ'

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4541
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / НАУЧНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюгина С.В.

В статье рассматриваются вопросы преподавания научного стиля речи при изучении дисциплины «Русский язык и культура профессиональной речи», имеющая в стенах технологического вуза свои особенности. При развитии лексики будущих бакалавров наукоемкого производства актуальным является освоение лексики научного стиля, в первую очередь изучение научной и специальной терминологии. В статье приведены материалы для самостоятельной работы студентов при изучении данного модуля. Синтаксические конструкции предложений также являются актуальными при написании научного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ СТИЛЬ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ»

дистанционном обучении студент не научится самостоятельно принимать решения, определять содержание своей учебной деятельности и находить средства ее реализации, то он не сможет качественно овладеть той или иной дисциплиной. Отметим, что дистанционное обучение выполняет не только образовательную, но и воспитательную

функцию - способствует формированию ведущих качеств личности: самоорганизация, активность, самостоятельность, самосовершенствование, творчество. Дистанционное обучение - это альтернатива, ни в коем случае не замена, традиционному образованию, которое призвано обеспечить доступность образования при сохранении его качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяткина И.В., Вьюгина С.В. Возможности использования инновационных технологий в учебном процессе университета /И.В.Вяткина, С.В.Вьюгина//Труды международного симпозиума Надежность и каче-ство.Т.1. 2018,- С.247-277.

2. Вяткина И.В., Вьюгина С.В. Информационно-коммуникационные технологии в системе обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному/ И.В. Вяткина, С.В.Вьюгина ////Труды международного симпозиума Надежность и качество. Т.2. 2 019.-С.92-94.

3. Вяткина И.В. Хайруллина Э.Р., Иксанова А.С. Система дистанционного обучения Moodlle в образовательном процессе. В сборнике: Высшее и среднее профессиональное образование россии в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития. Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах. Под общей редакцией Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. 2018. С.208-212.

4. Иксанова А.С., Хайруллина Э.Р.,Вяткина И.В. Преподавание гуманитарных дисциплин с использованием информационно-коммуникативных технологий. В сборнике: Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования-2018.Ма-териалы IX Международной научно-методической конференции.Отв.ред.С.Д.Погорелова.2 018. - С.417-421.

УДК 378.14 Вьюгина С.В.

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

В статье рассматриваются вопросы преподавания научного стиля речи при изучении дисциплины «Русский язык и культура профессиональной речи», имеющая в стенах технологического вуза свои особенности. При развитии лексики будущих бакалавров наукоемкого производства актуальным является освоение лексики научного стиля, в первую очередь изучение научной и специальной терминологии. В статье приведены материалы для самостоятельной работы студентов при изучении данного модуля. Синтаксические конструкции предложений также являются актуальными при написании научного текста.

Ключевые слова:

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ, ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, НАУЧНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ, СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

В образовательной системе формирование коммуникативной компетенции в сфере профессионального общения является важнейшей задачей для преподавателей русского языка. Профессионально ориентированная подготовка позволяет актуализировать и совершенствовать навыки эффективной речевой коммуникации в учебно-научной сфере в стенах вуза. Именно в стенах вуза для студентов актуальным является освоение терминологической и профессиональной лексики, впервые плотно начинают работать при освоении дисциплины «Русский язык и культура профессиональной речи».

Научный стиль - один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производств. Специфические особенности этого стиля обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому научному стилю речи свойственна подчеркнутая отвлеченность и обобщенность, которая выражается в текстах употреблением слов абстрактной семантики и слов среднего рода с отвлеченным значением. Задачи общения в сфере науки, ее предмет, содержание речи требуют передачи общих понятий, к тому же понятий научных. Этому служит абстрактная лексика, специальная лексика и терминология. Терминология, являясь одной из главных составляющих научной речи, воплощает такое качество научного стиля, как точность.

Основная цель научного стиля - сообщение научных результатов: основная форма его осуществления - монолог. От других стилей научный стиль отличается логичностью и точностью, обобщенность и отвлеченностью, насыщенностью терминами. Основными его жанрами являются: лекции, реферат, курсовые и дипломные работы, доклад, учебники, диссертации, монографии, научная статья, энциклопедия, словарь, справочник, отзыв, рецензия, аннотация и др.

При изучении лексических особенностей научного стиля особое внимание уделяется на основные два его признака:

- во-первых, использование стилистически нейтральных (общелитературных) слов в их прямом конкретном значении;

- во-вторых, частое использование специальных терминов и понятий, сочетаний терминологического характера.

Особое внимание при изучении лексики научного стиля нужно обращать на то, что по всем отраслям знаний созданы терминологические словари и именно термины являются ключевыми словосочетаниями при написании научных трудов. Слово «термин» (с греческого языка - terminus) - в древнегреческой мифологии: бог границ, предела, пограничных знаков, столбов и камней, которые разделяли земельные участки. Лингвистическое понятие: термин - это слово или словосочетание, название определенного понятия из какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства, производства [3].

Термин обязательно основан на точном научном определении понятия, в то же время его различают как узкоспециальные и общеупотребительные. Узкоспециальные термины используются только специалистами в данной области науки: например, в химии: ванадий, селен, кюрий; в области математики: квадратный корень, дифференциальные уравнения; в области языкознания: антонимы, синонимы, омонимы и т.д.

Особое внимание нужно уделить на то, что термины, как правило, однозначны. Они имеют строгое определение, обслуживают одну или смежные области знаний. По своему происхождению термины представляют собой несколько групп:

- первая группа - слова интернациональной лексики с греческими и латинскими корнями, например агроном (греч. agros - поле), биология (греч. bios - жизнь; logos - слово, понятие, учение - учение (наука) о жизни; аудитория (лат. audire - слушать); лаборатория (лат. lagur-труд); циркуль (лат. circulus— круг);

- вторая группа - это слова чисто русского происхождения, например, менделевий — химический радиоактивный элемент; назван в честь Дмитрия Ивановича Менделеева, создателя периодической

2C1

системы элементов; курчатовий - химический радиоактивный элемент; назван в честь русского ученого Игоря Васильевича Курчатова, первого организатора и руководителя работ по атомной науке и технике в СССР. Чисто русского происхождение имеют такие термины, как луноход, атомоход, искусственный спутник земли (ИСЗ) и другие.

- третья группа терминов происходит от имени бога или человека, названия местности, города и т.д., например, ампер, дизель, вольт и т.д. Это эпонимы (греческое слово еропишов состоит из двух корней: ер± - после и опишов — имя) отражают этапы развития человеческой культуры, истории, религии и науки. Трудно найти область знаний или культуры, где бы не употреблялись эпонимы, например, в области физики: вольт ( в честь итальянского физика и физиолога Алессандра Вольта - одного из основателей учения об электричестве); герц (в честь немецкого ученого Генриха Герца, который экспериментально доказал существование электромагнитных волн).т

Второе задание. От приведенных терминов образуйте новые, производные от них слова и словосочетания, например, (греч. tele - далеко) -телевизор, телеграф, телескоп, телефон, телебашня, телеграмма, телеконференция, телемост. Объясните их значение фото (греч. photo - свет) микро - (греч. mikro - малый), радио (лат. radio

- излучение).

Третье задание. От международных словообразовательных элементов образуйте производные слова (лат. agua - вода), ауди (лат. audire -слушать), био (греч. bios - жизнь), граф (греч. grapho - пишу), дем (греч. demos - народ), косм (грек, kosmos - Вселенная), лабор (лат. labor -труд), лог (греч. logos - слово, понятие, учение), метр (греч. metron- мера). Например: агро

- агроном, агротехника, агрокультура, агропро-дукт, агрофирма, агрохимия, агроэкология, агро-лаборатория, агрокомплекс, . Объясните их значение, с отдельными словами продумайте предложения.

Четвертое задание. Нужно давать объяснение значениям следующих терминов: волны, движение, ускорение. Подберите к ним как можно больше определений: например, физика (греч. physis -природа) - атомная, квантовая, ядерная, математическая, молекулярная. Объясните значение этих понятий [2].

В научном стиле актуально применение международной системы единиц - это система единиц физических величин, введенная в 1960 году. Сокращенное обозначение Si (в русском языке написании СИ). Содержит 7 основных единиц: длина (метр), масса (килограмм), время (секунда), сила электрического тока (ампер), термодинамическая температура (кельвин), сила света (кандела), количество вещества (моль). Необходимо усвоить, что первые три основные единицы (длина, масса, время) позволяют образовывать произведения единицы для всех величин, имеющих механическую природу. Далее, четвертая единица позволяет образовывать производные единицы для электрических и магнитных величин, пятая - для тепловых единиц. шестая - для световых величин, седьмая - для величин в области молекулярной физики. Наименования десятичных единиц образуются при помощи специальных приставок [4].

После чтения текста и выяснения значений непонятных слов и выражений предлагаются вопросы и задания по тексту с целью выяснения того, как студенты усвоили его содержание:

1) Что такое СИ?

2) Сколько единиц содержит СИ? Дайте определение таких понятий, как ампер, кельвин, кан-дела, моль.

3) какие три основные единицы СИ позволяют образовывать производные единицы для всех величин, имеющих механическую природу?

На занятиях нами применяются разработанные упражнения и задания, нацеленные на сформирование прочных знаний о специальной лексике как системном языковом явлении, выработаны умения узнавания терминов по научному направлению конкретной тематики. В модуль научного стиля включены специальные упражнения для самостоятельной практической работы студентов.

Первое задание. Приведенные термины нужно написать в два столбика:

Необходимо объяснить значение нижеприведенных терминов; с некоторыми из них (по выбору) составить предложения по научной тематике: акустика, аккумулятор, антенна, барометр, волны, вольт, гамма-излучение, герц, гальвонометр, джоуль, детектор, диэлектрики, доноры, изотерма, изотопы, звук, ом, оптика, паскаль, резонанс, синхронизатор, тесла, фарадей.

4) Что позволяет образовывать четвертая величина (сила электрического тока)?

5) Что позволяет образовывать пятая величина (термодинамическая температура)?

6) Что позволяет образовывать шестая величина (сила света)?

7) Что позволяет образовывать седьмая величина (количество вещества)?

8) Как образуются наименования десятичных кратных единиц и дольных единиц? Приведите примеры.

Заключительным этапом работы над текстом является его пересказ текста.

Работа над научным стилем продолжается и при изучении модуля «Культура профессиональной речи», основная цель которой заключается в усвоении языка специальности, в овладении системой базовых понятий и терминологией по специальности и т.д.

В научной речи широко используются слова, отражающие соотношение между частыми высказываниями, служащие для создания стройного, логичного текста, часто употребляются наречия в связующей функции; преобладают глаголы в самой обобщенной форме (настоящего постоянного или настоящего вневременного); для глаголов и личных местоимений характерно использование форм 3-го лица, что помогает подчеркнуть отвлеченность и обобщенность стиля, в синтаксисе можно отметить приоритет сложных предложений над простыми, использование общеизвестных предложений, широкое употребление причастных и деепричастных оборотов, страдательных конструкций.

В тексты многих научных специальностей (естественного направления) органически входят формулы. Поэтому научные тексты объективно трудны для восприятия. К ним нельзя предъявлять требования вседоступности. Следует, однако, заметить, что объективные трудности восприятия научных текстов не имеют ничего общего с субъективной трудностью восприятия некоторых научных текстов. существует ложное убеждение, что наука в в принципе должна быть непонятная для непосвященных. Поэтому некоторые ученые, особенно начинающие, стараются написать одними терминами, что затрудняет восприятие, хотя специальной терминологии должно быть не более 20% от всего текста.

При подготовке к выступлениям следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство, нужно всегда иметь в виду, что имеются существенные различия между письменной и устной формами научного стиля. Следовательно, вполне оправдана глубокая информационная насыщенность письменных научных текстов, поскольку письменный текст, если он не сразу понят, может быть вновь прочитан. Устный научный текст, т.е. лекция, такого повторного восприятия не допускает. При подготовке к устному выступлению нужно подавать информацию частями, возращаясь к уже сказанному,

Общеупотребительные термины Узкоспециальные термины

вновь активизируя его в сознании слушателей. В результате семантико-синтаксическая структура устного научного текста оказывается весьма своеобразной.

Синтаксис научной стиля характеризуется обилием безличных и неопредленно-личных конструкций с главным членом предикатов. Логическую последовательность изложения, которая выражается с помощью таких слов и выражений, как «сначала»,

«затем», «поэтому», при этом. Таким образом, особое внимание студентов стоит обратить на написание и использование сложных союзов, необходимо также помнить об общепринятых сокращениях, характерных для научного стиля, научить студентов правильно их расшифровать и применить в своих научных трудах, выполняемых в учебном процессе вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вьюгина, С.В. Организация научной деятельности студентов как средство повышения качества образования в педагогической системе вуза /С.В.Вьюгина, Ф.Ф.Вафина // Сборник докладов и научных статей международной сетевой конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли», 5-6 декабря 2017 г. - Казань, 2017, т.2 - С.98-101.

2. Вьюгина, С.В. Особенности организации научно-исследовательской работы студентов. /С.В.Вьюгина. // Материалы 12-й Международной научно-практической конференции «Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития» -Казань, 17 мая 2018 г. - С.109-113.

3. Вьюгина, С.В. Особенности оформления научных исследований студентами технологического вуза. /С.В.Вьюгина, И.В.Вяткина. // Материалы Международного симпозиума «Надежность и качество», Пенза, 2018 г. -Т.1 С.271-27 4

4. Деньгуб, В.М. Единицы величин. Словарь-справочник. /В.М. Деньгуб, В.Г. Смирнов/ - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 240 с.

УДК 378.14 Вяткина И.В.

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - ТРЕБОВАНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ

В статье излагаются вопросы использования дистанционного обучения в высшей школе. Выделены преимущества и недостатки дистанционной формы обучения. Отмечается активная роль преподавателя, т.к. именно он определяет уровень знаний студента и принимает решение о корректировке программы обучения с тем, чтобы добиться наилучшего усвоения пройденного материала. В работе уделено внимание использованию системы МооЛ!е в учебном процессе, описаны пути ее применения. Отмечают, что внедрение этой системы для изучения дисциплин не связано с отказом от традиционных форм обучения, а является дополнительной к уже существующим формам обучения. Кроме этого выделяют и другие виды, дистанционного обучения: чат-занятия, веб-занятия, телеконференции, а также рассылка учебных материалов почтой в регионы. В настоящее время дистанционное обучение развивается, совершенствуется, благодаря чему открываются новые возможности получения знаний.

Ключевые слова:

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СИСТЕМА MOODLLE

Использование информационно - коммуникационных технологий в учреждениях высшего образования - важный фактор обеспечения качества и открытости высшего профессионального образования в Российской Федерации. Создание и использование информационного пространства предполагает широкое внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании [1]. Одним из приоритетных направлений программы модернизации общеобразовательной и высшей школы признано дистанционное обучение. В современных условиях существует потребность получение высшего образования дистанционно, что вызвано необходимостью учиться без отрыва от производства, получения образования людьми с ограниченными возможностями и теми, что находятся за границей или в местах лишения воли. Такую возможность предоставляет дистанционное обучение, которое осуществляется благодаря информационно-образовательным технологиям и системам коммуникации.

Дистанционная форма обучения имеет ряд неоспоримых преимуществ. В настоящее время важно, что студент может обучаться в удобное для него время, в привычном окружение и в относительно автономном темпе. Стоит учесть также и низкую стоимость такого обучения, поскольку отпадает потребность в аренде помещений, оплате значительного количества ППС и т.д. [2].

Однако, система дистанционного обучения имеет и недостатки. Во-первых, для успешной коррекции обучения и адекватного оценивания важно иметь непосредственный контакт с соискателем. Кроме того, невозможно точно проверить, именно человек работает, выполняет задания или это делает кто-то другой. Считаем, что окончательный контроль качества знаний все же проводится на очной сессии. Кроме того, не во всех населенных пунктах есть возможность доступа к сети Интернет. И самое главное, при дистанционном обучении теряется непосредственный контакт между преподавателем и студентом. При длительном дистанционном обучении студент перестает правильно формулировать свои

мысли, высказываться и проводить дискуссионное обсуждение. Вместе с тем, такая форма обучение требует сознательного и мотивированного подхода к получению образования. Возможность учиться в удобное время может превратиться не на систематическое обучение, а на постоянную прокрастина-цию этого вида деятельности. Именно поэтому дистанционная форма требует особой самоорганизованности и умения рассчитать свое время.

Отмечаем, что в условиях дистанционного обучения активная роль преподавателя не уменьшается, поскольку он должен определить уровень знаний соискателя и принять решение о корректировке программы обучения с тем, чтобы добиться наилучшего усвоения пройденного материала. При необходимости студент может получить консультативную помощь преподавателя, общаясь с ним в онлайн режиме, непосредственно используя интернет как средство связи.

Для успешного проведения дистанционного обучения успешно используется система Moodle. В течение последних пяти-семи лет лучшей и наиболее популярной во всём мире электронной средой в сфере образования считается среда Moodle, название которой можно дословно перевести как «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда». Она стала очень популярной среди преподавателей во всем мире как средство для создания динамических веб-сайтов для студентов независимо от уровня получаемого образования. Для обеспечения работы она должна быть установлена на веб- сервере либо на собственном компьютере преподавателя. Стоит отметить, что основной целью проекта по созданию Moodle является предоставление преподавателям одним из лучших средств для управления процессом обучения и его популяризации. Есть несколько путей использования Moodle:

1) масштабирование вплоть до нескольких сотен тысяч обучаемых, а может использоваться даже для начальной школы или самостоятельного обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.