Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюгина С.В., Вяткина И.В., Слепнева Е.В.

Актуальной данной темы обусловлено тем, что это одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг - это обучение с использованием глобальной сети Internrt или дистанционное обучение (ДО). В статье представлено отличие дистанционного обучения от традиционного с точки зрения форм взаимодействия преподавателя и студента, а также последовательности изучения предметов и темпа работы. Отмечена ключевая проблема дистанционного обучения - аутентификация пользователя при проверке знаний и предложено решении ее. Рассмотрены особенности дистанционного образования с точки зрения коммуникаций «преподаватель - студент», определены ее характерные черты. Обозначены преимущества дистанционного обучения по сравнению с традиционным: доступность источников информации, индивидуализация обучения, удобная система консультирования и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ»

была локализована в определенных местах, как показано в таблице № 4. В этой таблице приведены собственные частоты колебаний печатных плат массой 25 грамм в разных положениях. Одновременно плата жестко фиксируется по более коротким сторонам.

Процесс анализа показал, что собственные частоты МПП с концентрированной массой были меньше, чем собственные частоты МПП без концентрированной массы, и это зависит от положения

концентрированной массы МПП приводят к различию вибрационных характеристик плат. С другой стороны, локализация массы оказала существенное влияние на режимы колебаний печатной платы. Данный признак отличался в зависимости от расположения центра концентрированной массы на плате. Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо уделять внимание расположению и весу электрических компонентов на ПП еще на этапе проектирования.

концентрированной массы. Различные положения

Собственные частоты колебаний МПП с сосредоточенной массой, расположенной в Таблица № 4 различных местах платы при условии: «2 короткие стороны зафиксированы»

Расположение центра масс (центр платы в коорд. мм) Первая частота собственных колебаний, ГЦ Вторая частота собственных колебаний, ГЦ Третья частота собственных колебаний, ГЦ

0 133 182 362

50 116 182 276

75 102 182 276

100 97 182 286

150 100 182 318

175 117 182 318

200 133 182 318

Заключение

Место расположения любого электрического компонента на многослойных печатных платах имеет важное значение при проектировании электрических и электронных приборов. Итак, в этой статье авторы использовали большое количество способов найти оптимальное положение электрических компонентов для уменьшения вибрационных эффектов. После анализа с использованием программ методом конечных элементов (CREO), они нашли наилучшее положение - это случай, когда плата закреплена с четырех сторон. Эта позиция насколько возможно снизила вибрацию на ПП.

Наличие тяжелых электронных компонентов на печатной плате обычно снижает частоту ее соб-

ственных колебаний, поэтому в процессе модального анализа это необходимо учитывать, добавляя к модели сосредоточенную массу.

Также, на этапе установки или сборки, необходимо заранее разработать метод крепления печатной платы.

Ввиду того, что МПП сделана из композиционного материала, необходимо учитывать, что свойства этого материала были как анизотропными, так и изотропными; следовательно, модель конечных элементов печатной платы должна строиться по этим свойствам.

Граничные условия МПП оказали значительное влияние на ее вибрационные характеристики. Таким образом, необходимо определить граничное условия на этапе моделирования с помощью программы конечных элементов.

ЛИТЕРАТУРА

1. C. Zhang and C. Kan, "The Reverse Reconstruction and Finite Element Analysis of the UAV Impeller," Int. J. Sci. Res., vol. 5, no. 3, pp. 595-597, 2016.

2. R. W. Little, Master's Thesis, "Bending of a cantilever plate ," University of Wisconsin, 1959.

3. Leissa A W. The vibration of rectangular plates[J]. Journal of Sound & Vibration, 1980, 31(3):257-293.

4. Макаров О.Ю., Турецкий А.В., Ципина Н.В., Шуваев В.А. Комплексное моделирование и оптимизация характеристик в процессе конструкторского проектирования радиоэлектронных средств Вестник Воронежского государственного технического университета. 2015. Т. 11. № 6. С. 100-104.

4. Аль-Араджи З.Х.М., Муратов А.В.,Турецкий А.В., Худяков Ю.В.Моделирование механических характеристик многослойных печатных плат средствами CAE анализа Труды международного симпозиума Надежность и качество, г. Пенза 2018. Т. 1. С. 224-227.

5. Лозовой И.А., Турецкий А.В. Методика анализа радиоэлектронных модулей на механическую прочность Радиотехника. 2013. № 3. С. 085-088.

6. Белецкая С.Ю., Иевлев П.В., Муратов А.В., Тураева Т.Л. Турецкий А.В. , Худяков Ю.В. Средства инженерного анализа конструкций радиоэлектронных модулей третьего уровня Труды международного симпозиума Надежность и качество, г. Пенза 2017. Т. 2. С. 82-85.

УДК 378.14

Вьюгина С.В., Вяткина И.В., Слепнева Е.В.

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

Актуальной данной темы обусловлено тем, что это одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг — это обучение с использованием глобальной сети Internrt или дистанционное обучение (ДО). В статье представлено отличие дистанционного обучения от традиционного с точки зрения форм взаимодействия преподавателя и студента, а также последовательности изучения предметов и темпа работы. Отмечена ключевая проблема дистанционного обучения - аутентификация пользователя при проверке знаний и предложено решении ее. Рассмотрены особенности дистанционного образования с точки зрения коммуникаций «преподаватель - студент», определены ее характерные черты. Обозначены преимущества дистанционного обучения по сравнению с традиционным: доступность источников информации, индивидуализация обучения, удобная система консультирования и другие.

Ключевые слова:

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В настоящее время отмечается, что информатизация технического образования в высшей школе, формирование и внедрение электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), разработка педагогических средств, создание систем дистанционного образования и обеспечения доступа к мировым информационным ресурсам является важным условием ее модернизации [1,2].

Дистанционное обучение - это такая форма организации учебного процесса и педагогическая технология, основой которой является управляемая самостоятельная работа студентов и широкое применение в обучении современных информационно-коммуникационных технологий. Современная дистанционное образование - это разветвленная система передачи знаний на расстоянии при помощи

различных средств и технологий, которая способствует получению студентами необходимой информации для использования в практической деятельности. Основной целью дистанционного обучения студентов является воспитание личности, имеющей желание и способность к общению, обучению и самообразования.

Дистанционное обучение получило широкое распространение во многих странах мира и с каждым годом его популярность стремительно растет. Например, в США и Канаде как альтернативу традиционному обучению созданы виртуальные университеты, где каждый студент может получить образование по выбранным дистанционными курсами на базе любого университета. В Европе создано открытые университеты дистанционного образования, то есть группа учебных заведений, которые реализуют дистанционные программы. Методики такого обучения предусматривают применение новых информационных технологий, включающие спутниковое телевидение, компьютерные сети, мультимедиа. В кругу ведущих учебных заведений мира, например, Национальном технологическом университете (США), Шанхайском университете (КНР), созданы и приобрели популярность такие относительно новые институты дистанционного образования и самообразования, как телеуниверситеты, тьютерские центры (мультимедийное обучения), информационные центры (интернет-обучение).

Дистанционное обучение на современно этапе -это новая организация образовательного процесса, которая базируется на принципе самостоятельного обучения, совокупности методов и средств обучения и администрирования учебных процедур и обеспечивает проведение учебного процесса на расстоянии с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Современные информационные технологии, применяемые в настоящее время в сфере, позволяют решить проблемы индивидуализации учебной деятельности, обеспечить непрерывную обратную связь между преподавателем и студентом на основе широкого внедрения систем дистанционного обучения. В работах ученых А.А. Андреева, А.М. Вернадского, Е.Л. Гавриловой, Е.С. Полата, В. Л. Тихомирова дается определения дистанционного обучения, а также в диссертационных исследованиях С.Г. Бондарева, Г.М. Татарчук и др. Дистанционное обучение рассматривается учеными как форма организации образования, когда студенты отдалены от преподавателя в пространстве и времени, но могут поддерживать диалог с помощью средств коммуникации. Предоставление доступа к учебным материалам, рекомендаций по работе с ними происходит в удобном месте и в удобное время. Это позволяет снизить количество аудиторных занятий в общем нагрузке студента и освободить время для более активной самостоятельной работы, обеспечить индивидуализацию обучения. Такая организация процесса обучения предполагает несколько иной подход к обучению, в частности: самостоятельность поиска, анализа, систематизации и обобщение информации, самоорганизацию и самоконтроль.

Отличие дистанционного обучения от традиционного понятно, если рассмотреть их с точки зрения форм взаимодействия преподавателя и студента. В основу традиционной модели обучения положено чтение лекций, проведение семинарских, лабораторных и различных видов занятий, организация самостоятельной работы студентов. База обучения - книга и преподаватель, как интерпретатор знания. Дистанционное же обучение ориентировано на внедрение в учебный процесс принципиально отличных моделей обучения, предусматривающих проведение конференций, выполнение курсовых работ, тренинги и другие виды деятельности с компьютерными и нетрадиционными технологиями. Существенно меняется в этом учебном процессе и роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка изучаемого курса, консультирование обучающихся во время обучения по

индивидуальному учебному плану и тому подобное, что помогает студентам в их профессиональном самоопределении.

Важным отличием системы дистанционного образования является тот факт, что обучающиеся сами выбирают последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр можно пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год или, наоборот, изучать в течение его двух лет. Многие системы дистанционного образования достигли сейчас такого уровня подготовки обучающихся к сдаче экзаменов на получение дипломов или свидетельств об окончании, который не уступает уровню, обеспечиваемому традиционными учебными заведениями, а также отвечает всем установленным государством требованиям по содержанию, условиям и стоимости обучения [3].

Одной из ключевых проблем дистанционного обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.

Если рассмотреть особенности дистанционного образования с точки зрения коммуникаций между преподавателем и студентом, то можно определить такие ее характерные черты:

самообразование как основа дистанционного обучения, предусматривающая мотивацию студента в отношении собственного обучения, а также определенный уровень самоорганизации личности;

общение преподавателя и слушателя по принципу "друг к другу", что соответствует по форме и содержанию индивидуальной консультации;

общение и взаимодействие "друг к другу" не исключает взаимодействия " друга ко многим", поскольку преподаватель, в соответствии с заранее составленным графиком, работает сразу с множеством студентов. Такая форма взаимодействия напоминает традиционное обучение в аудиториях;

взаимодействие "многих ко многим" означает, что возможно одновременное общение множества студентов, которые обмениваются между собой опытом и впечатлениями.

Исходя из этого, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным обучением: передовые образовательные технологии, доступность источников информации, индивидуализация обучения, удобная система консультирования, демократические отношения между студентом и преподавателем, удобный график и место работы. Вместе с тем, для обеспечения надлежащего уровня дистанционного учебного процесса, необходимой и актуальной задачей является проектирование и внедрение таких систем, которые обеспечили бы реализацию различных форм учебных телекоммуникаций, в частности онлайн-тренингов, веб-конференций, учебных семинаров и тому подобное [4].

В заключении следует подчеркнуть, что дистанционное обучение как одна из форм получения образования может помочь решить задачи, стоящие перед системой образования по предоставлению широким слоям населения доступного и качественного образования в современных социально- экономических условиях России. Кроме того, активное внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности. Данное образование призвано решать специфические задачи, затруднённые для достижения в обычном обучении: усиление активной роли обучающегося в собственном образовании, получение возможности общения его с педагогами-профессионалами, а также возможность соревнования с большим количеством сверстников, проживающих в различных городах и странах во время участия во всевозможных проектах, конкурсах и олимпиадах. Эти задачи относятся к развитию творческой составляющей образования. Считаем, что если при

дистанционном обучении студент не научится самостоятельно принимать решения, определять содержание своей учебной деятельности и находить средства ее реализации, то он не сможет качественно овладеть той или иной дисциплиной. Отметим, что дистанционное обучение выполняет не только образовательную, но и воспитательную

функцию - способствует формированию ведущих качеств личности: самоорганизация, активность, самостоятельность, самосовершенствование, творчество. Дистанционное обучение - это альтернатива, ни в коем случае не замена, традиционному образованию, которое призвано обеспечить доступность образования при сохранении его качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяткина И.В., Вьюгина С.В. Возможности использования инновационных технологий в учебном процессе университета /И.В.Вяткина, С.В.Вьюгина//Труды международного симпозиума Надежность и каче-ство.Т.1. 2018,- С.247-277.

2. Вяткина И.В., Вьюгина С.В. Информационно-коммуникационные технологии в системе обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному/ И.В. Вяткина, С.В.Вьюгина ////Труды международного симпозиума Надежность и качество. Т.2. 2 019.-С.92-94.

3. Вяткина И.В. Хайруллина Э.Р., Иксанова А.С. Система дистанционного обучения Moodlle в образовательном процессе. В сборнике: Высшее и среднее профессиональное образование россии в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития. Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах. Под общей редакцией Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. 2018. С.208-212.

4. Иксанова А.С., Хайруллина Э.Р.,Вяткина И.В. Преподавание гуманитарных дисциплин с использованием информационно-коммуникативных технологий. В сборнике: Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования-2018.Ма-териалы IX Международной научно-методической конференции.Отв.ред.С.Д.Погорелова.2 018. - С.417-421.

УДК 378.14 Вьюгина С.В.

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

В статье рассматриваются вопросы преподавания научного стиля речи при изучении дисциплины «Русский язык и культура профессиональной речи», имеющая в стенах технологического вуза свои особенности. При развитии лексики будущих бакалавров наукоемкого производства актуальным является освоение лексики научного стиля, в первую очередь изучение научной и специальной терминологии. В статье приведены материалы для самостоятельной работы студентов при изучении данного модуля. Синтаксические конструкции предложений также являются актуальными при написании научного текста.

Ключевые слова:

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ, ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, НАУЧНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ, СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

В образовательной системе формирование коммуникативной компетенции в сфере профессионального общения является важнейшей задачей для преподавателей русского языка. Профессионально ориентированная подготовка позволяет актуализировать и совершенствовать навыки эффективной речевой коммуникации в учебно-научной сфере в стенах вуза. Именно в стенах вуза для студентов актуальным является освоение терминологической и профессиональной лексики, впервые плотно начинают работать при освоении дисциплины «Русский язык и культура профессиональной речи».

Научный стиль - один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производств. Специфические особенности этого стиля обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому научному стилю речи свойственна подчеркнутая отвлеченность и обобщенность, которая выражается в текстах употреблением слов абстрактной семантики и слов среднего рода с отвлеченным значением. Задачи общения в сфере науки, ее предмет, содержание речи требуют передачи общих понятий, к тому же понятий научных. Этому служит абстрактная лексика, специальная лексика и терминология. Терминология, являясь одной из главных составляющих научной речи, воплощает такое качество научного стиля, как точность.

Основная цель научного стиля - сообщение научных результатов: основная форма его осуществления - монолог. От других стилей научный стиль отличается логичностью и точностью, обобщенность и отвлеченностью, насыщенностью терминами. Основными его жанрами являются: лекции, реферат, курсовые и дипломные работы, доклад, учебники, диссертации, монографии, научная статья, энциклопедия, словарь, справочник, отзыв, рецензия, аннотация и др.

При изучении лексических особенностей научного стиля особое внимание уделяется на основные два его признака:

- во-первых, использование стилистически нейтральных (общелитературных) слов в их прямом конкретном значении;

- во-вторых, частое использование специальных терминов и понятий, сочетаний терминологического характера.

Особое внимание при изучении лексики научного стиля нужно обращать на то, что по всем отраслям знаний созданы терминологические словари и именно термины являются ключевыми словосочетаниями при написании научных трудов. Слово «термин» (с греческого языка - terminus) - в древнегреческой мифологии: бог границ, предела, пограничных знаков, столбов и камней, которые разделяли земельные участки. Лингвистическое понятие: термин - это слово или словосочетание, название определенного понятия из какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства, производства [3].

Термин обязательно основан на точном научном определении понятия, в то же время его различают как узкоспециальные и общеупотребительные. Узкоспециальные термины используются только специалистами в данной области науки: например, в химии: ванадий, селен, кюрий; в области математики: квадратный корень, дифференциальные уравнения; в области языкознания: антонимы, синонимы, омонимы и т.д.

Особое внимание нужно уделить на то, что термины, как правило, однозначны. Они имеют строгое определение, обслуживают одну или смежные области знаний. По своему происхождению термины представляют собой несколько групп:

- первая группа - слова интернациональной лексики с греческими и латинскими корнями, например агроном (греч. agros - поле), биология (греч. bios - жизнь; logos - слово, понятие, учение - учение (наука) о жизни; аудитория (лат. audire - слушать); лаборатория (лат. lagur-труд); циркуль (лат. circulus— круг);

- вторая группа - это слова чисто русского происхождения, например, менделевий — химический радиоактивный элемент; назван в честь Дмитрия Ивановича Менделеева, создателя периодической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.