Научная статья на тему 'ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ-МЕНЕДЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Объедкова Лариса Павловна, Кузьмичева Елена Владимировна

Цель исследования - изучить роль и особенности внеаудиторной самостоятельной работы как инструмента повышения эффективности освоения компетенций студентами-менеджерами. В статье систематизированы подходы к внеаудиторной самостоятельной работе, проанализированы основные проблемы в сфере повышения эффективности освоения компетенций студентами-менеджерами, дана характеристика механизмов положительного влияния внеаудиторной работы студентов-менеджеров на уровень эффективности освоения общих и профессиональных компетенций. Научная новизна проявляется в комплексном изучении возможностей внеаудиторной работы с точки зрения повышения эффективности освоения компетенций студентами-менеджерами. В результате установлено, что виды внеаудиторной работы студентов-менеджеров можно систематизировать по целям обучения (овладение знаний, закрепление и систематизация знаний, формирование умений, приобретение практического опыта); внеаудиторная работа может нести следующие эффекты: повышение эффективности освоения теоретических знаний и практических умений, полученных студентом в ходе аудиторной работы, освоение общих компетенций, освоение профессиональных компетенций. Внеаудиторная работа требует тщательного планирования преподавателем, комплексного методического обеспечения и доступности для студентов-менеджеров консультативной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Объедкова Лариса Павловна, Кузьмичева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR WORK OF MANAGEMENT STUDENTS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF THE DEVELOPMENT OF COMPETENCIES

The purpose of the study is to study the role and features of extracurricular independent work as a tool to improve the effectiveness of the development of competencies by management students. The article systematizes approaches to extracurricular independent work, analyzes the main problems in the field of improving the efficiency of mastering competencies by management students, describes the mechanisms of positive influence of extracurricular work of management students on the level of efficiency of mastering general and professional competencies. Scientific novelty is manifested in a comprehensive study of the possibilities of extracurricular work in terms of improving the efficiency of mastering competencies by management students. As a result, it was found that the types of extracurricular work of management students can be systematized according to the learning objectives (mastering knowledge, consolidating and systematizing knowledge, forming skills, acquiring practical experience); extracurricular work can have the following effects: improving the efficiency of mastering theoretical knowledge and practical skills acquired by a student during classroom work, mastering general competencies, mastering professional competencies. Extracurricular work requires careful planning by the teacher, comprehensive methodological support and availability of advisory support for student managers.

Текст научной работы на тему «ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ»

5. Клушина Н.П, Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы. - Ставрополь, 2001,- 195 с.

6. Коваленко Ё.А. Творчество как ценность в мире А. Платонова//Вопросы философии.- 1999.-№10. -С 90-98.

7. Лепешко Б.М. Парадоксальное мышление и его эвристические функции //Крынщазнауства \ спе-цяльныя пстарычные дысцыплшы: навук,Зб,-Вып. 3 / рэдкал.:У.Н.Одарцоу, СМ. Ходз1н. - М(иск, БДУ, 2007.-С 129-139.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М- г Наука, 1999.-304 с.

9. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. -СПб.,1999,-720 с.

10. Синьковская Т.А. Проблема готовности будущего учителя информатики к использованию технологий дистанционного обучения [Электронный ресурс!// Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" ("ИТО-2003"). -Режим доступа; htpp: //ito.edu.ru/2003 (дата обра щения: 16.02.2021).

11. Сластекин ß.A., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 2000. -365 с.

12. Степанов С.Ю., Семенов H.H. Проблема организации творческого мышления и рефлексия: подходы и исследования // Психология творчества: общая,дифференциальная, прикладная / под ред. Й.А. Пономарева, - М.: Наука, 1990. - С. 37-53.

CU

ftj О си

Q-<

Z

EXTRACURRICULAR WORK OF MANAGEMENT STUDENTS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF THE DEVELOPMENT OF COMPETENCIES

Obedkova Larisa Pavlovna, Sen/or Lecturer

Kuzmieheva Elena Vladimirovna, DSc ofPedagogicalsciences, Professor

Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOUPE), Moscow

The purpose of the study is to study the role and features of extracurricular independent work as a tool to improve the effectiveness ofthe development ofcompetencies by management students. The article systematizes approaches to extracurricular independent work, analyzes the main problems in the field of improving the efficiency of mastering competencies by management students, describes the mechanisms of positive Influence of extracurricular work of management students on the level of efficiency of mastering general and professional competencies. Scientific novelty is manifested in a comprehensive study of the possibilities of extracurricular work in terms of improving the efficiency of mastering competencies by management students. As a result, it was found that the types of extracurricular work of management students can be systematized according to the learning objectives (mastering knowledge, consolidating and systematizing knowledge, forming skills, acquiring practical experience); extracurricular work can have the following effects: improving the efficiency of mastering theoretical knowledge and practical skills acquired by a student during classroom work, mastering genera! competencies, mastering professional competencies. Extracurricular work requires careful planning by the teacher, comprehensive methodological support and availability of advisory support for student managers.

Keywords: extracurricular work; extracurricular in depen dent work; gen era! competencies; professional competencies; management students.

CU 3-

001 1024923/2222 243Х.2022 42.54

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Цель исследования - изучить роль и особенности внеаудиторной самостоятельной работы как инструмента повышения эффективности освоения компетенций студентами-менеджерами. В статье систематизированы подходы к внеаудиторной самостоятельной работе, проанализированы основные проблемы в сфере повышения эффективности освоения компетенций студентами-менеджерами, дана характеристика механизмов положительного влияния внеаудиторной работы студентов менеджеров на уровень эффективности освоения общих и профессиональных компетенций. Научная новизна прояв ляется в комплексном изучении возможностей внеаудиторной работы с точки зрения повышения эффективности освоения компетенций студентами-менеджерами. В результате установлено, что виды внеаудиторной работы студентов-менеджеров можно систематизировать по целям обучения (овладение знаний, закрепление и систематизация знаний, формирование умений, приобретение практического опыта); внеаудиторная работа может нести следующие эффекты: повышение эффективности освоения теоретических знаний и практических умений, полученных студентом в ходе аудиторной работы. освоение общих компетенций, освоение профессиональных компетенций. Внеаудиторная работа требует тщательного планирования преподавателем,

УДК 378

ВАК РФ 5.8.7/13,00.08

© Объедкова Л. П., 2022 © Кузьмичева Е.В., 2022

Ё

283

комплексного методического обеспечения и доступности для студентов-ме-неджеров консультативной поддержки.

Ключевые слова: внеаудиторная работа; внеаудиторная самостоятельная работа; общие компетенции; профессиональные компетенции; студенты-менеджеры.

> <

о

< а

284

ОБЪЕДКОВА Лариса Павловна, старший преподаватель

КУЗЬМИЧЕВА Елена Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Введение

Внеаудиторная работа студентов представляет самостоятельную работу, которая выполняется студентами во внеаудиторное время без непосредственного участия преподавателя, но при его методическом руководстве и по его заданию. К внеаудиторной планируемой работе можно отнести различные виды научно-исследовательской, учебно-исследовательской и учебной работы. Цель такой работы - приобретение студентом комплекса компетенций, связанных с осуществлениемсамостоятельного выполнения практических заданий, а также исследовательской работой, необходимой для последующей профессиональной деятельности.

Внеаудиторная работа позволяет закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные во время аудиторной работы на лекционных, лабораторных и семинарских занятиях. Внеаудиторная самостоятельная работа положительно влияет на эффективность освоения компетенций студентами, в том числе -студентами, обучающимися по специальности "Менеджмент" [2],

Для студентов-менеджеров внеаудиторная самостоятельная работа имеет особое значение, поскольку в профессиональной деятельности управленческого персонала важное место занимают навыки самостоятельного поиска информации, а также подготовки и принятия управленческих решений. Данный комплекс компетенций невозможно в полной мере освоить исключительно в рамках аудиторной работы, поэтому для качественной подготовки специалистов данного профиля внеаудиторная работа необходима даже в большей степени, чем для студентов других специальностей,

В этой связи актуальность данного исследования заключается в изучении значимости внеаудиторной самостоятельной работы как инструмента повышения эффективности освоения компетенций студе нтами-менедже ра ми.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) систематизировать виды внеаудиторной самостоятельной работы для студентов; 2) проанализировать основные проблемы в сфере повышения эффективности освоения компетенций студентами-менедже-рами; 3) охарактеризовать механизмы положительного влияния внеаудиторной работы студентов-менеджеров на уровень эффективности освоения компетенций.

В этой связи был осуществлен анализ научной литературы, посвященной исследованию влияния внеаудиторной работы на уровень эффективности освоения компетенций, а также изучению проблем в сфере повышения эффективности освоения компетенций студе нтами-менедже ра ми.

Для осмысления взаимосвязи внеаудиторной работы и эффективности освоения компетенций студентами-менеджерами в статье применяются системный подход, позволяющий систематизировать виды внеаудиторной самостоятельной работы для студентов-менеджеров, а также общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектический, логический методы и другие.

Теоретическая база исследованиям ред ста в-лена работами, посвященными влиянию внеаудиторной работы на уровень эффективности освоения компетенций студентами таких авторов, как И,В. Атаманчук, С.Г, Кондауровой, Ч.В. Оюн, Т.Б. Панфиловой, Т. И. Рахматуллаевой, а также исследованиями проблем в сфере повышения эффективности освоения компетенций студентами-менеджерами (Т.Н. Курицына, Н А. Старкова).

Основная часть

Внеаудиторная работа студентов (или внеаудиторная самостоятельная работа студентов, ВОР) является чрезвычайно важной составляющей учебной деятельности, значимость которой нельзя недооценивать. Объемы ВСР для большинства специальностей существенно превышают объемы аудиторной работы в часах, что свидетельствует о том, какое место занимает самостоятельная работа студентов в образовательной системе.

Внеаудиторная самостоятельная работа обязательна для каждого студента, а ее объемы определяет федеральный государственный об-разовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Трансформация студента в подготовленного специалиста возможна лишь при условии планомерной и систематической ВСР.

И.В. Атаманчук систематизирует виды внеаудиторной работы в зависимости от поставленных целей и компетенций следующим образом:

- овладение знаниями: чтение текста и составление конспекта; работа с нормативными документами, справочниками и словарями; работа с электронно-информационными ресурсами;

- закрепление и систематизация знаний: работа над учебными материалами (первоисточники, учебники,дополнительная литература, видео- и аудиозаписи); составление плана ответа и его тезисного изложения; составление таблиц, систематизирующих учебный материал; изучение нормативной базы; подготовка ответов на контрольные вопросы по теме; аннотирование, рецензирование и реферирование; подготовка докладов, рефератов, тезисов выступлений; составление тематических кроссвордов, глоссариев и списков литературы;

- формирование умений: внеаудиторное выполнение упражнений и решение задач по образцу; выполнение вариативных упражнений и задач; составление алгоритмов; выполнение схем; решение профессиональных ситу-

ационных задач; подготовка презентаций; подготовка к деловым играм;

- приобретение практического опыта: участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях; участие в проектной деятельности; участие в деловых играх и тренингах, семинарах, веби-нарах; создание проектов и моделей; организация выставки, выпуск газеты, ведение Интернет-ресурса; прохождение дополнительных курсов; подготовка квалификационных работ (курсовых, дипломных) [1].

В свою очередь, исследователь ИВ. Атаманчук подчеркивает, что внеаудиторная работа позволяет достичь не только цели формирования опыта, знаний и умений, необходимых в профессиональной деятельности, но и общих компетенций, благодаря которым будущий специалист становится гармоничной личностью, способной к саморазвитию [1].

Данной точки зрения придерживается и С.Г. Кондаурова, которая отмечает, что практический опыт, знания и умения, которые студент получает в процессе внеаудиторной работы, преодолевая посильные трудности, усваиваются прочнее, чем опыт, знания и умения, полученные в готовом виде. Выполняя ВСР, студент использует материал по изучаемой теме, а затем решает поставленные задачи, используя личный практический и жизненный опыт. При этом он не может занимать нейтрально-пассивную позицию (что возможно, в частности, при прослушивании лекций). Таким образом, правильная организация внеаудиторной самостоятельной работы способствует повышению эффективности профессиональной подготовки студента [3],

Ч.В. Оюн отмечает, что эффективность внеаудиторной самостоятельной работы в значительной мере зависит от условий ее организации, формы выполнения, содержания заданий, мотивации студентов. Виды внеаудиторной работы, выделенные Ч.В Оюн, включают:

- проработку конспектов лекций;

- конспектирование учебников и первоисточников;

- поиск информации по изучаемой теме;

- реферирование дополнительной литературы;

- систематизацию и наглядное представление полученных знаний;

- моделирование профессиональной деятельности;

- выполнение индивидуальных домашних заданий (ИДЗ);

- выполнение творческих работ;

- подготовку к практическим занятиям [4].

> <

О

< CI

286

Как отмечает И.В. Атаманчук, первостепенное значение в организации внеаудиторной работы студентов приобретает методическое обеспечение, поскольку именно оно выступает инструментом воздействия преподавателя на формирование у студента профессиональных знаний и умений, а также на развитие общих компетенций [1].

К перечню современных элементов методического обеспечения, необходимого для организации внеаудиторной работы, исследователь относит следующие его виды: перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) по изучаемой дисциплине (теме); методические указания по выполнению ВСР; методические указания по проведению лабораторных и практических работ; предоставление доступа к электронной библиотеке [1].

Следует отметить, что включение в данный перечень методических указаний по организации и выполнению лабораторных и практических работ является дискуссионным, поскольку они используются преимущественно для организации аудиторной самостоятельной работы, а не внеаудиторной работы студентов.

Исследователь Т.Б. Панфилова, помимо предложенных И.В, Атаманчук элементов методического обеспечения ВСР, рассматривает также перечень тематических видео- и аудиома-гериалов, а также методические рекомендации и указания к выполнению квалификационных работ студентов: курсовых, дипломных, ВКР [5].

При этом, как отмечает Т.И. Рахматуллаева, внеаудиторная работа является наиболее сложной сточки зрения организации учебного процесса составляющей образовательной программы. Она требует наличия современной материально-технической базы, а также высокого уровня теоретического, научно-методи-ческого и психолого-педагогического сопровождения [б].

Следует отметить, что большинство исследователей, работающих над данной проблематикой, отмечают, что значимость внеаудиторной работы определяется не столько получением профессиональных знаний и навыков, сколько развитием общих компетенций. Тем не менее, внеаудиторной работой студентов вносится существенный вклад и в формирование профессиональных компетенций, особенно это касается студентов-менеджеров, которым в профессиональной деятельности необходима способность к решению сложных и уникальных управленческих задач в услови-

ях динамичнои среды с высоким уровнем неопределенности.

Среди основных проблем формирования профессиональных компетенций у студентов-менеджеров Т.Н. Курицына отмечает следующие:

- специалисту-менеджеру в его профессиональной деятельности необходимы не только специальные знания и умения, но и высокий уровень культуры делового общения;

- специалисту-менеджеру чрезвычайно важно получить опыт управленческой деятельности уже в вузе, причем освоение опыта и навыков в управленческой деятельности и процессе принятия управленческих решений должно быть построено, преимущественно, на самостоятельной работе;

- для формирования профессиональных компетенций менеджера важно использовать модель обучения действием, которая помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой;

- студент-менеджер не должен быть пассивным участником образовательного процесса, напротив, знания и умения, усваиваемые им, должны быть результатом сотворчества, интеллектуального труда и научного поиска [7].

Исследователь H.A. Старкова обуславливает необходимость стратегической ориентации студентов-менеджеров: если в условиях стабильной экономической среды управленческий персонал был преимущественно ориентирован на решение тактических организационных и производственных задач, то в современных условиях быстро изменяющейся конкурентной и общеэкономической среды на первый план выходит стратегическая ориентация менеджеров [8],

Решение данной проблемы лежит в плоскости такой организации процесса подготовки менеджеров, которая бы позволила подготовить выпускника, способного быстро адаптироваться к условиям управления любым бизнес-процессом.

Формирование компетенций, позволяющих эффективно действовать в условиях неопределенности, требуют максимально активной позиции и вовлеченности студента в образовательный процесс. Студент-менеджер не должен быть пассивным реципиентом теоретических знаний и практических умений, которые в условиях существующей социально-экономической динамики могут быстро устаревать, Он должен быть активным участником образовательного процесса, что возможно обеспечить лишь путем правильной органи-

зации самостоятельной работы: как аудиторной, так и внеаудиторной.

Традиционные формы- проведение лекционных и семинарских занятий - безусловно, также необходимы, они способствуют развитию общей подготовленности студентов специальности "Менеджмент" в предметных областях, но без активных методов в рамках такой формы работы, как ВСР, развитие ключевых профессиональных компетенций студентов-менеджеров представляется практически невозможным.

Проанализируем механизмы положительного влияния внеаудиторной самостоятельной работы будущих менеджеров на уровень эффективности освоения компетенций.

Во-первых, систематическая и последовательная ВСР способствует развитию у студентов-менеджеров общих компетенций, необходимых любому специалисту для успешного осуществления профессиональной деятельности в современных условиях.

Во-вторых, внеаудиторная самостоятельная работа способствует более глубокому усвоению и закреплению теоретических знаний и практических навыков, полученных в ходе аудиторных занятий (лекционных и семинарских).

В-третьих, внеаудиторная самостоятельная работа может стать основой реализации активных методик обучения, способствующих формированию комплекса стратегических компетенций у управленческого персонала, столь необходимых в современных условиях,

С этой точки зрения представляется целесообразным дополнить традиционные виды внеаудиторной работы, используемые для студентов всех специальностей, такими специфическими видами ВСР, которые особенно полезны для студентов-менеджеров. В частности, это касается решения кейсов - комплексных творческих заданий, предполагающих поиск оптимальных решений в стандартных и нестандартных управленческих ситуациях.

Кроме того, критически важным для студентов-менеджеров является умение работы с информацией (особенно в условиях ее избыточного потока, с которым сталкивается управленческий персонал на практике), а также навыки поиска необходимой информации в открытых источниках (в особенности - в Интернет-среде). Поэтому, помимо кейсовых заданий, предполагающих наличие готового пакета информации, студентам-менеджерам необходимо ставить комплексные задачи, пред-пола га ющие ка к самостоятельный по иск исход-

ных данных на указанных преподавателем ресурсах, так и информационную работу по указанной проблематике при помощи поисковых систем Интернет.

Для того чтобы внеаудиторная самостоятельная работа была максимально эффективной, она должна осуществляться без непосредственного участия преподавателя, но при этом она требует тщательного планирования. Формируя задания для внеаудиторной работы студентов, преподавательдолжен обеспечить студентов-менеджеров методикой их выполнения, а на ранних этапах обучения ~ и пошаговым алгоритмом. Кроме того, чрезвычайно важна консультативная роль преподавателя: в процессе выполнения внеаудиторных заданий у студента должна наличествовать возможность получения консультаций в удобной форме (включая онлайн-формат). Менторская роль преподавателя во внеаудиторной работе сту-денто в-менедже ро в также предпола гает обеспечение обратной связи на всех этапах выполнения внеаудиторных заданий.

Заключение

Таким образом, внеаудиторная самостоятельная работа студентов-менеджеров играет исключительно важную роль в формировании профессиональных и общих компетенций, необходимых управленческому персоналу, она критически необходима для повышения эффективности освоения компетенций студентами-менеджерами.

Виды внеаудиторной работы для студентов-менеджеров определяются учебными целями, а именно: целью овладения знаний, закрепления и систематизации знаний; формирования умений; приобретения практического опыта.

Анализ проблем обучения студентов-менед-жеров показал, что для подготовки конкурентоспособного на рынке труда управленческого персонала необходимо повышенное внимание уделять именно внеаудиторной работе, поскольку она не только позволяет повысить эффективность освоения теоретических знаний и практических умений, получаемых в ходе аудиторной работы, но и обеспечивает освоение актуальных общих и профессиональных компетенций менеджера.

Особое значение для повышения эффективности освоения компетенций студентами-менеджерами имеют те виды внеаудиторной самостоятельной работы,которые направлены на две последние цели: формирование умений и приобретение практического опыта. Для того чтобы подготовка управленческого персонала была максимально эффективной, тре-

> <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

буется тщательное планирование данных видов работы со стороны преподавателя, тщательная проработка комплексного методического обеспечения, а также обеспечение для студента доступной консультативной поддержки.

Литература:

1. Атаманчук И,6. Внеаудиторная самостоятельная работа как механизм формирования общих компетенций [Электронный ресурс], - Режим доступа: https7/rnulti urok. ru/fil es/vneaudl tornaia • samostoiatelnaia-rabota-ka k-mekhahi.h tml.

2. Ключникова Л.ф. формирование компетенций s области образования у бакалавров менеджмента: дис, ... канд. пед. наук, - Казань, 2011.-215 с,

3. Кондауровз С.Г. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как условие формирования профессиональных компетенций // Образование. Карьера. Общество. - 2013. - №4 (59). -С.56-60.

4. Оюн Ч,В- Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих ком-

петенций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nspo rta I ,ru/shkol a/obsh ch е peda g ogi cheskle-tekhnologll/libra ry/2015/02/03/vneauditomaya-sa mo stoy ate I nay a - ra b ota,

5. Панфилова,!, 6.Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм формирования общих компетенций // Молодой ученый. - 2016. - № 17,1 (121-1).-С 37-46.

6. Рахматуллаевз Т.И. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих ком пете нций [Электронн ы й ресурс]. - Режим доступа: https://www.informio.ru/ publication s/id896/Vnea udítornaja-samostojate ! naja-га bota-studentov-ka k-faktor-form¡ rovanija-obs hi li-kom pete ncil.

7. Курицына Т.Н. Проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся менеджменту Н Культурная жизнь Юга России. - 2008. - №3.- С.141-142.

З.Старкова H.A.Особенности формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по на правлению под готовки ''Менеджмент" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// educ.wikireading.ru/32019.

< CI

288

TECHNOLOGIES FOR DEVELOPING BUSINESS ENGLISH COMMUNICATION SKILLS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES Pokrovskaia Natalia Vladimirovna, PhD of Juridical sciences, Postgraduate student, Moscow State Linguistic University, Moscow

The purpose of the study is to identify and analyze modern technologies for the formation of business communication skills in English among students of non-linguistic universities. The scientific novelty lies in the fact that the paper considers the features of the implementation of small talk technology in teaching business English to students of non-linguistic specialties. As a result, the rele vance of the study of technologies for the formation of business communication skills among students of non-linguistic universities was established, the main components of the modular small talk technology were identified, the content of the educational material that contributes to the implementation of the identified components was analyzed.

Keywords: Business English; business communication; educational technologies; modular technologies; small talk; role-playing games; business games.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.55

УДК 378

ВАК РФ S.8 J/13.00.08

<£> Покровская НЛ, 2022

ПОКРОВСКАЯ На талья Владимировна, кандидат юридических наук, аспирант, Московский государственный лингвистический университет, Москва

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Цель исследования - выявить и проанализировать современные технологии формирования умений деловой коммуникации на английском языке у студентов неязыковых вузов. Научная новизна заключается в том, что в работе рассмотрены особенности реализации технологии small talk при обучении деловому английскому языку студентов нелингвистических специальностей. В результате установлена актуальность исследования технологий формирования умений деловой коммуникации у студентов неязыковых вузов, выявлены основные компоненты модульной технологии small talk, проанализировано содержание учебного материала, способствующее реализации выявленных компонентов.

Ключевые слова: деловой английский язык; деловая коммуникация; технологии обучения; образовательные технологии; модульные технологии; small talk; ролевые игры; деловые игры.

Введение

Современный специалист, согласно требованиямФГОС ВПО, должен понимать существующее многообразие различий и ценностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.